Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ icon

Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ



НазваниеМатериалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ
Дата конвертации10.06.2013
Размер158.74 Kb.
ТипМатериалы для подготовки
источник




Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ




Рекомендации по проведению "Урока России" в начальной школе (1 - 4-й классы)

Цели:- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; способствовать формированию общероссийской идентичности; способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

^ Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, возможно использование презентации.

В первом и втором классах учащиеся говорят о том, что они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

На уроке целесообразно использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Важно обратить внимание учащихся на то, что цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.

С учениками можно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации. Использовать при этом технологию «смыслового чтения».

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В третьем и четвертом классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны. Обсуждаются вопросы, что могут уже сейчас делать ученики для своей родины.

Активизировать работу могут вопросы: "Как называется наша страна?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?", "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?". Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках так же, как в первом и втором классах, используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.

^ Методические рекомендации по проведению урока в основной школе (5 - 9-й классы)

Задачи урока: расширить их представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

^ Оборудование урока: политическая или географическая карта современной России, изображение Государственных герба и флага России, запись гимна России.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РФ, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан России, об истории российского герба и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение материала о символике Костромской области.

На уроке необходимо отметить, что символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. При этом педагог учитывает, что уже известно об этом учащимся.

Рассмотрение государственных символов Российской Федерации можно начать с работы над текстом гимна России, используя технологию смыслового чтения. Ученики должны объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.

Возможные вопросы для беседы с учащимися:

Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.

Что такое законы? Какова история их появления? Что известно о появлении законов в российском государстве? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны? Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?

Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядят гербы вашего города, области, республики? Как они связаны с гербом России?

Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.

В ходе беседы о гербе России целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага. (См.: Герб и Флаг России. X - XX вв. М.: Юрид. лит., 1997. 511 с.)

Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.

Работа на уроке помогает учащимся прийти к заключению о том, что символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.


^ Рекомендации по проведению урока в 10-11 классах «Конституция в нашей жизни»


Цель: Расширить представления учащихся о роли Конституции в государстве; показать роль конституции РФ для государства, общества и каждого человека. Продолжить формирование общероссийской гражданской идентичности и ответственности учащихся старшей школы за свою страну; На основе анализа Конституции, продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, возможно использование презентации.

^ В начале урока можно обсудить вопросы:
Почему в нач. 1990-х гг. появилась необходимость принятия новой Конституции РФ?
Каким принималась Конституции РФ 1993 года?
С момента принятия Конституции РФ прошло 19 лет.

Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли в своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?

Необходимо организовать работу учащихся с текстом Конституции. Сделать акцент на статьи, гарантирующие личные (Гл. 2. ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина(ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Для того чтобы понять, как непросто написать закон, который бы устраивал большинство можно предложить учащимся, предварительно разделившись на группы по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Золотые правила школы» соблюдая при этом положения Конституции РФ. Важно учесть интересы всех участников образовательного процесса. Редакционная группа соберет предложения групп и подготовит окончательный вариант.

^ Методические рекомендации по организации внеурочных занятий.

Цель внеурочной деятельности, осуществляемой в рамках Дня Конституции РФ: формирование гражданской ответственности и правового самосознания у школьников, через формирование навыков применения знаний, полученных ранее, на практике. Сопутствующими задачами могут быть: обеспечение формирования у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов РФ, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики нашего государства, расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Главным критерием в отборе форм, средств и содержания внеурочной деятельности должна быть их ориентация на пропаганду тех ценностей, которые отражены в основном общегражданском документе нашей страны - Конституции Российской Федерации:

 признание высшей ценностью человека, его прав и свобод;

 вера в добро и справедливость;

 незыблемость демократической основы государственности России, любовь и уважение к Отечеству;

 гражданский мир и согласие, благополучие и процветание Отечества;

 исторически сложившееся государственное единство и целостность страны;

 равноправие и самоопределения народов;

 признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности;

 правовое государство и другие.

При разработке и проведении внеурочных мероприятий следует ориентироваться на оптимальное использование всех внутренних и внешних ресурсов образовательного учреждения – программы внеурочной деятельности, воспитательные программы классных руководителей, существующие взаимосвязи с социумом организации. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Важно строить внеурочную деятельность в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с опорой на свободный выбор, на основе учета личных интересов и склонностей учащихся.

Для решения поставленных задач и трансляции принципов организации внеурочной деятельности школьников рекомендуется:

1. Осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти муниципалитета, общественностью. Этот процесс может быть двухсторонним. С одной стороны, на внеурочные занятия школьников можно приглашать сотрудников местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов, представителей некоммерческих структур и общественных организаций. С другой стороны, можно организовывать выход в учреждения органов местного самоуправления, представительства общественных организаций, на базе которых целесообразно организовать интересные интерактивные встречи школьников с компетентными специалистами.

2. Использовать интерактивные формы воспитательной работы, которые позволили бы участникам занять активную и исследовательскую позицию в процессе усвоения данного материала. Такими формами могут быть – диспуты и дискуссии, круглые столы, ток-шоу, открытые семинары, посвященные совместному обсуждению актуальных вопросов реализации основных положений Конституции РФ в современном обществе. Организовывать специальные тренинги, способствующих развитию у школьников умений решать различные проблемные ситуации, связанные с нарушением прав человека, заложенных Конституцией РФ.

Мероприятия, посвященные Дню Конституции Российской Федерации, могут быть различны по времени и охвату учащихся: от кратковременного события с отдельным классом, до Недели правовых знаний, предполагающей цикл мероприятий для всех учащихся образовательного учреждения, открывающийся торжественной линейкой.

Приведем некоторые примеры мероприятий, возможных к включению в план внеурочной деятельности:

^ 1-4 классы

 Беседа с элементами диспута «День Конституции», предполагающая обсуждение Конституции РФ, комментирование отдельных положений Конституции РФ. Мероприятие позволит дать представление о Конституции РФ как «основном законе» государства, об основах государственного устройства и правовой системы России, об основных правах человека и гражданина.

 Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия!», позволяющий обеспечить расширение представлений школьников о государственной символике и символике Костромской области;

 Маршрутная игра «Право знать!», направленная на расширение знаний об основном законе государства – Конституции, формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов. Содержанием деятельности в ходе маршрутной игры может быть знание основных прав и свобод человека, способность пояснить значение символов и атрибутики Российского государства, умение обосновать собственные взгляды в ходе защиты плаката, творческое преобразование текстового выражения основных статей Конституции Российской Федерации в форме синквейна, театральных миниатюр, рисунка.

^ 5-9 классы

 Разработка «Конституции класса», мероприятие обеспечит анализ действующего Закона Российской Федерации, понимание учащимися основных положений Закона, перенесение ключевых демократических принципов в жизнедеятельность классного коллектива;

 Историко-познавательный турнир «Наша Родина – Россия»., основными терминами интеллектуальной игры могут быть термины: гражданин, патриот, Конституция, права, обязанности, закон, демократия, равноправие, референдум, выборы, президент, указ, суд, бесправие, депутат, агитация, федерация, власть. Мероприятие направлено на расширение знаний об основном законе государства – Конституции, формирование умений поиска и анализа информации по основным темам турнира, развитие способностей в сфере творческого преобразования информации и презентации результатов широкой аудитории.

 Конкурс газет, плакатов, лозунгов «Основной закон страны», отражающие содержание Конституции. Мероприятие направлено на формирование у учащихся знания содержания Конституции, понимания значения Конституции для государства и его граждан. Итоговым мероприятием Конкурса может стать Акция «Основной закон страны», предполагающая распространение брошюры с информацией о Конституции РФ, отраженной в работах победителей.

^ 10-11 классы

 Проведение интеллектуальной игры «Конституция Российской Федерации». Задачами интеллектуальной игры являются совершенствование навыков самостоятельной, исследовательской работы с документами и другой литературой; развитие умений учащихся применять и использовать знания в нестандартной обстановке; актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации.

 Проведение лектория «История Российских конституций: от 1918-го до 1993-го» позволит осуществить повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания, расширить знания учащихся о конституционных основах нашего государства, сформировать понимание необходимости знания Конституции как основного закона, воспитать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону. Важно, чтобы сами старшеклассники выступали организаторами лектория, представляя заинтересовавшую информацию в интерактивной форме другим учащимся.

 Парламентские дебаты по теме «Закон и свобода личности», нацеленные на формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов и позиций; воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении. При условии владения учащимися основами парламентских дебатов, в школе может быть проведен турнир команд.

 Социальная акция «Мы – граждане России!». Целью является формирование активной гражданской позиции школьников, их мотивирование на социально-значимую деятельность во благо общества. Содержанием мероприятия может быть информирование жителей муниципального образования о значении Основного закона, о его роли в политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны; организация патриотического воспитания подрастающего поколения в ходе совместной социально значимой деятельности. В рамках социальной акции возможно проведение творческих, дискуссионных, спортивных и иных мероприятий.

В рамках празднования Дня Конституции Российской Федерации в образовательном учреждении может быть положено начало системной работе с учащимися по формированию их правовой грамотности и гражданской позиции. Заинтересованным педагогам предлагается организовать работу школьного политико-правового клуба «Мой выбор». 12 декабря может стать днем торжественного открытия работы клуба.

Реализация целей мероприятий, посвященных дню Конституции РФ, позволят повысить уровень и качество знаний учащихся по данной теме, а также выполнить воспитательные задачи учебного процесса. Учащиеся должны знать и понимать: исторические процессы государства; историю принятия конституций в нашей стране; основные принципы конституционного строя; основное содержание закона; особенности конституционного развития в стране; смысл государственных символов и атрибутов РФ; взаимосвязь и особенности конституционного развития России и мира и сравнивать их; осознание своей причастности к судьбе Родины. Учащимся следует уметь: анализировать статьи основного закона государства; применять на практике в будущей жизни полученные знания; участвовать в групповой исследовательской работе; представлять результаты индивидуальной и групповой историко-правовой познавательной деятельности в различных формах.

Рекомендуемая литература:

1. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002.

2. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.

3. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует названные выше пособия в качестве дополнительных материалов для использования в школе. Они издаются за счет государственных средств и направляются в каждое образовательное учреждение Российской Федерации.

4. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.

5. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.

6. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.

7. Атлас «История России XX века» (Государственная символика. Гимны. Схемы политического устройства. Портреты исторических деятелей)/Авт. А.Т. Степанищев, О.И. Бородина. М.: Владос. 2002.

8. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.

9. http://www.constitution.ru




Похожие:

Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПлан мероприятий, посвященных празднованию 20-летия со дня принятия Конституции Российской Федерации Баландинской сош- филиала мбоу заглядинская сош
...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПлан проведения мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия Конституции Российской Федерации в Кувандыкском районе Цель проведения
Цель проведения: – способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации, как основного закона страны, осмысленному...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПлан мероприятий моу красногорская сош по подготовке и празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Разработать и утвердить план работы школы по подготовке и празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, 170-летия...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПоложение об областном конкурсе мягкой игрушки «Страна Кустодия», посвященном празднованию 135-летия со дня рождения Б. М. Кустодиева
«Страна Кустодия», посвященном празднованию 135-летия со дня рождения Б. М. Кустодиева
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПриказ №7 р п. Степное
В соответствии с планом подготовки к празднованию 50-летия первого полёта человека в космос, в целях развития системы дополнительного...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconДокументи
1. /Методические материалы для подготовки к ЕГЭ/Математический конструктор/Математический...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconНа основании решения жюри Конкурса принято решение
Тульской области на 2012 год, Планом мероприятий в сфере дополнительного образования по подготовке и празднованию 300-летия начала...
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПлан мероприятий по подготовке к празднованию 80-летия города Комсомольска-на-Амуре мдоу №131 № п/п
План мероприятий по подготовке к празднованию 80-летия города Комсомольска-на-Амуре мдоу №131
Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconПлан мероприятий по подготовке к празднованию 80-летия города Комсомольска-на-Амуре мдоу №136

Материалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ iconДокументи
1. /Проверочные материалы для подготовки 9 классов к ГИА (Карпенко Л.В)/1-4 варианта диагностические/1...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы