Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х icon

Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х



НазваниеПедагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х
Дата конвертации12.10.2013
Размер90.47 Kb.
ТипДокументы
источник

Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей


Чехова Л.Х., заместитель директора по ВР


Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, т.е. социально-конкретную.

Вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Однако теоретики от воспитания «считают постановку проблемы контроля в ныне существующих формах бесперспективной. Не может быть контроля за воспитательной работой, поскольку воспитание является процессом латентным, скрытым, неявным и неопределимым в строгих единицах и учитываемых критериях. Другое дело – отслеживание изменений, содержания, дидактической целесообразности применяемых форм, соответствия психолого-возрастных особенностей содержанию деятельностей, когда речь идет о воспитательных воздействиях в учебном процессе, о внеклассной работе, развивающей деятельности вообще» (Лизинский В.М., к.п.н., гл. редактор журнала «Классный руководитель»).

Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг. Рассматривая этот вопрос, мы определяем задачи собственного педагогического мониторинга, а объектом мониторинга становятся результаты воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения, т.о. образовательный мониторинг – процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса.

В «Методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений», реализующих общеобразовательные программы развития личного уровня и направленности, приведены показатели оценки воспитательной деятельности. В основу научно-методических подходов, использованных для определения этих показателей, легли следующие положения: о планируемых результатах «образования в целом» (на стыке обучения и воспитания); сущности процессов и результатов «умственного воспитания»; о трансформированной (по сравнению с прежними представлениями) расшифровки сути понятия результаты воспитания, обуславливающей оценивание только тех результатов воспитания, которые, во-первых, требуют нормативные акты, во-вторых, оказывает влияние именно образовательная деятельность и для которых, в-третьих, существуют средства объективной оценки с доказательно удовлетворительными уровнями их достоверности и точности с точки зрения общепринятых критериев в науке об измерении личностных свойств (квалиметрии и ее разделе – психометрии).

Исходя из «Методических рекомендаций», мы определили следующие объекты воспитательной работы, подвергаемые контролю:

  • реализация Программы воспитания;

  • воспитательный процесс;

  • работа и уровень методической подготовки классных руководителей;

  • реализация программ объединений ДО, посещаемость, наполняемость групп;

  • работа и уровень методической подготовки педагогов ДО;

  • адаптация учащихся 1, 5, 9 классов, а так же вновь прибывших к новым условиям;

  • организация самоуправления учащихся; реализация программы «Лидер»;

  • создание условий для сохранения и поддержания ЗОЖ учащихся;

  • уровень воспитанности;

  • работа с родителями.

При составлении плана контроля за воспитывающей деятельностью определяем контролируемые вопросы:

Вопросы, требующие постоянного контроля:

  • посещаемость учебных занятий;

  • организация горячего питания;

  • работа по опеке и попечительству;

  • работа с детьми, требующими особого внимания;

  • внеурочная занятость всех гимназистов;

  • физкультурно-оздоровительная работа;

  • соблюдение Устава гимназии;

  • состояние санитарно-гигиенического режима;

  • соблюдение здорового психологического микроклимата;

  • социальная защита обучающихся.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в семестр:

  • работа методических и творческих объединений учителей;

  • проведение медицинских осмотров обучающихся;

  • планирование, подготовка и организация каникул;

  • работа с родителями и общественными организациями;

  • выполнение плана работы гимназии;

  • подведение итогов выполнения программ развития и программ опытно-экспериментальной работы.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц:

  • состояние работы с детьми, требующими особого внимания;

  • состояние документации по вопросам воспитания;

  • организация и содержание работы объединений ДО.

Обязательно включаем дни ДРК (диагностики, регулирования, коррекции) по проблема здоровья, определению уровня воспитанности, задача которых – оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов поддержания системы управления гимназией на заданном уровне или переводе ее на более высокий уровень.

Хочу представить в качестве примера блок «Здоровье». Здоровье и здоровый образ жизни.


Проблема (содержащая, контроль, регулирование, коррекцию)

Целевая установка

Задача

Объект и предмет контроля, регулирования и коррекции


Уровень здоровья учащихся и здорового образа жизни.


Создать условия для поддержания и улучшению здоровья ученика в режиме учебного дня.


1. Оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика.

2. Сконструировать программу индивидуального психофизического развития ученика.

3. Помочь освоить программу самооздоровления.


10 кл. – параллель.

1. Анализ показателей здоровья и физического развития.

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима в гимназии.

3. Организация питания.

4. Организация специальной медицинской группы.

5. Охват детей спортивными секциями в гимназии и вне ее.

6. Организация и проведение Дней здоровья.

7. Результат диспансеризации.

8. Проведение выборочной диагностики.

9. Состояние преподавания уроков физической культуры и ОБЖ.

10. Дозировка домашних заданий.




Мониторинг процесса и результатов воспитания.

Перечень основных критериев эффективности воспитания:

  1. Самочувствие ребенка в гимназии (критерий отношений).

  2. Уровень воспитанности (критерий факта)ю

  3. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

  5. Подготовленность к жизни (критерий времени).

  6. Критерий «открытости гимназии».

  7. Критерий системности работы.

Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, соответствующие перечисленным критериям.

^ Реализация программы воспитания.

Взаимодействие учителей и учащихся, взаимопонимание, сотрудничество.

Развитие качеств личности.

Коллективное планирование, проведение дел и их оцека.

Формирование ведущих качеств личности, диагностика – критерий IV.

Выполнение целевых программ развития личности – критерий V.

Диагностика воспитательных возможностей среды – критерий VI.

Системность воспитательной работы с 1 по 11 классы. Единство воспитания и диагностики.

^ Компетенции выпускника гимназии №1.

Социальный заказ родителей.

Родители хотят видеть в детях: лингвистически компетентную, самостоятельно работающую, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, честную, добрую, внимательную личностью Профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами, стремящуюся к постоянному успеху.


^ Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы.

Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразность и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность; чувство психологической защищенности.

Личностные качества.

Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельность (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самосознании.

Осознание собственной индивидуальности. Личное самоопределение, стремление к утверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.


^ Психолого-педагогический портрет выпускника гимназии.

Психические качества.

Теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общества, научное мировоззрение.

Личностные качества.

Социальная зрелость, осознания себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, профессиональное определение, открытие своего внутреннего мира, сознание индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.

Конечный результат.


^ Отслеживание личностного развития обучающихся.

Отслеживание ведется с помощью карт воспитанности, документа, где перечислены качества личности, оцениваемые по 5-ти балльной шкале. По результатам можно судить об изменениях в личностном развитии учащихся в тот или иной возрастной период.

Все указанные в карте воспитанности качества личности – это программа воспитания. Если то или иное качество достаточно сформировано, то обращается внимание на другие. Карта воспитанности дополняются обучающимися (в форме игры «Кто я? Какой я?»), учителями, родителями. Это позволяет видеть, как изменяется ребенок, в какой области развивается быстрее, где отстает. Подсчитав общее число учащихся, имеющих те или иные признаки воспитанности, педагог может объективно оценить, каковы результаты его собственной деятельности, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с классом и каждым конкретным гимназистом. Определяется задание родителям и ребенку: что делать, на что обратить внимание.

Информацию о себе самом воспитанник получает путем самонаблюдения, сравнения себя с другими, анализа результатов собственной деятельности. О характере самоизучения можно судить по результатам самоотчета, самохарактеристики учащихся.

Изучение уровня воспитанности учащихся и познание ими себя - необходимое условие эффективного воспитания и перехода его в самовоспитание. Результаты мониторинга воспитанности обсуждаются на педконсилиумах. Анализируя систему воспитания, убеждаемся в ее эффективности. Проведение сравнительных анализов уровней воспитанности, участие учащихся в различных городских, республиканских, российских мероприятиях, победы в олимпиадах, конкурсах, телетестингах, спортивных мероприятиях подтверждают эту эффективность. Сегодня система совершенствуется. Возможно появление новых идей и это обновление способствуют приобретению устойчивости, развитию, совершенствованию.

Говоря об оценки деятельности обучающихся, нельзя забывать о том, что в первую очередь мы должны смотреть на то, применяет ли обучающийся этот багаж знаний в дальнейшей жизни.

Управление качеством образования – проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее, они во многом специфичны. Поэтому трудно увидеть четкий гарантированный результат. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг частью образовательного процесса.

Можно сделать вывод, что педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.




Похожие:

Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconСтруктура и содержание портфолио руководителя физического воспитания
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности руководителя физического...
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconСеминар по дидактике Открытый урок «Анализ полученных результатов обучения на уроке»
Посещение курсов по теме Педагогический мониторинг как средство управления качеством обучения
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconА. П. Чехова Предметом творческого исследования для Чехова служит непонятный и страшный порой мир человеческой души. В небольших по объему рассказ
В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. Каждая такая история...
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconПроверочный тест №7 по теме «Очерк жизни и творчества А. П. Чехова. Особенности стиля А. П. Чехова». «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и…»
...
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconСоциально-педагогический мониторинг образовательного процесса оу
Численность семей, находящихся в социально опасном положении/ неблагополучных семей
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconДиагностика и мониторинг процесса воспитания в школе на 2012 – 2013 учебный год
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А. Н. Лутошкина
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconМониторинг результатов обучения ребенка и его личностного развития
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconПоложение о всероссийском конкурсе «Читая Чехова» Цель
Дать возможность детям дополнительно, более внимательно познакомиться с творчеством А. П. Чехова
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconПовышение эффективности воспитательного процесса через совершенствование совместной деятельности педагогов и учащихся
Еред каждым образовательным учреждением встаёт вопрос: а правильно ли мы воспитываем наших детей? На основании чего мы можем оценить...
Педагогический мониторинг процесса и результатов воспитания детей Чехова Л. Х iconИнформационная справка о мобу «Кулагинская сош». Мониторинг результатов образовательной деятельности за последние три года по направлениям
Мониторинг результатов образовательной деятельности за последние три года по направлениям
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы