Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» icon

Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо»



НазваниеПрограмма «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Дата конвертации11.10.2013
Размер74.04 Kb.
ТипПрограмма
источник

Педагогический совет: «Технология формирования УУД – необходимый инструментарий педагога в условиях внедрения ФГОС»


Выступление по теме

«Технология критического мышления»

подготовила: Бакума С.Ю.


Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) известна в России уже более 10 лет. С 1997 года при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 10 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов - осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов.

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

Многие слишком буквально понимают эту технологию, как обучение чтению и письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что значит вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного.. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Базовая модель «вызов – осмысление содержания – рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учители и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса.

При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учеников знания. Тогда будут задействованы не только ресурсы памяти. На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречивой и неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они окажутся неправильными. Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.

Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения и идеи, у них возникает естественное желание узнать новое. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмысление содержания.

На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, позволяющие перекинуть мостик к новой теме.

Таким образом, стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии базовой модели образуют технологический цикл.

Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам деятельности личности. Представим эту структуру в виде таблицы с соответствующими пояснениями:


Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

- имеющиеся знания;

- интерес к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.










:


Рассмотрим наиболее часто используемые в школьной практике методические приёмы технологии критического мышления.


1. «Кластер» («грозди») – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты спутники, у них – свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Это выглядит так:



Старшеклассники, а также учащиеся основной и начальной школы легко используют этот приём. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу работу, для того чтобы этот приём стал технологичным.

2. «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения.

«V» - уже знал

«+» - новое

«-« - думал иначе

«?» не понял, есть вопросы.

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.



Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобиться снова вернуться к тексту. Таким образом мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.


3. Чтение с остановками – условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Данный приём учитывает следующее:

- текст не должен быть знаком учащимся

- текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Остановок не должно быть много (не более пяти).

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:

  1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

  2. ^ Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?

Модификация вопросов:

^ Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно знать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести какую-то информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачётах, в тестах, при проведении терминологических диктантов.

^ Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…», «Если я правильно понял, то…», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…».Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно т ого, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

^ Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему». Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

^ Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

^ Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

  1. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.


^ Таблицы вопросов.

Большое значение в технологии РКМ отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.






Стратегия РАФТ (в переводе с англ. – плот) была предложена К. Сантой в 1988 г.

Название представляет собой сокращение:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, школьной администрации, учеников других классов, местной газеты и т.д.).

Это во многом продиктует и формат создаваемого текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству и т.д.) И, наконец, выбирается тема. На самом деле всё это может проходить ровно в обратном порядке или одновременно. Для помощи ученикам, имеющим проблемы с творческим воображением, при осуществлении выбора роли можно предложить следующие вопросы.



Технология критического мышления применяется на любой ступени обучения, ведь задача развития критического мышления не ограничивается каким-то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины (русского и иностранных языков, естественных наук, истории и математики) может быть использован свой набор методов и приёмов,и, как показывает практика, нет ни одной учебной темы ни по одному учебному предмету, в которых невозможно было бы использовать данную технологию.

Тем, кто заинтересовался данной технологией, я рекомендую почитать книгу С.И. Заир-Бека и И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» - М.: «Просвещение», 2011 год.




Похожие:

Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЛ. В. Шабунина Направляемое изложение(6 класс) Проекты урок
Развитие устной и письменной речи учащихся, развитие критического мышления через чтение и письмо
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconПроект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Идея проекта
Требуется модернизация филологического образования, так как появилась острая потребность в образовании и воспитании поколения с новым...
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
С использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconУрок окружающего мира в формате тркм
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЛ. С. Петрушевской „Барби волшебница (Прочтение текста в технологии развития критического мышления через чтение и письмо). 2 часа. Проекты урок
Внеклассное чтение в 5 классе по рассказу Л. С. Петрушевской „Барби волшебница”
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconРазвитие связной речи младших школьников с задеРжкой психического развития посредством использования элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Задач при обучении детей, а особенно с зпр, от решениях которых зависит эффективность обучения, является развитие связной речи, а...
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconМетодическая разработка Зуевой Л. А. Учителя иностранного языка моу «тсош№1»
Развитие критического мышления на уроках французского языка через чтение аутентичных текстов
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconТехнология развития критического мышления Зам директора по нмр
Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconТехнология «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Рчкмп (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских...
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЧтение и письмо для развития критического мышления
Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление это отправная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы