«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon

«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»



Название«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»
Дата конвертации13.06.2013
Размер341.94 Kb.
ТипПротокол
источник

«Рассмотрено» на заседании

ШМО учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению.

Руководитель ШМО.

_________/__________________/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«____»____________200__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УМР МОУ «СОШ № 2»

/ /

Ф.И.О.

«___»_________200__г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 2»

________/________________/

Ф.И.О.

Приказ № _____ от

«___»_____________200___г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Илюшовой Татьяны Алексеевны,

учителя высшей категории


по окружающему миру 1 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

« _____»_________200___г


2010 – 2011 учебный год


^ Пояснительная записка

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

^ Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителем планеты земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе(селе) и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

^ Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.


^ Тематическое планирование:





п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно– практические работы

контрольные

работы

1.

Твои первые уроки.


8
















1.

День знаний.

Мы теперь не просто дети.


















1н.

2.

Путешествие по школе.



















3.

Азбука культурного поведения.


















2н.

4.

Режим дня школьника.



















5.

Безопасный путь.
















3н.

6.

Мы теперь ученики…



















7.

Школьные принадлежности

















4н.

8.

Динь, динь! – звенит звонок.






















^ Как человек познаёт мир.


7.
















1.

Как изучают природу.

















5н.

2.

Твои верные помощники.



















3.

Учись беречь органы чувств.

















6н.

4.

Признаки предметов.



















5.

Учись сравнивать и объединять предметы.


















7н.

6.

Что нас окружает.



















7.

Что нас окружает.
















8н.




Зелёная страна.

7
















1.

Многообразие растений.



















2.

Растения – живые существа.

















9н.

3.

В гости к деревьям.



















4.

Листвы прощальная краса.

















10н.

5.

Зимой и летом одним цветом.



















6.

Кустарники и травы.

















11н.

7.

Кустарники и травы.






















^ Спасибо, щедрая природа.



7
















1.

Вторая жизнь дерева.

















12н.

2.

Вторая жизнь дерева.



















3.

Ягодная полянка.
















13н.

4.

Зелёная аптека.



















5.

Зелёная аптека.
















14н.

6.

Удивительные растения мира.



















7.

Удивительные растения мира.

(обобщающий урок).

Самостоятельная работа (тест).


















15н.




Урожайные грядки.


5.
















1.

Культурные растения.



















2.

Во саду ли, в огороде.

















16н.

3.

Что выросло в поле.



















4.

Природы милое творенье…

















17н.

5.

Комнатные растения. Уход за ними.






















^ Грибная полянка.



















1.

Многообразие грибов.


4.














18н.

2.

Пластинчатые и трубчатые грибы.



















3.

В лес по грибы.

(грибы ядовитые и съедобные).


















19н.

4.

Удивительные грибы.






















^ Мохнатая азбука.


35.
















1-2

Многообразие животных.

















20н.

3-4

В гости к млекопитающим.

















21н.

5-6.

В семье друзей пернатых.

















22н.

7.

Забота о потомстве.

















23н.

8.

Удивительные птицы.



















9.

Забота детей о пернатых друзьях зимой


















24н.

10.

Маленькие непоседы.



















11.

Учись различать насекомых.

















25н.

12.

Общественные насекомые.



















13.

Приглядись и удивись.

















26н.

14.

Маленькеие непоседы (урок - викторина)



















15.

В подводном мире.

















27н.

16.

Рыбы, обитающие в солёных и пресных водоёмах.



















17.

Аквариумные рыбки.

Правила поведения у водоёмов.



















28н.

18.

В мире интересного.

Обитатели глубин.



















19.

На суше и в воде.
















29н.

20.

Земноводные.



















21.

Пресмыкающиеся.
















30н.

22.

Пресмыкающиеся.



















23.

В мире интересного.

(происхождение пресмыкающихся)


















31н.

24.

Верные друзья и помощники.



















25.

Повторение изученного о животных.


















32н.

26.

Повторение изученного о домашних животных.



















27.

Красная книга растений и животных.


















33н.

28.

Проверь свои знания.






















Итого:

66


















^ Содержание тем учебного курса.


п/п

Названия разделов, тем.

Корректировка

1.

Твои первые уроки.




1.

День знаний.

Мы теперь не просто дети.




2.

Путешествие по школе.




3.

Азбука культурного поведения.




4.

Режим дня школьника.




5.

Безопасный путь.




6.

Мы теперь ученики…




7.

Школьные принадлежности




8.

Динь, динь! – звенит звонок.







Как человек познаёт мир.




1.

Как изучают природу.




2.

Твои верные помощники.




3.

Учись беречь органы чувств.




4.

Признаки предметов.




5.

Учись сравнивать и объединять предметы.




6.

Что нас окружает.




7.

Что нас окружает.







Зелёная страна.




1.

Многообразие растений.




2.

Растения – живые существа.




3.

В гости к деревьям.




4.

Листвы прощальная краса.




5.

Зимой и летом одним цветом.




6.

Кустарники и травы.




7.

Кустарники и травы.







Спасибо, щедрая природа.




1.

Вторая жизнь дерева.




2.

Вторая жизнь дерева.




3.

Ягодная полянка.




4.

Зелёная аптека.




5.

Зелёная аптека.




6.

Удивительные растения мира.




7.

Удивительные растения мира.

(обобщающий урок).

Самостоятельная работа (тест).







Урожайные грядки.




1.

Культурные растения.




2.

Во саду ли, в огороде.




3.

Что выросло в поле.




4.

Природы милое творенье…




5.

Комнатные растения. Уход за ними.







Грибная полянка.




1.

Многообразие грибов.




2.

Пластинчатые и трубчатые грибы.




3.

В лес по грибы.

(грибы ядовитые и съедобные).




4.

Удивительные грибы.







^ Мохнатая азбука.




1-2

Многообразие животных.




3-4

В гости к млекопитающим.




5-6.

В семье друзей пернатых.




7.

Забота о потомстве.




8.

Удивительные птицы.




9.

Забота детей о пернатых друзьях зимой




10.

Маленькие непоседы.




11.

Учись различать насекомых.




12.

Общественные насекомые.




13.

Приглядись и удивись.




14.

Маленькеие непоседы (урок - викторина)




15.

В подводном мире.




16.

Рыбы, обитающие в солёных и пресных водоёмах.




17.

Аквариумные рыбки.

Правила поведения у водоёмов.





18.

В мире интересного.

Обитатели глубин.




19.

На суше и в воде.




20.

Земноводные.




21.

Пресмыкающиеся.




22.

Пресмыкающиеся.




23.

В мире интересного.

(происхождение пресмыкающихся)




24.

Верные друзья и помощники.




25.

Повторение изученного о животных.




26.

Повторение изученного о домашних животных.




27.

Красная книга растений и животных.




28.

Красная книга Саратовского края.




29-

31.

Проверь свои знания.




32-35

Резервные уроки.






^ Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

- правила культурного поведения в школе, в общественных местах, на транспорте, правила безопасного перехода улиц, обхода городского транспорта, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила сбора ягод и грибов;

- отличительные признаки живой и неживой природы, изделий человека; дикорастущих и культурных растений, деревьев, кустарников, травянистых растений, хвойных и лиственных деревьев; 2 - 4 представителя растений пришкольного участка, леса, поля, сада, огорода, комнатных растений, ядовитых; 2 – 4 представителя съедобных и несъедобных грибов; группы животных: дикие и домашние; млекопитающие, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся и их отличительный признаки; 2-4 представителя каждой группы животных; наиболее распространенные местные растения и животные родного края; 2-3 представителя местных растений и животных, занесенных в Красную книгу;

уметь: различать объекты природы и рукотворные объекты 4 объекты живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники и травянистые растения, хвойные и лиственные; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся;

- сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать предметы окружающего мира; объединять растения и животных в группы, называя их внешние общие признаки; давать словесные описания растений, грибов, животных, называя их отличительные признаки;

- наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

осознать: что в окружающем мире огромное разнообразие существ живой природы и каждое из них по-своему красиво и полезно природе; что растения, грибы, животные – живые существа, требующие бережного к ним отношения и заботы; что собирание цветущих растений, лесных ягод, грибов не должно наносить ущерба природе; что среди растений, грибов и животных есть опасные для жизни человека; важность сохранения разнообразия растений, грибов, животных.

Перечень учебно - методического обеспечения.

1. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Поглазова О. Т., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

2. Тетрадь с печатной основой для 1 класса, 2 части, Поглазова О. Т., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

3. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, Поглазова О. Т. , Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

Список литературы.

1. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Поглазова О. Т., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

2. Тетрадь с печатной основой для 1 класса, 2 части, Поглазова О. Т., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

3. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, Поглазова О. Т., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

4. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы.- Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2002.




Похожие:

«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании шмо учителей нач классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»

«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»
Рабочая программа разработана на основе программы Н. Б. Истоминой «Математика», рекомендованной Министерством образования Российской...
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» iconМбоу «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1» Анализ работы шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год Руководитель шмо кудрявцева В. В
В шмо учителей начальных классов 12 человек, среди них 8 человек учителей начальных классов, логопед Каверина Л. В.,три воспитателя...
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» iconАнализ работы шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Шмо учителей начальных классов объединяет 10 преподавателей начальных классов и 2 воспитателей групп продленного дня
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon№1 Решение шмо учителей начальных классов от 11. 09. 2012г
Заседание шмо учителей начальных классов проводить согласно запланированных тем 1 раз в четверть
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» iconР п. степное советского района саратовской области «Рассмотрено» Руководитель шмо начальных классов (Кузнецова Н. Г.) Протокол
В сфере личностных универсальных действий ведение курса обеспечивает формирование
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» Руководитель шмо начальных классов «Согласовано»
«Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие,...
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» iconР п. Степное Советского района Саратовской области «Рассмотрено» Руководитель шмо начальных классов (Кузнецова Н. Г.) Протокол
Программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту
«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» iconДокументи
1. /ШМО 2012/ШМО учителей -языковедов Мулюкова М.В..doc
2. /ШМО...

«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» Школьным методическим объединением Руководитель шмо /Тлеубаева Ж. А./ Протокол № от «Согласовано»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы