Формирование звуковой культуры речи icon

Формирование звуковой культуры речи



НазваниеФормирование звуковой культуры речи
Дата конвертации11.06.2013
Размер76.03 Kb.
ТипДокументы
источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ


От 1 до 2 лет.

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается её понимание, активная речь. Малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Быстро растет количество слова.

К 1,5 годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и многие согласные звуки – (м, п, б, т, д, н, к, г, в, ф, й).

Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно (дяй вместо дай). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания: корову он называет «му», собаку – «ав-ав», часы – «тик-так»… Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог: кукла – ку, собака – ба, а иногда и несколько слогов: молоко – мокко.

Часто одно и то же слово малыш произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, т.е. у него отмечается неустойчивое произношение одних и тех же слов.

На этом возрастном этапе голос ребенка еще негромкий, так как у него еще недостаточно окреп голосовой аппарат, а речевой выдох очень слабый.

Это все закономерности речевого развития детей. На данном возрастном этапе перед педагогами встают следующие задачи воспитания звуков культуры речи детей:

- развитие слухов внимания;

- развитие артикуляции и голосового аппаратов;

- умение точно подражать словам, различать речевые интонации;

- развивать речевое дыхание;

- накопление пассивного словаря;

- развитие активной речи (создавать ситуации, в которых ребенок вынужден обращаться с речью к взрослым).

Для воспитания звуков культуры речи, для развития слухового восприятия, понимания речи нужно широко применять наглядный материал (игрушки, предметы, картинки, муляжи…), проводить специальные игры.

Со второго полугодия следует использовать и картинки с изображением действия, совершаемого животными, людьми: собака бежит, кошка ест.

Чтение небольших рассказов, сказок, потешек и стихотворений способствуют развитию речи детей, чтение прибауток, стихов вырабатывает у них чувство ритма. У ребенка 2-го года жизни это выражается в том, что слушая их он нередко в такт начинает покачивать головой, похлопывать в ладоши, постукивать ножками.

К концу 2 –го года жизни речь детей, хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства в звуковом оформлении.


Одновременно развивается мышление, память, внимание, воображение («психологическая база речи»), идёт развитие мелкой моторики.


^ Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи:


- надувать воздушные шары, мыльные пузыри;

- дуть на мелкие предметы (фантики, пушинки, перышки…);

- сдувать ватку с ладошки, с кончика носа (упр. «фокус»);

- играть на дудочке, губной гармошке, свистеть в свисток;

- «кораблик» (дуть на бумажный кораблик, который плывет в тазике с водой);

- дуть в пузырек до появления шума и т.д.


^ Проекция правой руки в коре головного мозга находится близко от моторного центра речи.

Кольцов предлагает следующую диагностику для определения уровня развития речи первых лет жизни: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (инструкция: «сделай вот так»). Дети, которым удаются данные движения – говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые «ватные» и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети.

Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.

По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.


От 2 до 3 лет.

В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. В практике нередки случаи, когда 3-летние малыши овладевают правильным произношением всех звуков (по Гвоздеву – это норма), но большинство детей к концу этого возрастного этапа не могут произносить шипящие и сонорные, они усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к 6 годам.

В этот период жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши, тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (3 и более слога), хотя при этом еще не могут правильно произнести в нем все звуки в соответствии последовательности (велосипед – апипед, весипед; бегемот – бебенот, гегенот и т.д.)

В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова, это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону (мазелин вместо вазелин, мокресс – компресс, копатки вместо лопатки). Таких примеров очень много приводит К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Голосовой аппарат детей 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.

У детей 3-ого года жизни недостаточно сформировано речевое дыхание, укороченный слабый выдох.

В словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25-27% и меньше всего (лишь 10-12%) прилагательные.

Организация и методика проведения занятий.

Специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже 1-2 раз в месяц. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (напр., обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

Направления работы:

- обучение детей правильному произношению простых в артикуляционном отношений звуков (гласные, звуки раннего генеза, свистящие), при этом для изолированного произношения звуков используются звукоподражания: [у] – гудок паровоза, [и] – кричит лошадка;

- развитие слухов внимания и слухового восприятия;

- развитие голосового аппарата (произнесение одних и тех же звуков с различной громкостью), работа по развитию голосового аппарата может включаться в содержание речевого или музыкального занятия;

- воспитывается интонационная сторона речи;

- развитие речевого дыхания, ротового выдоха;

- накопление пассивного словаря;

- обогащение активного словарного запаса;

Консультация для родителей


^ ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К ГРАМОТЕ»


Подготовительная речевая группа

МКДОУ № 32 «Аленький цветочек»


Учитель-логопед: Осипова В.М.


2013г.

Сказка про язычок.


Активизируем мышцы языка в стихах. Рекомендуем использовать этот материал для профилактики нарушения звукопроизношений у детей. Эта сказка в увлекательной форме поможет ребёнку.


Этот маленький дружок-

Твой весёлый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка-вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок,

выглянул в окошко,

видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошёл чинить забор.

Улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5-10.

Д-д-д-д-д-д- стучит молоточек.

Т-т-т-т-т-т- вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра- в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчётливо произносить сочетание звуков «ДДДД» и «ТТТТТТ».

Тётушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»

На лошадке по дороге

Скачет язычок,

И копытами лошадка-

Цок-цок-цок-цок-цок.

В горку медленно идёт:

Цок-цок-цок-цок-цок

А с горы стрелой несётся:

Цок-цок-цок-цок-цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Тётушка племянника

Весело встречает,

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная-

Просто объеденье-

Ням-ням-ням-ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.

Под окошком- блл-блл-блл-

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки весело кивают.

Покататься язычку «Блл-бллл!» - предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «Бл-бл-бл» («болтушка»).

Ну-ка, детки, с язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в поровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть втрубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь комарики!»

Предложить ребёнку длительно произносить звук «ш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за передними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра-

Воздушный колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, язычком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал.

Задрожал и затрещал:

«Бррр-бррр-бррр…».

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнения в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лег в кроватку набочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя-пя,

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя». Выполнять упражнение в течение10 сек.




Похожие:

Формирование звуковой культуры речи iconВ дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком....
Формирование звуковой культуры речи iconИнтересует ли Вас тема опроса
Прошу Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пожалуйста, отметьте вариант ответа,...
Формирование звуковой культуры речи iconОсобенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности,...
Формирование звуковой культуры речи iconУпотребление глаголов в речи
Цели: формирование умения правильно употреблять глаголы в речи; определять глаголы в переносном значении и анализировать их; отработка...
Формирование звуковой культуры речи iconКонспект урока Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации» Предмет: информатика Класс: 9
Цели: образовательная обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера,...
Формирование звуковой культуры речи iconГруппа детей с онр
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов...
Формирование звуковой культуры речи iconТема: Кодирование графической и звуковой информации. Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета)
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Кодирование графической и звуковой информации», учить учащихся определять...
Формирование звуковой культуры речи iconУчебно-тематический план спецкурса «Культура и речь»
Целью спецкурса является вооружение учащихся знаниями о признаках хорошей речи, знаниями о звуковой стороне русской речи, понятиями...
Формирование звуковой культуры речи iconУрока: Кодирование и обработка звуковой информации Цели урока: Образовательные
Образовательные: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования звуковой информации в компьютере, познакомится...
Формирование звуковой культуры речи iconУрока: Кодирование и обработка звуковой информации Цели урока: Образовательные
Образовательные: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования звуковой информации в компьютере, познакомится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы