Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 icon

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54



НазваниеМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54
страница1/12
Дата конвертации14.10.2013
Размер1.85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ВНЕДРЯЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ




Управление образования и науки Липецкой области

Липецкий институт развития образования


Методические рекомендации
по организации
внеурочной деятельности
в ходе реализации ФГОС



Липецк 2012

ББК 74.200.58

М54


Печатается по решению Редакционно-издательского совета Липецкого института развития образования.


Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с. – (Внедряем Федеральные государственные образовательные стандарты)


Составители:

Л.А. Черных, ректор Липецкого института развития образования, канд. пед. наук, доцент, заслуженный учитель РФ

^ О.В. Созонтова, зав.кафедрой управления образовательными системами Липецкого института развития образования, канд. пед. наук


В пособии обобщены методические рекомендации по выбору модели, организации, мониторингу внеурочной деятельности, обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Представлена программа организации внеурочной деятельности учителей начальных классов с. Стегаловка Долгоруковского района, основанная на проектной методике, и методические материалы по ее реализации.

Пособие адресовано педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.


© ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования, 2012.

^ Реализация внеурочной деятельности
в образовательных учреждениях
Липецкой области



Липецкий институт развития образования провел анкетирование школ с целью изучения состояния организации внеурочной деятельности в начальных классах. Актуальность изучения была обусловлена необходимостью выявления основных подходов к организации внеурочной деятельности в начальной школе для последующего определения перспектив развития внеурочной деятельности при введении ФГОС.

Предметом изучения стали:

- количества времени включения обучающихся во внеурочную деятельность;

- модели реализации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;

- соотношение количества часов, реализуемых за счет ресурсов образовательных учреждений и социальных партнеров;

- представленность форм организации внеурочной деятельности по основным направлениям;

- программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.

В опросе приняли участие начальные, основные, средние общеобразовательные школы, лицеи и гимназии (23% от общего количества общеобразовательных учреждений) из 19 муниципальных образований области (см. таблицу).


^ Типы общеобразовательных учреждений, принимающих участие
в опросе по реализации внеурочной деятельности





^ Тип образовательного учреждения

Число ОУ

1

Начальная общеобразовательная школа

5

2

Основная общеобразовательная школа

10

3

Средняя общеобразовательная школа

76

4

Лицей

4

5

Гимназия

6




ИТОГО

101


Участникам была предложена форма, содержащая перечень основных направлений, моделей реализации внеурочной деятельности. В ней было необходимо указать количество времени, затрачиваемого на реализацию внеурочной деятельности по той или иной модели; формы внеурочной деятельности по основным направлениям; количество программ внеурочной деятельности.

По данным анкетирования все первоклассники охвачены внеурочной деятельностью, при этом многие образовательные учреждения смогли предложить своим обучающимся более 10 часов внеурочной деятельности в неделю (диаграмма 1). Большая часть образовательных учреждений (41,6 %) запланировала от 2 до 7 часов внеурочных занятий для своих первоклассников

Диаграмма 1

^ Количество часов внеурочной деятельности,

реализуемое в образовательных учреждениях




Преобладающей моделью реализации внеурочной деятельности является выполнение учителями начальных классов функций классного руководителя как организатора внеурочных занятий с детьми (60,4%). Образовательными учреждениями используется также потенциал групп продленного дня и педагогов дополнительного образования школы, при этом только 32,7% образовательных учреждений используют потенциал сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, спорта, культуры (диаграмма 2).

Диаграмма 2

^ Модели организации внеурочной деятельности




Как показывает соотношение использования моделей, образовательные учреждения реализуют комбинированные модели организации внеурочной деятельности. При этом чаще всего сетевое взаимодействие образовательные учреждения осуществляют с центрами или домами детского творчества, детско-юношескими спортивными школами, домами культуры, станциями юных натуралистов, домами школьника, реже – музыкальными школами, сельскими библиотеками. Потенциал общественных организаций, производственных и управленческих структур в организации внеурочной деятельности образовательные учреждения пока не используют.

Большую часть часов внеурочной деятельности образовательные учреждения осуществляют за счет своих финансовых ресурсов, организуя занятия в рамках функционала классных руководителей, групп продленного дня. Используются фонды стимулирующего финансирования для организации деятельности педагогов дополнительного образования школы. Кадровые, материально-технические ресурсы учреждений социума часто школами не привлекаются как по организационным причинам, так из-за удаленности образовательных учреждений от культурной инфраструктуры в сельской местности.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для анализа были выделены следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.


^ Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности

в образовательном учреждении



  1. Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (Стандарт).

Активность детей во внеурочной обусловлена в основном их интересами и потребностями, направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности, и поэтому, играет важную роль в развитии учащихся.

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности (Стандарт). Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.


Цель организации внеурочной деятельности – развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за е пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях (Сабельникова).

Цель внеурочной деятельности – развитие у обучающихся способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования собственного и социального опыта (Усольцева И.В.).


Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, со-держательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения (Е.Н. Степанов).

Внеурочная деятельность призвана решить ряд важных задач образования детей младшего школьного возраста:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (МР).

Образовательное учреждение самостоятельно конкретизирует задачи внеурочной деятельности.

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося. В связи с этим реализация программ внеурочной деятельности направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия (Григорьев).


Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

• выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

• создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

• формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;

• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

• создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;

•расширение рамок общения школьников с социумом;

• коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении (Сабельникова).


Задачами организации внеурочной деятельности в условиях создания развивающей среды для социализации младших школьников являются:

1) изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей;

2) создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

• в образовательных мероприятиях города и области;

• в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;

• в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, коммуникативно-практических сборах, конференциях);

• в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) повышение результативности работы по профилактике правонарушений, дезадаптации через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психолого-педагогического сопровождения средствами адаптационного курса «Введение в школьную жизнь», кружка «Я - гражданин»;

5) разработка и реализация системы мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе (Панченко).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconКнига содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся: формы организации внеурочной деятельности, диагностика её эффективности, рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / [Рос акад образования]; под ред. А....
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconЦель семинара: Представление опыта работы школы в рамках экспериментальной программы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ООО. Задача
С промежуточными результатами работы по организации внеурочной деятельности в 5-х классах в рамках реализации фгос ООО
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconОрганизации внеурочной деятельности обучающихся 1-го класса в условиях реализации фгос
В соответствии с планом работы школы (приказ от 01. 09. 2012 г. №90а/1) в срок с 21. 11. 2012г по 30. 11. 2012г проводилось изучение...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconРекомендации по составлению программы внеурочной деятельности фгос
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconПриказ №156 «29» августа 2011 г. «Об утверждении программ внеурочной деятельности. Модели организации образовательного процесса, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности» в целях эффективной реализации фгос нового поколения в начальной школе
Утвердить программу внеурочной деятельности начального общего образования и ввести ее в действие с 1 сентября 2011 года
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников (1-2 класс), занимающихся по фгос ноо пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconСеминар по корректировке рабочих программ ноош по урочной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации, Проектирование уроков в рамках фгос ноо
Районная методическая конференция «Опыт. Проблемы. Перспективы перехода на новый фгос»
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования основные задачи внеурочной деятельности
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54 iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений Краснодарского края
Фгос результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы