Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) icon

Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа)



НазваниеМу «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа)
Шадэ Валерия Сергеевна
Дата конвертации16.06.2013
Размер94.89 Kb.
ТипДокументы
источник

МУ «Управления образования администрации Петушинского района»

МБОУ СОШ пос. Городищи


Районная научно-практическая филологическая конференция


Е.И.ЗАМЯТИН И Б.М.КУСТОДИЕВ:

РУСЬ КУПЕЧЕСКАЯ В ПРОЗЕ И ЖИВОПИСИ

(научно-исследовательская работа)


Выполнила:

ученица 11 класса

Шадэ Валерия Сергеевна

Научный руководитель:

Крутова Елена Викторовна


пос. Городищи

2012год


ОГЛАВЛЕНИЕ.


  1. Цель и задачи научно-исследовательской работы.

  2. Введение. Русь Е.И. Замятина и Б.М. Кустодиева.

  3. Основная часть. Сопоставительный анализ литературного и живописного образов купеческой Руси в произведении «Русь».

а) цветовая гамма произведения;

б) детализация как метод создания точного, объемного образа;

в) типизация и обобщение образов героев произведения.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Приложение.


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.


Цель работы

Оценить механизмы воссоздания образа купеческой Руси в прозе Е.И. Замятина и живописи Б.М. Кустодиева.

Задачи работы

  1. Произвести сравнительный анализ стилистики написания повести Замятиным со стилем полотен Кустодиева.

  2. Рассмотреть способы воплощения живописи Кустодиева в повести Замятина.



ВВЕДЕНИЕ

^ РУСЬ Е.И. ЗАМЯТИНА И Б.М. КУСТОДИЕВА


Однажды в руки ко мне попал журнал с повестью Е.И. Замятина «Русь», иллюстрированной фототипиями с акварелей Б.М. Кустодиева. Это произведение произвело на меня глубокое впечатление, перевернув представление о творчестве двух выдающихся художников начала 20-го века. Несмотря на то что и Кустодиев, и Замятин описывали в своих произведениях жизнь провинциальных уездных городов, деревень и их жителей: разночинцев, купцов, богомольцев, церковнослужителей, - а сердцевиной их творчества являлось все русское, национальное, говорившее, как будто об одном и том же, но слишком разное и по-разному. Образ Руси Кустодиева всегда пестрел формами и цветом, он праздничный и позитивный. Тогда как Русь Замятина мучительная, изощренная, «непутевая, уездная», шатающаяся «на куличках».

Мне стало интересно, как стало возможным то, что два творца, так по-своему видевшие Русь, смогли создать единое произведение. Оказалось, что изначально Замятин должен был написать статью о «Русских типах» Кустодиева, однако, «разложив перед собой всех этих кустодиевских красавиц, извозчиков, купцов, трактирщиков, монахинь», он «смотрел на них так же, как когда-то на выставке, и сама собой написалась та повесть…». Да к тому же, по словам самого Евгения Ивановича, ко времени написания повести: «Пышная кустодиевская Русь лежала уже покойницей. О мертвой теперь не хотелось говорить так, как можно было говорить о живой: Так вышло, что Русь Кустодиева и моя — могли теперь уложиться на полотне, на бумагу в одних и тех же красках». И она уложилась в некий миф о бывшем, которое необходимо сохранить. Как в «огороженной Беловежской Пуще водящихся: "всехдавишь" - медведях-купцах, живых самоварах-трактирщиках, продувных ярославских офень, хитроглазых казанских "князьях"», - авторы выстроили своего рода заповедник, в котором этот миф и пребывает, они «воссоздали стиль эпохи сквозь призму живописных полотен». Ушедшая в небытие жизнь - сожженный синий бор. Русь - дремучий лес, догоревший дотла, но оставшийся в памяти. Огонь — и нет ее.


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИТЕРАТУРНОГО И ЖИВОПИСНОГО ОБРАЗОВ

КУПЕЧЕСКОЙ РУСИ

В ПРОИЗВЕДЕНИИ «РУСЬ»


В центре произведения оказывается провинциальный русский городок с говорящим названием Кустодиев, претендующий на реальную возможность существования: «есть даже Каинск – неужто Кустодиева нету?». Стилистика его описания в повести раскрывается через сопоставление с красочным стилем Кустодиева, полотна которого всегда пропитаны жизнерадостным мироощущением. Так что же сроднило «полотно и бумагу», Кустодиева и Замятина?

Во-первых, это цветовая гамма замятинских пейзажей, насыщенных радужными, светлыми тонами: розовый, белый, золотой, голубой. «… Дома - с белыми седыми бровями над окнами, … на солнце – розовый дым из труб». «Из розового золота кресты над синими куполами, розовые камни, оконные стекла, заборы, вода». «Крещенский мороз в шубах – голубого снегового меху…». А эпитеты круглый, мягкий вносят ощущение уюта и гармонии в мире: «От снега - все мягкое …, круглый собачий лай…».

Во-вторых, точно так же, как и кустодиевские полотна не обходятся без церковных куполов, постоянной составляющей замятинских «картин» становятся колокола. «А в праздник, когда загудят колокола во всех сорока церквах – от колокольного гула как бархатом выстланы все небо и земля», «В один жалобный колокол медленно поют пятиглавые Николы, Введенья, и Спасы».

В-третьих, Замятин, как и Кустодиев до отказа наполняет свое произведение многочисленными деталями: « … деревья, на шестах полощутся флаги; балаганы, лотки, ржаные, расписные, архангельские козули, писк глиняных свистулек, радужные воздушные шары у ярославца на снизке, с музыкой крутится карусель». На синтаксическом уровне это выражается в длинных цепочках однородных членов: «Русь, узкие улички, - вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках, - переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы. Замоскворечье со старинными, из дуба розными названьями: с Зацепой, Ордынкою, Балчугом, Шаболовкой, Бабьегородом…». Такое же синтаксическое многообразие однородных членов распространяется у Замятина не только на пейзажи, но и на провинциальный быт: «Дома - с картинами, серебряными ендовами, часами, со всякой редкостью под стеклянным колпаком - парадные покои, пристальные синие окна с морозной расцветкой, ступеньки - и приземистая спальня, поблескивающие венцы на благословенных иконах, чьи-то темные, с небывалой тоской на дне, глаза, двухспальный пуховый ковчег». Ударными повторяющимися деталями достигается лаконичность портрета и объемность образа: «Марфа, атласная, пышная, розовая, белая, круглая - не из морской пены, из жарких банных облаков - с веником банным - выйдет русская Венера», «лихач Пантелей - сизый от мороза курнофеечка - нос, зубы как кипень, веселый разбойничий глаз, наотлет шапку».

В-четвертых, несмотря на то, что замятинские герои повести наделены неповторимыми, сугубо индивидуальными чертами, всё же это образы типические, обобщённые, олицетворяющие собой многоликую, всегда такую разную Русь. И в этом словесная живопись Замятина тождественная живописи Кустодиева. Так купец Вохромеев Замятина: «Как расправит свою — уже сивую — бороду, да сядет вот так, ноги расставив, руками в колени упершись, перстнем поблескивая, да пойдет рассказывать — краснобаек у него всегда карманы полны, — ну тут только за бока держись!» Вот он и купец кустодиевский - и руки, упертые в колени: фототипия с акварели «Купец», пожалуйста! И портрет Марфы изобилующий различными эпитетами: «вальяжная, медленная, широкая, полногрудая»; «круглая, крупитчатая, белая», - соотносится с картиной Кустодиева «Русская Венера».

Однако, пусть не центральное, но от этого не менее важное место занимают в повести безымянные персонажи. Отсутствие имен у этих героев является особым способом художественной типизации, стирающим человеческую индивидуальность и помогающим обобщить образ. Большое количество безымянных эпизодических образов интересны ещё и тем, что они как будто сошли с картин Кустодиева: «…сундучник Петров вместе с товаром - вылез из своей лавки на улицу» (картина «Купец-сундучник»); «Все в белом мечутся половые в трактирах - только как дым за паровозом, вьются следом за ними концы вышитого ручника да кисти от пояса» (картина «Половой»); «В конуре своей изограф Акимыч - трактирный завсегдатай - торопливо малюет на вывеске окорока и колбасы, чтобы в положенный час сесть с графинчиком в положенном уголку - и лить слезы о пропитой жизни» (картина «Живописец Вывесок»). 

И все же, деление персонажей повести на главных и второстепенных достаточно условно, так как всё-таки главным героем произведения является Русь. Именно поэтому на первый план выходит описание быта и уклада русского провинциального купечества, а если смотреть шире, то и всего русского народа, выраженного в соединении бытового и бытийного. Как нельзя лучше это проявляется в годовом круговороте православных праздников (Крещение, Великий пост, Пасха), которые и описывает Замятин, ориентируясь на картины Кустодиева (картины «Морозный день», «Зима», «Христосование»). Образ же извечности и старины русского купеческого быта Замятин воссоздает с помощью анархизмов (ендова, покои, пуховый ковчег, огнива белужья, жаворонки из булочной). Для выражения этой же идеи обращается автор к образу бора: «Так неспешно идет жизнь – и всю жизнь, как крепкий строевой лес, сидят на одном месте, корневищами ушедши глубоко в землю. Дни, вечера, ночи, праздники, будни».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На мой взгляд, Е.И. Замятин не только создал словесные аналоги конкретных картин художника Б.М. Кустодиева, но и «перевел на язык литературы» кустодиевский художественный мир в целом и воссоздал недавнюю, но уже ушедшую в прошлое, эпоху через призму кустодиевских картин. Оба и художник, и писатель остановили время «русских типов» навсегда.

Закончить мне хотелось бы стихотворением сочиненным мной после знакомства с произведением «Русь».

Я слышала много о жизни купцов,

О звоне златых на санях бубенцов,

О ярмарках, ранках, резных теремах,

О кладези тканей, монет в закромах.


Увидела эту я жизнь на холстах,

Картинах Кустодиева в ярких цветах.

Рисунки свои он как фильм оживил,

Тем самым Замятина благословил.


Писатель же создал чудесный рассказ,

Барышников выставил быт напоказ.

Замятин связал все работы творца

В единую повесть – о жизни купца.


Теперь я листаю прекрасную «Русь»,

В картинах Кустодиева вмиг разберусь.

Свое сочиненье я им посвящаю,

Мечту сокровенную в явь воплощаю.

Хочу, чтобы люди услышали все

О древней могучей России - красе.

.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Завгородняя Г.Ю. Стилистика повести Е.И.Замятина «Русь» //«Русская речь», № 5, 2009. С. 16-19.

  2. Замятин Е.И. Встречи с Б.М. Кустодиевым // «Новый журнал», № 26, 1951, С.183-192

  3. Захарова Е.В. Русский быт и бытие в прозе Е.И. Замятина // XIV Державинские чтения. Институт русской филологии: Материалы Общероссийской научной конференции. Тамбов, 2009. С. 136-143.

  4. Замятин Е.И. Собр. соч.: в 5 т. М.: Русская книга, 2004. Т. 1. С. 137.

  5. Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. // М.: Искусство, 1986. — 160, [80] с.

  6. Лебедева В. Е. Кустодиев: Время. Жизнь. Творчество. // Л.: Детская литература, 1984. — 160 с.



АННОТАЦИЯ.


Ознакомившись с повестью Е.И. Замятина «Русь», иллюстрированной фототипиями с акварелей Б.М. Кустодиева, ученица решила оценить механизмы воссоздания образа купеческой Руси в прозе Е.И. Замятина и живописи Б.М. Кустодиева.

Была проделана большая работа по изучению художественного наследия как художника, так и писателя. Также выполнена трудоёмкая и сложная работа по приданию поэтической формы своего видения произведения. Ученица самостоятельно написала несколько акварелей на повесть Е.И. Замятина. Дала глубокий сравнительный анализ литературного и художественного образов купеческой Руси в произведении, рассмотрела способы воплощения живописи Кустодиева в повести Замятина.

Работа отличается оригинальностью и глубиной проникновения в проблему. В совместном исследовании открылся простор для творчества и проявления индивидуальных способностей как ученицы, так и преподавателя.




Похожие:

Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconИсследовательская работа на тему: " Удивительная симметрия" ученица 11г класса Юсупова Алия Фаритовна учитель математики
Районная научно-практическая конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconПоложение о районной научно-практической конференции
Районная научно-практическая конференция (Далее Конференция) представляет собой выявление способностей в интеллектуальном и творческом...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconМуниципальное учреждение управление образования администрации питерского муниципального района саратовской области прика з №125 от 09. 04. 2012 г с. Питерка «Об итогах районной научно-практической конференции учащихся «Юные лидеры образования»
«Юные лидеры образования» в Питерском муниципальном районе была проведена районная научно-практическая конференция, на которую поступило...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) icon1. Общие положения Районная научно-практическая конференция школьников проводится ежегодно с целью
Районная научно-практическая конференция школьников проводится ежегодно с целью духовно-нравственного воспитания и творческого развития...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconКоличество часов в неделю 1
«Управление образования школа п. Городищи Петушинского района администрации Владимирской области Петушинского района» Е. В. Коробко...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconПоложение о муниципальной научно-практической конференции «Первая ступень к науке» по предметам математического цикла Муниципальная научно-практическая конференция «Первая ступень к науке»
Муниципальная научно-практическая конференция «Первая ступень к науке» по предметам математического цикла проводится по инициативе...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconО проведении муниципального этапа научно-практической конференции «Открытие» 16 ноября 2010 года на базе моу «сош им. В. Г. Шухова»
Моу «сош им. В. Г. Шухова» прошла районная научно-практическая конференция «Открытие»
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconПервая международная научно-практическая конференция учителей английского языка
Моу наушкинская сош прошла первая международная научно-практическая конференция учителей иностранных языков в рамках проекта «Мост...
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconТематическое планирование по предмету, тем самым сократив разрыв до минимума
Мбоу средняя общеобразовательная школа пос. Городищи петушинского района Владимирской области
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу сош пос. Городищи Районная научно-практическая филологическая конференция Е. И. Замятин и б. М. Кустодиев: русь купеческая в прозе и живописи (научно-исследовательская работа) iconРезолюция научно-практической конференции «Развитие системы оценки и управления качеством образования»
В рамках соглашения между Администрациями Немецкого национального и Азовского немецкого национального районов 27 марта 2012 года...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы