Урок мужества «Сквозь огненный ад» icon

Урок мужества «Сквозь огненный ад»



НазваниеУрок мужества «Сквозь огненный ад»
Дата конвертации11.10.2013
Размер173.26 Kb.
ТипУрок
источник

Урок мужества

«Сквозь огненный ад»

Героям–летчикам посвящается…


1 ВЕДУЩИЙ: 22 июня 1941 г. германская во­енная машина в 3 часа 15 минут в составе почти 200 пехотных, мо­торизованных и танковых диви­зий, и имея на вооружении более 4,5 тыс. самолетов, примерно столько же танков и более 47 тыс. орудий и минометов, обрушила на советскую страну бронирован­ный удар невиданной силы и на земле, и с воздуха. Свыше 1000 "бомбардировщиков немецких ВВС подвергли ударам более 66 аэродромов в западной части СССР на глубину 400-600 км. сухопутные войска вермахта пе­решли западную государственную границу Советского Союза в се более 1000 км.

Но впервые за годы Второй мировой войны немецко-фашист­ские войска встретили упорные и ожесточенное сопротивление со стороны советских войск. Нес­мотря на временные неудачи в первые дни и недели войны совет­ская авиация наносила мощные бомбовые удары по группиров­кам немецко-фашистских войск -2 земле, а истребительная авиация уничтожала противника в воздухе.

Буквально в первые дни, не­дели и месяцы войны появилась такая форма уничтожения скопления наземных войск противника, как нанесение советскими самолетами, в основном бомбар­дировщиками, таранных ударов, как правило, в исключительных случаях подожженными и пов­режденными самолетами. "Ог­ненные пилоты" — такую они получили героическую оценку от своих товарищей-авиаторов, об­щественности и средств массо­вой информации.


2 ВЕДУЩИЙ: 26 июня 1941 г. подвиг "ог­ненного пилота" совершил эки­паж бомбардировщика под ко­мандованием капитана Николая Францевича Гастелло. Из сооб­щения Совинформбюро стало известно следующее: "Героичес­кий подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки по­пал в бензиновый бак его само­лета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет в скопление автомашин и бензиновых цистерн противни­ка. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с са­молетом героя".

Советское правительство вы­соко оценило подвиг командира экипажа бомбардировщика. Ка­питану Н. Ф. Гастелло было пос­мертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом наркома обороны СССР он был зачислен навечно в списки 207-го авиационного бомбардировочно­го полка. Члены экипажа бомбар­дировщика лейтенант Г. Н. Скоробогатый (летчик-наблюдатель), лейтенант А. А. Бурденок (штур­ман) и старший сержант А. А. Ка­линин (стрелок-радист) награж­дены орденами Отечественной войны I степени.


1 ВЕДУЩИЙ : Капитан Н. Ф. Гастелло еще в первый день войны показал об­разец мужества, отваги и боево­го мастерства. При выполнении боевого задания на бомбомета­ние самолет-бомбардировщик был поврежден вражеским сна­рядом и причем так, что это поч­ти исключало посадку на аэро­дроме. Экипажу с земли была дана команда покинуть самолет. Но Н. Ф. Гастелло видел, что тя­жело раненный штурман не мо­жет покинуть самолет и вос­пользоваться парашютом. Капитан Гастелло принял решение довести машину до аэродрома и посадить ее без выпущенных шасси. Первоклассный летчик и мужественный человек Николай Францевич посадил машину в сложнейших условиях — спас людей и машину.

Вся страна узнала о подвиге от­важного экипажа. На месте под­вига капитана Н. Гастелло был со­оружен памятник-мемориал на шоссе Минск—Вильнюс. В г. Москве, а также в поселке город­ского типа Радошкивичи Минс­кой области и на территории Лу­ганского военного авиационного училища штурманов установлены памятники Герою. Именем Н. Ф. Гастелло названы колхозы, совхозы, фабрики, заводы, город­ские поселки, улицы, шахта № 39 в г. Кизил Пермской области, теп­лоход. В годы Великой Отечест­венной войны (1941 — 1945) его имя носили многие партизанские отряды.

Создавалось впечатление тогда, в начале войны, что таранный удар по наземным целям бомбардиров­щиком Н. Гастелло был первым.

Однако документально уста­новлено, что одним из первых со­вершил такой таранный удар по немецко-фашистским войскам старший лейтенант Петр Степа­нович Чиркин. Командир звена летчик-истребитель П. С. Чир­кин буквально в первые часы войны направил свою подбитую машину "чайку" (И-153) на скоп­ление вражеских танков вблизи западной границы Советского Союза.


2 ВЕДУЩИЙ: 24 июня 1941 г. экипаж бом­бардировщика в составе коман­дира капитана Г. А. Храпая, штурмана лейтенанта В. В. Фила­това, стрелка-радиста старшего сержанта Г. Тихомирова напра­вил свой самолет на скопление вражеских войск в районе села Броды на реке Шара на западной границе в Белоруссии. Командир экипажа был посмертно награж­ден орденом Красного Знамени. Другие члены экипажа также бы­ли награждены.

  1. июня 1941 г. командир эки­пажа капитан А. Н. Авдеев направил горящий бомбардировщик на танковую колонну фашистских войск.

Вместе с ним погиб и штурман лейтенант П. Ф. Стреленко.

После 26 июня 1941 г. таран­ный огневой удар совершил эки­паж бомбардировщика в составе командира лейтенанта Д. 3. Тара­сова, штурмана лейтенанта Б. Д. Еремина, стрелка-радиста ефрейтора Б. Г. Капустина и стрелка младшего сержанта С. И. Ковальского.

При выполнении боевого зада­ния по бомбардировке немецкой танковой колонны группа бом­бардировщиков в составе трех са­молетов вступила в воздушный бой с немецкими истребителями, в ходе боя три "мессера" были сбиты, но в то же время самолет лейтенанта Д. 3. Тарасова оказал­ся подбитым, но экипаж продол­жал отстреливаться от истребите­лей и одновременно бомбить ко­лонну танков. Пламя охватило машину и уже подбиралось к ба­кам с горючим.

Лейтенант Д. 3. Тарасов твер­дым голосом объявил свое реше­ние экипажу:

  • Слушайте все! Самолет под­бит. Кто хочет выброситься с па­рашютом — действуйте! Я иду на скопление немецких танков!

  • Я с тобой, командир! — от­ветил Б. Д. Еремин.

Бомбардировщик круто шел к земле. Навалившись на гашетки*, Б. Д. Еремин расходовал на вра­гов остатки боеприпасов. С оглу­шительным громом горящий бомбардировщик обрушился на фашистские танки. Столб огня, земли и взорванных танков и других машин взметнулся к небу. Это случилось 27 июня 1941 г. в районе села Иваничи Волынской области.

20 июня 1942 г. летчику лейтенанту Л 3. Тарасову и штурману-лейтенанту Б. Д. Еремину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Младший сержант С. И. Ковальский и еф­рейтор Б. Г. Капустин были наг­раждены орденом Красного Зна­мени. Сержант Ковальский остал­ся жив, так как он успел выброситься с парашютом. Тара­сов, Еремин и Капустин были по­хоронены в селе Иваничи в брат­ской могиле.

В память Д. 3. Тарасова в г. Балаково Саратовской области уста­новлена стела. Именем Героя наз­вана школа в родном селе Боль­шой Кущум Балаковского района Саратовской области, улица в селе Иваничи, где он похоронен, а так­же многие школы в Саратовской области. Именем Героя Б. Д. Ере­мина названы улица и школы № 1 и 3 в г. Ростове, а также улица в се­ле Иваничи.

1 ВЕДУЩИЙ: В период с 29 июня по 17 июля 1941 г. таран самолетами по не­мецким войскам на земле совер­шили 11 бесстрашных экипажей (в одиночку и группой). В крити­ческую минуту боевой воздушной обстановки они ценой собствен­ной жизни стремились нанести врагу как можно больший урон. Это был их последний патриоти­ческий вклад в дело будущей по­беды над немецко-фашистскими захватчиками.

Такими "огненными пилота­ми" в тот период были:

  • командир эскадрильи 55-го истребительного авиационного полка капитан Ф. В. Атрашевич (при штурме переправы в районе реки Прут, в Молдавии);

  • заместитель командира эс­кадрильи 128-го бомбардировоч­ного авиационного полка стар­ший лейтенант И. 3. Пресайзен (в Белоруссии, таран на скопление немецких войск);

  • экипаж самолета ДБ-ЗФ в составе четырех летчиков под ко­мандованием командира младше­го лейтенанта П. С. Игашова из состава 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского фло­та (тараном над г. Даугалписом был уничтожен истребитель про­тивника);

экипаж самолета в составе трех человек под командованием командира экипажа 73-го авиа­полка ВВС Балтийского флота лейтенанта П. П. Пономарева (та­ранил группу вражеских танков и автомашин у переправы через ре­ку Западная Двина в Латвии);

  • заместитель командира эс­кадрильи лейтенант Н. А. Булыгин, командир экипажа 53-го дальнего бомбардировочного авиа­полка (таранным ударом взорвал переправу через реку Березину, награжден орденом Отечествен­ной войны I степени);

  • командир эскадрильи 204-го дальнего бомбардировочного авиа­полка капитан А. С. Ковалец (та­ранил скопление вражеских войск в районе г. Борисова, награжден орденом Красного Знамени);

  • командир эскадрильи 10-го бомбардировочного авиаполка капитан Л. В. Михайлов (таранил колонну танков противника на шоссе Резекне—Остров, Герой Советского Союза);



  • комсорг эскадрильи летчик 145-го истребительного авиаполка лейтенант А. 3. Небольсин (тара­нил скопление вражеских войск в районе реки Западная Лица в За­полярье, награжден орденом Красного Знамени);

  • командир звена 38-го истре­бительного авиаполка старший лейтенант Ф. Ф. Туркин (подож­женным истребителем таранил колонну автомашин противника в районе Старой Руссы, Новгород­ская область);

  • военный комиссар эскад­рильи 28-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. А. Соснин (таранил скопление автомашин противни­ка в районе поселка Зубово на Украине);

  • младший политрук эскад­рильи И. А. Чеботарев (таранил истребителем колонну вражеских войск в районе г. Старая Русса, Новгородская область) и другие.

2 ВЕДУЩИЙ: Волна героев — "огненных пилотов" уже в 1941 г. стала зна­чительно расти. К началу 1942 года их число возросло до 53 человек. Это были люди, беспредельно преданные своей Родине и защи­щавшие ее до последней капли крови, исходя из чувства вели­чайшей ответственности за судь­бу своего народа, за честь, свобо­ду и независимость своей стра­ны. К этому подвигу они шли через опыт всей своей предшест­вующей жизни и совершенно ос­мысленно, в силу исключитель­ных обстоятельств в ходе боевой обстановки отдали свою жизнь, не колеблясь ни минуты в право­те своего поступка во имя жизни своих родных и близких, во имя жизни своего народа, ради жизни на Земле.

Этих воинов-героев ни в коем случае нельзя сравнивать или со­поставлять с людьми-смертника­ми японской армии, которые широко использовались коман­дованием для борьбы на море с американским флотом. Эти лю­ди-смертники помещались в авиационные бомбы и называ­лись "камикадзе" ("божествен­ный ветер"). Их сбрасывали с са­молетов-носителей, а далее они должны были нацеливаться на надводные корабли. Такие же смертники помещались в мор­ские торпеды и назывались "кай-тен". Запускались смертники — "кайтен" с подводных лодок, и они должны были поражать так­же морские цели (корабли, транспорты). Людей-смертников ("камикадзе" и "кайтен") зара­нее готовили в специальных школах, и они в этом случае за­ключали договор (контракт) на материальное вознаграждение своей семье в случае их гибели. В основу подготовки этих людей было положено внушение им фа­натичной, слепой веры в их бо­жественную миссию. Это было заложено даже в самом слове "камикадзе". В таких школах в основу воспитания был положен кодекс воинской чести — "бусидо", первая фраза которого гла­сила: "Жизнь человека легка, как перо, а долг перед императором тяжелее горы".

1 ВЕДУЩИЙ: Сознание смертника охваты­валось обручем догматизма, в ко­тором превалировала не истина, не мотивы общественной пользы и необходимости, а вера в иск­лючительное значение акта са­мопожертвования. Эти "рыцари смерти" верили в свое высшее предназначение, предписанное им микадо (императором) и бо­гом. Психологический нажим на сознание смертника сопровож­дался целой системой ритуалов, которыми затушевывалась реаль­ная картина применения живых людей в интересах командования как средств поражения объектов противника. Перед отправкой таких смертников на выполне­ние боевой задачи им присваива­лось очередное воинское звание, выплачивалась крупная сумма денег и одновременно выдава­лась символическая урна якобы с прахом "сверхгероя" для отправ­ки ее родным после того, как смертник будет запущен по цели противника. И еще один харак­терный штрих: при отрыве тор­педы от подводной лодки или при сбросе бомбы со смертни­ком он произносил последнюю фразу своему командованию: "Да здравствует император!" В годы Второй мировой войны (1941 — 1945) в японской армии погибло 2778 человеко-торпед (или бомб), но общий военный успех от их боевого применения был невелик.

Поэтому акты самопожертво­вания советских летчиков в виде таранов наземных объектов про­тивника по своей сущности прин­ципиально отличаются от действий на море японских чело­веко-торпед (бомб). В основе под­вига советских летчиков лежало их мировоззрение, базирующееся на высоких морально-нравствен­ных идеалах, на ценностях любви и преданности своей Родины во имя защиты своего Отечества от ино­земного фашистского нашествия.

2 ВЕДУЩИЙ: Рассмотрим несколько таких примеров.

• Лейтенант Сергей Ивано­вич Колыбин, уроженец г. Североморска, командир звена 74-го штурмового авиационного полка воевал в составе войск Юго-За­падного фронта. К началу войны он был уже опытным авиатором. Командование отмечало его воз­росшее мастерство летчика-штурмовика. Так, в одной из ха­рактеристик на него указыва­лось: "За быстрое освоение материальной части и вылет на самолете Ил-2 в боевых условиях штурману полка С. М. Колыби-ну объявлена благодарность Ге­роем Советского Союза генерал-майором В. И. Шевченко".

С началом войны мастерски действовал штурман полка лейте­нант С. М. Колыбин при нанесе­нии ударов по позициям и войс­кам противника. Вскоре он был награжден орденом Красного Знамени.

Помощнику командира полка лейтенанту С. М. Колыбину бы­ло поручено нанести точный удар по мосту, который уже нес­колько дней не могли разбом­бить другие летчики, а ведь по мосту могли пройти в глубь стра­ны войска, артиллерия и танки противника.

24 августа 1941 г. два самоле­та поднялись в воздух — веду­щим был лейтенант С. Колыбин, ведомым — В. Олейников. Вот и объект удара. Колыбин снизил машину и полетел над самым мостом — обе бомбы точно лег­ли в цель, именно в фермы* мос­та, и он рухнул. Очевидцы, наб­людавшие это бомбометание, рассказывали, что именно в этот момент Ил-2 загорелся от попа­дания вражеского снаряда. Пы­лающий штурмовик несся над шоссе, а потом врезался в ко­лонну вражеских машин — лет­чик повторил подвиг Н. Гастелло.


1 ВЕДУЩИЙ: Это видел и младший лейтенант B. Олейников, о чем после возв­ращения доложил командиру. Конечно, всем казалось, что летчик, атаковавший немецкую колонну, погиб. Это не вызыва­ло никаких сомнений ни у кого, кто видел и наблюдал этот та­ранный удар по противнику.

Но произошло самое неверо­ятное — летчик после тарана ос­тался жив. При взрыве самолета в момент удара о землю кабину вместе с летчиком отбросило на десятки метров. С переломанны­ми ногами и руками летчик C.Колыбин попал в плен к нем­цам. После излечения в госпита­ле в тюрьме С. Колыбина отпра­вили на военный завод, где вы­пускали немецкие истребители "мессершмиты-109". При по­пытке одного из пленных совет­ских офицеров угнать немецкий самолет с этой базы этого летчи­ка тут же расстреляли, а остальных пленных летчиков разбросали по другим концлагерям. Концлагерь, в котором был С. Колыбин, нас­читывал около 20 тыс. узников. Они работали почти круглосу­точно. Как только человек не мог выполнять работу, его тут же списывали и направляли в крематорий. Лейтенанта Колы­бина от такой смерти спасли че­хи, устроив его в санитарную часть. Там он пробыл до 15 ап­реля 1945 г.

Фашизм уже был фактически разгромлен войсками Красной Армии при участии союзников с 1944 г. Но нацисты стремились замести следы своих преступле­ний и стали выводить узников колоннами по 100 человек фак­тически на расстрел. Колонны в ходе их движения стали разбе­гаться, по ним фашисты открыли огонь из автоматов и пулеметов. Колыбину опять повезло: конво­ировал группу узников мобили­зованный немцами чех-солдат, который не хотел воевать на сто­роне немцев. Он для вида стре­лял в воздух, и некоторым удалось спастись. Он же потом при­вел пленных в партизанский че­хословацкий отряд. Только 1 де­кабря 1945 г. С. Колыбин вернул­ся на Родину. А в 1965 г. в честь 20-й годовщины Великой Побе­ды он был награжден орденом Ленина.

2 ВЕДУЩИЙ: Летчица сержант Александ­ра Павловна Полякова родилась в г. Борисоглебске, где находи­лась школа по подготовке летчи­ков. Полюбив авиацию букваль­но с детских и юношеских лет, А. Полякова очень рано стала пилотом-инструктором местно­го аэроклуба. Уже во время вой­ны после хождений по разным военным инстанциям она доби­лась того, чтобы ее отправили на фронт.

В прифронтовой боевой час­ти ночных бомбардировщиков А. Полякову назначили коман­диром экипажа самолета У-2, куда входил штурман-бомбар­дир сержант Е. А. Сагайдаков. Первый боевой вылет на задание по бомбометанию на ночном бомбардировщике прошел ус­пешно, но при встрече с вражес­ким истребителем самолет чуть не сбили.

После начала контрнаступле­ния 19 ноября 1942 г. под Сталин­градом сержант А. Полякова со­вершила много боевых вылетов по бомбардировке вражеских объек­тов и войск в ночных условиях. Все боевые вылеты были удачны­ми, и противнику наносился, хоть и небольшой, но ущерб. Немцы были очень озлоблены действия­ми ночных бомбежек и называли пилотов-женщин "ночными ведь­мами", так как средств противо­действия таким налетам у немцев было мало. Тихоходные У-2 на малых высотах ночью были почти неуязвимы для немецких истреби­телей.

10 мая 1943 г. экипаж У-2 под командованием сержанта А. По­ляковой вылетел на выполнение ночного боевого задания — на­нести бомбовый удар по эшело­нам немцев на железнодорожной станции в Орловской области. При подходе к объект экипажу самолета прими преодолевать завесу заградительного огня зенитных батарей. По команде командира Александры Поляковой бомбардир сержант Е. Сагайдаков сбросил бомбы на цель, но в это же это и самолет тоже был подбит зенитным снарядом — остановился мотор и при этом к тому загорелся. Быстрым скольжением с потерей высоты пламя сбить не удалось. Можно было выброситься с парашютом, но внизу были фашисты. Тогда командир экипажа направила горящие самолет прямо на эшелоны, стоящие на станции...

За свой подвиг сержант Полякова была награждена орденом Красной Звезды. Армейская газета "Доблесть" призывала летный состав в связи с гибелью русской девушки Александры Поляковой, и ее штурмана Е. Сагайдиш

"Летчик! Ты идешь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую жизнь и Родину, так же сильно, как и ты. Мсти за нее, товарищ!"

1 ВЕДУЩИЙ: Конец 1942 и начало 1943 ознаменовались разгромом крупнейшей немецкой группировки под Сталинградом. Сразу же советские войска активизируя боевые действия под Москвой 3 марта 1943 г. был освобожден. Ржев, а через 9 дней противник был выбит из г. Вязьмы, авиация активно действовала, освобождая все новые и города и населенные пункты.

6-й гвардейский штурмовой полк действовал в составе Калининского фронта. В этом полку на грозном для немцев Ил-2 воевал летчик сержант Иван Антонович Ларионов нанося постоянные удары по врагу. Вот как описывает газета «Советский сокол» от 28 апреля 1943года последний полет на 6oевое задание экипажа самолета Ил-2 под командованием И. Ларионова

"...в полет ушли две машины, ве­домые техником-лейтенантом Керисом и старшим сержантом Ларионовым. Штурмовики обна­ружили автоколонну гитлеровцев и атаковали ее. Едва ведущий ус­пел сбросить бомбы, как немцы открыли шквальный зенитный огонь. Но это не остановило Ла­рионова — он ринулся в атаку, расстреливая фашистов из пушек и пулеметов.

Во время этой атаки снаряд вра­жеской зенитки угодил в передний бак машины Ларионова. Машину охватило пламя. У летчика остава­лась одна возможность — выбро­ситься с парашютом, но внизу бы-1 враги, а значит, затем плен — никогда этого не будет! Бесстрашный пилот направил свой пылающий самолет на скопление вражес­ких машин. Раздался оглушитель­ный взрыв. Совершив свой последний подвиг, И. Ларионов нанес большой урон гитлеровцам. Ведущий в паре, возвратившись на аэродром, доложил командованию о бессмертном подвиге Ларионова. Летчики-штурмовики поклялись жестоко отомстить немцам за по­гибшего друга".

Вместе с летчиком старшим сержантом Иваном Антоновичем Ларионовым погиб воздушный стрелок младший сержант Захарий Валиуллин. Оба они позднее были посмертно награждены ор­денами: летчик — орденом Отече­ственной войны I степени, стре­лок — орденом Отечественной войны II степени.

2 ВЕДУЩИЙ: Гвардии лейтенант Евгений Витальевич Михайлов, старший летчик 32-го гвардейского истре­бительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (3-я воз­душная армия, Прибалтийский фронт) воевал с 1943 г. К марту 1944 г. он совершил 92 боевых вы­лета и в 22 воздушных сбил 5 са­молетов.

17 марта 1944 г. командир эс­кадрильи поставил боевую зада­чу лейтенанту Е. Михайлову произвести разведку станции Идрица (Себежский район Псковской области). В истори­ческом формуляре части так от­мечен этот вылет на разведку: "... используя разрывы в обла­ках, наши истребители вышли в тыл противника и, развернув­шись, прошли над его аэродро­мом, произведя разведку. На об­ратном пути они вышли к стан­ции Идрица, которая была забита железнодорожными сос­тавами и была ограждена силь­ным зенитным огнем ЗА. Само­лет Михайлова загорелся. Поло­жение создавалось безвыходное, лейтенант предпочел смерть плену. Он направил свой само­лет в скопление эшелонов про­тивника. Взрывом было уничто­жено много вагонов с горючим, боеприпасами, техникой и жи­вой силой. Этот подвиг произо­шел на глазах у летчика, действо­вавшего в паре с Михайловым".

Как только Михайлов принял решение нанести таранный огне­вой удар по станции Идрица, он по рации на землю произнес такие слова: "Самолет подожжен. Горю­чее кончилось. До своих не дотяну.

В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товари­щам. За Родину!"

Еще раньше, при вручении Е. Михайлову ордена Красного Знамени за отличное выполне­ние боевых заданий он заверил своих товарищей: "Скажем фронтовое спасибо Родине — за любовь, за материнскую ласку. Дадим ей клятву — бить врага еще крепче, а если понадобится, жизни своей не пощадить для по­беды!" И эту гвардейскую клятву Евгений Михайлов выполнил до конца, отдав свою жизнь за дело Великой Победы.

Звание Героя Советского Сою­за ему было присвоено 26 октября 1944 г. Лейтенант Е. Михайлов был награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Приказом наркома обороны СССР он был навечно зачислен в списки своей воинской части. На станции Идрица у железнодорож­ного вокзала на том месте, где по­гиб Михайлов, установлен поста­мент и на нем — бронзовый бюст Героя. На мраморной плите — слова Указа Президиума Верхов­ного Совета СССР о присвоении Е. Михайлову звания Героя Совет­ского Союза. В этом же поселке его имя носят улица и школа, где также установлена мраморная ме­мориальная доска.

1 ВЕДУЩИЙ: Капитан Илья Борисович Катунин, заместитель команди­ра эскадрильи 46-го штурмового полка (ВВС Северного флота) воевал по защите Советского За­полярья с 1943 г. К апрелю 1944 г. он совершил 12 боевых вылетов на штурмовку морских судов и транспортов противни­ка, при этом лично потопил два транспорта (один водоизмеще­нием около 8 тыс. т), мотобот и шхуну. За образцовое выполне­ние боевых заданий И. Катунин был награжден орденом Красно­го Знамени.

Флотская газета "Северомор­ский летчик" в то время о нем писала так: "Катунин не только хороший летчик-командир, ува­жаемый всем личным составом части. Он летчик-новатор, пос­тоянно ищущий в тактических приемах новое, более совершен­ное. Это Катунина называют мастером бомбо-штурмовых уда­ров по морским целям с пикиро­вания. Это он первым из штур­мовиков поставил вопрос о том, что можно и нужно иметь фото­снимки своих ударов, а затем первым на практике показал, как их надо производить".

23 апреля 1944 г. в море был обнаружен большой караван вра­жеских судов в составе 8 больших транспортов и до 20 других бое­вых и вспомогательных кораблей. Они доставляли боеприпасы и военные грузы немецко-фашист­ским войскам в Северной Норве­гии. Над этим мощным карава­ном судов патрулировали "мессершмиты" и "противолодочные рамы" — разведчики подводных лодок.

Перед командиром восьмер­ки советских Ил-2 капитаном И. Катуниным была поставлена задача — атаковать и потопить вражеские транспорты. Наших штурмовиков прикрывали две группы истребителей. Почти сплошная облачность опусти­лась над морем до 400 м, види­мость была очень слабой, но штурмовики все же обнаружили растянувшийся караван.

— Вижу цель. Подтянуться.
Приготовиться к атаке, — скоман­довал по рации И. Катунин.

И через минуту снова команда:

— В атаку, друзья!

Это были и команда, и призыв, и напутствие своим товарищам на успешное решение этой ответ­ственной задачи в сложнейших условиях.

До бомбометания оставалось всего несколько секунд, но впе­реди стояла почти сплошная за­веса из разрывов зенитных сна­рядов. Свернуть с боевого курса? Нет! Это было не в норме и пра­вилах действий летчика-штурмо­вика, такого, как Катунин, — он шел прямо на транспорты, и за ним твердо шли его подчинен­ные. Летчики, летящие за ним, видели, как его машина, пройдя завесу огня, задымилась и заго­релась. Катунин начал планиро­вать, а по рации приказал своему заместителю принять командо­вание группой.

В эфире послышались послед­ние слова командира:

— Прощайте, друзья! Прости, Андрюша!

Краснозвездная машина ко­мандира, объятая пламенем, была направлена твердой рукой опыт­ного боевого летчика в самый большой морской транспорт. Ог­ромной силы взрыв потряс и мо­ре, и воздух. Транспорт водоизме­щением около 5 тыс. т пошел ко дну. Вместе с командиром погиб его постоянный помощник стре­лок-радист Андрей Михайлович Маркин. Много вражеских судов потопил этот отважный и бес­страшный экипаж.

2 ВЕДУЩИЙ: Звание Героя Советского Сою­за капитану И. Б. Катунину и сержанту А М. Маркину было посмерт­но присвоено 31 мая 1944 г. Оба Героя были зачислены навечно в списки своей воинской части.

Именем И. Б. Катунина назван поселок в Приморском районе Архангельской области, улицы в г. Гомеле и в поселке Катунино. В г. Гомеле в память о А. Б. Катунине установлена мемориальная доска. Именем А. М. Маркина названы улица и средняя школа в поселке Катунино. Бюсты Героям уста­новлены на аллее Героев на терри­тории музея ВВС Северного фло­та и в поселке Катунино. Родина славит и чтит память своих Геро­ев, бесстрашных летчиков-севе­роморцев.

"Огненные пилоты" — это еще один вариант проявления массо­вого героизма и патриотизма во имя будущей победы над фашиз­мом. Более 300 воинов советских Вооруженных сил пожертвовали своей жизнью в исключительных обстоятельствах для нанесения врагу наибольшего урона. Подвиг их бессмертен, память о них свя­щенна.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсенин Н. Д., Назаров В. Н. 49 дней в огне: 0 героях Курской бит­вы. — М.: Соцэгиз, 1961. — 87 с.

  2. Бессмертные подвиги; 1941— 1945. — М., 1980. — 350 с.

  3. Великая Отечественная война 1941—1945: Энциклопедия. — М.; Сов. знцикл., 1965. — 831 с.

  4. Волкогонов Д» А. Феномен героизма; 0 героях и: героичес­ком. —• М.: Политиздат, 1985. — 263 с.

  5. Герои Советского Союза; Крат­кий биографии, словарь; В 2 т. — М.; Воениздат, 1987.

  6. Говорят погибшие герои: 1941—1945. — М.: Политиздат, 1986. — 398 с.

  7. Летчики, ~- М.; Мол. гвардия, 1981. — 239 с. — (Жизнь замеча­тельных людей).

  8. Меиь Г. Я. История одного под-еига. — М.; ДОСААФ, 1961. —64 с.






Похожие:

Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconСценарий выступления школьной агитбригады устного журнала на тему: «Сквозь огненный ад». 1 Посмотрите выступление моу волошинской сош 2 Наш устный журнал называется «Сквозь огненный ад»
Сценарий выступления школьной агитбригады устного журнала на тему: «Сквозь огненный ад»
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconУрок мужества для 5-7 классов
Для обеих параллелей были подготовлены слайд презентации. Урок мужества для 8-11-х классов был проведен в виде викторины по военно-патриотическому...
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconУрок Мужества
Был возложен венок от Бихерт (Чугаевой) Н. Ф., проживающей в поселке Сетдыдор республики Коми, к могиле ее отца, Чугаева Ф. В., похороненного...
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconСценарий урока мужества, посвященного выводу войск из Афганистана "Афганистан к нам тянется сквозь годы"

Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconДокументи
1. /урок мужества Обреченные на подвиг/Все газеты и стенды.doc
2. /урок...

Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconМного веков люди мечтали, прорвавшись сквозь тернии, подняться к звездам. 4 октября 1957 года в Советском Союзе состоялся запуск первого искусственного спутника Земли
Полёт корабля «Восток» с первым космонавтом Ю. А. Гагариным на борту открыл эру космических свершений. Он стал символом созидательной...
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconБеседы сквозь тысячелетия
Кэннон Долорес К98 Иисус и ессеи: Беседы сквозь тысячелетия / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 336 с
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconУрок Мужества (встреча с участниками афганской войны и чеченской кампании)

Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconУрок Мужества, посвящённый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 села Новомихайловского
Урок мужества «Сквозь огненный ад» iconУрок мужества "Профессия-защищать Родину" «Профессия защищать Родину»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы