Тема 15. Экономика потребителя icon

Тема 15. Экономика потребителя



НазваниеТема 15. Экономика потребителя
Дата конвертации13.10.2013
Размер188.05 Kb.
ТипДокументы
источник

Тема 15. Экономика потребителя

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности.

Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

^ Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

    • семейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи;

    • цены на товары и услуги;

    • ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

^ Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

  • заработная плата;

  • социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);

  • доход от предпринимательской и иной деятельности;

  • доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры,

  • процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: первая используется для покупки товаров и оплаты услуг, вторая образует сбережения. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений.

^ Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.

Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.


^ Тема 16. Экономика производителя

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля)

Предпринимательство

Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами

Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

В предпринимательстве выделяют субъекты — частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство и объекты — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступают предприниматели, которых можно условно разделить на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

^ Юридическим лицом может быть организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица: независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц; наличие имущества; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; право осуществлять от своего имени экономические операции; самостоятельная имущественная ответственность; право выступать от своего имени в суде.

^ Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Он действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К нему применяются правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства.

Наименование вида

Его сущность

Производственное предпринимательство

Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей

Коммерческое

предпринимательство

Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции

Финансовое

предпринимательство

Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги

Посредническое предпринимательство

Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны

Страховое предпринимательство

Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода.

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность

  • Свобода предпринимательской деятельности.

  • Инициативная и самостоятельная деятельность.

  • Получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.

  • Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.

  • Законность в предпринимательской деятельности.

  • Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности:

— прямое регулирование — необходимость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг;

— косвенное регулирование — предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

Функции предпринимательства

  • Ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое.

  • Организационная — использовайие предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода.

  • Творческая — использование новаторства в деятельности.

Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства.

^ Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.


Внешние (явные, бухгалтерские)

^ Экономические издержки

Внутренние (или неявные)

Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов

Стоимость собственного ресурса

Равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его

в чужое дело

Выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т. д.

Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.


^ Постоянные издержки - та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)

Переменные издержки - та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.

^ Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным.

Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Любой владелец предприятия стремится увеличить размеры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствуют росту прибыли.


^ Тема 17. Рынок труда

Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою рабочую силу.

Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.

^ Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд

Предложение труда

Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства

Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

^ Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Спрос и предложение на труд зависят от определенных факторов.

  • количество квалифицированных работников;

  • условия работы (статус, престиж, социальное обеспечение);

  • уровень заработной платы и условия труда на альтернативных рабочих местах;

  • уровень жизни работника;

  • изменение демографической ситуации в стране;

  • издержки, связанные со сменой работы;

  • деятельность профсоюзов;

  • государственное регулирование на рынке труда;

  • временной фактор.


Основные факторы, определяющие

  • уровень заработной платы;

  • производительность труда;

  • спрос на товары, производимые данным видом труда;

  • возраст работника;

  • замена труда другим фактором производства;

  • количество работодателей;

  • расширение производства на отдельных предприятиях.


Экономическая конъюнктура, характеризующая состояние

экономики. Если экономика

находится на подъеме, то спрос на труд растет, достигая высокого уровня. Если экономика в

кризисном состоянии, то спрос

на труд низкий.

на макроуровне

Возможность замещения труда капиталом. Высокая техническая оснащенность производства, его механизация и автоматизация ведут к сокращению спроса на труд.

^ Политика государства. Если эта политика поощряет экономический рост, то спрос на труд растет. Дефляционная политика, наоборот, сжимает спрос

на труд.

^ Социальное законодательство. Законы, направленные на сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд.

на микроуровне

на микроуровне

на макроуровне

Социальная

структура

населения, точнее, доля в нем лиц,

лишенных

собственных средств

производства

и существования.

^ Соотношение между уровнем заработной

платы и

доходами от

самостоятельного занятия бизнесом. Высокий уровень заработной платы способствует росту предложения.

^ Демографическая структура населения, прежде всего та, что определяет удельный вес лиц в трудоспособном возрасте и состоянии.

спрос на труд

предложение труда


^ Особенности рынка труда

1. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.

2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами: премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.

3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта, сделки включают:

  • содержание и условия труда;

  • перспективы продвижения по работе;

  • микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве;

  • вероятность сохранения рабочего места и т. д.

4. На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды как работодателю, так и наемному работнику. От длительности работы зависит опыт работника, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая работников, наниматель вкладывает в них значительные средства. Поэтому прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.

7. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.

8. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».

«Человеческий капитал» — запас знаний и способностей, накопленных работником. Величина такого запаса оценивается потенциальной способностью увеличивать доход владельца «человеческого капитала» в будущем.

Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».


Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.

Характерны черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.

2. Услуги труда в качественном отношении являются однородными, т. е. работники данной профессии имеют одинаковую квалификацию и производительность труда.

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы, которая формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на труд.

4. Наемные работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда или покидать его; работники могут без всяких ограничений переходить от одного предпринимателя к другому.

5. Наемные работники и предприниматели обладают полной информацией о спросе и предложении трудовых услуг и ставках заработной платы на всех рынках труда.

6. В поведении наемных работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивация: при прочих равных условиях работники предпочитают более высокую заработную плату, а предприниматели стремятся получить максимальную прибыль.

Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.

Размер заработной платы зависит от ряда факторов: стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и социальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда.

Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах:

  • повременная заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени;

  • сдельная заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий;

  • смешанные формы заработной платы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.

Различают

    • номинальную заработную плату — вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег

    • реальную заработную плату — сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.

Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы: величина номинальной заработной платы; уровень цен на предметы потребления и услуги; размер налогового обложения.

^ Тема 18. Безработица

В экономической теории существует много различных точек зрения на причины безработицы. Можно выделить три основные позиции по данному вопросу:

1. Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.

2. Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.

3. Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

^ Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят тех, кто ищет работу.

Структурная

невозможность трудоустройства

из-за различий в структуре спроса и

предложения рабочей силы

разной квалификации

характерна

для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

невозможность

для уволенного работника найти свободное место

по своей специальности

Фрикционная

Циклическая

Основные виды безработицы

Считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5%—6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т. е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы.

^ Безработица может проявляться в следующих формах:

  • открытая;

  • скрытая — работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства;

  • текучая — связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда;

  • застойная — длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.

Безработицу характеризуют показатели ее уровня.


Общая численность безработных




Уровень общей безработицы

=

Численность экономически активного населения

х 100%



Безработица обладает негативными экономическими и социальными последствиями. Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий.

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

• Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства

• Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции

• Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

• Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

• Снижение уровня жизни населения:

— создаются предпосылки для сокращения доходов работающих по найму;

— потерявшие работу получают лишь пособия по безработице;

— сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

• Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

• Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности




Похожие:

Тема 15. Экономика потребителя iconТема урока Элементы
Экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, экономические блага, внп, ввп
Тема 15. Экономика потребителя iconII. Перечень платных дополнительных услуг, которые может оказывать мбоу сош №69 г о. Самара
Платные образовательные услуги в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителя» могут оказываться только с согласия...
Тема 15. Экономика потребителя iconДокументи
1. /Экономика/Задания/экономика задания.doc
2. /Экономика/Метод....

Тема 15. Экономика потребителя iconДокументи
1. /Экономика/Задания/экономика задания.doc
2. /Экономика/Метод....

Тема 15. Экономика потребителя iconМировая экономика. Мировая экономика
Мировая экономика – это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями...
Тема 15. Экономика потребителя iconСамопроверка по теме: «Экономика»
А. Экономика — наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров....
Тема 15. Экономика потребителя iconДокументи
1. /экономика/экономика 10-11.doc
Тема 15. Экономика потребителя iconЭкономика: наука и хозяйство
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов
Тема 15. Экономика потребителя iconЭкономика. Безруких Д. 10 «Б»
Как наука экономика это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы
Тема 15. Экономика потребителя iconДокументи
1. /Экономика/Экономика Решения.doc
2. /Экономика/Экономика...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы