Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» icon

Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме»



НазваниеУрок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме»
Дата конвертации08.10.2013
Размер94.32 Kb.
ТипУрок
источник



Урок русского языка 3 класс


«В гостях у Мудрой Совы.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме»


Тема. Безударная гласная в корне слова.


Цель. Создать условия для формирования у обучающихся представлений о способах проверки безударной гласной в корне; продолжить работу над формированием навыков проверки безударных гласных с помощью подбора родственных слов; содействовать развитию орфографической зоркости и навыкам грамотного письма; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки- задания.

^ Ход урока.

1. Орг. момент.

Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. Слайд 2


^ 2. Актуализация и мотивация.

а) минутка чистописания Слайд 3


На доске:


1 строчка оло оро

Дуб з…леный над х…лмом,

А под дубом ст…ит дом.

В доме буковки ж…вут,

Нас к себе они з…вут.

- Спишите красиво это стихотворение и вставьте пропущенные буквы.


^ 3. Постановка проблемы.

Сообщение темы и целей урока.


- Какие орфограммы пропущены в словах? Обоснуйте свой ответ (В слове «зелёный» пропущена безударная гласная - е, проверочное слово «зелень» и т.д.)

- Какая тема урока? (безударная гласная в корне слова)

- Цель. На уроке мы знания о проверке безударных гласных с помощью подбора родственных слов.

^ 4. Упражнение в правописании безударных гласных.

а) Графический диктант.


Слайд 4

- А вот и тот самый домик, в котором живут буковки. Но сегодня они так просто не появятся. Они спрятались в корнях слов и стали безударными. Мы поможем им появиться, а для этого проведём графический диктант.

Если в слове безударная гласная – о, то ставим - о, если безударная

гласная а, то ставим -а, если в слове безударная гласная и, то ставим - и. Пишем буквы через запятую.

Учитель читает слова, которые появляются около домика.

Вишнёвый, ветвистый, правдивый, ленивый, овощной, визгливый, далёкий, ленивый, крикливый, лосиный.

-Проверим, правильно ли вы написали ряд букв. А для этого называем проверочные слова.

-Вы, конечно, догадались, что это не простой дом, а избушка на курьих ножках. Именно на крыше такой избушки и сидит …


У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем

-Правильно! Это сказочная сова, ухает, вертит головой во все стороны.

- Вот мы и прошли первое испытание Мудрой Совы. И в награду она раскроет нам несколько удивительных фактов о жизни таких замечательных птиц, как совы.

Слайд 5.

^ Некоторые считают, что сова — это вредная птица, поскольку она изредка нападает на мелких птиц.

Однако основную пищу сов составляют мыши, крысы, кроты, землеройки и другие вредные грызуны, поэтому польза от сов огромная. Подумать только, за сутки одна сова съедает 20-25 мышей, а за все лето это составляет около тысячи грызунов, способных за три летних месяца уничтожить до тонны отборного зерна! Вот какая уникальная птица сова!

б) Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.


-Есть в лесу труднопроходимые места, где повсюду встречаются опасности. Важно вовремя их заметить, чтобы не попасть в беду. Слайд 6.

-Так же и в русском языке есть такие слова, которые слышатся одинаково, но как только задумаешься об их смысловом значении, то сразу понимаешь, что писать их нужно по-разному. Важно только правильно подбирать проверочные слова.

Мудрая Сова приготовила для вас такие слова. Попробуем с честью пройти и это испытание, чтобы для нас раскрылась ещё одна удивительная тайна из жизни сов. Слайд 7-14.

На экране вы увидите словосочетания с пропущенной буквой. Мы будем их записывать, а чтобы правильно вставить букву, будем подбирать проверочное слово.

Зап вать лекарство, зап вать песню.

Прож вать на даче, прож вать мясо.

Сл зать с дерева, сл зать сметану.

Отв рить картофель, отв рить дверь.


- Молодцы, ребята. Вы справились. Я, думаю, что вы теперь будете начеку, зная о таких хитрых словах. Докажите, что вы внимательны. Поиграю с вами в игру.


Называется она «Различай на слух!»

Послушайте стихотворения и назовите такие хитрые слова. Подберите проверочные слова.

^ Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.


Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает,
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.


К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на брёвнышко сел и посидел.


- Дети! Пока мы слушали и разбирали стихотворение, на экране вновь появился вопрос. Что же интересного приготовила для вас Мудрая Сова? Слайд 15.


Считается, что сова, являясь ночным охотником, днем при ярком освещении не способна видеть. Действительно, большая часть сов начинает свою охоту только в сумерках или ночью, однако они и днем довольно активны и могут отправиться за добычей даже в жаркий полдень. Большие круглые глаза сов практически неподвижны, однако это вовсе не является для птицы помехой, ведь ее голова может поворачиваться больше чем на 180° — так сова легко увидит, что происходит у нее за спиной. К тому же эти удивительные птицы хорошо видят не только при самом слабом освещении, но и при ярком свете (причем даже лучше, чем люди!).


5. Физкультминутка.


- Вот какие необычные эти совы. А мы продолжаем наше путешествие. Вы слышите? Что-то журчит. Да это же ручеёк! Пробивает он себе дорожку между поваленными деревьями, бежит по корням, торопится. Слайд 16. Так и хочется отдохнуть под это журчание.


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Как крылья сложат назад.


-Прогните плечи назад. Глубоко вздохните, выдохните. А теперь руки положите перед собой и мы продолжим.


^ 6. Продолжение работы по теме урока.

в) Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.


-Так и гласные буковки, как ручеёк выстраиваются в словах. Бывает, что в одном слове они повторяются, но для проверки требуют не одно, а два слова. Много таких слов. Вам про них напомнить хочет наша Мудрая Сова. Слайд 17-21.

Наша задача найти эти слова. Будем их записывать через запятую, а проверочные слова называть устно.

^ Маленький старичок с седой бородой сидел на скамейке.

(В. Осеева.)

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

(А. Майков)

Ребята собирали в поле колоски.

Настали зимние холода.

Долго тянулись зимние вечера.

- Наш урок мы начали с чистописания. Вы написали сочетания оло и оро. Какие слова, в которых встречаются такие буквосочетания, вы можете теперь назвать.

Запишите любые три слова, которые запомнили.

- Прочитаем, что ещё интересного приготовила нам Мудрая Сова. Слайд 22.

Как бы это ни было странно, один из видов сов, проживающих в Америке, очень часто держит в собственном гнезде неядовитую змею! Так поступает примерно каждая пятая сова, принадлежащая к этому виду. Техасская узкоротая змея, которую так дружелюбно подсаживают к себе в гнездо птицы, питается насекомыми и остатками пищи от трапезы сов. Таким образом, она поддерживает в гнезде чистоту и порядок, что самым положительным образом влияет на совиное потомство

г) Работа с предложениями.


- Ребята, а вам не кажется, что мы постепенно оказались в заснеженном лесу. Слайд 23.


Что же таит в себе этот тихий, задумчивый лес. Я, думаю, мы обязательно это узнаем. Надо только выполнить задание Мудрой Совы. Слайд 24-25.


Включи лучик воображения и составь предложения по схеме:


О зиме:

какая?


О метели:

Когда? что?


^ О снежинках:

Где? какие?


О сове:

Какая? где?


Наступила долгожданная зима. Ночью метель замела дорожки. В воздухе кружат легкие снежинки. Белая сова ухает в тишине.

- Что мы записали?

- Какой тип текста?

- Какова главная мысль?

- Какова тема? Как можно озаглавить?

- Рассказать о последнем предложении.

- Разобрать по частям речи.

- Некоторые дети работают самостоятельно. Им предлагаются карточки, на которых записан деформированный текст. Они должны расставить предложения По-порядку и вставить пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова.


Вставь пропущенные буквы. Запишите в скобках проверочные слова.

^ Поёт ( ) з .ма – аукает,

( )М. хнатый лес ( )б. юкает

Стозвоном ( ) с. сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в ( )стр. ну ( )д.лёкую

( )С. дые облака.

А по ( )дв. ру ( ) м. телица

( ) К. вром шелковым стелется,

Но больно ( , ) х. л. дна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые ,

Прижались у ( ) .кна.

С. Есенин


Слайд 26.

-Проверим самостоятельную работу. Чтение стихотворения С. Есенина. Похожая картина получилась и у нас, когда составляли предложения по схемам.


-А вот и последнее сообщение. Оно от белой совы. Правда, она не из нашего леса, а из тундры.


^ Белая сова распространена по всей зоне тундр.

Полярная сова — активный хищник. Основу её питания составляют мышевидные грызуны. Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.

Охотится белая сова, главным образом, сидя на земле, предпочтительно на возвышении, и бросаясь на приближающуюся добычу. В сумерках иногда охотится и на лету, трепеща на одном месте в воздухе.


7. Рефлексия

- Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.


Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Какие цели ставили, выполнили?

Оценки


^ 8. Домашнее задание. Слайд 28.


Упражнение 287, повторить словарные слова.


В конспекте использовались следующие материалы:


1.Интересные факты о жизни сов

http://chihuashki.ru/blog/interesnye-fakty-o-tsaplyakh-sovakh-i-kukushkakh

http://interesnie-facti.ru/tag/%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Nyctea

2. Загадка - http://slavclub.ru/zagadki/ptici/1373-sova.html


Карточка для самостоятельной работы.


Вставь пропущенные буквы. Запишите в скобках проверочные слова.

^ Поёт ( ) з .ма – аукает,

( )М. хнатый лес ( )б. юкает

Стозвоном ( ) с. сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в ( )стр. ну ( )д. лёкую

( )С. дые облака.

А по ( )дв. ру ( ) м. телица

( ) К. вром шелковым стелется,

Но больно ( , ) х. л. дна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у ( ) .кна.

С. Есенин


Вставь пропущенные буквы. Запишите в скобках проверочные слова.


Поёт ( ) з .ма – аукает,

( )М. хнатый лес ( )б. юкает

Стозвоном ( ) с. сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в ( )стр. ну ( )д. лёкую

( )С. дые облака.

А по ( )дв. ру ( ) м. телица

( ) К. вром шелковым стелется,

Но больно ( , ) х. л. дна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у ( ) .кна.

С. Есенин




Похожие:

Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка на тему Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (с использованием икт)
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (с использованием икт)
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление
Развивать умение распознавать в словах безударные гласные, требующие проверки, и подбирать проверочные слова
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconКонспект открытого урока по русскому языку учителя 3 класса Быстровой И. Н. Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными
Образовательная: отработка умения проверять слова с безударными гласными в корне, звонкими
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка в 3-м классе. Тема: Беглые гласные в корне слова. Цель: формировать представление о беглых гласных; умение разбирать по составу слова с беглыми гласными
Цель: повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок по русскому языку во 2 классе «Урок-путешествие. Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов»
Развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка во втором классе по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова» (программа «Школа России»)
Цели: Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова и умение самостоятельно находить в тексте слова...
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка 2 класс Учитель: Домаева Н. Ф. Тема : Непроизносимые согласные
«Непроизносимые согласные в корне слова», написание слов с непроверяемыми орфограммами
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок закрепления изученного по теме
Учить видеть орфограмму, развивать умение проверять слова с безударными гласными
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных гласных
Цели: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжить формирование умений написания словарных слов;...
Урок русского языка 3 класс «В гостях у Мудрой Совы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение по теме» iconУрок русского языка во 2 классе по теме
Цель: Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными, учить слышать долгий согласный звук в корне слова и правильно обозначать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы