Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» icon

Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»



НазваниеКонкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»
Дата конвертации08.10.2013
Размер187.31 Kb.
ТипКонкурс
источник

6 Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре.

Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении».


Конспект
урока по химии:



«Влияние кислородсодержащих

органических соединений
на окружающую среду и

организм человека».


Цели:


  • систематизировать знания учащихся о вредном влиянии загрязнения биосферы на организм человека;

  • показать необходимость экологических знаний для жизни каждого человека;

  • научить применять полученные знания в данной конкретной ситуации;

  • совершенствовать навыки постановки и проведения опытов;

  • учить работать с дополнительной научной литературой с целью формирования общеучебных навыков и самообразования учащихся.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

На каждый стол – раствор белка, этиловый спирт.


Для демонстрационных опытов: раствор фенола, белок, кровь, этиловый спирт, аспирин, раствор хлорида железа (3), искусственные экосистемы, индикаторы.


1.В своей книге «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелл писал: «Наш мир так же сложен и так же уязвим, как паутина. Коснешься одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую войну против окружающей среды. Без нужды сводим леса, создаем очаги пыльных бурь и ветровой эрозии, изменяя тем самым климат. Засоряем реки промышленными отходами, загрязняем моря и океаны, атмосферу, с нашей близорукостью, нашей алчностью мы в ближайшие полвека, а то и раньше станем виновниками того, что на Земле будет просто невыносимо жить» (слайд №2).
^

Звучит магнитофонная запись (отрывок из книги Р. Карсон «Безмолвная весна») или демонстрация слайда №3.


«В округе стала распространяться какая-то загадочная болезнь, чье чумное дыхание начало преображать все вокруг. Над городом словно тяготело какое-то проклятие: загадочные болезни уносили кур, коровы и овцы чахли и гибли. На все легла тень смерти… Царила необычная тишина. Куда исчезли птицы? Деревья на улицах пожелтели и завяли… В водосточных желобках, в канавах и между черепицами крыш можно было найти местами крупицы какого-то белого порошка, он, словно снег, запорошил несколько недель назад крыши и траву, поля и реки».
^

Рассказ учителя.


Такой «сказкой из будущего», по словам автора, американской писательницы-биолога Рейчел Карсон, начинается вышедшая в 1962 г. и ставшая знаменитой книга «Безмолвная весна». Своей книгой она привлекла внимание общественности к ядовитым выбросам современной большой химии. Эту главу, мрачную фантазию, Карсон закончила словами: «Такого города в действительности не существует». Но не прошло и 15 лет, как он появился. Это случилось 10 июля 1976 г. Называется этот город Севезо, расположенный в 20 километрах от Милана (Италия) (слайд №4). Там произошел взрыв на химическом заводе, о продукции которого большинство работающих на нем знало только то, что здесь делают «сырье для выпуска дезодорантов». Из котла вырвалось облако дыма, вскоре покрывшее окрестности предприятия, словно белой вуалью. Это был один из самых страшных ядов, какие только известны химикам. Его научное название – 2,3,7,8-тетрахлордибензо-р-диоксин (ТХДД). Это вещество в 67 раз ядовитее цианистого калия и в 500 раз – стрихнина (слайд №4). Вы можете представить, к каким последствиям привела эта авария. Список таких катастроф можно было бы продолжить. Но мы на сегодняшнем уроке выясним, какое влияние на организм человека и окружающую среду оказывают же изученные нами представители кислородсодержащих органических соединений, тем более что многие из них являются тератогенами, т.е. веществами, воздействие которых на организм приводит к аномалиям в его развитии. Итак, тема нашего урока - «Влияние кислородсодержащих органических веществ на окружающую среду и организм человека».

Задание для учащихся: во время выступления групп делать краткие записи по плану:

  1. Название вещества.

  2. ПДК (предельно допустимая концентрация).

  3. Влияние вещества на организм человека и окружающую среду (слайд №5).
^

Рассказ учителя.


2. О влиянии спиртов на организм человека мы с вами говорили на уроках анатомии, общей биологии. Вспомним, какое влияние на белки оказывают спирты. Предлагаю провести небольшой эксперимент. В пробирки с белком добавьте небольшое количество спирта (слайд №6).

Выполнение лабораторного опыта № 1.

^ Вопросы классу:

Что наблюдаете? Что такое денатурация? (Денатурация – нарушение природной структуры белка) (слайд № 6).

Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов возрастает от низших к высшим гомологам. Если сравнить этиловый и амиловый спирты, то можно увидеть увеличение молекулярной массы последнего в 2 раза, а токсичность амилового спирта в 20 раз превышает токсичность этанола. Исключение составляет метанол, о влиянии которого расскажет 1-ая экспертная группа.

^ Рассказ учащихся 1-ой экспертной группы.

Метанол широко применяют в производстве пластмасс, искусственной кожи, стекла, фотопленки, при синтезе ряда лекарств, а также как органический растворитель (слайд №7).Смертельная доза метанола колеблется в пределах 30-100 мл (концентрация в крови – 300-800 мг/л). Тяжелые отравления могут быть вызваны приемом даже 7-10 мл. Метиловый спирт, принятый внутрь, быстро распространяется по всем тканям и органам в связи с высокой водо- и липидорастворимостью. Его окисление происходит также в печени, но медленнее, чем этанола. Метанол превращается сначала в муравьиный альдегид, а затем – в муравьиную кислоту, особенно токсичное вещество. Муравьиная кислота вызывает ацидоз (закисление), который приводит к патологическим сдвигам. При тяжелом отравлении опьяняющее действие выражено слабо, но отмечаются сильная головная боль, тошнота, недомогание, затем наступает глубокий сон, а спустя 12 часов или 1,5 суток резко нарастает мышечная слабость, появляются боли в пояснице, животе, расширение зрачков, двоение в глазах, понижение зрения, переходящее в слепоту, затем быстро нарастает сердечно-сосудистая недостаточность, нарушается дыхание и наступает смерть (слайд №8).

Этанол – алкоголь – социальный токсин, ставший причиной серьезной проблемы – алкоголизма. При употреблении спиртных напитков содержащийся в них этанол легко преодолевает биологические мембраны. Одновременно он повреждает структуру мембран, увеличивая их проницаемость для многих токсичных веществ. В организме человека существует физиологический барьер, регулирующий обмен веществ между кровью, спинномозговой жидкостью и мозгом; он защищает центральную нервную систему от проникновения чужеродных веществ, поступивших в кровь, или продуктов нарушенного обмена веществ. Для этанола этот барьер не является преградой. Но самые тяжелые последствия систематического употребления алкоголя связаны с его токсичным действием на генетический аппарат человека и развивающийся плод.

^ Рассказ учителя с демонстрацией опыта «Действие спирта на кровь».

У одноатомных спиртов наблюдается еще одна закономерность – с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз – разрушение эритроцитов в крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду), следовательно, спирты относят к гемолитическим ядам (слайд №9).

^ Рассказ учителя.

3. Это вещество было выделено из каменноугольной смолы в 1834 году в смеси с его гомологами. Его свойство – растворяться в щелочах – дало повод считать его кислотой, и он получил название карболовая кислота. Кроме того, это был первый антисептик, введенный в хирургию Листером в 1867 году (слайд № 10). Итак, вы поняли, что сейчас речь пойдет о феноле. Слово предоставляется 2-ой экспертной группе.

^ Выступление учащегося 2-ой экспертной группы.

Фенол – один из самых опасных и достаточно распространенных загрязнителей природной среды. Например, в Каспийском море содержание фенола превышает допустимую норму в 9 раз, в Балтийском - в 4 раза, в Кольском заливе, где продолжается деградация экосистем, - в 6 раз. Фенол используется для производства красителей, фенолоформальдегидных пластмасс, взрывчатых веществ, лекарств и т.д. (слайд №11). В связи с этим в сточных водах многих химических предприятий содержится фенол, который действует на все живое.

^ Демонстрация опыта «Влияние фенола на белок» (или на водную экосистему).

В пробирке выпадает осадок. Следовательно, природные белки теряют присущие им специфические свойства, становятся нерастворимыми, денатурируют. Значит, загрязнение фенолами приводит к отрицательным последствиям для живых организмов. Появление в водной среде фенола с концентрацией 5 мг/л искажает реакцию карповых рыб (например, горчака) на собственный «феромон тревоги» (слайд №12). При концентрации фенола 20-30 м г/л наступает потеря чувствительности к феромону. Таким образом, фенол способен нарушать экологическое равновесие в экосистемах, разрывая и «химические контакты» между организмами. ПДК фенола в воздухе составляет 0,01 мг/м3, а в воде – 0,001 мг/м3.

Фенол обладает общетоксичным, раздражающим эффектом, на кожу действует прижигающе, вызывает дерматиты. Попадание на кожу кристаллов менее опасно, чем растворов. Поражение 0,25-0,5 % поверхности тела для человека смертельно. Даже 1 % раствора карболовой кислоты вызывают некрозы кожи, омертвляют нервные окончания. Растворенный в воде фенол, равно как и кристаллический, легко проникает в организм человека через кожу, а пары, адсорбированные кожей и одеждой, постепенно с вдыхаемым воздухом, поступает в легкие.

Фенол используется для получения различных лекарственных препаратов. Вот как выглядит получение аспирина (ацетилсалициловой кислоты):


СООН СООН

+ (СН3СО)2О Н + СН3СООН


^ Н О-СО-СН3

салициловая уксусный

кислота ангидрид


Салициловую кислоту получают карбоксилированием фенола:

ОН ОNа СООН ОН

СО2 H2SO4

СООNа СООН

^ Демонстрация опыта с таблетками аспирина.

Вот почему надо обязательно обращать внимание на сроки хранения лекарств. Если срок прошел, то нельзя применять такие препараты.

Для извлечения фенола из сточных вод используют органические растворители (например, бутилацетат), затем связывают фенол раствором едкого натра. Жидкостная экстракция фенола из сточных вод представляет собой многоступенчатый процесс. На каждой ступени в абсорбенте сточные воды смешиваются с растворителями с последующим разделением не смешивающихся жидких фаз. В результате достигается почти 100%-ное извлечение фенола. Другой метод – каталитическое сжигание газов, содержащих фенол. В этом случае сточные воды переводят в газообразное состояние. Процесс ведут в циклонных печах при высокой температуре. Обезвреживание фенола проводят также при помощи озонирования и микробиологического окисления на биофильтре. В этом и другом случае идут процессы полного окисления (до образования углекислого газа и воды) (слайд №14).

А обыкновенный озерный камыш за 3 часа способен извлечь из воды более 35 г фенола на каждые 300 г надземной массы, т.е. более 10 % собственного первоначального веса (слайд №14).

^ Рассказ учителя.

4. В зарубежной печати все чаще появляются сообщения о загрязнении воздуха в промышленных и жилых зданиях, и не только о загрязнении, но и о той огромной опасности, которая зачастую угрожает в связи с этим здоровью людей. Американский журнал «Нэшнл уайлд-лайф», издаваемый Национальной Федерацией по охране дикой природы, поместил на своих страницах статью, целиком посвященную этой теме. В ней говорится о том, что на первом месте среди загрязнителей воздуха в домах оказался формальдегид. О том, какое влияние оказывает формальдегид, расскажет 3-ья экспертная группа.

^ Выступление учащихся 3-ей экспертной группы.

Альдегиды относят к одним из наиболее реакционно-способных органических соединений. Именно этим объясняется их токсичное действие на организм человека. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей, вызывают пневмонию и отек легких, вредно воздействуют на нервную систему. С увеличением числа атомов углерода в молекуле раздражающее действие альдегидов на кожу ослабевает. Ненасыщенные альдегиды (акромин) обладают более сильным раздражающим действием. Ацетальдегид вызывает конъюнктивит, обладает сильным раздражающим эффектом, на кожу действует прижигающе.

Более подробно расскажем о формальдегиде. Его ПДК в воздухе – 0,012 мг/м3, в воде – о, 01 мг/л. Формальдегид – бесцветный газ, содержащийся в тысячах вещей, включая мебель, фанеру, пенопласты, дсп, некоторые типы клеев для мебели. Например, сырьем для древесностружечных плит служат отходы деревообработки: стружка, в небольшом количестве опилки, мелкие куски древесины, щепа (слайд №15). Высушенное древесное сырье смешивают с фенолоформальдегидной смолой и из смеси формуют плиты. Формальдегид вызывает раздражение в носу, в глазах, верхних дыхательных путях, а также головные боли и тошноту. Он поражает центральную нервную систему, особенно зрительные бугры, резко снижает остроту зрения. Длительное воздействие этого альдегида может вызвать бронхиальную астму и тяжелые кожные заболевания. По последним данным Агентства охраны окружающей среды (США), возможно, имеется прямая связь между раковыми заболеваниями носа, горла и проживанием в квартирах, пол и мебель в которых, как, правило, изготовлены из прессованных синтетических плит. Помочь нам могут комнатные растения. Все они очищают воздух в той или иной мере. Ученые отмечают 10 комнатных растений, которые очищают воздух лучше всего. Это хлорофитум, плющ, монстера, шеффлера, сансевиерия, хамедорея, спатифиллум, фикус каучконосный, рапис, пестролистная драцена. Растения поглощают токсины из воздуха и, переработав их, выделяют кислород. Это подкреплено и доказано научными исследованиями американских ученых. В помещение с вредными веществами на несколько часов помещали комнатные растения. Замеры показали, что содержание вредных веществ стало намного меньше. Так фикус поглощает до 10 мг формальдегида в час (слайд №16).

В большом количестве формальдегид используется для получения различных видов пластмасс, в том числе меламиноформальдегидных, из которых изготовляется посуда (слайд № 17). Нарядные меламиновые тарелки радуют глаз. Попадают к нам, в основном, из Турции. Но есть из подобной посуды нельзя. Вместе с супом в желудок и попадает формальдегид. Если формальдегидом «питаться регулярно», то, по мнению ученых, это скажется даже на потомстве: есть опасность, что будущие дети могут родиться с уродствами. По меламину вышло специальное постановление Госсанэпиднадзора, запрещающее торговлю отравой. Но в подземных переходах, на маленьких рыночках это до сих пор ходовой товар. Так что смотрите.

^ Рассказ учителя.

В последние десятилетия большое развитие получило производство различных моющих средств. СМС во многих случаях превосходят обычные жировые мыла по моющей способности, пригодны для использования в жесткой и морской воде. А о том, какое влияние на окружающую среду и организм человека оказывают СМС, расскажет 4 группа.

^ Выступление 4 группы.

Основной источник поступления СМС в водоем - крупные механизированные прачечные, в стоках которых содержание этих соединений составляет 100-200 мг/л (ПДК-5-10 мл/г). Другие источники СМС - предприятия легкой промышленности: текстильные, меховые, кожевенные, в которых СМС применяют для мойки хлопковой пряжи, шерсти, при отбелке, крашении (слайд №18).

СМС считают наиболее распространенными химическими загрязнителями водоемов. Состав СМС в качестве активной основы входят поверхностно-активные вещества и различные добавки: щелочные и нейтральные электролиты, перекисные соединения. Попадая в водоем, СМС ухудшают органолептические свойства воды, снижают само очищающую способность водоемов, нарушают процессы кислородного обмена, усиливая неблагоприятные действия других веществ, токсически действуют на фауну, затрудняют процессы биологического окисления органических веществ, вызывают бурное размножение планктона, «цветение». Если СМС находятся в водоеме совместно с нефтепродуктами или маслами растительного или животного происхождения, то их воздействие усиливается. Они способны эмульгировать даже тяжелые масла, дробить их на микроскопические частички, капельки. Эти капельки находятся даже во взвешенном состоянии в водной среде, что намного увеличивает их контакт с обитателями водоемов, обволакивая поверхности их тела, действуя на органы дыхания.

^ Опыт «Влияние СМС на водную экосистему» (демонстрация результатов опыта).

Для обезвреживания и очистки сточных вод от СМС эффективна биохимическая очистка (использование аэробных микроорганизмов) в биологических прудах, а также интенсивная аэрация с последующим удалением образующейся пены. Вместо полифосфатов, которые входят в состав СМС, могут быть использованы цитраты - соли лимонной кислоты. Цитрат натрия в сочетании с сульфатом натрия эффектно снижает жесткость воды и не загрязняет окружающую среду (цитраты в природе быстро подвергаются разложению), их можно использовать в меньших количествах, они создают при стирке менее щелочную среду. Основной сдерживающий фактор при использовании цитратов их более высокая себестоимость. Для замачивания и стирке тканей применяют различные СМС. При правильном использовании СМС не представляют опасности, но нарушение инструкций по применению может вызвать нежелательные для организма последствия. Так, превышение доз СМС для стирки иногда вызывает аллергические реакции кожи (слайд №19). Насыпая порошок, не следует наклоняться над тазом, рекомендуется закрывать нос и рот платком во избежание попадания пыли в дыхательные пути и отравления. Частицы стирального порошка, остающиеся на коже, могут вызвать зуд, сухость, а иногда и воспаление кожи. Появление ощущения заложенности и зуда в носу, чихание, обильные слизистые выделения из носа, першение в горле, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение – это все признаки аллергической реакции, вызванной СМС. В таких случаях надо исключить данный порошок из употребления, заменив его другим или мылом. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке или пленке из полиэтилена, не допуская его пыления. Перед стиркой необходимо смазать слизистые оболочки носа растительным маслом, после стирки прополоскать рот и очистить нос от остатков масла, тщательно вымыть руки и нанести смягчающий крем.

Заключение.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели вопрос о влиянии кислородосодержащих органических веществ на окружающую среду. И закончить наш урок я хочу словами из книги «Исчезнувшие и исчезающие животные»:- «Продолжая губить природу, человек рубит сук, на котором сидит, ведь разумная охрана природы – это и охрана человечества» (слайд №20). Хочется верить, что знания, полученные на уроках химии и биологии, помогут вам принимать экологически верные решения, активно участвовать в практической деятельности по охране природы и улучшению экологической обстановки.

2. Проверка знаний - тест.

3. Д /З. Решить задачи.

1.ПДК фенола у мест пользования составляет 0,001 мг/л. рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола будет превышать предельно допустимую, если в водоем вместимостью 100000 м3 со сточными водами коксохимического предприятия было сброшено 47 кг фенола.

2.Рассчитайте массу аспирина, который можно получить из 690 кг салициловой кислоты, если массовая доля выхода продукта составляет 75% от теоретически возможного.

3. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализа этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем составляют: 55% углерода, 4,2% водорода, 14,8% кислорода, 27% хлора. Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнение реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в окружающую среду.

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ.

Опыт 1. «Действие этанола на белок».

Вариант 1. Кусочек сырого мяса помещают в пробирку со спиртом. Через 1-2 минуты мясо меняется из-за свернувшегося белка.

Вариант 2. Кусочек сырого мяса (10 г) растирают с небольшим количеством воды до кашицеобразного состояния и отфильтровать. К полученному прозрачному раствору (1-1,5 мл) добавляют несколько кристалликов поваренной соли и 5 мл спирта. Выпадает осадок.

Вариант 3. В опыте можно использовать и раствор куриного белка.

^ Опыт 2. «Вредное влияние алкоголя на кровь».

В пробирки налить по 5 мл разведенной крови, в одну из них добавить по 5 мл физиологического раствора, в другую 5 мл спирта. Взболтать содержимое пробирок. В пробирке с физиологическим раствором содержимое остается мутным, т. к. эритроциты не разрушаются, а в пробирке со спиртом содержимое становится прозрачным. Это означает, что красные тельца под действием алкоголя разрушаются.

^ Опыт 3. «Действие фенола на белок».

В пробирку наливают по 3-4 мл белка, затем добавляют раствор фенола. Выпадает осадок. Опыт показывает, что загрязнение природной среды фенолом приводит к отрицательным последствиям для живых организмов. Природные белки теряют присущие им специфические свойства, становится нерастворимыми.

^ Опыт 4. « Опыт с таблетками аспирина».

В пробирку с раствором фенола добавляют раствор хлорида железа (3). Появляется темно-фиолетовое окрашивание. В пробирку с раствором аспирина добавляют раствор хлорида железа (3).Изменений нет. В пробирку с раствором аспирина (старые таблетки) также добавляют хлорид железа (3). Появляется темно-фиолетовое окрашивание.

^ Опыт 5. «Влияние синтетических моющих средств на водную экосистему».

В аквариум с растениями добавляют по 5 мл раствора стирального порошка или шампуня соответственно. Через 1-2 дня сравнивают опытные растения с контрольными, используя микроскопирование. С помощью индикатора определяют характер среды в аквариумах.

ТЕСТ.

1.Вещества, которые поступая в окружающую среду не сразу или вообще не включаются в естественную циркуляцию, называются…

а) пестицидами;

б) загрязнителями;

в) минеральными удобрениями;

г) бытовыми отходами.

2. Тератогены - это:

а) вещества, воздействие которых на организм приводит к аномалиям его развития;

б) процессы, приводящие к образованию антропогенных форм рельефа;

в) процессы, воздействующие на развитие териофауны данной области.

3. Наиболее губительным фактором в процесс индивидуального развития для материальных основ наследственности:

а) резкое температурное воздействие;

б) избыток солнечного излучения;

в) нарушение режима питания;

г) систематическое употребление алкоголя.

4. Как называется процесс нарушения структуры одного из важнейших органических соединений клетки, происходящий под влиянием физических и химических факторов:

а) полимеризация глюкозы;

б) удвоение ДНК;

в) денатурация белка;

г) окисление жира.

5. Изучением взаимосвязи живого мира с физическими, химическими, биологическими факторами окружающей среды занимается:

а) палеонтология;

б) генетика;

в) экология;

г) цитология.

6. Количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека при постоянном или временном контакте с ним:

а) предельно допустимый выброс (ПДС);

б) предельно допустимая концентрация (ПДК);

в) промышленный выброс;

г) залповый выброс.

7. Загрязнение воздуха, почвы, воды…

а) вызывает у людей множество заболеваний;

б) не влияет на здоровье людей;

в) благоприятно сказывается на состоянии здоровье людей;

г) не исследуется.

8. Отходы производства нужно:

а) использовать в качестве сырья для другого производства;

б) выбрасывать в атмосферу, водоем, почву;

в) сжигать;

г) захоронить.


Список литературы:

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С. Ю. Химия 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

2. Даррел.Д. Перегруженный ковчег. Поймайте мне колобуса.- М.: Мысль,1998.

3. Радецкий. А. М. Органическая химия и медицина // Химия в школе , 1995. - N3.

4. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии.- М.: Просвещение, 1995.

Интернет – ресурсы:

1.http://eatx.rutube.ru/journal (кровь)

2. http://chemistry-chemists.com/N4/96-107.htm (формула диоксина)

3. http://earthmy.ru/texnogennaya-katastrofa-utechka-toksichnyx-veshhestv-v-sevezo

4.http://www.books.ru/page/books/30290

5. http://school31.na.by/content/video/index.html (влияние спирта на белок)

6. http://f2b.io.ua/story(формула метанола)

7. http://festival.1september.ru/articles/556464/ (схема применения метанола)

8. http://www.rsc.org/chemistryworld/News/2008/November/06110802.asp

9. http://www.chemiphase.co.uk/

10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12716 (превращение метанола)

11. http://www.rian.ru/infografika/20110601/382789254.html (отравление метанолом)

12. http://www.chemiphase.co.uk/ (метанол)

13. http://www.bmrb.wisc.edu/metabolomics/mol_summary/?molName=Phenol (формула фенола)

14. http://www.daviddarling.info/encyclopedia/L/Lister_Joseph.html (Листер)

15. http://www.us.all.biz/ru/g3312/ (применение фенола)

16. http://www.konsort.ru/index.php?product_slug=non-fenol&productID=776&ukey=product&did=36 (лекарство из фенола)

17. http://www.himlib.ru/index.php?book=15&page=193 (уравнение получения аспирина)

18. http://aspirin.samolett.com/archives/4/286-2 (аспирин)

19. http://www.ing-seti.ru/?p=1481 (установка по извлечению фенола)

20. http://www.moifoto.ru/comment/foto-1967823.html (обыкновенный камыш)

21. http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41/23867/?interface=catalog (фенол)

22. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=2464&cat_id=&page_id=2 (применение фенола)

23. http://c-a-m.narod.ru/material/formaldegid_metanal.html (формула формальдегида)

24. http://900igr.net/kartinki/khimija/Aldegidy/041-Primenenie.html (применение формальдегида)

25. http://www.rsk-shop.ru/library/articles/article_fanera/12014/ (формальдегид)

26. http://www.g-doors.ru/Ekologicheskayabezopasnostzhilishcha.html (применение формальдегида)

27. http://chuliganka.dreamwidth.org/69632.html (хлорофитум)

28. http://www.posud.ru/press.php?sort=name&page=6&cid=1 (миелиновая посуда)

29. http://www.posud.ru/ (посуда)

30. http://dozztavka.ru/shop/gorshechnye-rostenija;2 (фикус)

31. http://fotogallereyacveti.net/samie-neprihotlivie-komnatnie-tsveti.html (монстера)

32. http://poborud.ru/ (прачечная)

33. http://www.posud.ru/index.html(миелиновая посуда)

34. http://kiril-soltisuk.livejournal.com/9323.html (смс)

35. http://school.xvatit.com/index.php?title=Рациональное_использование_и_охрана_водных_ресурсов (влияние смс)

36. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/922851

37. http://misswomen.ru/kakie-rasteniya-ochishaut-vozduh.php (комнатные растения)

38. http://medinfo.ua/news/?page=4… (порошки)

39. http://irynn.ru/?p=287 (аллергия).




Похожие:

Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconI I всероссийский конкурс (2010 г.) на лучшую методическую разработку по экологической проблематике Российский Чурашова Л. Ф. 3 Акция «Скворец» смотра-конкурс
Всероссийский конкурс (2010 г.) на лучшую методическую разработку по экологической проблематике
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconКонкурс "Нескучные уроки" положение о конкурсе на лучшую методическую разработку для педагогов общеобразовательных учреждений Саратовской области «нескучные уроки»
Конкурс на лучшую методическую разработку проводится по инициативе редакции газет «глобус-64» и «портфолио»
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconПоложение о районном конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 100-летию Киреева А. Н. (Кирей Мергена)
Районный конкурс на лучшую методическую разработку, посвященную 100-летию Киреева А. Н. (далее Конкурс) проводится му «Отдел образования...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconКонкурс на лучшую методическую разработку в области физической культуры и спорта "Здоровые дети здоровое будущее" Общие положения 1
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку в области физической культуры и спорта
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconПоложение об областном конкурсе для учителей «Методическая шкатулка» (на лучшую методическую разработку по предмету) Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка»
Областной конкурс для учителей «Методическая шкатулка» на лучшую методическую разработку по предмету (далее Конкурс) проводится кафедрой...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconКонкурс на лучшую методическую разработку по предмету с использованием интерактивной доски
...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconПоложение о районном конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 80-летию народного поэта Республики Башкортостан Рами Гарипова
Районный конкурс на лучшую методическую разработку, посвященную 80-летию народного поэта Республики Башкортостан Рами Гарипова, проводится...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconПоложение о районном конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 75-летию народного поэта Республики Башкортостан Равиля Тухватовича Бикбаева
Районный конкурс на лучшую методическую разработку, посвященную 75-летию народного поэта Республики Башкортостан Равиля Тухватовича...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconКонкурс для учителей «мой лучший урок» на лучшую методическую разработку по предмету с использованием икт (далее Конкурс) проводится на базе моу сош №12 г. Балашова Саратовской области
Школьной конкурс для учителей «мой лучший урок» на лучшую методическую разработку по предмету с использованием икт (далее Конкурс)...
Конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре. Номинация «Экологическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении» iconКонкурс на лучшую методическую разработку по предмету с использованием интерактивной доски
В целях внедрение и распространение методик использования новейших информационных и педагогических технологий в учебном процессе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы