Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе icon

Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе



НазваниеПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе
страница1/5
Е. В. Чтение
Дата конвертации08.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5



Пояснительная записка


Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

В том числе:

– на проведение проверочных работ – 8 ч;

– библиотечных уроков – 3 ч.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».


^ Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

^ I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

^ II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

^ III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.


^ Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

– рассматривание книги, знакомство с писателем;

– чтение учителем фрагмента из любого текста;

– самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

– самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.


^ Тематическое планирование




п/п


Тема урока

Кол-во

часов


Тип урока


Элементы

содержания


Требования к уровню

подготовки

обучающихся


Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания


Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником




Урок повторения

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов




Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие

в … век», с. 3-4

1 нед.




Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 часов)




Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий




Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

^ Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира,

с. 6-8










Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»




Урок повторения изученного

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего,

с. 9-16










Е. Велтистов «Приключения Электроника»




Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего

Самостоятельное чтение

4-й части, с.17-21







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести




Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

^ Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: выразительное чтение

4-й части

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему «Урок математики»с.21-25


2 нед.







Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»




Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Текущий контроль: творческий пересказ

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучитель-

ный отрывок

с.26-31










^ Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

(20 минут)




Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

-










Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках




Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Тематический контроль: краткий пересказ

Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией

Продолжить чтение понравив-

шихся произведе-

ний.







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)




Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях




Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

3 нед.




Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 часов)




Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»




Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

^ Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть




Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть, с. 32-36










«Повесть временных лет». Расселение славян




Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: чтение текста наизусть

Отрывки из русской летописи

Составить «летопись» о своем крае, с.37










Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки




Урок развития умений

и навыков

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

Справочники, энциклопедии, периодические

издания для детей

Тетрадь,

с. 16.

Творческое задание, с. 38-39







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




«Похвала книгам» Ярослава Мудрого




Урок закрепления изученного

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера




Текущий контроль: выразительное чтение текста

Справочники, энциклопедии

Задание № 3 на с. 41 учебника, с. 40-41

5 нед







«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»




Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

^ Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 42-45 учебника










Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия




Урок развития умений

и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Стихи для детей поэтов XVII в.

Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия, с.46-53










Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…




Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Стихи для детей поэтов XVII в.

Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

Выучить наизусть любое стихотворение, с. 54-56










Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого маль-

чика




Урок развития умений

и навыков

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать темы и героев путешествия

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Читать по учебнику С. 57–59.

6 нед




^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги




Урок повторения изученного

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

Текущий контроль: выразительное чтение




С. 59–63, читать по учебнику










^ Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2 (20 минут)




Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы

Задание № 4 по тетради для чтения










Внеклассное чтение. Книги о книгах




Урок обобщения изученного

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

^ Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: пересказ прочитанного

Предисловие. Послесловие

-










С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»




Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий контроль: выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова, с.64-69

7 нед




^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»




Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного




Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30, с.70-73










Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»




Урок развития умений

и навыков.

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей

Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31), с. 74-78










^ Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.




Урок развития связной речи




Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Текущий контроль: выполнение творческой работы

Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему

-










Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»




Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

^ Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Текущий контроль: пересказ по плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова, с.79-81

8 нед




^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




^ Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)




Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

-










Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)




Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

^ Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Тематический контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравившихся книг










Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

(40 минут)




Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Текущий контроль: выполнение творческой работы

Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему

-






  1   2   3   4   5




Похожие:

Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconТематическое планирование по всеобщей истории для 8 класса Пояснительная записка
Тематическое планирование преподавания всеобщей истории в 8-мом классе составлено на основе
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconТематическое планирование по обществознанию для 8 класса Пояснительная записка
Тематическое планирование по обществознанию для 8-х классов составлено согласно методического письма «О преподавании учебных предметов...
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconТематическое планирование по обществознанию для 7 класса Пояснительная записка
Тематическое планирование по обществознанию для 7-х классов составлено согласно методического письма «О преподавании учебных предметов...
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconТематическое планирование по обществознанию для 6 класса Пояснительная записка
Тематическое планирование по обществознанию для 6-х классов составлено согласно методического письма «О преподавании учебных предметов...
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconУчебно-тематическое планирование по обществознанию Планирование составлено на основе
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconПрограмма по биологии в 5 классе. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) рассчитана на 34ч. (по 1ч в неделю) и составлено на основе
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconПрограмма по географии в 5 классе. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) рассчитана на 34ч. (по 1ч в неделю) и составлено на основе
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconПояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по математике,...
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconУчебник: «Информатика и икт» часть 2 автор Н. В. Макарова 2007 год
Планирование составлено на основе: тематическое планирование – начальный (пропедевтический) уровень на основе авторской программы...
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе iconУчебник: «Информатика и икт» часть 1автор Н. В. Макарова 2007 год
Планирование составлено на основе: тематическое планирование – начальный (пропедевтический) уровень на основе авторской программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы