Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней icon

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней



НазваниеМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Дата конвертации16.06.2013
Размер79.88 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник

ПАМЯТКА

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ.


Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока (занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом.


Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование тренера-преподавателя или качества подготовки по учебным предметам (группам, отделениям).


Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;

  • разработку серии занятий;

  • разработку темы программы:

  • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

  • разработку общей методики преподавания предметов;

  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.


К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  2. Определить цель методической разработки.

  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

  4. Составить план и определить структуру методической разработки.

  5. Определить направления предстоящей работы.


Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.


^ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ:


  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы тренеры-преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

  3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

  4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

  5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

  6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

  7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

  8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

  9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

  10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать тренер-преподаватель в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

 

^ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


Общая структура:

1.      Аннотация.

2.      Содержание.

3.      Введение.

4.      Основная часть.

5.      Заключение.

6.      Список использованных источников.

7.      Приложения.


В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

^ Методическая разработка темы программы


Основная часть может состоять из следующих разделов:

Характеристика темы;

  • Планирование изучение темы;

  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;

  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

  • Знания и умения, которые обучающиеся должны получить или совершенствовать;

  • Место и роль темы в курсе;

  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

  • Дается дидактический анализ содержания материала;

  • Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

  • Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась тренером-преподавателем до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

    1. Продумать методику преподавания темы.

    2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

    3. Выделить основные вопросы, которые обучающиеся должны прочно усвоить.

    4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

 

^ Структура методической разработки урока

теоретического обучения.


В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.

  2. Методические рекомендации по проведению урока.

  3. План урока с технологической картой (см. ниже).

  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

  5. Список литературы (источников) для обучающихся.

  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

1.      Тема программы.

2.      Тема урока.

3.      Тип урока.

4.      Вид урока.

5.      Цель методическая.

6.      Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7.      Материально-техническое обеспечение урока.

8.      Межпредметные и внутрипредметные связи.


Рекомендуемая технологическая карта урока:


Дидакти-ческая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидакти-ческих

задач

Методы

обуче-ния

Форма

деятель-ности

Методи-ческие

приемы

и их

содержание

Средст-ва

обуче-ния

Способы

организа-ции

деятель-ности

 

 

 

 

 

 

 


^ Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.


Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.

  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

  • Урок обобщения и систематизации знаний.

  • Урок контроля знаний, умений и навыков.

  • Комбинированный.



Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

  • Урок совершенствования умений и навыков.

  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).



Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и обучающихся, которая доминирует на уроке:

    1. Лекция.

    2. Беседа.

    3. Самостоятельная работа.

    4. Практическая работа.

    5. Лабораторная работа.

    6. Конференция.

    7. Семинар.

    8. Контрольная работа.

    9. Зачет.

    10. Деловая игра.

    11. Экскурсия.

    12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).


Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

  2. Формирование новых понятий и способов действий.

  3. Применение понятий и способов действий.


Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).


Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

  1. Информационно-рецептивный.

  2. Репродуктивный.

  3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.


Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и обучающихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.

  2. Индивидуальный.

  3. Парный.

  4. Коллективный.


Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).


^ Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

 

^ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт -14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

  2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

  6. Количество и объем разделов не лимитируется.









Похожие:

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconТребования к педагогическим презентациям
Рассмотрим общие требования, предъявляемые к мультимедийным продуктам, и выделим частные требования, предъявляемые непосредственно...
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка по информатике на тему: Таблицы и диаграммы в Ms Word
Методическая разработка предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка по информатики на тему: Шаблоны, стили и оглавление в Microsoft Word
Методическая разработка предназначена для 8 класса, общеобразовательной школы, базового профиля
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconИ. С. Тургенева «Муму» Данная методическая разработка
...
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка по теме : «Музыкальная терапия» Сахарова Лариса Евгеньевна Методическая разработка по теме
Межмуниципальный сборник статей «Организация учебно-воспитательного процесса детской школы искусств в современных условиях»
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка с использованием икт 2010
Требования к участникам: владеть навыками работы на сервисе МоёМесто
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка классного часа, посвященного Дню Победы «Память сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике вов, где звучат песни военных лет, стихи, показаны...
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка по теме: «Les fêtes dans le calendrier français» пояснительная записка
Настоящая методическая разработка направлена на развитие навыков и умений при беседе на французском языке и содержит серию упражнений,...
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней iconМетодическая разработка лекционного занятия для преподавателей
Программой фгос третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы