Концепция развития школьной библиотеки icon

Концепция развития школьной библиотеки



НазваниеКонцепция развития школьной библиотеки
Дата конвертации10.10.2013
Размер51.28 Kb.
ТипДокументы
источник

Концепция развития школьной библиотеки

Концепция (план) развития библиотеки


Концепция развития библиотеки является документом, который обосновывает необходимость ее развития и преобразования и включает цели, задачи, направления и механизмы развития библиотеки. Концепция поможет:

  • - выявить слабые и сильные стороны библиотеки;

  • - определить перспективу и стратегические направления развития;

  • - определить приоритеты в выборе технологий;

  • - организовать внедрение технологий в деятельность библиотеки;

  • - поможет поставить внедрение технологий на твердую финансовую основу;

  • - поможет в создании фандрайзингового плана;

  • - позволит измерить и оценить прогресс в инновационной деятельности;

  • - позволит узнать всем заинтересованным: администрации, педагогическому коллективу, школьникам, родителям о деятельности библиотеки.

Предлагаем примерную структуру концепции, которая может лечь в основу плана развития школьной библиотеки и некоторые рекомендации к ней.

Введение
В первую очередь включает анализ состояния внешней среды. Сюда можно включить тенденции развития библиотечного дела, задачи, стоящие перед библиотечной общественностью, потребности системы образования и/или школы в информационно-библиотечных услугах.
^ I. Стратегический анализ и оценка внутренней среды
Раздел включает:
1. Анализ внутренней деятельности.
Краткое описание деятельности и ресурсов библиотеки, выявление ее сильных и слабых сторон.
^ 2. Ключевые проблемы
На основе анализа и даже небольшого исследования выявляются проблемы обслуживания и обрисовываются недостатки в обеспечении потребностей пользователей библиотеки. Например, одним из недостатков может быть ограниченное комплектование библиотеки, и как следствие - возрастающее число отказов на запросы читателей/пользователей. Здесь же перечисляются проблемы, которые мешают внедрить информационные технологии в деятельность библиотеки: маленькое помещение, отсутствие читального зала, недостаточное количество компьютеров, устаревшее программное обеспечение и т.д.
^ II. Концептуальные основы функционирования
Обоснование потребностей пользователей
Обоснование потребностей можно вывести из анализа внешних факторов (например, переход к компетентностной парадигме образования, внедрение проектных форм обучения, увеличение доли исследовательской деятельности школьников, низкий уровень информационной грамотности школьников) и внутреннего анализа деятельности и проблем библиотеки, которые подтверждают необходимость поиска новых стратегий деятельности, создания новых моделей информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса, необходимость включения библиотеки в информационное пространство школы и/или необходимость преобразования библиотеки в информационный центр.
Миссия
Эта часть включает главную стратегическую цель деятельности библиотеки. В качестве примера можно привести миссию школьной библиотеки, которая предлагается Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА): «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» (Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек. URL: http://www.ifla.org/vii/s11/pubs/school-guidelines.htm).
^ Перспективы развития
Эта часть очерчивает будущие направления деятельности, которые помогут и библиотекарю, и любому, кто читает концепцию, понять намерения. Например, преобразование библиотеки в информационно-образовательный центр путем внедрения информационных технологий во все сферы деятельности библиотеки и создание программы по формированию информационной грамотности школьников.
Сюда же можно включить принципы, на которых будет основываться деятельность библиотеки с учетом развития.
Цели
Цели должны быть реалистичны:

  • - совершенствование информационно-библиотечного обслуживания;

  • - расширение информационного пространства;

  • - активное включение библиотеки в формирование информационной компетентности учащихся;

  • - увеличение ассортимента информационно-библиотечных услуг.

Задачи
Задачи обычно более конкретны, чем цели и могут быть разбиты на несколько направлений:

  • - материально-технические (приобрести 3 компьютера и т.п.);

  • - организационные (создать автоматизированное рабочее место библиотекаря, начать работу над электронным каталогом и пр.);

  • - учебно-методические (разработать и внедрить программу формирования грамотности школьников);

  • - кадровые (разработать план повышения квалификации работников библиотеки).

^ III. Механизмы реализации стратегий и концептуальных положений
Этапы реализации
Критическая часть концепции, которая описывает, что должно быть сделано, когда, сколько это будет стоить, и кто за это будет отвечать. Эту часть можно построить в виде таблицы, которая наглядно показывает предполагаемый график деятельности по каждому пункту плана. (Например, см. Приложение 1).
^ Оценка и оценивание
Включает предполагаемые методы оценивания эффективности деятельности на основе внедренных технологий, которые можно разбить на три блока:

  • - использование технологий (статистика использования);

  • - влияние технологий на пользователей (на учение и обучение);

  • - обслуживание с помощью технологий.

Сюда можно включить предполагаемые инструменты для оценивания деятельности, как количественные, так и качественные:

  • - традиционная библиотечная статистика;

  • - сравнительные характеристики посещения библиотеки;

  • - нетрадиционная статистика – использование компьютеров, количественные показатели по посещаемости сайта, использование электронного каталога;

  • - анкетирование школьников и учителей;

  • - включенное наблюдение – замечания пользователей;

  • - сравнение с другими библиотеками.

IY. Прогнозируемые результаты:
Эта часть плана включает предполагаемые улучшения, которые будут сделаны с помощью внедрения новых технологий. Предполагаемые результаты должны соотносится с целями деятельности. Такими предположениями могут быть:

  • - обеспечение оперативного доступа к библиографическим базам данных библиотеки, к интернет-ресурсам;

  • - увеличение спектра информационных услуг;

  • - расширение объема информационных ресурсов;

  • - сформированность умений учащихся в области поиска, извлечения и обработки информации, которые необходимы для его учебной деятельности;

  • - повышение учебных достижений школьников.

Приложения
Заключительной частью являются приложенные материалы, которые предлагают дополнительную информацию по каждому пункту концепции. Приложения могут включать:

  • - Список оборудования библиотеки.

  • - Список программного обеспечения.

  • - Отчет о работе библиотеки за определенный промежуток времени.

  • - Таблица средств использованных и предполагаемых средств на приобретение материалов для библиотеки.

  • - Количественные показатели посещений.

  • - Таблица невыполненных запросов.

  • - Аналитическая записка исследования потребностей читателей.

  • - Результаты обработки анкет.




Похожие:

Концепция развития школьной библиотеки iconПлан работы школьной библиотеки мбоу «сош №5» на 2011-2012 учебный год
Концепция и программа развития школы направлена на проблему детского чтения. Исходя из особенностей организации учебного процесса...
Концепция развития школьной библиотеки iconДокументи
1. /Нормативная база школьной библиотеки/~$НВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.doc
2. /Нормативная...

Концепция развития школьной библиотеки iconПрограмма развития школьной библиотеки как библиотеки/медиатеки на 2011 2015г г
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 г. Белева Тульской области»
Концепция развития школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки моу варшавская сош за 2009-2010 учебный год
Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки. Библиотека работает по плану, утвержденному директором...
Концепция развития школьной библиотеки iconОтчет о работе школьной библиотеки
Основными направлениями в работе школьной библиотеки являются; помощь в активизации учебной деятельности, формирования навыков независимого...
Концепция развития школьной библиотеки iconПравила пользования школьной библиотекой
Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки,...
Концепция развития школьной библиотеки iconУтверждаю директор моу сош №8 ст. Новорождественской Л. Н. Зачитайло Права и обязанности библиотеки Работники школьной библиотеки имеют право
Управляющим Советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки
Концепция развития школьной библиотеки iconПравила пользования школьной библиотекой мбоу сош №30 с. Романовка Общие положения
Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки,...
Концепция развития школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки моу «Травновская сош» за 2010-2011 учебный год
Работа школьной библиотеки строилась на основе годового плана учебной и воспитательной работы школы, исходя из задач, стоящих перед...
Концепция развития школьной библиотеки iconПлан работы библиотеки моуоош №23 на 2011-2012 учебный год
Работа школьной библиотеки в 2010-2011учебном году функционировала согласно плану работы, утверждённому директором школы. Перед школьной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы