Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» icon

Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»



НазваниеКонспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»
И.И. Шишкина
Дата конвертации15.06.2013
Размер119.19 Kb.
ТипУрок
источник

Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.)


Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

(Автор – Никулина Г.Б., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №24» г. Сыктывкара)


Цель урока: подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»;

Задачи:

- развитие регулятивных учебных действий обучающихся;

- развитие умения обучающихся работать с текстом;

- развитие коммуникативных умений обучающихся при работе в парах;

- развитие устной и письменной речи обучающихся;

- воспитание чувства любви к природе России;

^ Использованное оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, раздаточный материал (искусствоведческий текст, задания к тексту, толковый словарик).



^ Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный момент (1 мин.)

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку; создание положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Организуют своё рабочее место: порядок на парте; наличие тетради, пенала, раздаточного материала.


  1. ^ Подготовка к эмоциональному восприятию материала (1-1,5 мин.)

Цель: создать условия для благоприятного эмоционального отклика обучающихся перед началом работы над картиной; развитие чувства прекрасного; воспитание любви к природе России.

Слово учителя с демонстрацией слайдов презентации (иллюстрации картин И.И. Шишкина). Проводит беседу после просмотра презентации.

- Всякий раз, когда делается скучно, а за окнами хмурится тоскливый и скупой на ласку день, можно открыть пейзажи И.И. Шишкина, и вместе с художником скрыться в его заколдованном царстве, потеряться в лесах, подышать солнечным светом и теплом, послушать говор лесных вершин, а потом вернуться к действительности, чувствуя себя бодрым и освежённым.

- Понравились вам картины И.И. Шишкина? Что именно вам понравилось? Вы увидели картины, вам уже известные? Какие картины художника вы знаете, помните, можете назвать?

- Объясните значение слова «пейзаж».

Слушают и просматривают слады демонстрации.

Отвечают на вопросы учителя – делятся своими впечатлениями, вспоминают уже известные им картины И.И. Шишкина. Объясняют значение слова «пейзаж», при необходимости обращаются к толковому словарику (см. Приложение3)



  1. ^ Слово о художнике.

(5 мин.)

Цель: расширить представления обучающихся о творчестве И.И. Шишкина;

развитие умения выделять главную информацию от услышанного, необходимую для сочинения;

И.И. Шишкин – крупнейший мастер пейзажной живописи. Певцом русского лес называли его современники.

Родился он 13 января 1832г. В г. Елабуге, в небогатой купеческой семье.

Сверх любви к чтению И.И. Шишкин с ранних лет обнаружил страсть к рисованию и всякую бумажку, которая попадала ему в руки, он покрывал рисунками.

Видя страстное желание сына к рисованию, отец разрешает ему ехать в Москву в училище живописи.

Молодого художника манила русская природа. Вскоре все узнали, что Шишкин рисует виды, какие до него никто не рисовал: просто лес, поле, река. А у него они выходят так красиво, что глаз нельзя оторвать.

Всё своё творчество он посвящает скромной русской северной природе. Последним его произведением, его лебединой песней стала картина «Корабельная роща», написанная в 1898г. Она соединила в себе всё мастерство и любовь художника к северному лесному краю.


- Ребята, что нового вы узнали о художнике И.И. Шишкине?

- Что вас удивило в рассказе? Увидели ли вы картины, вам уже известные?

Слушают, рассматривают портрет И.И. Шишкина, записывают в тетрадь основную информацию о художнике.

  1. ^ Составление плана работы на уроке в сотрудничестве с обучающимися (5 -7 мин.)

Цель: развитие регулятивных учебных действий: продумывание и составление плана действий; предвосхищение результата; развитие мотивации к дальнейшей работе на уроке.

- Ребята, у вас уже есть опыт работы над картиной и над сочинением по картине. Вспомните и скажите, что мы должны сделать, чтобы цель нашего урока была достигнута, и вы сумели написать хорошее сочинение по картине?

- Расположите последовательно все части нашей работы: с чего мы начнём? Что сделаем после этого? О чем нельзя забыть?

- Можно ли, по-вашему, принять такой порядок работы? (Слайд 7)

Следуя этому порядку, рассмотрим картину И.И. Шишкина «Корабельная роща»

^ Примерные ответы обучающихся:

- внимательно рассмотреть картину: что на ней изображено;

- обратить внимание на её композицию, т.е. как расположены изображённые предметы на картине; на использованные художником краски и оттенки цветов;

- определить настроение картины;

- вспомнить слова и выражения, которые важны при работе над сочинением по картине;

-вспомнить композицию сочинения-описания по картине; составить план сочинения;

- поработать со словами.

  1. ^ Беседа по картине

(5-6 мин.)

Цель: детальное рассмотрение картины; развитие умения работать с картиной; вглядываться и «вчувствоваться» в картину; развитие умения замечать красоту в обыденном, обыкновенном; развитие устной речи обучающихся;


- Рассмотрите внимательно картину «Корабельная роща». Возникают ли у вас какие-нибудь вопросы? Почему, по-вашему, картина называется «Корабельная роща»? Ведь мы не видим никаких кораблей.

(Корабельным называют лес, где растут высокие и прямые деревья, годные для строительства кораблей и мачт).

- Увидели вы что-нибудь необычное на картине?


- Чем же она привлекает внимание зрителей?


- Какие чувства у вас вызывает картина?

- Как этого достигает автор картины?


- Что изображено на переднем, на заднем планах картины? Понимаете ли вы, о чём я вас спрашиваю? Что такое передний и задний план?

(Работа со словариком – см. Приложение3)

Как изображены предметы на переднем плане? А на заднем?



Рассматривают картину. Задают вопросы, если они возникают. Отвечают на вопросы учителя. Работают при необходимости с толковым словариком (см. Приложение3).


^ Примерные ответы обучающихся:

- На картине ничего необычного нет. На ней изображены сосны. Кажется, что такой пейзаж можно увидеть и в жизни.

- Правдивостью изображения: сосны как живые. Когда смотришь на картину, возникает ощущение реальности.

- Чувство покоя, умиротворения.

- Достигается это с помощью спокойных, неярких красок, солнечных бликов на деревьях. Сами сосны – красивые, большие, величавые, словно великаны.

- На переднем плане изображены ручей, высокие сосны, освещённые солнцем, и небольшая полянка перед рощей. На заднем плане тоже изображены сосны, но они кажутся меньше, т.к находятся в глубине леса, в отдалении. По законам перспективы на переднем плане предметы изображаются крупнее, т.к. мы их видим чётко и крупно. А на заднем плане предметы изображаются всё меньше и меньше, т.к. по мере удаления от них мы их видим не так чётко, и они кажутся маленькими.

  1. ^ Работа в парах над искусствоведческим текстом (10 мин.)

Цель: развитие коммуникативных умений при работе в парах и работе с текстом; развитие умения самостоятельно выполнять заданное.

Ребята, предлагаю вам прочитать искусствоведческий текст с описанием картины И.И. Шишкина «Корабельная роща», но для этого вам придётся сначала его собрать, а потом выполнить задания. Работа над этим текстом поможет вам подготовиться к сочинению. Задания к тексту у вас на партах – см. приложение1, 2.


Обучающиеся работают в парах: читают части текста и выполняют задания (см. Приложение 1, 2).


6.1. Ответы обучающихся по заданиям к тексту (12 мин.)

Выслушивает ответы обучающихся, задаёт дополнительные вопросы при необходимости.

- Какие слова из текста вам были непонятны? Помог ли вам словарик? Объясните значение таких слов, как колорит, тон.

- Какие цвета использует художник в картине?

- Обратили ли вы внимание на метафору, которую применяет автор текста для передачи колорита картины? Можете ли вы объяснить это выражение: «симфония красок»?

- Какие сложные прилагательные вы увидели в тексте? Обратите внимание на их написание: изумрудно-зелёный, темно-зелёный, коричневато-сероватый, золотисто-коричневый, лимонно-жёлтый, нежно-голубой.

- Найдите в тексте страдательные причастия прошедшего времени и объясните их правописание: освещённую, пронизанная.

(Написание сложных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени

обучающиеся объясняют в том случае, если темы, связанные с правописанием названных частей речи, уже пройдены. Если эти темы ещё не изучены, учитель просто обращает внимание учеников на их написание).


- Обратите внимание, как автор текста избегает повторения одних и тех же слов, например, И.И. Шишкин или картина.


Обучающиеся озвучивают ответы, защищают своё мнение. Отвечают на дополнительные вопросы учителя.

^ Примерные ответы обучающихся:

«В 1 части искусствовед бросает общий (первый) взгляд на картину и делится своими первыми впечатлениями. Во 2 части автор описывает картину в подробных деталях: неглубокий ручей, стройная сосна, чаща леса, стволы сосен. В 3 части говорится о мастерстве художника: о технике мазка, о колорите картины. В 4 части автор делится своими впечатлениями от картины.

Примерный план текста:

  1. Красота северного леса.

  2. Описание картины:

А) неглубокий ручей;

Б) пронизанная солнцем сосна;

В) чаща леса;

Г) стволы сосен.

3. Мастерство художника.

4. Чувство свежести и свободы.

Слова с трудными написаниями: впечатление, очертания, причудливый, шероховатый, симфония, колорит, приобщаемся, исчезающий.


И.И. Шишкин – художник – автор картины - живописец

Картина – пейзаж – полотно.

Цвет – тон - колорит

  1. ^ Подведение итогов. Домашнее задание. (2 мин.)

Цель: определить степень выполнения запланированного ан уроке и степень готовности к написанию сочинения.


- Итак, ещё раз обратимся к порядку работы, который мы установили на уроке. Всё ли запланированное мы выполнили?

Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились, работая с искусствоведческим текстом?

- Дома я предлагаю вам написать собственное сочинение-описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».

- Тем, кто не чувствует в себе силы написать собственное сочинение, можно восстановить по памяти текст, с которым вы работали на уроке.

Помогут вам выполнить домашнее задание рабочие записи, сделанные на уроке.

Оценивают, всё ли запланированное выполнено. Выбирают одно из заданий на дом. Записывают домашнее задание в дневник.


  1. Рефлексия (0,5 мин.)

Оцените работу на уроке, выбрав один из смайликов

Оценивают свои успехи на уроке: доволен, мог лучше работать, чувствую, что надо повторить материал.

Приложение 1


На картине «Корабельная роща» И.И. Шишкиным раскрыта особенная торжественно-спокойная красота северного леса. Художник изобразил неторопливый ручей, исчезающий за поворотом, величавые сосны, полянку, освещённую неярким солнцем.


Взгляд наш движется по каменистому дну неглубокого ручья с бурой водой, мимо серой глинистой отмели и останавливается на соснах. Прежде всего обращает на себя внимание стройная. Пронизанная солнечным светом сосна с раскидистыми ветвями. Весь её облик создаёт впечатление радости и здоровья.

Постепенно наш взгляд уходит в глубь рощи, где даже в самой темноте угадываются очертания отдельных деревьев. Солнечные блики играют на стволах сосен, создавая причудливые рисунки теней. Деревья на картине не просто стоят, они высятся, и мы любуемся их стройными. Крепкими стволами.


Присмотритесь, как художнику удалось правдиво передать с помощью чётких мазков неровность водной поверхности ручья, шероховатость коры сосен. Ощущение свежести, ласки солнечного света выражено колоритом картины.

Автор создаёт целую симфонию красок: от изумрудно-зелёных до тёмно-зелёных, почти чёрных, при написании сосновых крон до коричневато-сероватых, золотисто-коричневых, лимонно-жёлтых при изображении стволов, солнечных бликов и травы на опушке. И, наконец, для неба, виднеющегося между стволами, живописец выбирает нежно-голубой тон.


Всматриваясь в пейзаж И.И. Шишкина, мы приобщаемся к огромной любви художника к природе. Картина вызывает душевный подъём, чувство свежести и бодрости.


Приложение 2


Задания к тексту:


  1. Прочитайте представленные части и сложите их так, чтобы получился связный текст. Аргументируйте своё решение.

  2. Озаглавьте каждую часть текста и запишите их в тетрадь в виде плана.

  3. Выпишите опорные слова, относящиеся к описанию сосен.

  4. Выпишите в тетрадь слова с трудными написаниями. Попробуйте объяснить их правописание.

  5. Если толкование некоторых слов у вас вызвало затруднение, обратитесь к толковому словарику (см. Приложение 3)



Приложение 3

Толковый словарик.

Величавый – исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий почтение к себе.

Живопись – 1. Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. 2. Произведения этого искусства. Стенная живопись.

Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Яркий колорит. 2. перен. Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (времени, местности, характера). Колорит эпохи.

Композиция - Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Композиция романа, картины, симфонии, книги.

Мазок – наложение краски отрывистым, коротким движением кисти.

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. ^ Волжский пейзаж. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников.

Перспектива – Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения. Законы перспективы.

План – 1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. План города. 2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Работать по плану. 3. Предположение, предусматривающее ход чего-нибудь. План поездки. 4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. План доклада. 5. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний план.

Симфония – 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.

Тон – 1. Звук определённой высоты, музыкальный звук в отличие от шума. Низкий тон. 2. Звук работающего сердца. Тоны сердца чистые. 3. Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Тёплые тона. 4. Характер поведения, обращения с людьми, склад жизни. Хороший тон. Дурной тон.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН.; Российский фонд культуры;-3-е изд.-М.:АЗЪ, 1995.)




Похожие:

Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 11 классе
«Урок развития речи. «Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С)»
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна». Тип урока по форме : урок развития речи
Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconОборудование: 1 репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща»
Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconСочинение по картине. Задачи урока: Обучающие
Урок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconСценарий открытого урока 7 класс Тема урока: Употребление наречий в речи
Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа речи, правильно писать наречия
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconРассказ по картине О. Д. Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урока: развитие навыков устной и письменной речи
Задача урока: повторить теоретические сведения о рассказе, его композиции и применить на практике – написать рассказ, используя репродукцию...
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconУрок русского языка 2-б класссш №25 Тема урока. Предлог как слово и его роль в речи. Цель урока. Дать представление о роли предлога в речи
Задачи урока. Образовательная: рассмотреть важность глаголов в речи для связи слов в предложении и придании оттенков значения
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconКонспект урока Класс: 11 физико-математический профиль. Тема урока: Основные методы решения иррациональных неравенств
Развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи и графической культуры,...
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconТема: подготовка к сочинению по части с егэ
Цель урока: выполнив систему упражнений, учащиеся смогут самостоятельно написать сочинение на предложенную тему
Конспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» iconКонспект урока 8 класс. Тема урока: Витамины
Цель урока: Разъяснить, что такое витамины, их роль в обмене веществ, значение основных групп витаминов, содержание их в продуктах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы