Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» icon

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»



НазваниеДоклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»
Дата конвертации15.11.2013
Размер65.48 Kb.
ТипДоклад
источник

Российская Федерация

Московская область

МБОУ СОШ №3 им. Героя Советского Союза В.А Борисова


Доклад на тему:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки».


Подготовлен

преподавателем музыки

Каручком Андреем Севостьяновичем


2012 г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Разберём термин «духовно-нравственное воспитание», так сказать на составляющие. Итак, согласно психологическому словарю «духовное» – это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида. Это также то место, откуда исходят волевые решения, где находится источник внимания и усилия. Значение слова «нравственность» по Ожегову – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Как видно из определений, задача педагога сформировать эти качества, развить их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее.

Здесь нам и приходит на помощь МУЗЫКА! Ведь музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным.

Что же касается музыкальных произведений, то можно найти громадное количество произведений не только классической музыки, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка.

Хотелось бы особо сказать об авторской программе по музыке Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, по которой я работаю. Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой, как «искусством интонируемого смысла», с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни. Освоение музыкального материала, включенного в программу, формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:

1.« Россия - Родина моя» - помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.

2. «О России петь - что стремиться в храм» - дает понятие о храмовых
песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений - тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.

3. «Музыка и изобразительное искусство» - рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Связь музыки с изобразительным искусством выражается в том, что музыка может вызывать в воображении зрительные образы и картины, вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.

4. «Музыка и литература» - рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки: песенном жанре, в жанре романса, оперном жанре. Учащиеся познакомятся с новым музыкальным жанром - вокализом, осознают многообразие и богатство связей музыки и литературы, связь музыки и литературы нерасторжима, оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей.

Из перечня этих разделов  становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на моих уроках.


Кроме того, в нашей  школе активно работают кружки художественной самодеятельности - дети поют как сольно, так и в хоре. Репертуар самый разнообразный - от стилизованного народного творчества, до современных песен. Ребята выступают не только на школьной сцене, участвуя в тематических школьных мероприятиях и концертах, но и на городских площадках: например в городском парке в день празднования Победы в ВОВ, Дне города, Дне защиты детей и т.д.. Также, ученики нашей школы приняли участие в международном конкурсе «Песенка года», организованном под патронажем известной телеведущей Ангелины Вовк, вышли в финал, а один из конкурсантов стал дипломантом конкурса.

Музыка и пение могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.


Спасибо за внимание!






Похожие:

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconДоклад на тему: «Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» icon«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления»
Годом Семьи, поэтому и на муниципальном, и на областном, и на государственном уровнях учителя гуманитарных дисциплин уделяют большое...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconТема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности: опыт и перспективы внедрения основ экологии в дисциплины естественно-научного цикла»
«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их духовно-нравственное...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconИз опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconПрограмма духовно- нравственного воспитания младших школьников
...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconМоу: сош п. Горноправдинск Горноправдинск, 2009г конференция на тему: «Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности»
Конференция на тему: «Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности»
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconПрограмма по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог»
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconКлассный час на тему : «О красоте и мужестве»
Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки» iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы