Составитель: Пантелеева А. А icon

Составитель: Пантелеева А. А



НазваниеСоставитель: Пантелеева А. А
И.Г. Михайлова
Дата конвертации12.11.2013
Размер256.82 Kb.
ТипРеферат
источник



Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования лексических навыков на уроках английского языка


Составитель: Пантелеева А.А.,
учитель английского языка
МОУ «сош № 29» им. И.Г. Михайлова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. …………...3

ГЛАВА 1. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку……………………………………………….8

1.1. Виды, функции цифровых образовательных ресурсов…………………..8

1.2. Преимущества и недостатки использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку…………………………………….19

Выводы по первой главе………………………………………………………...22

ГЛАВА 2. Практико-экспериментальное обучение лексике на основе цифровых образовательных ресурсов………………………………………….24

2.1. Виды и особенности использования цифровых образовательных ресурсов для совершенствования лексических навыков………………………………...24

2.2. Планирование уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов для обучения лексике на среднем этапе….…………………………45

2.3. Экспериментальное обучение лексической стороне речи с использованием цифровых образовательных ресурсов………………………53

Выводы по второй главе………………………………………………………...59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….63

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………...69

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….70


ВВЕДЕНИЕ


Общее состояние системы образования в стране выражается социально-культурным развитием ее граждан. Такое развитие напрямую зависит от культурно-исторических задач, решаемых в обществе. Современный период общественного развития характеризуется интенсивным становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всего знания, накопленного человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой.

Человек на современном этапе жизни должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь получать его. Учиться значит решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить нужную информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися, владеть иноязычной языковой компетенцией. Эти требования определены государственным стандартом общего образования (ГОС) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в концепции, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002, с.15].

Компьютеризации и интернетизации системы образования страны посвящен целый ряд проектов:

- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;

- «Электронная Россия»;

- «Развитие инфраструктуры и наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы»;

- приоритетный национальный проект «Образование»;

- проект «Информатизация системы образования» и т.д. [Тихонов, 2008, с. 4].

Эти проекты успешно выполняются.

Изменения в системе образования, происходящие за счет увеличения использования электронных средств, увеличение потока информации в связи с появлением Интернета, расширение взаимодействия людей, возможность для каждой семьи приобрести компьютер – это признаки нового цифрового общества, которое предоставляет уникальную возможность совместить сетевые ресурсы и новое цифровое учебное оборудование в единый учебно-методический комплекс. Какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения или вся информационно-предметная среда, на первое место выдвигаются дидактические задачи, вытекающие из особенностей познавательной деятельности учеников.

В образовании всегда существовало противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями и интересами школьников. Эта проблема характерна также и для курса иностранного языка в школе. Новая парадигма школьного обучения с целью преодоления этой проблемы провозгласила индивидуальный и компетентностный подход в дидактике, так называемая личностно-ориентированная парадигма. Широкие возможности для ее реализации предоставляют цифровые образовательные ресурсы.

Актуальность данной проблемы продиктована стремительным внедрением в образовательный процесс новых технологических возможностей, компьютеризацией обучения, введением Интернет-ресурсов при изучении лексических единиц английского языка.

Целью нашего исследования является изучение, систематизация и теоретическое обоснование использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для совершенствования лексических навыков при обучении английскому языку на средней ступени обучения.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.

Предмет исследования: цифровые образовательные ресурсы при обучении лексики английского языка, их классификация, достоинства и недостатки применения на практике.

Гипотеза: совершенствование лексических навыков на средней ступени обучения будет эффективным, если в процесс обучения вводить цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Тема работы является относительно новой, так как ЦОР только внедряется в процесс обучения. Но уже можно выделить ряд теоретико-методологических публикаций различных авторов, работающих по этой теме. П.В. Сысоев [10], Н.Д. Гальскова [29], Е.С., Полат, К.В. Александров [18], Л. Босова [24], И. Коптюг, И. Роберт [48], А. Михайлова [39] , Д. Шагалеева [54, 55] – это далеко не полный перечень исследователей, освещающих различные аспекты внедрения ЦОР в образовательный процесс. Для написания выпускной квалифицированной работы также использовались статьи из журналов «Иностранные языки в школе», «1 сентября. Английский язык», «ИКТ в образовании», «Информатика и образование», «Инновации в образовании».

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать педагогическую литературу и электронные ресурсы по проблеме введения ЦОР в процесс обучения лексики английского языка;

  2. определить виды ЦОР, функции их использования в процессе обучения английскому языку;

  3. выявить преимущества и недостатки использования ЦОР при обучении иностранному языку;

  4. разработать уроки с использованием ЦОР;

  5. выявить результативность экспериментального обучения лексике на основе использования ЦОР;

  6. оценить результативность внедрения ЦОР в практику преподавания английского языка на средней ступени образования.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. теоретические: анализ, обобщение, систематизация психолого-педагогической, учебно-методической литературы и Интернет-ресурсов, интерпретация литературных источников;

2. эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование педагогический эксперимент.

Экспериментальная база и выборка. Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №29" им. И. Г. Михайлова поселка Артыштас 03.09.2010г по 24.04.2011г. В эксперименте принимали участие 20 учащихся, 10 учащихся 5 «А» класса и 10 учащихся 5 «Б» класса. Возраст участников – 11- 12 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения ЦОР для совершенствования лексических навыков учащихся на средней ступени обучения.

^ Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены для совершенствования лексических навыков при изучении английского языка на средней ступени обучения с использованием ЦОР.

^ Апробация результатов производилась в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" им. И. Г. Михайлова поселка Артышта

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа изложена на _____ страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из _____ наименований, приложение на ____-ти страницах.

^ ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


1.1. Виды, функции цифровых образовательных ресурсов


М. Ю. Бухаркина утверждает, что к понятию «Цифровые образовательные ресурсы» нужно обращаться, отталкиваясь от термина «мультимедиа», который появился в 1965 году для описания экстравагантных театрализованных шоу конца 70-х гг., использовавших разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео-, аудио фрагменты, световые эффекты и живую музыку [Бухаркина, 2009, с. 9-10]. С появлением компьютеров и повсеместной информатизацией образования термин претерпел существенные изменения. В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств обучения (ТСО), которое способно решать круг задач, определяемых дидактическими свойствами и функциями данного средства обучения.

В 1992 году совместное советско-американское предприятие «Интерсофт Медиа» первым разработало цикл мультимедиа–программ по историко-культурному наследию нашей страны. Затем появились образовательные программы «Обучение и доступ в Интернет», «Обучение для будущего», «Поколение ру». Накапливалось все больше и больше мультимедийных продуктов образовательного характера, пригодных для использования на уроке фронтально или для групповой работы. Возникла необходимость создания коллекций медиа – объектов, структурированных как по темам, так и по предметам. Довольно быстро проблема была осознана на государственном уровне. Появилось решение о централизованной разработке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В результате работы были созданы ЦОР практически по всем дисциплинам школьной программы. После завершения работ все ЦОР были объединены в единую коллекцию, которая так и называется «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Данная коллекция открыта в широком доступе через сеть Интернет с 1 сентября 2006 года (http://school-collection.edu.ru). Коллекция постоянно пополняется. Сейчас в ней находиться порядка 85 000 ресурсов.На сегодняшний день это один из самых лучших сайтов, освещающих данную проблему.

Не менее интересен сайт ФЦИОР (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов (http://eor.edu/ru)). Здесь открыт доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов по всем предметам школьной программы. Для изучающих английский язык здесь размещено около тысячи «открытых образовательных модульных медиа–систем» (ОМС). Эти ресурсы, представляющие собой отдельные электронные модули трех типов (информационный, тренажер, модуль контроля) разных уровней сложности, можно использовать на уроке в режиме онлайн, вызывая необходимый модуль из сети. На базе этих модулей можно также создавать собственные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или разработки к урокам, предварительно загрузив необходимые ОМС на жесткий диск компьютера, а затем скомпоновать их на отдельной программной платформе.

Информационный портал «Единое окно» (http://window.edu.ru) обеспечивает единый доступ к учебным и учебно-методическим ресурсам, размещенным как на федеральных образовательных порталах, так и на других порталах и сайтах, включая региональные, вузовские, сайты научно-образовательных проектов, электронных библиотек, музейных коллекций.

Сайт компании Microsoft «Эффективная работа преподавателя» (http://www/e-teaching.ru) создан специально для преподавателей вузов и учителей школ, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности. Очень пригодиться учителю «Путеводитель для преподавателя по миру современных информационных технологий», доступный для загрузки, а также его интерактивная электронная версия, которую нельзя загрузить с сайта, но можно посмотреть в режиме онлайн (правое меню сайта).

Сайт конференции «Современная образовательная среда сегодня и завтра – 2008» (http://forum.wtu.ru). Конференция проходила 1 октября 2008 г. на ВВЦ в рамках 10-го юбилейного Всероссийского форума. Если перейти по ссылке «Тезисы» в верхнем меню сайта, то получим доступ к материалам конференции. Среди тезисов конференции наибольший интерес для учителей английского языка представляют следующие материалы: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов как базовый компонент информатизации в системе общего и начального профессионального образования», «Электронные пособия по страноведению англоязычных стран в системе многоуровневой языковой подготовки» [Корчажкина, 2009, с. 3-4].

Охарактеризуем основные понятия и определения.

Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных ИКТ, Интернет-технологий пока находиться в стадии становления. Это объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют различные термины. Некоторые российские исследователи и педагоги все еще не видят разницы между медиа образованием и использованием информационных технологий, дистанционного обучения, медийной техники в учебном процессе школы и вуза. [Федоров, 2009, с. 56].

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), мультимедиа, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), Интернет-технологии – таков набор терминов, встречающихся в литературе. Остановимся на основных понятиях, используемых в данной работе.

Наиболее широко употребляемым в учебно-методической литературе является термин «Интернет – технологии». Под ними, по утверждению П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. Иными словами, Интернет-технологии – это использование сети Интернет в обучении иностранному языку [Сысоев, 2010, с. 92].

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) – это аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучающимся, интерактивное взаимодействие учащегося с преподавателем или компьютерной обучающей программой (КОПР), осуществляющие тестирование и проверку знаний учащихся. [Першина, 2008, с. 48].

Мультимедиа – это «объединение более чем одного коммуникационного агента в некоторую форму коммуникации», или более конкретно для компьютерных систем «объединение таких агентов, как текст, звук, графические изображения, анимация, видео и пространственное моделирование в компьютерную систему» [Рапуто, 2008, с. 51].

Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования [сайт http//www.studlab.ru].

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Заметим, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных (цифровых) образовательных ресурсов, способных поддержать все компоненты образовательного процесса.

И. В. Аркусова считает, что основные дидактические возможности программированного обучения это: активная стимуляция и значительная активизация познавательных процессов обучающихся; развитие интеллектуальных способностей, творчества, самостоятельности и рационализации собственной учебной деятельности; повышение продуктивности преподавательской деятельности педагога. К методическим возможностям относятся: для преподавателя: демонстрация наглядных материалов всем обучающимся одновременно; постоянная активизация устойчивого концентрированного внимания каждого члена группы; проведение итогового теста в конце занятия, позволяющего в реальном времени выявить качества усвоения материала, наблюдая за ходом выполнения и отслеживания типичных ошибок с целью их фиксации для самостоятельной проработки после занятия; возможности быстро, легко и адекватно конкретным задачам текущего занятия, без специальных знаний самостоятельно выбирать и составлять набор наглядных тематических и дидактических материалов для занятия; сохранять запись содержания занятий; использовать предыдущее содержание на последующих занятиях в качестве систематизации или повторения учебного материала, например, перед зачетом или экзаменом; для обучающихся: возможность всегда после окончания занятия получить диск с его содержанием для самостоятельной работы; содержание учебной информации, находящейся на диске, можно легко использовать в качестве дополнения и вариативного изменения, интерпретации для выполнения домашнего задания по конкретной теме; постоянное припоминание иноязычной учебной информации; ее актуализация и регулярное систематическое применение на последующих занятиях в творческом ракурсе; экономия времени и физических ресурсов на запись (запечатление в тетради) значимого учебного материала в течение занятия. [Аркусова, 2009, с. 13-17].

Созданные на базе средств ИКТ материалы нового поколения ориентированы на повышение эффективности образовательного процесса. Они обеспечивают подготовку школьников к жизни в информационном обществе за счет формирования и развития способности учиться; коммуникабельности; умения работать в коллективе; способности самостоятельно мыслить и действовать, осуществлять выбор и нести за него ответственность; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения, навыки.

Ресурсы Единой коллекции разрабатывались так, чтобы предусмотреть максимально простой и легкий путь для их использования преподавателями-предметниками. Они делятся на несколько категорий: учебные материалы нового поколения, тематические коллекции, региональные коллекции. Охарактеризуем категории ЦОР, входящие в Единую коллекцию.

  1. Наборы ЦОР. Поддерживают существующие традиционные учебники наборами ЦОР. Они рекомендуются для контингента учителей с минимальным опытом работы с компьютером, призваны создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулировать их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов;

  2. Информационные источники сложной структуры (ИИСС). Поддерживают как традиционный учебный процесс, так и помогают в изучении отдельных тем инновационными способами. В отличие от наборов ЦОР, они могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета, но задающие строго определенный набор видов учебной деятельности. В качестве образца рассматриваются следующие ресурсы:

  • ЦОР, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);

  • учебные модули, которые помогли бы ученикам познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки;

  • специализированные энциклопедии (искусство, история, география и т.д.), определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учеников и разные географические и климатические зоны России;

  • комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);

  • виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;

  • сложные учебные интерактивные модели.

В Коллекции размещено около 70 ИИСС для базовых учебных предметов общеобразовательной школы. Пожалуй, наиболее сложными направлениями можно назвать те из них, которые ориентированны на изменение традиционного учебного процесса и требуют значительно более высокой квалификации от учителя-предметника. То есть, эти ИИСС решают задачи трансформации учебного процесса с достижением новых образовательных результатов, но в применении не ко всему учебному курсу, а к отдельным его блокам или даже темам.

В тоже время достаточно много ресурсов, которые можно использовать и в традиционном учебном процессе.

  1. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). Предназначены для изучения полноценных предметных курсов, а также, что самое существенное, для изменения традиционного учебного процесса и получения новых, не достижимых ранее образовательных результатов, подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.

При разработке ресурса достигнута задача создания принципиально новых перспективных или инновационных УМК, под которыми понимается полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды. Подразумевается, что ИУМК в первую очередь способствуют модификации традиционной классно–урочной системы преподавания, внедрению инновационных форм обучения.

Методическая часть – одна из важнейших составляющих ИУМК. Если при работе с наборами ЦОР в традиционной классно-урочной схеме еще можно рассчитывать на то, что преподаватели смогут самостоятельно обогатить традиционный учебный процесс использованием отдельных ресурсов, то при разработке ИУМК роль методического сопровождения возрастает многократно. Это связано с двумя одновременно решаемыми задачами: перестройкой учебного процесса и активным использованием средств ИКТ. Поэтому каждый ИУМК обязательно включает в себя методические рекомендации по его использованию в учебном процессе.

Конечно, все это требует более высокой квалификации преподавателей, но для тех, кто уже плодотворно использовал наборы ЦОР или отдельные ИИСС, овладение работой с ИУМК не представит затруднений.

Весь перечисленный размах и многообразие цифровых образовательных ресурсов можно представить в виде схемы: виды ЦОР по образовательно-методическим функциям (рис. 1).



Рис. 1 – Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям

ЦОР – это прежде всего информационный источник. Основываясь на этой позиции, классифицировать ЦОР можно таким образом (рис. 2).



Рис. 2 – Классификация ЦОР по типу информации


Следовательно, единая коллекция ЦОР – это необъятный источник ресурсов, расположенных по возрастанию уровня сложности его материалов, позволяющих расширять диапазон коммуникативно-когнитивных умений учащихся.

Если говорить о функциях, которые выполняют ЦОР для обучения иностранным языкам, то к их числу можно отнести:

1) формирование умений и навыков чтения иностранных текстов;

2) совершенствование умений письменной речи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов;

3) пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных иностранных языков;

4) формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем;

5) помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;

6) помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей в режиме фронтальной работы;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

7) помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними;

8) электронная лаборатория ЦОР выполняет функции информационного банка, в котором хранятся коллекции различных учебных и дидактических материалов, доступные учителям и обучающимся;

9) осуществление аналитико-синтетической переработки информации.

Таким образом, ЦОР решают сразу несколько функций. Они, во-первых, интенсифицируют учебный процесс, облегчают учащимся овладевать умениями, навыками, во-вторых, оказывают поддержку учителю в подготовке и проведении урока, в-третьих, развивают творческий потенциал, как учащихся, так и учителя.


1.2. Преимущества и недостатки использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку


Компьютер относится к таким техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютеров в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образовательного процесса является полная информатизация обучения.

Многие современные дети, воспитанные телевизором и компьютером, привыкшие к ярким рисункам и занимательным играм, уже попросту не воспринимают учителя, если в его арсенале не имеется ничего, кроме мела, доски и учебника.

Поэтому учителям, в том числе и учителям иностранного языка, приходится использовать и применять цифровые образовательные ресурсы в процессе обучения, ведь с их использованием изучение предмета можно превратить в увлекательное, захватывающее занятие. [Соломахина И.А., 2004, с.198].

В отличие от традиционных методик, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. [Дмитриева Е.И, 2005, с.48].

По мнению, Дигтяр О.Ю., страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей ученика. Поэтому использование ЦОР на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка. [Дигтяр, 2009, с.25].

В условиях современной школы главной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного изучения учащимися иностранного языка характерна работа с аутентичными печатными, аудио и видео материалами. С другой стороны, на фоне быстрого развития информационных технологий и роста интереса к ним среди учащихся, все более развивается тенденция отставания информационной культуры учителя от уровня учащихся, что приводит к заметному снижению авторитета учителя и, как следствие, к падению интереса учащихся к учебе. Одним из верных способов предотвратить негативную тенденцию является применение в процессе обучения цифровых образовательных ресурсов. Основными целями применения цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;

  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  • увеличение объема лексических знаний;

  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. [Нестерова, 2008, с.19-20].

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. [Цветкова, 2002, с.11].

Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Способность компьютера накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса, анализировать статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.) – все это лишь некоторые достоинтсва компьютера, который помогает преподавателю судить о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Таким образом, при сравнении процесса обучения иностранным языкам традиционным способом и обучении с использованием ЦОР, мы выявили следующие преимущества:

- индивидуализация обучения. При организации совместной деятельности учащегося планируется развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества с учителем. Ведущим компонентом принципа индивидуализации является так называемая личностная индивидуализация. Учитывая личностные характеристики учащегося, учитель предлагает ему материал для усвоения разного уровня сложности. Кроме того, ученики сами определяют темп работы;

- повышение мотивации, ведь многократное повторение одной и той же языковой модели в компьютерной программе кажется незаметным и не очень навязчивым, поэтому учебный материал усваивается хорошо. Если бы такую отработку пришлось проводить в рамках традиционных форм общения учителя и ученика, то урок превратился бы в элементарную зубрежку, которой ученики не любят заниматься. Компьютерная среда создает среду общения, которая очень мотивирует ученика. Школьник относится к таким упражнениям как к занимательной игре с компьютером. А также ученики ощущают постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины;

- интерактивность. Ученик становится полноправным участником процесса восприятия за счет постоянной и прямой реакции машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения, его опыт служит основным источником учебного познания. Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы;

- оперирование большим объемом информации;

- неограниченное количество обращений к заданиям. Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении ИЯ. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз - ее необходимо повторить многократно; при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже помогает компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст;

- немедленное предоставление обратной связи. Выполняя задания обучаемый тут же получает информацию о правильности или ошибочности своих действий;

- конфиденциальность. Ученик знает, какие ошибки делает, но у него нет страха, что кто-то узнает о них, и он получит неудовлетворительную отметку. При этом самооценка ученика не снижается, на уроке создается психологически комфортная обстановка;

- комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, звука, мультипликаций, видео. На уроке благодаря компьютерной программе можно организовать одновременно несколько видов работы ученика: играть в словарные игры, смотреть мультфильм и озвучивать их героев, петь под караоке, записывать свои песни. [Носенко, 2002, с.16-19].

Однако тот огромный потенциал, которым обладает обучение английскому языку с использованием ЦОР, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода.

Говоря о достоинствах внедрения компьютеров в процесс обучения, Носенко Э.Л. отмечает и некоторые недостатки.

Основным недостатком обучения с помощью компьютера до сих пор остается невозможность прямого устного диалога с компьютером. Однако технический прогресс в этой области дает нам возможность уверенно рассчитывать на то, что программы распознавания речи станут в скором времени неотъемлемой частью обучающих программ. Помимо этого можно выделить следующие недостатки:

  • при использовании программ-переводчиков предложения переводятся дословно. При переводе художественного текста с помощью данных программ теряется его смысл;

  • ЦОР может быть перегружен наглядным материалом;

  • использование ЦОР на уроке не должно превышать 20 минут;

  • во время работы с ЦОР может наблюдаться зрительное утомление;

  • отсутствие учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся;

  • несоответствие информации на дисках по отношению к тематике учебных занятий к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый;

  • проработка в каждом из ЦОР всего 1-2 лексических тем и отсутствие серии, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала;

  • ограниченные возможности групповой и коллективной работы.

Также к недостаткам ЦОР можно отнести злоупотребление компьютерными эффектами и избыточность красок.

Наибольшую трудность представляют проблемы, возникающие на административном и преподавательском уровне и связанные с введением обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. Преподавателям ИЯ предстоит понять, что обучение с помощью компьютера предназначено для того, чтобы помочь им, освободив от долгих объяснений и рутинной работы, но оно не может заменить учителя. Изменив отношение к компьютеру, педагог сможет большую часть урока посвятить упражнениям, которые стимулируют реальное общение, что является целью коммуникативного подхода в обучении ИЯ.


^ ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ


Таким образом, мы выявили, что важными отличительными чертами современного этапа информатизации общего среднего образования являются: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий в деятельности учителя и ученика, тенденции изменения классно-урочной системы при использовании средств ИКТ, крупномасштабное внедрение в образовательный процесс ЦОР.

В первой главе рассмотрен вопрос внедрения ИКТ и ЦОР в процесс обучения иностранному языку. Одним из перспективных инновационных направлений является применение компьютерных технологий с целью совершенствования и интенсификации обучения иностранному языку. Если раньше основным источником знаний для ученика была книга, а учебный процесс обеспечивался информацией с помощью библиотек, то нынешнее развитие информационных и коммуникационных технологий и электроники позволяет использовать не только печатные издания (книги, брошюры, журналы и т.д.), но и цифровые, мультимедийные образовательные ресурсы: аудиокассеты, видеокассеты, электронные образовательные издания, учебные пособия, представленные на CD-ROM дисках или других цифровых носителях информации.

Отмечено, что понятийный аппарат информатизации образования еще полностью не сформирован. В научно-методической литературе встречаются понятия: цифровой образовательный ресурс, мультимедийный ресурс образовательного назначения, электронный образовательный ресурс. Разное по форме их произношение фактически отражает одно и тоже содержание.

Опираясь на исследование М.Ю. Бухаркиной, выявлена эволюция понятия «мультимедиа» от уличных шоу до средств обучения, постепенное трансформирование этого термина в ЦОР.

Отмечено, что заинтересованность государства в кардинальной перестройке школьного образования привело к появлению приоритетного национального проекта «Информатизация системы образования». Результатом его функционирования стало создание «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», размещенной в сети Интернет.

Перечислены другие сайты Интернета, содержащие ЦОР, представляющие интерес для учителей английского языка. Определены виды цифровых образовательных ресурсов, дана их краткая характеристика. Подчеркнуто, что три категории (Единой коллекции ЦОР) расположены в порядке возрастания их трудности, усложнения целей и методических возможностей и выглядят следующим образом:

  1. наборы ЦОР;

  2. информационные источники сложной структуры (ИИСС);

  3. инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).

Зафиксированы функции ЦОР (методические, информационные, учебные, творческие). Определены и проанализированы преимущества и недостатки ЦОР при обучении иностранному языку.

На основе научно-педагогических исследований в области создания и применения ЦОР перечислены дидактические возможности использования ЦОР в учебном процессе.

Таким образом, рассмотрев в первой главе теоретические вопросы внедрения ЦОР в процесс обучения, мы подготовили фундамент для последующего их введения в практику учителей английского языка.








Похожие:

Составитель: Пантелеева А. А iconКаталог публикаций в журнале «Школа и производство» (за последние 3 года)
Алексахин Н. Н. Расписные деревянные ложки. №2, с. 31. Пантелеева Г. В. Приспособления для уроков по обработке ткани. №5, с. 52
Составитель: Пантелеева А. А iconАгитбригада «А ты записался в кадетский класс?» Составитель
Составитель: учитель истории и обществознания, классный руководитель 6 кадетского класса Дикова Ирина Александровна
Составитель: Пантелеева А. А iconРабочая программа по математике (профильный уровень) ( 10-11 класс) Составитель: Кокошина Валентина Ивановна
...
Составитель: Пантелеева А. А iconПрограмма по математике 3 класс Автор-составитель
Автор-составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Составитель: Пантелеева А. А iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель математики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2008г
Составитель: Пантелеева А. А iconКлассные часы в 4 и 5 классах, на которых ребята познакомились и обсудили литературные произведения Л. Пантелеева «Честное слово»
Учащиеся 11 класса представили презентацию о Герое Советского Союза М. М. Залилове, Анисимова Е. А. – библиотекарь школы провела...
Составитель: Пантелеева А. А iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса Составитель: учитель русского языка и литературы Темникова Ж. В
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические...
Составитель: Пантелеева А. А iconПоложение о Восьмых Международных Давыдовских чтениях-2013
«Наш музей2), также на страницах сборников «Денис Давыдов у себя дома» (автор-составитель С. С. Узбекова, Ульяновск, Улгту, 2011....
Составитель: Пантелеева А. А iconРабочая программа по литературе 9 класса Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Составитель: Пантелеева А. А iconРабочая программа по алгебре составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений алгебра 7 -9 классы, составитель
Примерной программы для общеобразовательных учреждений алгебра 7 -9 классы, составитель Бурмистрова Т. А. –М.: Просвещение, 2008...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы