Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час icon

Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час



НазваниеД. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час
Д.В.Давыдова<><> <>Классный час<> <>«Что такое коррупция. Как п
Дата конвертации06.10.2013
Размер161.5 Kb.
ТипКлассный час
источник

Мухамметжанова В.С., кл. руководитель 9 класса

МОУ Верхнемазинская СОШ имени Д.В.Давыдова

Классный час

«Что такое коррупция. Как противостоять  коррупции»

 

Данный классный час рассчитан на учащихся 9 класса, которые уже

могут рассуждать об этой  серьёзной проблеме, которыми усвоены некоторые понятия из курса «Обществознание».

Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят

средства массовой информации, разговоры людей из окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то вопросов с помощью взятки.

Сама жизнь погружает детей в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества.

Цель этого классного часа обозначить эту проблему, заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы,

постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению,

формировать у учащихся правовое самосознание, способствовать осознанию

важности соблюдения закона.

Тема классного часа раскрывается в беседе с учащимися с использованием

разных источников информации (литературное произведение, проза,

энциклопедический словарь, статьи УК РФ и материалы Интернета).

Продолжится работа в группах методом « мозговой штурм».

Задачи

1. обозначение проблемы и осознание своей причастности к её

решению.

2 Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции;

3.. Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию

важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная

репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред

государственным устоям и растлевающей человеческую личность.

Подготовительная работа:

1. Инсценировка отрывка из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»( учащиеся)

2. Изготовление плаката с изображением спрута.

3. стихотворение Л. Бергера «Закон»

Ход классного часа

Сцена из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

(Инсценируют учащиеся)

Явление 1 Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое- что

предпринять.

Аммос Фёдорович. А что именно?

Артемий Филлипович. Ну известно что.

Аммос Фёдорович. Подсунуть ?

Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.

Аммос Фёдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой- нибудь памятник?

Почтмейстер. Или же: « Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому

принадлежащие».

Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь

подальше…

Явление 2

Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?

Аммос Фёдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

Хлестаков. А выгодно однако же быть судьёю?

Аммос Фёдорович. За три трёхлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне…

Хлестаков. Что это у вас в руке?

Аммос Фёдорович ( потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего-с.

Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.

Аммос Фёдорович (дрожа всем телом). Никак нет-с!( В сторону) О боже! Вот уж я и подсудом! И тележку подвезли схватить меня!

Хлестаков (подымая). Да это деньги.

Аммос Фёдорович (в сторону). Ну, всё кончено - пропал! пропал!

Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Аммос Фёдорович( поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием.

Хлестаков. Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю.

Аммос Фёдорович. Помилуйте! как можно! И без того, это такая честь… Конечно,

слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить…

( Приподымается со стула, вытянувшись ми руки по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?

Хлестаков. Какого приказания?

Аммос Фёдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?

Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой нет теперь в нём надобности. Покорнейше благодарю.

Аммос Фёдорович (раскланиваясь и уходя, в сторону). Ну, город наш!

Хлестаков (по уходе его). Судья - хороший человек!

 

Вопрос учащимся. О чём говорится в сцене из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

( Учащиеся без труда определяют, что разговор идёт о взятке, которую нерадивые чиновники города дают мнимому ревизору за то, чтобы он «не заметил» явных упущений в их работе, с тем, чтобы их не лишили должности и т.д.)

Вопрос: Как называются деньги, которые чиновники дают Хлестакову?

Вопрос: Как называется человек, берущий взятку?

Вопрос: Что же такое взяточничество?

(^ Учащиеся предлагают свои варианты ответа)

 

Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.

Учитель. Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.

Вопросы учащимся. Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?

^ Понятие «Коррупция».появляется на экране

 

Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.) Учитель. Вот несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином "коррупция".

1. Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с "подельниками" незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например – фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду – их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше – должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни – кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых – изъять деньги и исчезнуть.

Учитель. Если посмотреть вокруг, нет ли в нашей жизни этого негативного явления?

Приведите известные вам примеры. Имён называть не надо, ведь мы обсуждаем явление в обществе.

 

Учитель. Как мы в обиходе называем всё сказанное?

Ответ: Блат. По блату.

Вопрос: Что предполагает блат?

Ответ: дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека,

оказавшего услугу.

Вопрос: Что представляет собой взятка?

Ответы: конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)

Вопрос: Кто такой посредник?

Ответ: Человек, через которого осуществляется взятка.

Учитель. А теперь давайте обсудим проблему в группах.

^ Первая группа отвечает на вопрос: почему люди дают взятки?

Вторая группа отвечает на вопрос: почему люди берут взятки?

Учитель Учёные попытались обобщить знания о коррупции. Вот что у них получилось

                                       Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная (коррупция госчиновников)

Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)

Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица.

Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)

Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)

Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)

Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

 

Степень централизации коррупционных отношений

1.Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе)

2.Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими

чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими)

3.Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)

Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)

Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция

Систематическая (институциональная) коррупция

Клептократия (коррупция как неотъемлемый

компонент властных отношений)

Выводы: для общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество.

Практически каждый житель нашей страны так или иначе столкнулся с этим

явлением.

Примеры (Взято из Интернета)

Проецируется на экран

а)90 процентов инспекторов ГИБДД, прошедших тест на полиграфе, брали

взятки

По факту частоты столкновений жителей города с коррупцией.

Респондентам задавался вопрос «Насколько часто вам приходится

сталкиваться с коррупцией»

Получены результаты:

51,7% населения никогда не сталкивается с поборами. (либо не знает, что это

такое)

17,9% сталкивается с ними очень часто

17,2% периодически платят взятки

13,2% делают это редко.

Из данных видно, что более половины населения города не считает себя участниками

коррупционных процессов. Однако остальные признали, что, так или иначе, сталкиваются

с поборами.

Учитель: Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?

 

В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и

кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много

чиновников продолжают брать взятки. Наверное, поэтому в обращении Президента РФ «К нации» говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Медведев пообещал принять новое антикоррупционное законодательство – это станет одним из шагов в масштабной кампании по борьбе со взятками. В первые недели своего президент говорил, что центральной его задачей является установление власти закона и искоренение, как он сам выражается, "правового

нигилизма" – всеобщего пренебрежения к законам.

^ Учитель читает стихотворение Л. Бергера «Закон»

Толпой огромной в Храм Фемиды

Ворвался разорённый люд.

Нет, не со зла, а от обиды,-

Их разорил богатый плут.

Он результат трудов тяжёлых

Себе присвоить вдруг решил:

Без правды он оставил «голых»,

И их последнего лишил.

Перед лицом суда и чести

«Я не виновен!»- говорил,

И рассыпался в грубой лести,

Чтоб суд его не очернил.

Но справедливость существует…

Судом был плут приговорён…

Так справедливость торжествует,-

«Закон суров, но он - Закон!»

Учитель (комментирует статьи УК) В Уголовном кодексе РФ есть статьи № 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», №290 «Получение взятки», № 291 «Дача взятки»

Учитель

Иногда чиновники вымогают взятку. Это так и называется: «вымогательство», и за это судят. Но в школьной среде тоже иногда случаются факты вымогательства отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.

Учитель: А сейчас я прочту вам другое стихотворение о взятках и взяточниках

Об этом не сразу услышишь вокруг,

Ведь это скрыто от глаз,

Дать взятку, подмазать, «на лапу» дать,

Всё чаще звучит сейчас.

А лапа мохнатая тут как тут,

Везде затаилась и ждёт,

И часто случается в жизни так,

Что лапа взятки берёт.

Вот важный чиновник сидит за столом,

В два счёта решил бы вопрос,

А он намекал, юлил, не спешил,

И денежный ждал поднос.

И посетителя вынудил он,

Чиновника понят намёк,

Деньги - в конверт, конверт - на стол,

И сразу решился вопрос.

Горячее лето, для ВУЗа страда,

Экзамены здесь сдают,

Но чьи - то папа с мамой в обход

Сынка в институт ведут.

Он в школе учился не ахти, кое - как,

Но в ВУЗ ему позарез,

За взятку декану в тот институт

Этот бездельник пролез.

А кто - то умный уже за бортом,

Не будет учиться он,

Тот умный честно хотел поступить,

Не нарушая закон.

А в клинике к доктору сто человек,

Толпится народ и ждёт,

Но кто- то без очереди, дав взятку врачу,

Уже на приём идёт.

На снимок больного доктор послал,

А там никого - тишина.

-Придёте вечером,- ему говорит

В стерильном халате сестра.

-Ах, как же, на вечер? Я не могу.

Что делать? А время идёт.

Чтоб день не губить, он деньги тайком

В стерильный карман кладёт.

Минута, другая, и снимок готов,

Не надо вечера ждать,

Как видите, просто всё и легко,

Если взятку дать…

-Дайте мне справку,- просит клиент,

Но Зам. не спешит выдавать,

И сто «Не положено!» ему в ответ,

И справки ему не видать.

Клиент догадлив, однако, был,

Он даже знал наперёд,

Что если «подмазать»- любой вопрос

Решение быстро найдёт.

И он в магазин, и с пакетом в руках

Заходит повторно он,

В пакете конфеты, шампанское есть,

За справку всё выложил он.

Превысил скорость пьяный лихач,

Задержан постом ГАИ,

Юлит и вертится этак и так,

Чтоб только не замели.

А пост ГАИ продажным был,

На деньги позарился он,

За взятку он отпустил лихача,

Презрев и нарушив закон.

Но если за дело возьмётся тот,

Кто охраняет Закон,

Того, кто взятки всегда берёт,

Поймает за руку он.

Вот и включился особый отдел,

К чиновнику опер идёт,

И деньги, посыпанные порошком,

Для взятки в кармане несёт.

Чиновник дотошно решает вопрос,

И тянет с ответом пока,

Но пачку денег опер даёт,

Берёт её Зама рука…

А тут в кабинет опера ворвались,

У Зама растерянный вид,

И слово «ВЗЯТКА»- не смоешь никак-

На каждой купюре горит.

А на руках порошок зацвёл,

И краска надиво прочна,

Так уличён чиновник был,

Так засветилась рука.

Взятки и взятки на каждом шагу,

За то, и за это. Как быть?

Как эту заразу в жизни у нас

Со свету искоренить?

Что можем с тобою, я и ты,

Что можем мы предпринять?

Пусть долго, пусть трудно, но никогда

Взяток не будем давать!

Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где-то далеко в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.

Представьте, что коррупция- это гигантский спрут, обвивший своими щупальцами все сферы человеческой жизни и деятельности. Вот на этом плакате изображён спрут. Что мы должны противопоставить этому чудовищу? Предлагайте, и с каждым вашим предложением будет отрываться одно щупальце.

Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством

(Задание обсуждается в группах, выводы записываются на листочки, озвучиваются, а затем прикрепляются на плакат и отрываются щупальца.)

1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов;

2. Повышение заработной платы во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам милиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.

3. Сделать так, чтобы чиновникам было невыгодно брать взятку и не было бы для этого никакой возможности;

4. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;

5. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед

наказанием был сильнее соблазна;

6. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть;

.

Учитель. Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец.

Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.




Похожие:

Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час на тему «Что такое коррупционные проявления». Ребята обсуждали вопросы о взятках, и когда больше проявлялось взяточничество
Вр спиридонова О. Ю. провела беседу с учащимися 6-8 классов «Что такое коррупция?», где рассматривались вопросы: Что такое взятка,...
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Конвенция ООН о правах ребенка» Ноябрь Кл руководители, мастера п/о Классный час «Конституция РФ -основной закон страны»
Классный час Уголовная ответственность и их родителей за приобретение спиртных напитков
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Коррупция и борьба с ней?»
Анализ юридических ситуаций и определение, можно ли усмотреть в них проявление коррупции
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час на тему: «Что такое права и обязанности ребёнка?» 1 4 классы в течении месяца Классные руководители 2
Тематический классный час на тему: «Основы поведения детей в ситуациях, связанных с возможным проявлением жестокости и насилия»....
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «деньги: свои и чужие»
...
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Чернобыль-трагедия 20 века» 26. 04. 13, 11. 00 1а,30ч классный руководитель Сарушкина О. А. Классный час «Чернобыльская-трагедия»
Классный час с просмотром презентации «Чернобыль-трагедия, подвиг, предупреждение»
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconЛ. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина» Пояснительная записка
Данный классный час – ступень в системе мероприятий по патриотическому воспитанию, рассчитанная на учащихся 1-2 класса начальной...
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Без коррупции с детства»
Ученик 4 а я подготовилась! Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды,...
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Без коррупции с детства»
Ученик 4 а я подготовилась! Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды,...
Д. В. Давыдова Классный час «Что такое коррупция. Как противостоять коррупции» Данный классный час iconКлассный час «Без коррупции с детства». 8 класс Цель
Ученик 4 а я подготовилась! Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы