Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет icon

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет



НазваниеИнститут повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет
страница1/5
Дата конвертации12.11.2013
Размер0.86 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


Проект


Т Е М А:

Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет


Автор:

Щетинкина Марина Анатольевна

музыкальный руководитель

МДОУ № 5

г.Сорочинск.


Руководитель:

Карягина Г.В. – к.п.н., доцент


Оренбург- 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………3

^ Глава I Теоретические основы развития творческого воображения детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности

    1. Психолого - педагогический аспект развития творческого воображения…………………………………………………………………6



    1. Особенности развития воображения старших дошкольников………………………………………………………………9



1.3. Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения 11

Глава II. Опыт развития творческого воображения детей 6-7 лет в театрализованной деятельности

2.1. Диагностика творческого воображения детей 6-7- лет………………….15

2.2. Особенности организации театрализованной деятельности детей 6 -7 лет………………………………………………………………………………..26

Заключение ……………………………………………………………………..30

Список литературы …………………………………………………………….32

Приложения……………………………………………………………………..33


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

В игре ребенок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

^ Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить педагогические условия театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект: образовательный процесс в дошкольном учреждении.

^ Предмет исследования: развитие творческого воображения детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения.

  3. Описать специфику методики организации театрализованной деятельности в подготовительной группе детского сада.

  4. Составить программу театрального кружка для старших дошкольников.

Гипотеза: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным, если:

    • будет создана материально – техническая база ДОУ;

    • театрализованные игры и упражнения будут включены в повседневную жизнь группы;

    • регулярно показываются представления для детей и взрослых.



Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта, текстовые задания, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.


^ ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей 6 -7 лет средствами театрализованной деятельности.

    1. Психолого – педагогический аспект развития творческого воображения.

Немов Р.С. в своей книге «Психология» говорит о том, что, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся с одним из нескольких феноменов психики человека, суть которого состоит в том, что первоначально в своём сознании человек создаёт образ ещё пока не существующий в реальности. Основой создания подобного образа является опыт прошлой жизни, который человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью. Процесс создания новых психических образов получил название воображения. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Разновидность творческого воображения – фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса ( А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский). Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – человеческой деятельности, связанной с преобразованием предметов реального мира. Например, человек пользуется каким-либо орудием труда, отмечает или обнаруживает некоторое его несовершенство. Тогда он может представить себе, в своём уме, образ более совершенного орудия. В ходе исторического развития человека, воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве [12,с.76-86].

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представление вещей и событий, бывших раннее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, и на этой основе пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов и явлений. И в этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, которое проявляется в воссоздании целостного образа, воспроизводящего недостающие элементы.

Венгер И.А и Мухина В.С. («Психология»), как и многие другие психологи считают, что в начале дошкольного детства воображение носит в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребёнок не ставит перед собой специальной задачи вообразить или представить себе что-либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы воображения возникают в ходе игр, рисования, конструирования, слушания рассказов и сказок как дополнительный результат выполняемых ребёнком действий восприятия и мышления.

В среднем дошкольном возрасте под влиянием усложнения деятельности ребёнка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал, а потом это воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребёнок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда начинают складываться действие воображения, зарождается активное воображение.

В первой половине дошкольного детства, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослых. Особенности этих образов зависят от опыта ребёнка, материала, накопившегося в его памяти, и уровня понимания или того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Однако опыт ребёнка беден, уровень понимания ещё достаточно низок, поэтому возникающие образы часто далеки от реальности, содержат смешение самых разнородных элементов, почерпнутых из разных источников. В частности, в них часто смешиваются реальное и сказочное, фантастическое. Взрослым это часто кажется проявлением силы воображения, но на самом деле – это проявление недостатка опыта и критичности, неумение отличить возможное от невозможного. Ребёнок старается понять, а взрослые считают, что он фантазирует.

Таким образом, воображение тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Например, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение [12,с.76-86].



    1. ^ Особенности развития воображения старших дошкольников.

Отличительная особенность образов воображения у дошкольников – это их яркость и эмоциональность, лёгкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу. Влияние чувств ребёнка на его воображении сказывается в том, что ребёнок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего, качества взрослого. Одним из проявлений яркости, возникающих у ребёнка образов воображения, является то, что ребёнок верит в них почти как в реальное событие, явление [4,с.123-124]

Постоянное возникновение образов воображения помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному, но отсутствие целенаправленных действий воображения приводит к тому, что возникающие образы разрознены. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.

Основное приобретение в развитии воображения старшего дошкольника – овладение активным воображением и произвольным запоминанием. Старший дошкольный возраст – это возраст, в котором активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её предварять, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребёнка значительно полнее и точнее воспроизводит действительность, чем раньше. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, когда воображение не воссоздаёт заданное описание изображения, а направляет на построение собственного замысла. Оно приближается к творческому воображению взрослого. Однако, в отличие от него, воображение ребёнка не участвует в создании общественно ценных продуктов труда. Это творчество  «для себя», к нему не предъявляются требования реализуемости, продуктивности. Вместе с тем оно имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем [4,с.124-126].

Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра. Дети строят замысел игры, придумывая сюжет постепенно, в ходе игры. Но со временем построение замысла игры начинает предшествовать самой игре. Теперь, прежде чем начать реально играть, дети проигрывают её в уме, создавая связную картину в своём воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми. При этом они дополняют друг друга, то, что придумал один, становится толчком для воображения другому. Но замысел – это ещё не развёрнутая картина игры в воображении. В нём намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.

Доля активного воображения в придумывании и развёртывании игры увеличивается при переходе ребёнка к режиссёрским играм, где весь замысел строит и реализует он сам. Пользуясь игрушками только как внешними опорами. Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в воображении. Отсюда один шаг до воображения вообще не нуждающегося во внешних опорах, целиком протекающего в уме. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование.

Таким образом, общие особенности образов воображения дошкольника – их яркость, эмоциональность, лёгкость и быстрота возникновения приобретают новое значение, когда воображение начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов. Эти особенности приводят к оригинальности замыслов и результатов детского творчества [4,с.124-126]


^ 1.3.Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей исследовал Л.С. Выготский. Он называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов и действий, и будет принадлежать к раду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

Ближе всего к детскому творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый чистый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желаний взрослого. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражании. Для неосознанных душевных движений силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которых не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как и у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. В драматической форме складывается полный круг воображения, о котором говорилось выше. Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную. Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Игра - жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру мы можем рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, - его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения в то же время его психики [5,с.61-64].

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.

Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники.

Упражнения

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнение на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это [6,43]

^ Работа над ролью

Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).

  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.)

  • Распределение ролей

  • Непосредственно работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с исполнением умело наложенного грима.

Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях [6,с.44]

Таким образом, мы видим, что дети 6 -7 лет требует своего подхода к методике работы с детьми.


Глава II. Опыт развития творческого воображения детей 6 – 7 лет в театрализованной деятельности.

^ 2.1.Диагностика творческого воображения детей 6-7 лет.

Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования, мы исследовали уровень развития творческого воображения детей подготовительной группы детского сада №5. В исследовании участвовали дети 6-7 лет и дети занимающие в театральном кружке. Для диагностики творческого воображения мы применяли несколько методик: методику Т.Д. Марцинковской: тест “Кляксография” и методики « Дорисовывание фигур», «Придумай рассказ». В течение года в экспериментальной группе активно велась работа, направленная на развитие театрализованной деятельности детей. Результаты эксперимента таковы:


Тест ''Кляксография''

(Т. Д. Марцинковская ''Диагностика психического развития детей''
  1   2   3   4   5




Похожие:

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» Обобщение педагогического опыта работы по проекту
«Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования уипкпро
Ульяновской области, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводят 13 марта 2007 г...
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconМеждународная научно-практическая конференция «образовательная среда как фактор повышения качества образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования забайкальский краевой институт повышения...
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconАналитическая справка профессиональной педагогической деятельности
«Реализация здоровьесберегающих, педагогических технологий обучения и воспитания для обеспечения оптимальных условий развития детей...
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconФедеральное агентство по образованию Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Бахмутский А. Е., Кондракова И. Э., Писарева С. А. Оценка деятельности современной школы
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования учебно-методический сборник тестовых заданий по математике 4 класса
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет icon«сельская школа участник социального партнёрства»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проекттем а: Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет iconРегиональная конференция «основные направления инновационной деятельности по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования»
Гоу дпо саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы