Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка icon

Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка



НазваниеКоннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка
страница1/4
Дата конвертации08.06.2013
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4
1. /рабочие программы по ФГОС/рабочая программа кружка Умелые руки/программа кружка в 1 классе.docx
2. /рабочие программы по ФГОС/рабочая программа кружка Умелые руки/фрагмент.docx
3. /рабочие программы по ФГОС/рабочая программа кружка Юный художник/кружок Юный художник.docx
4. /рабочие программы по ФГОС/рабочая программа по физкультуре 1 класс/физ-ра 1 класс ФГОС.docx
5. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Изо рабочая программа 1 класс.doc
6. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Литерат. чтение Раб. программа 1 класс.doc
7. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Математика Рабочая программа 1 класс.doc
8. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Музыка рабочая программа 1 класс.doc
9. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Окружающий мир раб. программа 1 класс.doc
10. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Русский язык (обучение грамоте) Раб. программа 1 класс.doc
11. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Русский язык Рабочая программа 1 класс.doc
12. /рабочие программы по ФГОС/рабочие программы учителя нач. классов/Технология Рабочая программа 1 класс.doc
13. /рабочие программы по ФГОС/шахматы рабочая программа/~$кумент Microsoft Word.doc
14. /рабочие программы по ФГОС/шахматы рабочая программа/кружок шахматы.doc
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка
IV. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
Программа рассчитана на 3 часа в неделю с внеклассными коллективными "художественными событиями". В основу программы положены следующие общие направления
Программа курса физическая культура Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для 1 класса
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Литературное чтение» для 1 класса
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Математика» для 1 класса
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Музыка» для 1 класса
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Окружающий мир» для 1 класса
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Русский язык» для 1 класса
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «Технология» для 1 класса
Рабочая программа по внеучебной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Удивительный мир шахмат»



МОУ «Чапаевская основная общеобразовательная школа»

Асекеевского района Оренбургской области

Коннова Ирина Георгиевна

Учитель технологии




Уроки технологии в 1 классе.


п. Чапаево 2011 г.


Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

1. Цели и задачи программы

2. Актуальность и особенность программы

3. Формирование способностей младших школьников

4. Сроки реализации программы (три уровня результатов)

II. Содержание изучаемого курса

III. Методическое обеспечение программы

IV. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

в 1-м классе

V. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

VI. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

VII. Примерные критерии оценок проектной деятельности:

VIII. Последовательность работы над проектом

IX. Планируемые результаты.

X. Календарно-тематическое планирование (1 класс)

I .Пояснительная записка

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:

спортивно-оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • военно-патриотическое;

  • общественно-полезная деятельность;

  • проектная деятельность.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;

  • метапредметные;

  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

1. Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Задачи программы:

1) Развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.

2)Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.

3)Формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.

4) Содержание программы «Умелые руки» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.


2. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Дети 7 – 8 лет способны на эмоционально – образном уровне выполнить предлагаемые задания: после рассматривания готового изделия, созданного руководителем, они сочиняют свой оригинальный объект дизайнерской мысли.

Для занятий по программе «Умелые руки» необходимы следующие материалы: бумага цветная, картон, природный материал (засушенные листья деревьев, шишки, желуди и др.), бросовый материал, мука, соль, клей, краски (акварель, гуашь).

В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 6 -9лет.

Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать возрастные особенности детей. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Очень интересен в этой работе метод проектов.

В результате программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю личную и общественную, умозрительную и практическую… что оно вездесуще». (Т.Рибо)

Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам. Если при выполнении работы присутствовал метод проектов, его необходимо защитить.

3.В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Умелые руки» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

4.Сроки реализации программы «Умелые руки» составляют 4 года по 2 часа в неделю.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.




СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

результатом:

поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

- набором и иерархией ролей;

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

- необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.


V.Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

  1   2   3   4




Похожие:

Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconРабочая программа по технологии учителя начальных классов Матвиенко Л. Н. в 1 «А» классе 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения технологии учащихся начальной школы по умк «Начальная школа XXI века»
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 9 классе Структура программы: Пояснительная записка
...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 9 классе Структура программы: Пояснительная записка
...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconСтруктура рабочей программы
В столбике «Форма урока» целесообразно указать формы проведения учебных занятий: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии,...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрезентация урока по белорусскому языку в 7 классе
Ланцман Ирина Леонидовна – учитель белорусского языка и литературы. Активно использует в своей педагогической деятельности современные...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрограмма по технологии пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрограмма по технологии
Программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа элективного курса «Ремонт мебели»
Симонов В. В., учитель технологии моу «сош №32» г. Энгельса, Крапивина Н. Ю., методист кафедры общетехнических дисциплин гоу дпо...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconСоставитель Чулкова Тамара Васильевна, учитель технологии моу «Барабановская средняя общеобразовательная школа» д. Барабаново, 2012 год пояснительная записка программа
Программа кружка «Бумажная симфония» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального...
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconСловарь Выполнили: Созыкина Галина Витальевна, учитель технологии. Тюгаева Анастасия, ученица 7 класса Леботёр 2008 Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская основная общеобразовательная школа
Коннова Ирина Георгиевна Учитель технологии уроки технологии в 1 классе п. Чапаево 2011 г. Структура рабочей программы I. пояснительная записка iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы