Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа icon

Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа



НазваниеПереподготовки работников образования выпускная квалификационная работа
страница1/5
Дата конвертации12.11.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА I КАТЕГОРИЮ


ТЕМА:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Выполнил: Щепкина

Татьяна Викторовна

МДОУ №5 г. Сорочинска

Воспитатель


Руководитель: Михеева

Елена Владимировна

ст. преподаватель

кафедры педмастерства


Оренбург 2008


Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------^ 3

Глава I Теоретические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------5

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ------------------------------------------------------------------------------------------------------5

1.2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика её компонентов -------------------------------------------------------------------------------11

1.3. Этикет, как органическая часть поведенческой культуры ---------------------17

Глава II. Проект работы по проблеме исследования -----------------------------20

2.1 Методика работы по воспитанию культуры поведения детей -----------------20

2.2. Воспитание культуры поведения дошкольников---------------------------------26

2.3. Анализ результатов работы по воспитанию культуры поведения -----------31

Заключение------------------------------------------------------------------------------------33

Список литературы--------------------------------------------------------------------------34

Приложение ----------------------------------------------------------------------------------36


Введение

«Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

^ В.А. Сухомлинский


В современном обществе владение этикетом – норма поведения каждого человека. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в саду, в общественных местах и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения.

В формировании у ребенка этикета большое значение имеет пример взрослых. Из опыта работы мы выяснили, что не все взрослые (родители) могут быть примером для своих детей, т.к. они плохо знают этикет. Мы сделали вывод, что должны помочь родителям в изучении правил поведения, принятых в обществе, используя консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы.

Именно знание этикета поможет ребенку войти в сложный мир человеческих отношений. Научить его везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности.

Над этой проблемой работали многие педагоги. Культура рассматривается современными исследователями как творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель этой деятельности – синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой (А.И.Арнольдов). Чаще всего в литературе приводятся традиционные методы воспитания культуры поведения. Одна из важнейших задач педагога – формирование разумного сочетания чувства свободы и необходимости. К сожалению, акцент на свободу в ущерб ответственности и гражданским обязанностям приводит, как отмечал Б.Т.Лихачёв, к потере духовности, пренебрежению дисциплиной, разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежеланию трудиться, безнаказанности, росту преступности, в том числе подрастающего поколения. Изучая этикет, осознанно воспринимая его целесообразность и необходимость, человек идёт по пути совершенствования не только своего поведения, но и мировосприятия, развивает своё нравственное отношение к действительности и людям.

Современное Российское общество пребывает в состоянии идеологического вакуума. Отсутствует заказ на воспитание и педагог, не имеющих воспитательных целей, естественно, не имеет возможности отбирать содержание и педагогическую технологию воспитательного взаимодействия. В этом мы видим большую проблему и считаем важным вновь и вновь поднимать тему «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

^ Цель исследования: Теоретически обосновать проблему воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста, разработать и апробировать проект работы по данному направлению.

^ Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме воспитания у детей культуры поведения.

  2. Рассмотреть этикет как органическую часть поведенческой культуры.

  3. Изучить методику ознакомления дошкольников с правилами культуры поведения.

  4. Разработать рекомендации для родителей

^ Ожидаемые результаты: Проведя ряд занятий, игр, используя художественную литературы, устное народное творчество, личный пример взрослых мы считаем, что у детей можно сформировать устойчивые навыки культуры поведения, этикета и правильное отношение к себе и к обществу.

^ База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 5 г. Сорочинска, участвовало 20 детей.


Глава I. Теоретические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Проблема воспитания культурного человека сегодня как никогда актуальна. Для того чтобы в ней разобраться нам понадобилось просмотреть много литературы наших учёных и педагогов. Честь быть создателем первой программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умоляя значение Локка Руссо и других западных мыслителей, он говорил, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали и этики, которые необходимо учитывать при воспитании. В его книге «о воспитании юношества» намечена программа воспитания российского юношества, формирование у него чувства долга, любви к ближнему, родной земли, её языку и преданиям, о достоинстве.

«Воспитание должно образовывать человека, гражданина, христианина. Человек – здоровая душа в здоровом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность. Христианин – подчинение всего человека вере. Это уже мысль другого Российского просветителя – В.А. Жуковского, много лет бывшего воспитателем будущего царя Александра II. Впервые была сделана попытка объединить вопросы физического и нравственного воспитания, и разработан индивидуальный подход к воспитаннику в государственном учебном заведении.

Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внес П.П. Енгалычев, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» - своего рода педагогической Энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и физического воспитания, говорил о необходимости гармоничного развития ребенка, начиная с младенчества. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце».

Заслуживает внимание и другой русский деятель, и педагог А.Г. Ободовский, посвятивший себя подготовке наставниц в Санкт-Петербургском воспитательном доме. «Для человека нет высшей цели, кроме нравственности. Всякая человеческая сила или совершенство имеет истинное достоинство только под тем условием, что споспешествует или служит оной. Следовательно, высшее правило всякого воспитания состоит в том, чтобы все силы человека развить и образовать так, чтобы он через то совершеннейшим образом мог достигнуть конечного назначения, т.е. сделаться существом в полной мере нравственным».

О значении и содержании нравственного воспитания говорил в своей книге «Мысли о воспитании» детский писатель середины 19 века А.Ф. Афтоносьев: «Развитие и укрепление тела, образование и улучшение сердца, споспешествование правильному ходу действия всех природных способностей – вот предмет воспитания». Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному. Писатель дает конкретные формы нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ нравственного воспитания.

Педагогические мысли В.Г. Белинского были высоко оценены его современниками. Он проповедовал идеалы воспитания, основанные на гуманизме, считал, что независимо от общественного положения каждый человек достоин уважения только по тому, что он человек. Основным воспитательным приемом он считал пример взрослых «… любит ли отец своего ребенка, если заставляет его смотреть с уважением на свои дурные и безнравственные поступки как на благородные и разумные? Не все ли это равно, что требовать от дитяти, чтобы оно, вопреки своему зрению, белое называло черным, а черное белым?». До настоящего времени не утратили своей актуальности многие положения ученого, врача, педагога, общественного деятеля, основоположника военно-полевой хирургии и хирургической анатомии, члена-корреспондента Российской Академии наук Н.И. Пирогова. Его деятельность и педагогические идеи сыграли важную роль. Пирогов всегда выступал на стороне тех педагогов, кто отстаивал человечность и законность в воспитании, кто никогда не применял физических наказаний, не оскорблял чувства достоинства учащегося, предпочитал действовать только средствами убеждения.

Главная его мысль в том, что в детях нужно развивать человеческое достоинство и предоставлять им возможность свободного развития лишь помогая, а не препятствуя воспитанием этому развитию – развивал с педагогами 19 века Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым и другими.

Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому. Впервые в истории российского образования К.Д.Ушинским в курс изучаемых воспитанницами Смольного института. Будущими воспитательницами, предметом были включены педагогика, физиология и гигиена, им же были разработаны программы, учебники и принципы организации народной школы. Основным принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности. «Основание воспитания и цель его, а следовательно и его направление – различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогически е частности могут переходить от одного народа другому». Понимая, что цивилизация не лучшим образом воздействует на нравственное состояние общества, главный выход из этого положения Ушинский видел в просвещении «Мы желали бы чтобы, не железные дороги, не промышленность со всем своим золотом и грязью, не столичный, не фабричный разврат, не промышленническая литература, рассчитывающая на трудовой грош крестьянина, а церковь и школа, не разрушая, а освещая и озаряя светом мысли и чувством семейный быт, и оставляя ему то, что принадлежит по праву всякому христианскому семейству». Таким образом, особую роль Ушинский придавал христианской религии, считая ее роль ведущей в нравственном воспитании.

Принципы, лежащие в основании педагогической деятельности великого писателя Л.Н. Толстого следующим:

- Не сердитесь и будьте в мире со всеми;

- Не забавляйтесь похотью блудной;
- Не клянитесь никому и ни в чем;

- Не противьтесь злу, не судите и не судитесь;

- Не делайте различия между народами;

- Любите чужих так же как своих;

В Яснополянской школе ученики сами выбирали занятие, учителя, место в классе, имели реальную свободу слова. Их «душевные» силы были в самых выгодных условиях. Толстой подчеркивал. Что развитие – это процесс спонтанного развертывания качеств, заложенных в ребенке природой, и что задача воспитателя сводится к тому, чтобы осторожно помогать этому развитию. Он изучал личность ребенка в бесконечном многообразии её проявлении, и раскрывал эту личность как в художественных произведениях так и в книгах для школы с нравственным содержанием. Таким образом, Ушинский и Толстой не только в теории, но и на практике создали новую гуманистическую педагогику. Общественная педагогика с её установками на гуманизацию образования вскоре после 1917 года была объявлена порождение буржуазного индивидуализма. Возобладала партийная педагогика. Вспомним советских педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Главными факторами становления будущего гражданина коммунистического общества Макаренко считал коллективный труд и самоуправление. Иные подходы лежат в основе педагогической деятельности Сухомлинского «Процесс воспитания всесторонне развитой гармоничной личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в тоже время никогда не упустит из виду, то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, черт является чем то ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эмоциональное, эстетическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Мастерство искусства воспитания всесторонне развитой личности состоит в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем, те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Таким образом, в условиях единой, общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно – ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которая оказалась востребованной только в наши дни. Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному краю, городу, селу, Родине, уважение к В.И. Ленину, государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственно отношения к выполнению поручений и обязанностей, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Подходы к социально – нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребенок входит в мир социальных отношений», в программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», а в программе «Радуга» вообще не выделен. Авторы всех трех программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:
- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирование чувства патриотизма - любви к родному краю, стране, привязанности к людям, населяющим её, преданности, ответственности по отношению к ним;

- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;

- Воспитывать этические способы общения;

- развивать интерес к самопознанию и уважение к себе.

Авторским коллективом преподавателей Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валенберга под руководством Л.М. Шипициной в 1991 году была разработана программа «Основа коммуникации» для развития навыков общения у детей 6-7 лет. Эта программа явилась логическим продолжением «Азбуки общения» - программы развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками для детей 3-6 лет.

Ознакомившись с работами этих авторов я выяснила, что в этих программах уделяется много внимания нравственному воспитанию, но на практике большее внимание уделяется образовательному процессу. Поэтому я разработала свой проект на тему «Воспитание культуры поведения у дошкольников».


^ 1.2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика её компонентов
  1   2   3   4   5




Похожие:

Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconПереподготовки работников образования выпускная квалификационная работа
Занятия лыжами, как средство развития физических качеств в среднем звене в учебно-воспитательном процессе
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа на I категорию «Использование интерактивной доски при обучении школьного курса химии.»
Институт повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconПереподготовки работников образования выпускная квалификационная работа
Создание модели школы личностного роста с предпрофильным обучением, с максимально благоприятными условиями для развития индивидуальных...
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconВыпускная работа
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconГосударственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа (специальность 080504. 65 Государственное и муниципальное управление)
Государственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа: учебно-методическое пособие / Казан гос технол ун-т;...
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей Мишкино 2013 Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Некоторые особенности спектрально-кинетических характеристик люминофоров на основе znS: Cu
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconВыступление
К вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности...
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconДля достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Управление капиталом предприятия», выполненная на материалах...
Переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа iconДоклад вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему "Ипотечное кредитование в России"
С другой стороны, система ипотечного кредитования представляет сегодня сложнейший механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы