Создание ситуации успеха на уроках физической культуры icon

Создание ситуации успеха на уроках физической культуры



НазваниеСоздание ситуации успеха на уроках физической культуры
Дата конвертации13.11.2013
Размер81.62 Kb.
ТипДокументы
источник

Создание ситуации успеха на уроках физической культуры

В.Ф. Соловьева

МБОУ «СОШ №10», учитель физической культуры

Современная концепция образования впервые декларирует приоритет сохранения здоровья в процессе обучения и актуализирует педагогических работников на поиски решения по сохранению и укреплению здоровья детей, потому что здоровье перестало быть личным делом человека, а стало категорией социальной и экономической. В связи с этим возрастает роль физической культуры, которая в свою очередь, является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Бесспорно, что от качества уроков физической культуры во многом зависит будут ли наши дети «дружить» со спортом, захотят ли участвовать в соревнованиях, запишутся ли в спортивные секции, появится ли у них привычка-потребность в систематических занятиях. Мало пользы от урока, на который приходят дети без желания, а только потому, что он стоит в расписании.

У детей должна быть мотивация — желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач учителя физической культуры является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые. Как же добиться этого, каков главный путь для того, чтобы ребята занимались на уроках физкультуры с желанием? На мой взгляд, добиться этого можно только посредством освоения гуманных технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка: этому способствует работа учителя по созданию ситуации успеха на уроке физкультуры.

Как утверждает Н.Е.Щуркова, именно успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития личности. Педагогическая практика показывает, что даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие и стать толчком для дальнейшего развития ребенка. Безусловно, что объективная успешность (кто-то быстрее всех бегает и т. п.) это еще не успех, в понятие успеха следует вкладывать улучшение результатов деятельности за какой-то промежуток времени, а самое главное, стремление самого обучающегося добиваться продвижения вперед в своем развитии. Учитель же может и должен подвести его к осмыслению необходимой потребности личностного роста.

Таким образом, только деятельность, приносящая успех и удовлетворение школьнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на уроке физической культуры должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Понятия « успех» и « ситуация успеха» не одно и тоже. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики.

Применяя методику организации ситуации успеха, необходимо соблюдать принципы доступности, систематичности, природосообразности. Но, чтобы создавать условия, которые обеспечивают успех, надо определить эти условия. Их много. Но мы выделяем 5, на наш взгляд, самых важных условий организации ситуации успеха на уроке физической культуры:

1. Психологическая атмосфера урока: ученик чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент урока направлен на ученика, учитель продумывает как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения учителя с учеником. Стиль общения педагога с учеником существенным образом определяет восприятие последним личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание выполнять его указания и т п.

2. Разумные требования для каждого ребенка: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый школьник развивается индивидуально. Нельзя отрицать тот факт, что дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от веса, роста, телосложения. Нельзя не учитывать и особенности характера.

3.Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят когда их хвалят. Разница только в том, что первокласснику следует сказать: «Ты молодец, порадовал», а десятикласснику - «супер». 4.Объективное выставление оценок: оценивать работу на уроке обучающихся следует объективно и справедливо. Чтобы оценка была понята и принята ребенком, он должен знать требования, которые предъявляются к оценке.

5.Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке

Организация деятельности с обучающимися для достижения успеха на уроке физической культуры

Педагогические приемы, используемые учителем для достижения учебного успеха ученика

Предполагаемые достигнутые результаты ученика, основанные на деятельности обучающихся

1.Учитель назначает новых командиров (направляющих) на каждый урок

Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу

2.Учитель поручает обучающимся (начиная со 2 класса) проводить разминку, ОРУ, а в среднем и старшем звене-упражнения для развития основных и специальных физических качеств

Ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности

3.Учитель стимулирует на поиск новых упражнений для развития физических качеств

Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение, за которое может получить оценку. Повышается интерес, пополняются практические знания

4.Учитель использует индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки.

Дает группам установку на выполнение заданий различной сложности ( в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий)

Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы.

Овладевшие техникой играют в волейбол, а противоположная команда, чей уровень подготовки отстает, в пионербол с элементами волейбола. Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование

5.Учитель поощряет тех, кто занимается в школьных спортивных секциях и ДЮСШ, привлекает их для помощи при изучении нового материала

Ученик имеет возможность показать достигнутые результаты, он чувствует одобрительную оценку со стороны учителя и одноклассников. На уроке происходит пропаганда изучаемого вида спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.),здорового образа жизни.

6.Учитель привлекает обучающихся для организации урока, судейства

Освобожденный от занятий по физкультуре ученик участвует в учебном процессе, он помогает учителю: назначается судьей, контролером и т. п. Ученик получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах спортивной игры.

7.Учитель использует для освоения двигательными действиями выполнение упражнений в упрощенных и усложненных условиях

Ученик может выполнить упражнение с помощью учителя или ученика. Усложненные же условия всегда притягательны для «сильных».

8 Учитель организует индивидуальную опеку

(сильный работает в паре со слабым)

Быстрее происходит обучение слабого, зато сильный и в теории и на практике вникает в процесс обучения более углубленно.

9.Учитель использует соревновательные моменты и проводит уроки-соревнования

Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результаты

10. Учитель предлагает выбор, при котором качество можно заменить количеством

Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки, например, если не может пробежать 1,5 км, должен ( оценка не будет снижена) пробежать 2 км, но бег можно чередовать с ходьбой.

11.Учитель использует понятия «Рекорд класса», «Личный рекорд»

Ученик может проявить и установить рекорд класса в любом виде упражнений, даже сам может их придумать. Достигается ощущение успеха, укрепляется положительная мотивация

12. Учитель использует оценку в качестве формирующего инструмента, применяет в работе для каждого ребенка свои эталоны: результат полученный школьником, сравнивает с его же прошлым результатом

Ученик выполняет посильные для него требования, заинтересован в улучшении своих результатов

13.Учитель не оставляет без внимания как положительные, так и отрицательные поступки, которые происходят в процессе взаимодействия, особенно в процессе игр

Ученик получает опыт общения, учится достойно выигрывать и проигрывать, не высмеивать чужие ошибки, чувствует себя защищенным. Формируются такие качества, как целеустремленность, уверенность в себе, доброжелательность.

14.Учитель отслеживает уровень физического развития каждого ученика.

Результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги прироста в физическом развитии за четверть или за год.

15Учитель ведет учет достижений обучающихся, доводит до сведения школьного коллектива, классных руководителей, родителей обучающихся

Ученик испытывает удовлетворение от достигнутого результата.

Появляется желание добиться еще более высокого результата.


Большую роль в создании ситуации успеха играет и внеклассная работа по физической культуре. Когда в школе проводится много соревнований по различным видам спорта, а в нашей школе они проводятся по баскетболу, футболу, волейболу, пионерболу, легкой атлетике, ОФП, то и уроки физкультуры становятся более значимыми для ребят. Это уже не просто урок, а подготовка к очередному школьному соревнованию, а если в команде класса не хватает игроков, то уже сами ребята заинтересованы в том, чтобы «подучить» тех, у кого пока не получается. Впоследствии некоторые ребята, прочувствовав атмосферу соревнований и соперничества, ощутив успех в глазах одноклассников, записываются в спортивные секции и начинают серьезно и увлеченно заниматься спортом. В этом я убедилась на собственном опыте, много лет веду секцию волейбола, и после проведенных в школе соревнований почти всегда появляются новые желающие научиться играть в волейбол, заниматься в секции.

Применение метода создания ситуации успеха позволило добиться следующих результатов:

1.На уроках физкультуры большинство ребят занимаются с желанием. Это выявило анкетирование, проведенное в 5-6 классах в 2010-2011 учебном году. Из 70 человек 65 ответили, что любят физкультуру.

2.Не происходит конфликтных ситуаций с детьми и их родителями по поводу несогласия с оценками и методами обучения физической культуре.

3.Все классные коллективы принимают участие в школьных соревнованиях, обучающиеся проявляют инициативу и оказывают помощь в организации соревнований.

4.Больше половины учащихся 6-7 классов посещают или спортивные секции в школе или ДЮСШ.

5.Школьники пополняют Портфолио грамотами и дипломами, полученными на соревнованиях различных уровней.

Таким образом, создание ситуаций, приводящих к успеху — перспективное направление в работе с современными школьниками. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. А успехи на уроках физической культуры способствуют формированию стремления к физическому благополучию, потребности в бережном отношении к своему здоровью.









Похожие:

Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconПлан работы мо учителей физической культуры, обж, трудового обучения на 2011 2012 учебный год
Проблема: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения на...
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconСправка о соблюдении здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в мбоу «Завьяловская сош»
На уроках физической культуры используются следующие здоровьесберегающие технологии
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconТренинговое Занятие на тему: «Настоящий друг. Кто он?»
Создание условий для развития и коррекции личности ребенка через создание ситуации достижения успеха
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconЦель и задачи воспитательной работы
Цель: создание развивающей среды образовательного учреждения, обеспечивающей создание ситуации успеха и здоровьесбережение участников...
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconМетодика создания ситуации успеха на уроке
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка. Обратимся...
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель
Отдел образования, физической культуры и спорта управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
Почему на уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части?
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconНекоторые особенности традиционной народной педагогики
И самое важное условие – это создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconОсенний утренник (праздник для детей 5-6 лет)
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о приметах осени; создание ситуации успеха посредством показа родителям чему...
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры iconСоздание ситуации успеха Выступление на Школе профессионального роста педагогов «Творческий поиск»
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы