Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района icon

Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района



НазваниеПоложение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района
Дата конвертации14.10.2013
Размер106.92 Kb.
ТипДокументы
источник


Приложение

к приказу по отделу образования

№ _70 от 26.04.2011 г___


Положение

о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение разработано в целях

- реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации,

- внедрения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее – стандарт- 2004), Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (далее – БУП-2004),

- развития профильного обучения в Добровском районе, наиболее полного использования для этого возможностей региональной образовательной системы.

1.2. В настоящем положении используется следующая терминология:

1.2.1. Профильное обучение (профильность) – организация обучения на старшей ступени общего образования, обеспечивающая дифференциацию образовательных программ в зависимости от запросов учащихся.

1.2.2. Профиль обучения – общая направленность содержания образовательной программы.

1.2.3. Профильный предмет – общеобразовательный (специальный) предмет, изучаемый на профильном уровне содержания образования в соответствии со стандартом-2004 и БУП-2004. Для профилей прикладной направленности (технологических и т.п.) профильным может выступать не общеобразовательный, а специальный предмет.

1.2.4. Курс по выбору – образовательный модуль социально-практической направленности, разработанный на основе компетентностного подхода и предлагаемый учащимся на основной ступени общего образования за счет школьного компонента стандарта.

Элективный курс – образовательный модуль, разработанный на основе компетентностного подхода и предлагаемый учащимся на старшей ступени общего образования за счет школьного компонента стандарта. Спецкурс – элективный курс, поддерживающий профиль, т.е. углубляющий или расширяющий профильный предмет.

1.2.5. Профильная образовательная программа – образовательная программа на старшей ступени общего образования, вариативная часть которой обеспечивает тот или иной профиль путем изучения не менее двух профильных предметов, а также не менее 280 часов элективных курсов, в том числе 140 часов спецкурсов.

1.2.6. Индивидуальная профильная образовательная программа – профильная образовательная программа, составленная самим учащимся.

1.2.7. Блочно-модульный подход – построение содержания образовательной программы или курса в виде относительно завершенных разделов (модулей).

1.2.8. Компетентностный подход – организация образовательного процесса, обеспечивающая эффективное развитие ключевых компетентностей учащихся.

1.3. Цели развития профильного обучения на территории Добровского района:

- повышение соответствия образовательных программ на старшей ступени общего образования запросам личности, общества и государства;

- увеличение их гибкости, вариативности;

- внедрение компетентностного подхода в общее образование;

- создание условий для профессионального роста и реализации творческих способностей работников образования;

- обеспечение доступности и современного качества общего образования;

- интеграция и повышение эффективности использования ресурсов региональной образовательной системы;

- эффективное содействие социально-экономическому развитию региона;

- обеспечение информированности населения о состоянии современного рынка труда, возможностях трудоустройства.

 

^ 2. Способы организации образовательного процесса
в условиях профильного обучения


 

2.1. Эффективными средствами достижения целей профильного обучения считаются следующие способы организации обучения:

- предпрофильная подготовка;

- реализация индивидуальных профильных образовательных программ;

- опорная школа, реализующая профильное обучение;

2.2. Предпрофильной подготовкой является система организации образовательного процесса на последнем году обучения в основной школе, отвечающая следующим требованиям:

- построение учебного плана и образовательных программ на основе БУП-2004 и стандарта-2004;

- наличие в образовательной программе каждого учащегося курсов по выбору, реализующих деятельностный и блочно-модульный подходы, общим объемом не менее 70 часов;

- функционирование нормативно утвержденной процедуры, обеспечивающей выбор курсов школьного компонента самими учащимися;

- функционирование системы обеспечения качества и востребованности содержания курсов по выбору;

- наличие в образовательной программе курса профильной ориентации объемом не менее 35 часов;

- применение накопительной системы учета учебных и творческих достижений учащихся («портфолио»);

- наличие информационно-образовательной карты территории;

- систематическое и полное информирование учащихся и родителей об образовательном рынке и рынке труда на основе информационно-образовательной карты территории;

- поддержка реализуемой системы родителями учащихся, местным сообществом;

- мониторинг профессионального и жизненного самоопределения учащихся и учет его результатов при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- выпускники в ходе государственной (итоговой) аттестации сдают в качестве экзаменов по выбору экзамены по тем предметам, которые планируют изучать далее на профильном уровне (о чем с учащимися составлены договоры).

2.3. Реализация индивидуальных профильных образовательных программ осуществляется в основном в условиях учебных классов и/или учебных групп и предполагает частичный или полный отказ от классно-урочной системы обучения.

Учебные группы в условиях реализации индивидуальных профильных образовательных программ могут формироваться из учащихся одного или разных классов, образовательных учреждений, параллелей для освоения как элективных курсов, так и профильных и непрофильных предметов.

2.4. Реализация индивидуальных профильных образовательных программ как способ организации образовательного процесса должна удовлетворять следующим требованиям:

- осуществление на предшествующей ступени предпрофильной подготовки;

- построение учебного плана и образовательных программ на основе БУП-2004 и стандарта-2004;

- предоставление каждому учащемуся возможности обучаться по профильной образовательной программе;

- функционирование нормативно утвержденной процедуры, обеспечивающей конструирование профильных образовательных программ самими учащимися;

- функционирование системы обеспечения качества и востребованности содержания профильных предметов и элективных курсов;

- применение объективной и гибкой накопительной системы оценивания учебных и творческих достижений учащихся;

- мониторинг профессионального и жизненного самоопределения учащихся;

- наличие нормативно утвержденной процедуры коррекции индивидуальных профильных образовательных программ;

- выпускники в ходе государственной (итоговой) аттестации сдают в качестве экзаменов по выбору экзамены по профильным предметам в форме ЕГЭ (о чем с учащимися составлены договоры).

2.5. Опорная школа, реализующая профильное обучение,отвечает следующим требованиям:

- на старшую ступень школы переходят учащиеся не менее, чем из трех других школ или отдельно расположенных филиалов. В случае закрытия филиала переход детей из него в опорную школу учитывается в течение трех последующих лет;

- в школе обеспечивается реализация индивидуальных профильных образовательных программ.


3. Порядок приема, перевода и отчисления учащихся

из профильных групп

3.1.  Приём учащихся в профильные группы ОУ производится по заявлению родителей, чьи дети пожелали изучать отдельные предметы на профильном уровне.

3.2.  Для организации приема учащихся в профильные группы в ОУ приказом директора формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Комиссия состоит  из трех человек. Председателем комиссии назначается директор школы или один из заместителей директора, исполняющий его обязанности на время очередного отпуска директора. Остальные члены комиссии назначаются директором из работников педагогического коллектива по согласованию.

3.3.  При поступлении в профильные группы учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) знакомятся со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в ОУ (Устав школы и другие правовые локальные акты школы). При поступлении в профильные группы у обучающихся не должно быть медицинских противопоказаний к занятиям по соответствующей профильной направленности.

3.4.      Для решения вопроса о зачислении в профильный класс

родители (законные представители) выпускников 9 классов представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора ОУ установленного образца, аттестат об основном общем образовании, комплект документов (портфолио), представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений.

3.4.1.      Набор в профильную группу организуется на условии того, что учащийся за курс основной школы по данному предмету (итоговая оценка за 9-й класс) имеет оценку не ниже «4».

3.5.  На основании представленных документов приемная комиссия принимает решение о зачислении в профильную группу или рекомендует обучение по другому индивидуальному плану, что оформляется протоколом заседания комиссии.

3.6.  Комплектование профильных групп осуществляется в период с 1 июля по  30 августа.

3.7.      Зачисление в профильную группу оформляется приказом директора ОУ не позднее 30 августа на основании решения приемной комиссии и доводится до сведения заявителей.

3.8.      До 30 августа каждый учащийся, зачисленный в 10-й класс, должен пройти процедуру выстраивания своего индивидуального учебного плана (на основе БУП-2004). Учащиеся выбирают базовые предметы по выбору, элективные курсы из предложенного им набора, а также виды учебных практик, исследований и проектов на два года обучения (10-11 классы). Каждый учащийся заверяет свой учебный план личной подписью, классные руководители 10 – 11 классов знакомят родителей с этими учебными планами. Процедура выстраивания индивидуальных учебных планов происходит в присутствии одного из заместителей директора по УВР.

3.9.      На основе выстроенного индивидуального учебного плана с каждым учащимся и его родителями (законными представителями) и школой заключается договор на образование на третьей ступени обучения. На основе договоров формируется общий учебный план школы (третья ступень) на учебный год.

3.10. За учащимися профильных групп (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) группы по заявлению учащихся с согласия родителей (законных представителей).

3.11. Обучающимся в профильных группах предоставляется право изменить профиль обучения в течение учебного года (по завершению полугодия)  при следующих условиях:

·        отсутствие академической задолженности за прошедший период обучения;

·        самостоятельной сдачи зачетов и экзаменов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;

·        письменного ходатайства родителей (законных представителей), в котором аргументируется данное желание.

3.12. Отчисление учащихся из профильных групп возможно:

·        по желанию учащихся с согласования родителей (законных представителей);

·        в случае не успешности обучения по профильным предметам.

 Учащиеся, не успевающие по профильным предметам могут быть аттестованы по учебным программам этих предметов базового уровня, им предоставляется возможность перехода в универсальную группу и получении соответствующего аттестата о среднем (полном) общем образовании.

3.13.Отчисление из профильных групп осуществляется по основаниям и в порядке, установленными Законом «Об образовании», и Уставом образовательного учреждения. Вопросы отчисления из профильных групп, а также перевода в другую профильную группу решаются на педагогическом совете ОУ и оформляются приказом директора.


4.      Содержание и организация образовательного процесса в профильных группах


4.1.  Образовательный процесс в профильных группах имеет личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

4.2   Учебный план для профильных классов формируется на основе БУП-2004 и согласуется с учредителем. Профильное обучение осуществляется по образовательным программам, включающим:

·                    обязательный базовый компонент образования;

·                    региональный компонент;

·                    профильные курсы;

·                   элективные курсы, учебные практики, исследовательскую и

проектную деятельности.

4.3    Образовательные программы для профильных групп предусматривают:

·                    овладение учащимися содержанием образования на профильном уровне по профильным дисциплинам и изучение элективных курсов;

·                    формирование и развитие навыков самостоятельной работы, проектной и научно-исследовательской деятельности;

·                    подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному  обучению в вузе.

4.4.      Программы по профильным предметам создаются учителями-предметниками на основе государственных образовательных стандартов (профильный уровень) и примерных программ профильного изучения данных предметов, рекомендованных МО РФ. Программы профильных курсов проходят экспертизу на школьном экспертно-методическом совете и утверждаются директором школы.

4.5.  Программы элективных курсов разрабатываются педагогами школы и проходят экспертизу на экспертно-методическом совете школы.

4.6.  Каждый учащийся, обучающийся в профильной группе, должен выполнить программу по социальной практике, проектной и научно-исследовательской деятельности, предусмотренную ИУП. Нагрузка обучающихся в профильных группах не должна превышать 36 часов в неделю. Формы организации образовательного процесса: групповые, блочно-модульная, дистанционная.

4.7.  Социальные и учебные практики проводятся в конце 10-го класса во время летней трудовой практики (не более 21 дня).

4.8.  Предлагаемые образовательным учреждением профили обучения указываются в учебном плане школы, классном журнале.


^ 5. Аттестация учащихся профильной школы


5.1.Для учащихся профильных групп предусматриваются две формы аттестации – промежуточная (текущая и полугодовая) и государственная (итоговая):

·        порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом школы «Положение о промежуточной и итоговой аттестации и переводе учащихся»;

·        государственная итоговая аттестация по завершению среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

·        выпускникам профильных классов выдается документ о среднем (полном) общем образовании.


6.      Кадровое и финансовое обеспечение деятельности

профильных классов


6.1.   Образовательный процесс в профильной ступени осуществляется
наиболее опытными и квалифицированными педагогами, прошедшими
специальные курсы при ЛИРО для преподавания в профильных классах и
имеющими высшую или первую квалификационные категории.

6.2.   Педагогическим работникам, обеспечивающим преподавание профильных предметов, устанавливается доплата за счет выплат стимулирующего и компенсационного характера.

6.3.   Организацию и анализ деятельности педагогического коллектива ОУ по профильной подготовке учащихся осуществляет один из заместителей директора по УВР, на которого возложены обязанности куратора профильного обучения в ОУ.




Похожие:

Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПоложение о профильном обучении Положение о профильном обучении
Классы с профильным обучением открываются при наличии квалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПостановление Главы администрации добровского района 01. 02. 2013 с. Доброе №104 Об изменении родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Добровского муниципального района
В соответствии со статьей 52 п п. 1 и 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» ( в ред. Федеральных законов от 17. 07. 2009г....
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПоложение о профильном обучении в общеобразовательных учреждениях Кувандыкского района
Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312 (далее буп-2004) с изменениями и дополнениями, а также для развития профильного обучения...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПоложение о порядке приема граждан в общеобразовательные учреждения Добровского муниципального района
Постановлением администрации Добровского муниципального района от 24. 08. 2011 г за №1146
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПоложение об организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего,
Обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПротокол педсовета №1 Директор школы от 29. 08. 2008г. Моу «сош с. Березово» Л. И. Барышева 200 г. Положение о профильном обучении
Настоящее Положение регулирует особенности приема обучающих­ся, содержания и организации образовательного процесса в профильном клас­се...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПоложение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений Добровского района длительного отпуска сроком до одного года
Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПравила постановки детей на очередь и приема в мбдоу д/С «теремок» С. Б. Хомутец добровского муниципального района липецкой области с. Б. Хомутец 2012 год
Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562, Устава Добровского муниципального района, Положения об отделе образования...
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconОбразовательные учреждения Добровского муниципального района
Борисовский филиал мбоу сош с. Большой Хомутец Добровского муниципального района Липецкой области
Положение о профильном обучении в образовательных учреждениях Добровского муниципального района iconПриказ №74 с. Доброе
Добровского муниципального района №619а-р от 21. 08. 2012г. «Об организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений Добровского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы