|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Принято Утверждено. Педагогическим советом Приказ №___ от______ Протокол №___ от ______ Директор школы: ________ /Чибрикина Т. А./ Программа «Инновационные педагогические технологии как средство развития универсальных учебных действий» муниципального общеобразовательного учреждения «Берёзовская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края на 2011 – 2015 г. п. Берёзовский Паспорт программы.
^ инновационной деятельности (далее Программа) 1.1. Актуальность Программы На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого учащегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества. Согласно исследованиям В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Н.А. Алексеева, А.И. Савенкова, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Бим, И.С. Якиманской, П.Я. Галперина, Н.Ф. Талызиной, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова и др.; данная задача наиболее эффективно решается в условиях: 1) развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого исследователи видят его личностно-ориентированную направленность; 2) комплексного применения инновационных образовательных технологий; 3) целевой информатизации каждого образовательного учреждения. ^ во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует учащихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности. ^ в образовательном процессе школы подразумевает целевое, аргументированное с точки зрения методологии, системное и непрерывное использование новейших достижений педагогической науки – прогрессивных педагогических технологий, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом принципов природосообразности и здоровьесбережения, моделей применения информационных технологий в процессе различных дисциплин школьного цикла и др. на всех ступенях обучения в школе. ^ предполагает организацию ряда условий, способствующих созданию единого, цельного информационного пространства образовательного учреждения, обеспечивающего эффективное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса на всех возможных уровнях. При этом под субъектами, вступающими в активное взаимодействие в образовательном пространстве учебного заведения и вне его для обеспечения роста качества и доступности российского образования, понимаются учащиеся, их родители или законные представители, педагоги школы, сотрудники школьной библиотеки и школьного музея, администрация школы, общественность. ^ , обеспечивающими создание единого информационного пространства школы и успешное использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, являются:
^ Поскольку каждый ребенок является субъектом образовательного процесса и должен получить возможность развития своей креативности и творческого мышления в ходе изучения предметов школьного цикла, что обеспечивает тесную взаимосвязь теории и самостоятельной учебно-творческой деятельности школьника, практическая реализация развивающего обучения в школе предполагает разработку, поиск и апробацию новых форм организации образовательного процесса, обеспечивающих каждому учащемуся возможность самопознания и развития творческого мышления, овладения способами саморегуляции, навыками самостоятельной учебно-творческой деятельности, в том числе с использованием ИКТ. Однако до настоящего времени в современной школе на практике доминирует трансляция готового знания, направленная на функционирование преимущественно репродуктивного (воспроизводящего) мышления школьников. Как следствие данной трансляции незначительное место отводится практической организации самостоятельной учебно-творческой деятельности детей и практическому применению личностно-ориентированного подхода к обучению. Это серьезно сказывается к концу обучения в школе на готовности учащегося к осуществлению профессиональной самореализации, где самостоятельность, учебная и творческая активность выпускника, составляют основу дальнейшего успешного обучения и становления его как личности, формирования его учебной и профессиональной компетентности и предпочтений в условиях самостоятельной жизни в обществе. К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для решения обозначенной проблемы. Важнейшие идеи личностно-ориентированного обучения рассмотрены в работах А.В. Хуторского, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева, И.Л. Бим, И.А. Зимней, Е.А. Вяхиревой, В.Л. Моложавенко, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской и др. Вопросы применения современных инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе на конкретных уроках рассмотрены в трудах Н.А. Алексеева, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского (проблемное обучение в школе), А.И. Савенкова, Л.М. Оганезовой, Е.Е. Алимовой, Т.П. Лакоцениной, А.В. Хуторского (метод проектов в школе), И.Я. Лернера, А.В. Хуторского, Г.В. Володиной, И.А. Валеевой (эвристический метод обучения в школе); В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман, Н.А. Алексеева, А.И Савенкова (исследовательское обучение в школе); В.Н. Шацких, Л.В. Куликовой, З.Н. Никитенко, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухарева (интегративное обучение в школе). Разработаны теоретические основы, обобщены практические достижения в области теории и практики развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский и др.). Разработаны дидактические аспекты развития творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности (В.И. Загвязинский, Н.А. Алексеев, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Исследованы психологические основы развития творческого мышления детей различных возрастных категорий (Л.С. Выготский, В.М. Аганисьян, И.Ю. Кулагина, П.П. Блонский, Е.А. Климов, Н.А. Ветлугина, М.Б. Беркинблит, А.В. Петровский, В.Н. Колюцкий, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, М.И. Кошенова, М.В. Кочелаева, Г. Крайг и др.). В ходе анализа актуальной образовательной ситуации в школе были выявлены следующие противоречия: - между необходимостью обеспечения эффективного решения приоритетных задач современного российского образования и недостаточно усовершенствованной материально-технической базой образовательного учреждения; - между объективной потребностью каждого школьника в обучении и развитии на основе формирования индивидуального опыта самостоятельной учебно-творческой активности посредством его вовлечения педагогами школы в исследовательскую, эвристическую, проектную и др. учебную деятельность, что обеспечит его дальнейшее успешное становление как субъекта образовательного процесса, и недостаточной профессиональной готовностью педагогического коллектива к решению данной задачи; - между выдвигаемой обществом потребностью в успешном обучении и развитии каждого школьника в процессе изучения предметов школьного цикла с применением инновационных технологий в условиях информатизации образовательного пространства школы и недостаточной разработанностью системного подхода к применению данных технологий с учетом вариативных особенностей, характеризующих каждую конкретную школу, специфичность условий практической реализации поставленных государственных задач развития современного образования. С учетом данных противоречий был сделан выбор темы программы развития школы: «Инновационные педагогические технологии как средство развития универсальных учебных действий» ^ эффективное применение инновационных образовательных технологий и ИКТ в образовательном процессе в школе возможно, если: - выявлены результативные инновационные образовательные технологии, использование которых позволяет на основе преемственности сохранить, обобщить и систематизировать педагогический опыт; - на основе преемственности, с учетом вариативных особенностей школы разработана система применения инновационных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе; - определены условия эффективного применения данной системы в учебно-воспитательном процессе в школе, способствующие росту качества, прозрачности и доступности образовательных услуг, предоставляемых школой; - разработаны и реализуются программы комплексного использования инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе; - предложены и научно обоснованы педагогические рекомендации к практическому применению данной системы в учебно-воспитательном процессе в школе; - создано единое информационное пространство школы как сфера активного взаимодействия всех субъектов-участников образовательного процесса на всех уровнях. Представленная выше основная тема Программы многократно выносилась на обсуждение на заседаниях Управляющего совета школы при участии всех субъектов образовательного процесса, также рассматривалась на педагогических советах и родительских собраниях. Программа была позитивно оценена и поддержана администрацией, педагогами, учащимися, родителями, признана актуальной и значимой. ^ 2.1. Цель и задачи Программы Миссия школы заключается в создании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное целевое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, усовершенствованного за счет системного внедрения инновационных образовательных технологий и ИКТ с целью развития УУДучащихся и повышения качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы, что соответствует государственному и социальному заказам на образование. ^ 1. Разработать систему применения инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе. 2. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы на примере различных дисциплин школьного цикла. 3. Разработать рекомендации по использованию на практике программ системного использования инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе. 4. Практически усовершенствовать структуру управления образовательным учреждением с использованием ИКТ. 5. Практически усовершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения. 6. Повысить профессиональную квалификацию педагогического коллектива школы в аспекте совершенствования научно-педагогической и ИКТ-компетентности. Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы:
А также эмпирические методы:
Опытно-экспериментальная база реализации Программы. Программа реализуется в ходе естественного учебно-воспитательного процесса на базе МОУ «Берёзовская СШ». Работа с детьми предполагается в течение четырёх лет при участии 69 детей, 12 учителей, 1 работника библиотеки, 1 представителя администрации школы. ^ Результаты внутришкольного анкетирования учащихся и их родителей, направленного на выявление уровня сформированности УУД учащихся, показали:
Данные факты позволяют утверждать, что на сегодняшний день перед школой стоит задача совершенствования УУД учащихся через использование инновационных технологий: - при изучении предметов школьного цикла, - при осуществлении самостоятельной учебно-творческой деятельности, - для саморазвития и расширения диапазона активной информации в различных областях знаний, - при осуществлении воспитательного процесса. В рамках решения данной задачи школа успешно организовала свою деятельность, подтверждением чему являются следующие достижения:
Основой инновационной деятельности школы является качественно новый подход к использованию современных инновационных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В отработку системного подхода к использованию инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе включены все субъекты образовательного процесса, внедрение осуществляется на базе всех предметов школьного цикла и в воспитательном процессе, что является одним из основных факторов успешного, устойчивого развития образовательного пространства школы и позитивно влияет на сформированность УУД учащихся и рост качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы. Данный подход к организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает функционирование школы на качественно новом уровне: благодаря освоению данного подхода большая часть педагогов школы, включая начальную школуактивно используют современные инновационные технологии в работе, освоили основы научного оформления своих разработок и результатов деятельности по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, познакомились с компьютерными технологиями. Для успешной реализации Программы: 1) созданы необходимые организационно-методические условия; 2) сформирована 100 % готовность администрации, педагогического коллектива, других сотрудников школы, учащихся и родителей к осуществлению инновационного совершенствования образовательной деятельности школы. Успешное решение поставленных в программе задач требует осуществления следующих действий:
Реализация применения инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе осуществляется с использованием следующих современных педагогических технологий:
По мнению педагогов, достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.
Специфика использования технологий в следующем: На первом этапе учитель проводит
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
Ученику дается выбор:
В процессе вырабатываются навыки:
Диагностика полученных результатов происходит в форме:
Области инноваций |