2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование icon

2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование



Название2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование
Дата конвертации08.10.2013
Размер112.17 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
2. /Основная образовательная программа начального общего образования/Музыка.doc
3. /Основная образовательная программа начального общего образования/Планируемые результаты.doc
4. /Основная образовательная программа начального общего образования/Пояснительная записка.doc
5. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа внеурочной деятельности.doc
6. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа духовно-нравственного развития.doc
7. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа здорового образа жизни.doc
8. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по ИЗО.doc
9. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по английскому языку.doc
10. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по литературному чтению.doc
11. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по математике.doc
12. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по русскому языку.doc
13. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по технологии.doc
14. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по физической культуре.doc
15. /Основная образовательная программа начального общего образования/Система оценки достижений планируемых результатов.doc
16. /Основная образовательная программа начального общего образования/Содержание.doc
17. /Основная образовательная программа начального общего образования/Титульник.doc
18. /Основная образовательная программа начального общего образования/Учебный план ФГОС.doc
19. /Основная образовательная программа начального общего образования/окружающий мир.doc
20. /Основная образовательная программа начального общего образования/программа формирования УУД.doc
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование
Рабочая программа по музыке ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Деятельности образовательного учреждения
Моу «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области рассмотрено утверждаю на заседании педагогического Директор школы совета Помелова Н. В
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рабочая программа по изобразительному искусству I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по английскому языку I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по математике ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Программа по русскому языку пояснительная записка
Рабочая программа по технологии ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по русскому языку. Рабочая программа по литературному чтению
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

педагогического совета Директор школы

11 марта 2011 года. _______ Н.В.Помелова

« » марта 2011 г.








2011 год.




Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Именно социальная адаптация и реабилитация должна быть основой системы медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С.Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подлинная интеграция предполагает организацию оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов), в неприспособленную для него общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Важнейшим условием эффективности интеграции детей с ОВЗ является наличие грамотной системы психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Особенности категории детей с ОВЗ препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ОВЗ. Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ОВЗ. На ограничения, обусловленные, нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок. Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.

Одновременно у самих детей с ОВЗ необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающим. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии детей, совершенствования их способностей к обучению.

Интенсивное развитие теории и практики медико-психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе медико-психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

Программа коррекционной работы «Подсолнух» направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Обеспечивает выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.




Обеспечить доступ к качественному образованию каждого обучающегося, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.





  1. Расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

  2. Обеспечение детям с ОВЗ возможности интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников.

  3. Обеспечение родителям возможности получать необходимую консультативную помощь.

  4. Обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную квалифицированную методическую поддержку.

  5. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого интегрированного ребенка.

  6. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

  7. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.






Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;


1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности


Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России» и «Гармония». Методический аппарат системы учебников «Школа России» и «Гармония» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами. Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.


2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении


Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса. На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.) выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС - центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения; программы развития; проектировании системы управления; проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Специфическим предметом психолго-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в обществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом из-за этнических различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности; с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.





  1. Все нуждающиеся дети охвачены необходимой им педагогической помощью.

  2. Учащиеся начальной школы адаптированы к социуму.

  3. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направленно преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.

  4. Учащиеся не имеют затруднений в учебной деятельности, в освоении основной образовательной программы начального общего образования.






Похожие:

2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconОписание системы работы Инклюзивное образование Васильева Елена Геннадьевна
Инклюзивное (включенное, интегрированное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconПовышение квалификации педагогами шмо учителей естественно научного цикла
...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconГосударственное бюджетное учреждение Кумертауская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное образование
Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное образование
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconГ. Липецк Проблемы инклюзии и интеграции в системе общего образования
Здесь можно выделить два основных пути – через специализированную школу (сегрегационное образование) и через интегрированное обучение...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconРегламента использования системы «Сетевой край. Образование» муниципальными образовательными учреждениями на 2011/2012 учебный год
На основании письма от 24. 08. 2011 №7648 Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи «Об использовании системы «Сетевой...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconПедагогический стаж, образование и категория сотрудников моу «Войковская сош» на 2010 2011 уч год
Образование (полное наименование образовательного учреждения выдавшего диплом, дата выдачи)
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconОб итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Красногвардейском районе в 2011 году и задачах на 2012 год
Тного национального проекта «Образование» в Красногвардейском районе осуществлялась в соответствии с сетевым графиком по реализации...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconПриказ №2 Об утверждении программы проведения районного образовательного форума «Образование Шелеховского района 2011»
В связи с проведением 28-29 января 2011 года районного образовательного форума «Образование Шелеховского района – 2010» на основании...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconУчебный план моу «Падунская сош» на 2011 -2012 учебный год (в рамках реализации государственного образовательного стандарта на 2011-2012 учебный год) начальное общее образование 1 класс

2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconСписок учебников на 2011 -2012 учебный год: Начальное общее образование. 1 кл.( Фгос 2010 г.)
На основании решения педагогического совета ( протокол №1 от 30. 08. 2011 г.), методического совета ( протокол №1 от 31. 08. 2011...
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование iconИнтегрированное занятие в 1 младшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию (стихи автора). Тема: Дикие животные. Заяц. Цели
Интегрированное занятие в 1 младшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию стихи
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы