Важные советы от логопеда icon

Важные советы от логопеда



НазваниеВажные советы от логопеда
Дата конвертации13.11.2013
Размер57.1 Kb.
ТипДокументы
источник

Важные советы от логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка.

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Если ребенок называет только одно слово, учите его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Светин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Важно, умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать и классифицировать.

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

^ Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)». Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».

^ Игра «Скажи наоборот» формирует умение подбирать и использовать слова-антонимы. Можно подбирать противоположные по значению слова среди различных частей речи. Существительные: день-ночь, зима-лето; наречия: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко; прилагательные: длинный-короткий, узкий-широкий, острый-тупой, большой-маленький, высокий-низкий; глаголы: идти-стоять, говорить-молчать, одеться-раздеться, запрыгнуть-спрыгнуть и др.

j0232988

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость, рекомендуется “играть на кухне”.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка:

Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Найди среди предметов на кухне все круглой формы, квадратной формы? Какие слова живут в борще или компоте, винегрете или гороховом супе?

Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

С целью развития грамматического строя речи и обогащения лексического запаса можно играть в такие игры:

  • «Большой-маленький» (взрослый называет: «яблоко», а ребенок: «яблочко»)

  • «Один-много» (взрослый: «кошка», а ребенок: «кошки»)

  • «Есть - Нет» (взрослый: «есть машина», нет чего? – ребенок: «машины»)

  • «Расскажи, какой?» (расскажи, какое яблоко? – зеленое, круглое, спелое, ароматное, полезное, твердое, гладкое)

  • «Что я загадала?» (взрослый дает описание предмета, указывая его отличительные особенности, а ребенок отгадывает слово)

  • «Что пригодится для компота?» (ребенок перечисляет, что пригодится для приготовления того или иного блюда)


Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук “Помогаю маме”, «Помоги Золушке».


^ Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, з и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Важно в таких упражнениях четко определить для себя и ребенка понятие «звук» и называть согласный звук отрывисто без призвука гласного (с, а не сэ или эс), а гласные выделять протяжно и плавно.

Игра - Выдели слово.

Предложите своему ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах?

Шутки - минутки.

Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.



Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, пора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос.

Коса, коса, коса, коза, коса.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова можно брать из двух слогов: «каша», «кошка», «книга», трех слогов: «корова», «лепешка», «караван», обязательно из одного слога: «зонт», «гриб», «сок».



mcj02321330000[1]

Обязательно обращайте внимание, достаточно ли развиты у ребенка тонкая моторика

(работа мелких мышц руки) и

зрительно-моторная координация.

Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, лепит из пластилина, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры, раскрашивает. Во время рисования и раскрашивания намного полезнее предлагать ребенку цветные карандаши, а не фломастеры, для тренировки сильного нажима.

Линия должна быть четкой, точно направленной

и равномерной толщины.

Эти навыки помогут ребенку овладеть письмом.




Похожие:

Важные советы от логопеда iconСоветы логопеда
Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая,...
Важные советы от логопеда iconДокументация учителя-логопеда общеобразовательной школы Перечень необходимой документации учителя-логопеда
Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов...
Важные советы от логопеда iconСоветы логопеда Родился ребёнок, сделал первый шаг, наполняя сердце родителей радостью и счастьем
Малыш растёт. Ему уже 4, 5, 6 лет и вы с огорчением замечаете, что на фоне сверстников он говорит хуже, не так чисто
Важные советы от логопеда iconТаблица №4 критериев оценки профессиональной компетентности учителя–дефектолога, учителя–логопеда, логопеда
Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет)
Важные советы от логопеда iconПерспективный план по работе с родителями во 2 младшей группе
«Режим дня», «Наши занятия», «жкз», «Советы психолога, логопеда», «Адаптация», «Задачи на год», «Визитка», «Учите и читайте вместе...
Важные советы от логопеда iconДокументи
1. /uchebnie-logopedia/_epifanceva_t_b_nastolnaya_kniga_pedagoga_defektologa.doc
2....

Важные советы от логопеда iconСоветы логопеда родителям
На шестнадцатой неделе беременности ребёнок начинает слышать звуки – первые сигналы из нашего мира. Больше всего ещё не рождённым...
Важные советы от логопеда iconСоветы логопеда заботливым родителям. Начнем с вас
Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если...
Важные советы от логопеда iconСтраничка логопеда Новые технологии в работе логопеда
Все это сказывается на выборе профессии, трудоспособности. Такие дети входят в группу риска по дезадаптации, алкоголизму и наркомании....
Важные советы от логопеда iconКонсультация для родителей Учителя-логопеда Копчуковой Н. В. "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с онр"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы