Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин icon

Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин



НазваниеОпыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин
Дата конвертации10.10.2013
Размер83.8 Kb.
ТипЗадача
источник

Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Образовательные учреждения все в большей степени обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к сети Интернет. Это способствует внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс.

Цель моего доклада показать опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин: «Товароведения непродовольственных товаров», «Организация коммерческой деятельности».

«Когнитивность»- с латинского - познание, изучение, осознание. Способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Для реализации личностно- ориентированного обучения необходим выбор методов и технологий, ориентированных на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, способствующих формированию потребности самостоятельного получения новых знаний, обеспечивающих деятельностный подход к обучению. Этим требованиям, на мой взгляд, отвечает модульная технология, проектная деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве, которые, я использую в своей работе.

Модульная технология позволяет реализовать индивидуальные способности учащихся, экономить временные ресурсы участников образовательного процесса.

Модуль- это объем какого-то материала, который доводится до учащегося.

Задача педагога - сформировать у учащихся стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, анализировать, сравнивать, т.е. использовать когнитивный подход в обучении.

Я разработала несколько уроков по предмету «Товароведение непродовольственных товаров» по технологии модульного обучения. Такие уроки с точки зрения когнитивности позволяют анализировать информацию предложенную преподавателем в виде раздаточного материала, учащиеся сопоставляют (например, по описанию верхней одежды учащиеся находят соответствующую иллюстрацию). В качестве закрепления предлагается заполнить таблицы с признаками классификации одежды, что развивает способность к умственному восприятию и переработке только что полученной информации. Такие приемы, как совместная постановка цели урока ( я использую на всех уроках), умение анализировать, осмысленно читать текст, письменно оформлять результаты деятельности (заполнение таблиц, ответы на вопросы), способствуют развитию самоорганизаторской и коммуникативной компетенции.

Однако, следует сказать, что модульная технология, для работников торговли имеет некоторые недостатки: можно много не говорить (выполняя самостоятельную работу письменно, отвечая на тесты). Но продавец, коммерсант, должен быть разговорчивым, эмоциональным, и это восполняется другой технологией.

Проектная деятельность учащихся. Этот метод в своей работе я использую третий год. Суть метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решения одной или целого ряда проблем, показать самостоятельную работу по практическому применению полученных знаний.

В 2007-08 учебном году учащиеся подготовили проект по теме: «Ассортимент и групповая характеристика ювелирных товаров». Данный проект занял 1 место в училище.

Впервые из числа учащихся 3 курса, была проведена защита курсовой проектной работы.

В 2006-2007 учебном году студентка 2 курса Зиновьева Яна создала проект по теме: «Модернизация деятельности оптового предприятия по оптовой продаже товаров», в конкурсе проектов, проводимом в училище в рамках недели науки проект занял 1 место. Значимость данного проекта заключалась в том, что учащаяся разработала конкретные мероприятия по усовершенствованию рекламной деятельности действующего предприятия. Она провела опрос торговых предприятий и выяснила, что данной оптовое предприятие знают далеко не все магазины. Создала буклет оптового предприятия и распространила его по магазинам; создала макет страницы; придумала и записала рекламный ролик; разработала электронный журнал учета надежности поставщиков. Все эти мероприятия были предложены директору оптового предприятия.

Проектная работа с точки зрения когнитивности развивает познавательную, творческую деятельность учащихся. Они работают над презентацией проекта, строят план выступления, выступают с презентацией, что развивает информационную, самоорганизаторскую, профессиональную компетентность.

Педагогам, занимающимся проектной деятельностью, необходимо учитывать практическую значимость и ценность проектной работы и направлять в нужное русло деятельность учащихся.

В настоящее время широко используется в практике педагогической деятельности обучение в сотрудничестве.

Обучение в малых группах, обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться месте, а не просто что-то выполнять вместе!

Например, в этом учебном году мной и преподавателем информационных технологий был разработан и проведен интегрированный открытый урок на тему «Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе. Поиск информации в сети Интернет».

На одном предмете «ОКД», учащиеся изучают теоретический материал на тему «Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе», на другом предмете «Информационные технологии», учащиеся закрепляют материал по поиску информации в сети Интернет. Преподаватели решили объединить эти две темы и создать интегрированный урок, с целью организации самостоятельной работы в малых группах. При такой работе с точки зрения когнитивности развивается способность учащихся к умственному восприятию и переработки информации добытой ими из интернета по заданной теме. Учащимся на закрепляющем этапе раздаются опорные конспекты, и они сравнивают эту информацию с той, что отобрали самостоятельно. При этом с учащиеся учатся ориентироваться в информационных потоках, показывают навыки использования ПК, применяют для решения задач (найти материал по теме, ответив на вопросы) информационные технологии, что способствует развитию информационной, коммуникативной (работа в группе), профессиональной компетенции.

Урок получил высокую оценку коллег, ребятам тоже очень понравилось.

Урок- экскурсия на производственное предприятие. Например, по предмету «Товароведение непродовольственных товаров» учащиеся проходят тему «Производство кожаной обуви», я посещаю с ними производственное предприятие ЗАО « РАЛЬФ_РИНГЕР» по выпуску обуви. Для того чтобы учащиеся сравнивали этапы производства обуви, анализировали, какую информацию по этой теме они получили на теории и как этот этап осуществляется в технологическом процессе. Со стороны когнитивной технологии такое изучение темы развивает познавательную деятельность учащихся. После экскурсии они пишут анализ посещения производственного предприятия, что развивает способность зрительной системы по объемному восприятию технологического процесса, а это сопровождается приобретением новых способностей интеллекта.

Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности человека.

Мне как преподавателю спецдисциплин форма проведения уроков в виде игры нравится, т.к. она способствуют развитию коммуникативной, профессиональной, самоорганизаторской компетенций у учащихся. Я представляю вам разработанный урок КВН по предмету «Товароведение непродовольственных товаров».

Занятие, на котором проводится деловая игра, состоит, как правило, из следующих основных частей:

  • инструктажа преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование игровых коллективов);

  • изучение участниками вопросов, заданий, распределение ролей внутри подгруппы;

  • собственно, игры (обсуждение, ответы, принятие решений, оформление материалов);

  • публичной «защиты»;

  • подведения итогов, определения победителей, анализа игры участниками и преподавателем (анализ результатов, действий, активности, ошибок, допущенных в игре, их причин, выставление оценок).

Урок КВН (деловая игра) по теме «Классификация, характеристика, ассортимент игрушек» проводится после изучения раздела «Игрушки», т.е. повторительно-обобщающий урок.

Цель урока: Закрепить полученные знания по классификации, характеристике и ассортименту игрушек, знать отличительные особенности и уметь давать рекомендации покупателям.

В начале урока сообщается тема и цель урока (мы видим прием когнитивного характера – совместная постановка цели урока). В форме фронтального опроса проверяется домашнее задание и сообщается ход игры, формируются игровые коллективы (прием группового взаимодействия) (3 команды).

Первый конкурс – «Визитка». Учащимся предлагается в течение 3х минут назвать свою команду и сделать эмблему на заготовках. Название команды должно быть связано с темой «Игрушки» (учащиеся размышляют, как назвать команду, обсуждают, придумывают дизайн). По истечении этого времени один из участников каждой команды представляет свою и демонстрирует эмблему (прием публичного выступления по результатам совместной деятельности). В качестве жюри выступают команды и преподаватель (нельзя оценивать свою команду), конкурс оценивается по пятибалльной шкале. Учитываются оригинальность названия и эстетичность эмблемы.

Второй конкурс – «Разминка». Учащимся предлагается ответить на вопросы по разделу игрушки. На столах разложены вопросы на листках розового и голубого цвета. За каждый правильный ответ сложного уровня (розовый цвет) – 2 балла, за правильный ответ менее сложный (голубой цвет) – 1 балл. Если участник не ответил на вопрос – отвечает другая команда. Уровень сложности выбирается участниками по желанию (индивидуальный подход в обучении).

Третий конкурс – «Разгадай кроссворд». Командам предлагаются заранее подготовленные кроссворды (умственная работа, перенос ранее полученных знаний в новую ситуацию). Дается временя- 5 минут, за каждый правильный ответ – 1 балл (групповая работа).

Четвертый конкурс – «Знания капитанов». Команды выбирают капитанов (сравнивают, кто ответил лучше в предыдущих конкурсах), которым предлагается ответить на вопросы теста (5 вопросов, 3 варианта ответа). За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитаны работают в течение 3х минут за отдельными столами, а остальные участники команд в это время могут получить дополнительные очки за название игрушек на чувашском языке (национальный сегмент).

Пятый конкурс – «Рекомендации товаров». Учащимся предлагаются различные игрушки: мягко-набивная (собачка), пластмассовая (телефон) и резиновая (мяч). В течение 5 минут команды обсуждают положительные качества игрушки, определяют группу по педагогическому назначению и возраст ребенка, которому можно предложить эту игрушку, дают рекомендации. (прием когнитивного характера - осознания знаний и их практическое применение). По истечении времени один из членов команды представляет рекомендацию своего товара (публичная презентация результатов совместной деятельности). В качестве жюри выступают команды и преподаватель (нельзя оценивать свою команду), конкурс оценивается по пятибалльной шкале.

Преподаватель подсчитывает общие баллы, подводит итоги, команда, набравшая наибольшее количество очков, получает оценку «5», наименьшее – «3». Команды, получившие «4» и «3» имеют право ходатайствовать за своих самых активных участников для улучшения их оценки. Преподавателем и участниками проводится анализ игры – что понравилось, что нет.

(прием когнитивного характера - анализ своей деятельности и деятельности других членов команды, сравнения ответов учащихся своей команды с другими командами, умение оценить вклад каждого участника).

Учащиеся получают опережающее домашнее задание – сообщение на тему «Из истории электроосветительных приборов» и на формате А4 по образцу дать рекомендацию игрушки (что развивает познавательную деятельность учащихся).

Таким образом, вы обратили внимание на то, что методы и приемы когнитивного характера можно развивать на любом уроке, используя разные педагогические технологии, что в конечном итоге способствует развитию ключевых компетенций наших учащихся.

В настоящее время на профессиональное образование обращено пристальное внимание. Много говорится об инновационной деятельности учреждений образования. Вместе с тем, инновационная деятельность - одно из наиболее перспективных направлений работы любого учреждения, которое хотело бы успешно развиваться и плавно перейти на образовательные стандарты нового поколения.

Преподаватель: Филимонов А. Н.





Похожие:

Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconОсобенности использования технологий модульного обучения на уроках химии
С одной стороны. К моменту появления идей модульного обучения у многих педагогов был уже солидный опыт структурирования и программирования...
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconКадыровой Татьяны Михайловны Тема: Использование информационных технологий на урок
Цель: показать возможности использования информационных технологий на уроках биологии
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconИнформационные технологии на уроках географии
Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса....
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconПроект на тему: Использование информационно-коммуникационных технологий
Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин icon«рудный қаласының №13 орта мектебі» мемлекеттiк мекемесi
Цель проверки: анализ эффективности использования игровых технологий на уроках в начальных классах
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconИнновационная деятельность при работе с учебником как условие развития информационной компетенции учащихся на уроках физики
Еятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Обеспечить высокое...
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconИнновационная деятельность при работе с учебником как условие развития информационной компетенции учащихся на уроках физики
Еятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Обеспечить высокое...
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconПрезентация по теме: «Тестовый контроль на уроках музыки». Отчет о работе мо учителей музыки за 2009-2010 у\г
По первому вопросу Дмитриева С. Н. представила опыт использования интерактивной доски в работе учителя музыки
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconВозможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н
Проблемы дистанционного обучения (ДО) и использования технологий до затрагиваются в трудах педагогов и психологов со второй половины...
Опыт использования когнитивных технологий на уроках спецдисциплин iconОбобщение и распространение педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне
Вует в работе семинаров, педсоветов. Обобщила опыт по проблемам: развитие процессов понимания на уроках химии, использование интерактивных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы