Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов icon

Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов



НазваниеУчебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов
Дата конвертации13.06.2013
Размер271.05 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


для 4–5 классов


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева .

^ Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове на открытии XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (2010 г.) сказал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».

^ Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия



^ Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4–5 классов:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

^ Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–5 классов:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.



  • Предметные результаты изучения основ православной культуры в развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.



^ Место учебного предмета

Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в каждом из этих классов в течение всего года обучения — 34 часа в год по 1 часу в неделю.


^ Содержание программы
«Основы православной культуры»


Урок №1. Россия – наша Родина

Урок №2. Культура и религия

Урок №3. Бог и человек в православии

Урок №4. Православная молитва

Урок №5. Библия и Евангелие

Урок №6. Проповедь Христа

Урок №7. Христос и Его Крест

Урок №8. Пасха

Урок №9. Православное учение о человеке

Урок №10. Совесть и раскаяние

Урок №11. Заповеди

Урок №12. Милосердие и сострадание

Урок №13. Золотое правило этики

Урок №14. Храм

Урок №15. Икона

Урок №16. Творческие работы учащихся

Урок №17. Подведение итогов

Урок №18. Как христианство пришло на Русь

Урок №19. Подвиг

Урок №20. Заповеди блаженства

Урок №21. Зачем творить добро?

Урок №22. Чудо в жизни христианина

Урок №23. Православие о Божием суде

Урок №24. Таинство Причастия

Урок №25. Монастырь

Урок №26. Отношение христианина к природе

Урок №27. Христианская семья

Урок №28. Защита Отечества

Урок №29. Христианин в труде

Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Урок №31. Итоговый урок Подготовка творческих проектов.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие» «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)



урока



Тема урока



Задачи урока

Характеристика учебной
деятельности учащихся


1

Россия – наша Родина







2.

Культура и религия

Задачи урока:

Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни


^ Читать наизусть, петь Государственный Гимн России.

Узнавать

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).

Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

^ Проявлять почтительное отношение к




урока



Тема урока



Задачи урока

Характеристика учебной
деятельности учащихся


3.

Бог и человек в Православии



^ Цель урока: Знакомство с представлениями верующих людей о Боге

Задачи урока:

Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра

Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Воспитывающая: выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.


^ Читать наизусть, петь Государственный Гимн России.

Узнавать

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).

Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

^ Проявлять почтительное отношение

4.

Православная молитва



Цель урока: Знакомство с православным отношением христиан к Богу

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»; познакомиться с видами молитвы

Развивающая: усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.


5

Библия и Евангелие.


Цель урока: дать четкие представления, о чем повествуется в Библии, как они соотнесены с Евангелием, кто написал Ветхий и Новый Завет.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться со структурой Библии; узнать значение слов Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.

Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству.

Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного и священного отношения к чему-либо


Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.


Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.


Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям).


Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.


Объяснять

6

Проповедь Христа

^ Цель урока: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью

Задачи урока:

Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе, начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».

Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.


7.

Христос и Его Крест.

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским представлением о Богочеловеке и Боговоплощении; познакомить с православным пониманием Креста.


Задачи урока:

Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста.

Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть


8

Пасха.



Цель урока: Познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре

Задачи урока:

Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи

Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни


9

Православное учение о человеке (Душа).



Цель урока: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи урока:

Обучающая: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающая: научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека.

Воспитывающая: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.


10

Совесть и раскаяние



^ Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».




Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.

Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.

Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты.

Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами).


Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России.


Приводить примеры достопамятных сказаний


Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли».


11

Заповеди



Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.


12

Милосердие и сострадание



Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».


Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.


13




Золотое правило этики


Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.


14

Храм.



Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.


Задачи урока:

Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма

Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;

Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.


15

Икона.



Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.


16

Творческие работы учащихся


При подготовке к творческим работам можно использовать следующие интернет-ресурсы

http://lib.pstgu.ru/icons/

http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru

http://azbyka.ru/tserkov/


17

Подведение итогов.


Цель урока: подведение предварительных итогов знакомства с основами культуры Православия

^ Задачи урока:

Обучающая: понять, каким образом можно изучать в школе религиозную культуру

Развивающая: осознать, каким образом влияет на человека знакомство с основами православной культуры в школе

Воспитательная: усвоить на практике, что значит оценить работу другого человека не по заслугам, а по любви


18

Как христианство пришло на Русь.



Цель урока: Познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси


Задачи урока:

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.

Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

Воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости


19

Подвиг



Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы.


Задачи урока:

Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.

Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру

Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)


^ Самостоятельно раскрывать



20

Заповеди блаженств

Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием Заповедей блаженств, со смыслом семи заповедей


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с текстом Заповедей блаженства; понять, что означает «нищета духа»;узнать, кого Библия называет миротворцем; научиться понимать смысл евангельских выражений «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»; узнать значение слов «кротость», «милость».

Развивающая: осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье;

Воспитывающая: усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре; усвоить разницу в понимании счастья людьми как норму человеческих взаимоотношений





21

Зачем творить добро?



Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания


Задачи урока:

Обучающая: узнать о двух христианских особенностях совершения добрых дел: по благодарности за подвиг Иисуса Христа, по стремлению подражать (уподобиться) Его подвигу

Развивающая: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость

Воспитывающая: осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить с ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.


Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме.

Задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание).

^ Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело».

Приводить примеры добрых дел.

Учиться замечать добрые дела окружающих.

22


Чудо в жизни христианина


Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с христианским пониманием чуда, как изменения Богом установленных законов природы;

понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего

Развивающая: уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей – веры, надежды и любви

Воспитывающая: осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека


^ Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.

Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.

^ Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения благодарного человека.

23

Православие о Божием суде


Цель урока: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде; понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку

Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий


Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы.

^ Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе.

Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба».

Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?»

24

Таинство Причастия.



Цель урока: Познакомить учащихся с событиями Тайной Вечери

^ Задачи урока:

Обучающая узнать о том, что такое церковные таинства

Развивающая уяснить, что церковные таинства с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога

Воспитывающая - осознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви


Задумываться над своей ответственностью за

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании.

Объяснять взаимосвязь понятий

25

Монастырь


Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека;

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания


Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе.

^ Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи.

Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?»

26

Отношение христианина к природе.


Цель урока: Знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божиему.


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением

Развивающая: осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом

Воспитывающая: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе


Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации).

^ Видеть связь между осторожностью и надёжностью.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности.


27

Христианская семья.


Цель урока: дать представление о христианском понимании семьи


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре.

Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность);

Воспитывающая: усвоить, что означает выражение «носите бремена друг друга»


^ Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.

^ Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.


28

Защита Отечества.


Цель урока: Познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.


Задачи урока:

Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.


^ Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии.

^ Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

29

Христианин в труде.


Цель урока: дать представление о христианском понимании труда


Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;

Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя

Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека


Устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий.

Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности.

Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.

30










^ Итоговые задания по курсу

«Основы православная культура»


  1. Темы для исследовательских работ

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Святой, прославившийся в нашем крае.


Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.


  1. ^ Темы сочинений

Крещение Руси как начало великой русской культуры.

Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

Возможен ли подвиг в мирное время?

Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.


Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.


^ За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.


Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

^ На месте пропуска вставьте слово

Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

_______________ пустынь

_______________Посад

Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра


^ Тестовые задания


  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее


- бескорыстие

- любовь к Отечеству

- защита близких

- восстановление справедливости

- нажива


^ 2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

- чтобы было убито побольше врагов

- чтобы была взята большая добыча

- чтобы меньше людей погибло

- о победе


^ 3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

- личное покаяние

- подаяние нищим

- совершение только хороших дел

- вера во Христа

^ 4. Что бывает только у монахов?

- четки

- клобук

- постриг

- обет

- молитва


5. Венцы в таинстве венчания символизируют:


- вечность

- богатство

- долгую жизнь

- единство любви и испытаний


^ 6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

- любовь ко Христу

- молитва ко Христу

- защита природы

- защита Отечества

- милосердие

- честный труд


^ 7. Заповедей блаженства

- пять

- восемь

- девять


8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»


… истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив…


^ 9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого


Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил


- о Христе

- об Андрее Первозванном

- о Петре 1

10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?


- болгарские танцы

- греческая икона

- немецкий орган


11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:


Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -








Похожие:

Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconВыступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры»
Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в 2011-2012 уч году в рамках регионального базисного...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconПрограмма кружка «Основы Православной культуры»
А. В. Бородиной «История религиозной культуры и основы православной культуры»,; программы учебного курса для общеобразовательных...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconПриказ №62/1 Об утверждении рабочей программы модуля орксэ основы православной культуры в связи с введением комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября 2012-2013 учебного года
...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconПлан мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы
Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconПояснительная записка к программе «Основы православной культуры»
«Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно....
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconВведение. Обращение к преподавателю нового предмета «Основы православной культуры»
О чувстве волнения мы, пожалуй, говорить не будем – это естественно. А скажем об ответственности, во-первых, а во-вторых, о значимости...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconОдин из модулей курса: «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики».
Вашим ребенком выбрать один из модулей курса: «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы православной...
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconТема: «Межпредметное пересечение предмета кубановедения и курса основы православной культуры»
Цель: показать общие направления в преподавании кубановедения и курса основ православной культуры
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconУчебное пособие для 5-го класса. М.: Основы православной культуры, 2007. Архипова И. Г. Церковно-славянский язык: рабочая тетрадь для учащихся 5-го класса. М.: Основы православной культуры, 2008
«Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области»
Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов iconАлгоритм для руководителей оу
«Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы