Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» icon

Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»



НазваниеРазвитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Дата конвертации08.01.2014
Размер222.99 Kb.
ТипДокументы
источник

развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Одной из важных коррекционно-развивающих задач при обучении детей, а особенно с ЗПР, от решениях которых зависит эффективность обучения, является развитие связной речи, а именно формирование и совершенствование умения создавать текст, то есть выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, как в устной речи, так и в письменной.

В начальных классах используются разнообразные методы и приемы: составление и запись предложений, объединенных одной темой; описание предмета; деление повествовательного текста на структурно смысловые части; озаглавливание текста и частей повествовательного текста; подробный, сжатый, выборочный пересказ (изложение); развернутые ответы с элементами объяснения и доказательства, создание повествовательных текстов на основе жизненного опыта (сочинение), написание поздравительных открыток, писем1. Упражнения по развитию связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Так как основной структурной единицей связного высказывания является предложение, поэтому работу по обогащению и активизации словарного запаса, грамматического строя, звуковой культуры речи осуществляется на материале работы над предложением. Данные упражнения не только учат ребенка пользоваться различными синтаксическими конструкциями, но и развивают речевую активность, стимулируют его мыслительные процессы.2^ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Для развития связной речи младших школьников с ЗПР можно использовать элементы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанную Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики (авторы Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.).

Она представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных образовательных результатов, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире:

  • умение работать с большим объемом информации;

  • умение задавать вопросы и самостоятельно формулировать гипотезы;

  • уметь решать проблемы;

  • умение использовать письменную речь для различных коммуникационных задач;

  • умение аргументировать свою точку зрения.

Она основана на использовании деятельностного, творческого подхода к развитию связной речи.

Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект - субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Использование элементов технологии РКМЧП для развития связной речи позволит максимально оптимизировать этот процесс, поскольку стратегии и приемы технологии являются действенным средством развития мышления. Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Развитие речи - это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, мы подчиняем ее жестким, четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль. Таким образом, авторы технологии, вслед за Л.С. Выготским,

С.Л. Рубинштейном, указывают на прямую зависимость между процессом письма и развитием мышления. По их мнению, у школьников коренным образом меняются навыки мышления, вплоть до изменения всего их образа мысли.

При этом, по мнению авторов технологии, для успешной организации учебной деятельности по развитию связной речи необходимы условия:

  • регулярная возможность писать;

  • интересные темы;

  • наличие образцов;

  • слушатели, читатели;

  • привычка править;

  • взаимодействие с другими авторами.

Стратегии и приемы, используемые в технологии РКМЧП, связанные с письменной речевой деятельностью, можно разделить на три группы: письмо во время чтения, после чтения (как рефлексия) и вне чтения (как творчество). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Рассмотрим приемы письма во время чтения, способствующие углубленному проникновению в текст.

Опорные слова (ключевые термины). Учитель выбирает 4-7 ключевых слова (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить:

  • восстанавливают фабулу (сюжет) истории, в которой фигурируют эти понятия;

  • воспроизводят какой – либо процесс, опираясь на эти слова;

  • занимаются сочинительством, систематически грамотно используя эти слова в тексте.

Этот прием можно использовать на любом предмете. Обязательным является сравнение текста, написанного по ключевым словам и того, который предстоит прочитать в книге (в этом случае повышается мотивация к чтению).

Двойные (двухчастные) дневники. Использование этого приема дает возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией: в первой половине учащиеся записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (вызвало воспоминание, протест или ассоциации), а во второй половине – дают комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала?

Двойные дневники ведутся по ходу чтения текста, просмотра визуального источника; особенно полезны тогда, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома.

Данные приемы способствуют более глубокому и осмысленному пониманию текста, так как ребенок вовлечен в активный процесс восприятия с опорой на личный жизненный опыт, что особенно важно при обучении детей с ЗПР.

Рассмотрим приемы письма после чтения (как рефлексия).

Эссе. После чтения текста или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого нужно в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.

Синквейн. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам» выделяют следующие: японскую танку, хокку, синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «5» - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Сначала выбирают и называют тему одним словом, затем описывают двумя, тремя словами, фразой из четырех слов, а в последней строке подбирают синоним, который повторяет ее суть.

Синквейны полезны в качестве способа для синтезирования сложной информации, среза оценки понятийного и словарного объема, средства творческой выразительности, быстрого, но мощного инструмента для рефлексии.

Если следовать правилам, могут получиться, например, такие синквейны:
^

ОСЕНЬ Золотая, красивая.


Приходит, кружит, холодит.

Наступила золотая осень.

Разноцветная пора.

ОСЕНЬ


Дождливая, грязная.

Наступает, удивляет, холодит.

Осень – дождливая пора.

Золушка.

ОСЕНЬ


Сказочная, теплая.

Дует, кружит, красит.

Осень золотая срывает листья желтые.

Сказочный чертог.

ЗИМА


Белая, холодная.

Морозит, заносит, покрывает.

В этом году была очень холодная зима.

Белоснежная красавица.

Данные упражнения способствуют расширению словарного запаса, развитию умения находить и выделять главную мысль предложения, текста, подбирать и строить необходимые слова и фразы, соответствующие теме у детей с ЗПР.

Подробнее рассмотрим письмо вне чтения (как творчество).

Многие педагоги считают, что письменная речь – это процесс, деятельность. При деятельностном подходе к письменной речи учащимся стараются показать, как получается хороший письменный текст, и стараются давать им возможность регулярно читать осмысленные тексты, адресованные реальным аудиториям. Деятельностный подход в развитии связной речи способствует развитию познавательной сферы, мыслительных процессов, осознанности, активности (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Письмо вне чтения предполагает создание текста на основе жизненных впечатлений.

Американские педагоги Дональд Маррей и Дональд Грейвз разработали модель процесса создания письменного текста:

  • Инвентаризация.

  • Составление чернового текста.

  • Правка (опорное «правильность»).

  • Редактирование.

  • Издание.

«Инвентаризация» - это работа по сбору информации и собиранию мыслей. Делается смотр тем идеям, которые имеются по данному вопросу и начинается обдумывание того, как лучше написать об этом. Существует ряд стратегий, которые могут помочь учащимся провести инвентаризацию своих мыслей, прежде чем начать писать.

  • Опрос это прием инвентаризации, для которого нужен партнер. Важно, чтобы кто-то из учащихся задавал пишущему вопросы о его теме. Это поможет ему «нащупать» сюжет. Учащийся задает вопросы о каких-то подробностях, о вещах, о которых пишущий мог даже не подозревать, что читатели захотят узнать о них.

  • ^ Варианты зачинов. Юные сочинители иногда находятся в затруднении, с чего начать, поэтому многие учителя предлагают им написать три варианта первого предложения или зачина. После этого ученики рассматривают каждый из них, даже обсуждают их с партнером, и только после этого окончательно решают, с чего начать свой текст.

  • Сотрудничество – когда учитель знакомит учеников с новым литературным жанром, самое лучшее – предложить им сочинить какое-то произведение вместе, а уже после этого писать самостоятельно.

  • Свободное письмо – заключается в том, что учащиеся сразу начинают писать, не останавливаясь, чтобы прочесть написанное, и не заботясь об изменениях в мыслях или о каких-то условностях.

  • ^ Обращение к воображению. Многие творческие идеи рождаются в глубине воображения. Задача, стоящая перед начинающими писателями, - научиться «включать» воображение и высвечивать в нем тот или иной опыт по собственному выбору, неспешно изучать этот опыт и удерживать эти образы и впечатления в памяти достаточно долго и четко, чтобы передать их словами.

^ Составление чернового текста – это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный, экспериментальный характер. Учащиеся записывают свои мысли, чтобы посмотреть, что они имеют по данному вопросу. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк: время для этого еще наступит. Нужно всячески воспитывать в учащихся понимание того, что создание письменного текста – это переписывание черновых вариантов.

Правка. Когда текст готов в черновом варианте, можно начинать его улучшать. Процесс улучшения проходит два важных этапа. На первом этапе – этапе правки учащиеся читают написанное и решают, что можно было бы сказать лучше. Задача этого этапа – четко изложить свои мысли и верно выбрать форму изложения. Все вопросы орфографии, грамматики и почерка решаются на втором этапе – этапе контрольного чтения или редактирования.

Учащемуся бывает легче править свой текст после того, как он познакомил с ним учителя и других, которые указали ему, что им понравилось, а может быть, и задали вопросы, которые помогли ему обратить внимание на удачные места и на те места, где текст можно сделать выразительнее. Ниже приводятся вопросы, которые возможно использовать при чтении работы. Попрактиковавшись, учащиеся скоро начинают задавать их друг другу, а, в конце концов – и самим себе.

Разумеется, юные авторы не всегда понимают смысл этих вопросов. И едва ли они будут задавать их по отношению к собственным текстам. Так что у преподавателя здесь две обязанности. Первая – провести ряд коротких уроков (мини-уроков), чтобы познакомить юных авторов с каждым из этих моментов, касающихся хорошего стиля изложения (о мини-уроках речь ниже). Вторая – организовать ряд бесед, на которых кто-то задает юному автору эти вопросы, а сам он задает их же какому-то другому автору, так что, в конце концов, начинает задавать их самому себе (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Редактирование. После того как написан, а затем исправлен черновой текст, он готов для редактирования. Навыкам редактирования нужно учить. Эти навыки состоят из трех моментов:

  • забота о том, чтобы произведение было правильным;

  • умение видеть ошибки;

  • умение исправлять ошибки.

Для воспитания в учащихся ответственного отношения к тому, что они пишут, пожалуй, самое лучшее – это организовать издание их работ. Учащиеся наверняка станут думать о правильности, когда поймут, что они пишут не просто для отметки, а что кто-то будет внимательно читать написанное ими, и этот кто-то будет испытывать затруднения из-за орфографических и грамматических ошибок, а также плохого почерка.

После того как учитель четко объяснит учащимся, какие бывают ошибки и как их исправлять, он должен предложить им провести контрольное чтение своих сочинений. Целесообразно раздать им контрольный список вопросов, которым они могли бы руководствоваться при этом.

Необходимо объяснить учащимся все вопросы контрольного списка, а затем дать им возможность попрактиковаться; только после этого можно разрешить им пользоваться списком самостоятельно. Вполне возможно, что в течение года будут появляться новые варианты контрольного списка – по мере расширения репертуара исправлений, которые приходиться делать учащимся.

После того, как учащиеся познакомятся с контрольным списком вопросов, прежде чем начать использовать его самостоятельно, им необходимо попрактиковаться в его применении совместно с одноклассником, проверяя работы друг друга. Можно даже назначить учащихся в специализированные комиссии по контрольному чтению, где они проверяли бы друг друга: одна комиссия была бы по грамматическим ошибкам, другая по орфографии и т.д.

Основной смысл этой работы состоит в том, чтобы заставить учащихся заниматься контрольным чтением публично и сознательно, с тем, чтобы в конце концов они усвоили навыки этой работы и впоследствии выполняли бы ее сами привычно и автоматически.

Издание. Последний этап процесса создания письменного текста – его издание. Возможность поделиться своими мыслями с другими вызывает у многих учащихся желание писать и переписывать, совершенствовать свой текст. Издание также дает возможность учащимся увидеть, что сделали их товарищи.

Существуют несколько форм организации издания.

  • ^ Чтение в писательском кресле. Гвоздь любого издательского начинания – это когда один из учеников усаживается перед одноклассниками в писательское кресло, особе большое кресло, специально припасенное для этой цели. Его следует поставить в уголок для чтения, где вокруг него могли бы удобно расположиться другие ученики. Здесь их ничего не будет отвлекать, и они смогут полностью сосредоточиться на авторской читке.

Имеются некоторые рекомендации, соблюдение которых сделает эту работу особенно эффективной. Нужно, чтобы учащиеся, прежде чем читать свои сочинения перед другими, попрактиковались в чтении вслух. (Хороший прием здесь – вначале «почитать стенке», а потом всему классу).

  • ^ Издание книг. Не все, что пишет ученик, заслуживает стать и становится печатным изданием. Многое идет в корзинку. Да и никакого времени не хватит проводить каждое сочинение через полный издательский цикл. Но для тех нечастых хороших работ, которые выходят из-под пера школьников, издание в виде книжки является замечательной кульминацией всего процесса.

Можно делать книги на основе рукописей отдельных учащихся, а можно составить классную книгу из сочинений разных учеников на одну и ту же тему, например сборник анекдотов, страшных историй, рассказов про домашних животных, стихов и т.д.

  • ^ Классная газета еще одна форма издания. С ее помощью школьники учатся писать в разных жанрах: информационные заметки, спортивные заметки, рецензии на книги и кинофильмы, в разделы обмена мнениями, полезных советов и «умелые руки».

  • ^ В классных литературных журналах могут печататься рассказы, и стихи и загадки. Газеты и литературные журналы можно распространять внутри школы или даже продавать в городе.

Одной из возможных форм организации письма вне чтения, опирающихся на динамический подход, является стратегия, предложенная О. Ким и получившая название «Пирамидная история»3. Данная стратегия имеет три этапа. Первый этап заключается в коллективном заполнении пирамиды, второй – в индивидуальном выражении учащимися своих идей, третий – в коллективном обсуждении написанного.

До начала урока учитель готовит на доске или на листе ватмана схему. После этого учитель поясняет ученикам, что сегодня они будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему по плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Далее, после составления пирамиды по ключевым словам учащиеся сочиняют историю. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов (число, падеж, время), менять слова местами и даже заменять существительные на глаголы, прилагательные.

Эта форма работы может использоваться не только на уроке русского языка, но и на уроках других дисциплин.

Еще одной из форм работы является анализ учащимися своих письменных работ и редактирование текста. Ученикам нелегко анализировать и оценивать свои письменные работы. Преподаватель может существенно помочь учащимся, расспросив их о следующем:

  Какие чувства вы испытывали, когда писали эту работу?

  В чем, по-вашему, сильные стороны вашего текста?

  Что далось вам особенно трудно?

  Вы хотите о чем-нибудь посоветоваться перед тем, как приступить к редактированию работы?

Обсудив эти вопросы, нужно предоставить учащимся дополнительное время на следующем уроке или дома для переделки текста.

Взаиморедактирование также очень полезно для всех. Но сначала учитель должен показать классу, как это делается. Читая чужой текст, учащиеся могут делать следующие пометки, например, звездочка (*) означает, что язык очень живописен, и благодаря ярким деталям и богатой лексике читателю легко представить себе главных героев и обстановку; вопросительный знак (?) означает неясное место. Следует непременно прокомментировать, что именно нуждается в пояснении.

Ознакомившись с текстом товарища, учащиеся должны быть готовы рассказать, что им понравилось в этой работе, и задать вопросы о местах, которые показались неясными. Они могут предложить свои рекомендации по совершенствованию текста, которые авторы вольны принять или отвергнуть.

Эта форма работы хороша тем, что, анализируя и конструктивно критикуя чужой текст, учащиеся приобретают ценные умения для работы над собственным текстом.

Развитие связной речи имеет огромное значение не только для нормально развивающихся детей, но и для детей с задержкой психического развития. Использование элементов технологии РКМЧП при обучении детей с ЗПР будет способствовать развитию их связной речи, правильному и четкому формированию мысли, а затем фразы. Правка и редактирование написанных текстов позволяет учащимся верно выбрать форму изложения, увидеть свои ошибки и исправить их.

Необходимость использования элементов технологии РКМЧП для развития письменной речи младших школьников с ЗПР заключается еще и в том, что в процессе творческой письменной деятельности у учащихся развиваются навыки чтения, и они начинают понимать, как нужно строить текст для достижения поставленной цели.

Итак, при обучении детей с ЗПР письменной речи должен использоваться деятельностный подход (творческий), так как он является наиболее эффективным и результативным по сравнению с другими, и способствует активному развитию связной речи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения по развитию связной речи

1. Чтение образцов, отработка интонации, запоминание предложений.

2. Составление предложений, аналогичных, но на другую тему.

3. Составление предложений из других слов, но вразбивку:

• все слова в нужной форме;

• некоторые слова в нужной форме, другие в начальной;

• все слова в начальной форме.

4. Выделение предложений из простого текста без знаков препинания.

5. Сокращение предложения до четырех, трех, двух слов.

Например: Осенью часто идут холодные дожди.

Осенью часто идут дожди.

Осенью идут дожди.

Идут дожди.

6. Распространение предложения до пяти-шести слов и больше.

Например: Бабушка вяжет.

Бабушка вяжет носки.

Бабушка вяжет носки внуку.

Бабушка вяжет теплые носки внуку.

7. Переставить слова в предложении.

Например: Высоко в небе парит орел.

Орел парит высоко в небе.

В небе высоко парит орел.

8. Изменить одно слово в предложении.

Например: Настало долгожданное лето.

Настала долгожданная зима.

Настал долгожданный праздник.

Настало жаркое лето.

Настало веселое лето.

9. Закончить начатое предложение.

Например: Дождь стучал по Ярко светит… .

Дождь стучал по крышам. Я с интересом слушал сказку, чтобы….

Дождь стучал по лужам.

Дождь стучал по стеклу.

10. Задать вопрос по содержанию высказывания.

Например: Весной возвращаются перелетные птицы.

Когда возвращаются перелетные птицы?

Правда ли, что весной возвращаются перелетные птицы?

Какие птицы возвращаются весной?

Кто возвращается весной?

11. Продолжить предложение.

Например: В лесу живет много зайцев, ... / лис, волков, медведей /.

На лугу растут колокольчики, ... / ромашки, васильки /.

На пастбище пасутся коровы, ... / лошади, козы /.

12. Исправить предложение.

Например: В гнезде медведя появились медвежата.

Волка загнал заяц.

13. Разделить сложные предложения на простые.

Например: Закапало с крыш потому, что пришла теплая весна. (Пришла весна. Закапало с крыш.)

14. Конструирование предложений по схемам, по союзному слову.

Например: ___ ___, а ___ ___.

______ ___ ___, но ___ ___.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Стратегии и приемы письменной речевой деятельности

Приемы письменной речи

во время чтения

после чтения

вне чтения

опорные слова – выписывается 4-7 слов, которые используются при

- восстановление фабулы

- воспроизведение какого-либо процесса

- сочинения

эссев течение 10 минут выделяются основные идеи на конкретную тему и написание нового небольшого сочинения

создание письменного текста – сбор информации и мыслей (инвентаризация), перенос мыслей на бумагу (составление чернового листа), улучшение составленного текста (правка) его редактирование и издание

двойные дневникилист вертикальной линией делится пополам; в первый столбик выписывается та часть текста, которая произвела впечатление. во 2 – объяснение почему именно этот отрывок понравился

синквейн - сначала выбирается и называется тема одним словом, затем описывается двумя, тремя словами, фразой из четырех слов, а в последней строке подбирается синоним, который повторяет ее суть


пирамидная историясоставление текста по схеме и по плану







анализ учащимися собственных письменных работ и редактирование текста



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Правила написания синквейна

    1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

    3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    4. Четвертая строка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Преимущества подхода к письменной речи как к деятельности

1) Дети находят себя как сочинители и вырабатывают в себе уважение к собственным мыслям и опыту.

2) Письменная речь вырабатывает в детях большую глубину понимания, пишущий фиксирует какую-то мысль, затем изучает ее в печатном виде, и как отклик на нее у ребенка возникает новая, еще более интересная мысль.

3) Письменная речь обостряет в детях любознательность и делает их более активными наблюдателями.

4) Процессы создания письменных текстов делают детей более восприимчивыми к опыту одноклассников.

5) Почти во всех классах письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно строить текст для достижения поставленной цели.

6) Применительно к литературе и другим учебным предметам письменные отзывы и другие виды научной работы представляют собой эффективное средство обучения.

7) Любой школьник способен написать замечательные вещи. Когда основное значение имеют мысли и опыт, а не просто грамотность, работа над письменным текстом предоставляет ученику случай заблистать в глазах одноклассников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Вопросы для собеседований под руководством учителя

Вводные вопросы:

  • Расскажи про свое сочинение.

  • Почему ты выбрал именно эту тему?

  • Что больше всего удивляет тебя в этом черновом тексте?

  • Какие изменения ты сделал по сравнению с последним черновиком?

  • Какие вопросы задавал тебе партнер по собеседованию?

  • Какие трудности у тебя были или есть сейчас?

  • Куда ведет тебя это сочинение?

  • Какие вопросы у тебя есть ко мне?

Вопросы по содержанию:

  • У тебя здесь только один или несколько сюжетов?

  • Подчеркни то место, в котором говорится, о чем здесь написано.

  • Что самое главное, что ты хочешь здесь сказать?

  • Объясни, как твое заглавие соответствует тексту твоего черновика.

Вопросы, касающиеся компетентности:

  • Ты можешь рассказать мне об этом еще что-нибудь?

  • Это место мне не совсем ясно. Ты не объяснишь мне, что ты имеешь в виду?

  • Можешь ли ты объяснить мне это?

Вопросы, касающиеся голоса:

  • Как звучит этот текст, когда читаешь его вслух?

  • Обведи самую увлекательную часть текста.

  • Покажи мне то место, по которому я могу определить, что этот текст написан тобой.

Вопросы, касающиеся развития:

  • Ты можешь рассказать мне об этом еще что-нибудь?

  • Достаточно ли у тебя информации?

  • Можешь ли ты сказать, что ты собираешься делать дальше в своем черновом тексте?

  • Как ты дошел до этого места в своем черновике?

Вопросы по структуре:

  • Ты доволен своими началом и концовкой?

  • Каким образом начало твоего сочинения сразу же овладевает вниманием читателя?

  • Как ты связал концовку с началом?

Вопросы, касающиеся ясности изложения:

  • Нельзя ли здесь быть поконкретнее? (например, как ты вошел в дом?)

  • Какие у тебя есть слова, обозначающие действие? Не можешь ли ты добавить к ним другие?

  • Нельзя ли это выразить иначе?

  • Ты уверен, что здесь это самое подходящее слово?

Вопросы, помогающие идти дальше, когда черновик еще не закончен:

  • Что ты собираешься делать теперь?

  • Что, по-твоему, можно сделать, чтобы улучшить этот текст?

  • Что у тебя получается особенно хорошо, так что ты хотел бы развивать это и дальше?

Вопросы, помогающие детям почувствовать, что они растут как писатели:

  • Чему ты научился благодаря этому тексту?

  • Каков этот текст по сравнению с другими, написанными тобой? Почему?

  • Можешь ли ты сказать, что попробовал в этом тексте что-то новое, чего ты до этого никогда не пробовал?



^

Возможные вопросы для собеседования (советы учащимся)


  • Послушай, какое у меня начало. Чего ты ждешь дальше после такого начала? Тебя это заинтересовало? Как можно было бы написать это лучше?

  • Не кажется ли тебе, что в каком-то месте нужно прибавить информации? Иначе говоря, есть ли в моем тексте какие-то места, которые мне стоило бы сделать более конкретными? Какие именно?

  • Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, читая или слушая мой текст? Когда?

  • Случается ли, что в моем тексте я бываю слишком многословным? Есть ли в нем такие места, где мысль можно выразить яснее с меньшим количеством слов? Какие это места?

  • Не упоминал ли я в своем тексте такие вещи, людей, места или события, которые тебе трудно представить? Какие именно?

  • Считаешь ли ты, что предложения и абзацы расположены у меня в самом лучшем порядке? А если нет, какие из них ты бы переставил?

  • Не стоит ли мне сделать так, чтобы в каких-то местах мои чувства и глубинные мысли проявлялись больше? Где именно?

  • Я не отклоняюсь от темы?

  • Хороша ли у меня концовка? Если нет, то как я могу сделать ее лучше?

  • Соответствует ли мое заглавие тексту.

Рекомендации ученикам по проведению собеседований

  • Прослушай текст своего одноклассника.

  • Скажи однокласснику, что тебе понравилось в тексте, что ты считаешь интересным и какие у тебя были чувства, пока ты слушал.

  • Снова послушай текст своего одноклассника.

  • Если у тебя есть вопрос по теме, сейчас подходящее время задать его. (Если есть время, запиши свой вопрос и передай однокласснику. Это поможет ему запомнить, о чем ты его спрашивал).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Пирамидная история

До начала урока учитель готовит на доске или на листе ватмана следующую схему:

1. ____________

    1. ________________

    2. ___________________

    3. ______________________

    4. _________________________

    5. ____________________________

    6. _______________________________

    7. ___________________________________

после этого учитель поясняет ученикам, что сегодня они будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему. Схему заполняют по нижеследующим пунктам:

  1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ и т.д.).

  2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст).

  3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность).

  4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, бедность, заблуждение, встреча, любовь).

  5. Пять слов, описывающих первое событие.

  6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем).

  7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).

  8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Далее, после составления пирамиды по ключевым словам учащиеся сочиняют историю.


1 Методика преподавания русского языка. Под ред. Баранова М.Т. М., 1990.

2 Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Крылова Е.В., Колодовская Е.А./Логопедия №1 2004г.

3 Ким О. Пирамидная история или как вызвать интерес к письму//

Перемена, 2003. т. 3 (1).







Похожие:

Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЛ. В. Шабунина Направляемое изложение(6 класс) Проекты урок
Развитие устной и письменной речи учащихся, развитие критического мышления через чтение и письмо
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconРазвитие связной речи детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же...
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconРазвитие диалогической речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
В 2011 – 12 учебном году совместно с педагогами коррекционной группы «Гномики» мы разработали и запланировали цикл мероприятий, направленных...
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconРазвитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития
Певзнер, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, У. В. Ульенковой, Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, И. Ф. Марковской, М. Н фишман и др...
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
С использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Педагогический совет: «Технология формирования ууд – необходимый инструментарий педагога в условиях внедрения фгос»
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconУрок окружающего мира в формате тркм
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЛ. С. Петрушевской „Барби волшебница (Прочтение текста в технологии развития критического мышления через чтение и письмо). 2 часа. Проекты урок
Внеклассное чтение в 5 классе по рассказу Л. С. Петрушевской „Барби волшебница”
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconПроект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Идея проекта
Требуется модернизация филологического образования, так как появилась острая потребность в образовании и воспитании поколения с новым...
Развитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconОсобенности организации педагогического процесса в обучении детей с задержкой психического развития
Организация обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы