Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок icon

Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок



НазваниеГлинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок
Дата конвертации15.10.2013
Размер87.91 Kb.
ТипУрок
источник

МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа»

Зубово – Полянского муниципального района

Республики Мордовия


Тема урока:

Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки”


Подготовила и провела:

учитель искусства

Глинова Елена Владимировна


2012 г.


Тема четверти: «В чем сила музыки?»


Тема урока: «Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки».


Цели: - помочь ребятам глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором В. Салмановым;

- показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки.


^ Тип урока: изучение нового материала.


Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, прием коллективных ответов.


Музыкальный материал:

1. «Сказки гуляют по свету» муз - Е. Птичкина, сл. - М. Пляцковского.

2. «Увели нашу подружку» - IV часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В.Салманова.

3. «Лебединая верность» Е.Мартынова, А.Дементьев.


^ Дополнительный материал: стихотворение «Белые лебеди», репродукция картины, фотографии лебедей.


Оборудование: фортепиано, ноты, доска, карточки – оценки, CD, телевизор.


^ Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD.

Ход урока


"Музыка своей мелодией доводит нас

до самого края вечности и дает нам

возможность в течение нескольких

минут постичь ее величие" 


(Томас Карлейль).



  1. Организационный момент

  • музыкальное приветствие;

  • цели урока (Слайд №2)




  1. Введение в тему урока.


Учитель: - Сегодня хочу познакомить вас с фрагментом из хорового концерта для смешанного хора современного композитора В.Салманова «Лебедушка».

Вспомните, пожалуйста, что такое концерт.

^ Ученики: - Концерт – это состязание, какого – либо инструмента и симфонического оркестра. (Слад №3)


В.Салманов. (Слайд 4.)


Учитель: - В. Н. Салманов (1912, Петербург – 1978, Ленинград) – выдающийся советский композитор. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В 1941г. он окончил Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.Римского – Корсакова и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В сочинениях этого периода проявляется влияние военных впечатлений. В 1950-е он пишет ряд крупных сочинений, в том числе сюиту «Поэтические картинки» по Андерсену и поэму-ораторию «Двенадцать» на текст А.Блока.

Наибольшую известность получили поздние сочинения Салманова - Вторая, Третья и Четвёртая симфонии, Скрипичный концерт, струнные квартеты.

Важное место в творчестве композитора также принадлежит вокальной музыке. Широкое признание получили хоровые сочинения Салманова, в которых гармонично претворяются элементы русского фольклора. Салманов - один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта и наполнивших его новым содержанием.


В. Салманов написал концерт в 1967 году. Автор придумал очень удачное и привлекательное название, по имени, если так можно выразиться, главного персонажа поэтического текста (слова народные). Правдиво и реально вырисовывается образ русской девушки, освещенный то южным светом любви и надежды, то окутанный грустью и тревогой.

^ Рассказы учащихся о лебединой верности. (Слайд 5.)


Учитель подводит итог сказанному

…Лебедь птица необыкновенная. Она не может не нравиться. Живут они обычно дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью («лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает ее лебедь. По этому поводу хочется прочитать вам стихотворение «Белые лебеди», фамилия автора, к сожалению, не известна (Слайд 6.):


^ Белые лебеди

Нет любви нежнее и вернее,

Чем у диких белых лебедей.

Нет сердец ранимей, горячее,

Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,

Не изменят, не уйдут, не предадут,

В белом оба, будто – бы жених с невестой,

Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,

То другому тоже не прожить,

В высоту поднимется, застынет,

Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

И о землю лебедь разобьется,

А душа и сердце в небеса скорей,

Там на небесах, я слышу, льется,

Плачем тихим песня лебедей.


Лебедь – красивейшая, царственно величавая птица. Недаром в народе говорят про красивую, стройную девушку: «плывет, словно лебедь».


^ III. Работа по теме урока. Хоровой концерт «Лебедушка» В.Салманова. Слушание и анализ IV части («Увели нашу подружку»).


Учитель: - Свою «Лебедушку» В.Салманов написал на народные слова о том, как увел лебедь лебедушку из одной стаи в другую, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стае. Сегодня вы услышите IV часть этого концерта – «Увели нашу подружку». (Слайд 8.)


(Звучит IV часть хорового концерта - «Увели нашу подружку».) (Слайд №7)

Учащиеся отмечают исполнительскую особенность. (Исполнение без инструментального сопровождения – а cappella, большую часть текста хор не поет, а говорит. Хор поет о том, как лебедь увел из одной стаи в другую лебедушку, и как тоскливо стало без лебедушки в её родном краю).


Учитель: - Кто исполнял эту музыку?

Ученики: - Смешанный хор без сопровождения – a capella.

Учитель: - Были ли солисты?

Ученики: - Да. Был один солист – тенор (высокий мужской голос).

Учитель: - Какую новую особенность услышали в исполнении?

Ученики: - Большую часть сочинения хор не поет, а говорит – то тише, то громче, то шепотом, но всегда в определенном ритме.

Учитель: - Такой прием исполнения называется «речевая декламация» (Слайд 9.) Очень часто он встречается в современной музыке.

Учитель: - Есть ли в музыке изобразительные моменты?

Ученики: - Да. Шепот хоровых голосов не только выражает растревоженность лебединой стаи, но и отлично изображает журчание воды.

Учитель: - Есть ли в музыке контрасты?

Ученики: - Есть постоянный контраст между хором и солистом: хор тихо, быстро проговаривает слова, мелодия солиста распевная, плавная.

Учитель: - Послушайте эту музыку ещё раз. Удалось ли композитору создать произведение в народном духе? (Слайд 10.)


(Повторное слушание IV части хорового концерта - «Увели нашу подружку».).


Ученики: - Композитору удалось создать произведение в народном духе. В музыке, как и в поэтическом тексте, присутствуют распевы, повторение фраз, одновременное звучание солиста – тенора и хора создает своеобразную полифонию – все это характерно для русской народной музыки.


Вывод: В хоре использован оригинальный прием: речевая декламация, ритмизированное проговаривание текста, что придает изобразительность музыке (шепот голосов передает растревоженность лебединой стаи, журчание воды, хлопанье крыльев). И еще одна особенность: в музыке нет привычных нам контрастов «громко» - «тихо», «медленно» - «быстро», но есть постоянный контраст между «шелестом» основной массы и широкой, русской, народного характера распевностью в партии солиста. (Слайд №8)


Слушание песни Е. Мартынова «Лебединая верность». (Слайд №9)


Беседа по вопросам:

У писателя Б.Васильева есть произведение под названием «Не стреляйте в белых лебедей!», - это значит берегите красоту жизни, красоту человеческой души

- Кого в народе называли лебедушкой?

- Что значат слова «плывет, словно лебедь»? Какая птица лебедь? Какую девушку сравнивают с лебедушкой? (^ Красивая статная девушка с гордой, величественной осанкой, как лебедь)


IV. Обобщение.


Учитель: - Удалось ли композитору правдиво воссоздать жизненную ситуацию, отраженную в этой части концерта?

Ученики: - Удалось.

Учитель: - Понравилась ли вам музыка IV части хорового концерта В.Салманова?

^ Все: - Да.

Учитель: - Что представляет собой хоровой концерт? (Ответы учащихся.)

Учитель: - Давайте посмотрим в «Музыкальный словарик» и проверим правильность ваших ответов. (Слайд 3) (Учитель зачитывает вслух.) Молодцы!

Учитель: - Предлагаю сделать тест – экспресс.


  1. ^ Разучивание песни «Сказки гуляют по свету». (Слайд №10)

  1. Беседа о сказочной музыке.

- Назовите ваши любимые сказки. Почему они вам нравятся? (Ответы учащихся)

Вокально-хоровая работа (расстановка дыхания, работа с текстом, определение динамических оттенков).


  1. ^ Итог урока.


Учитель: В чем художественная сила произведения «Увели нашу подруженьку»? Соответствует ли характер мелодии образности текста и жизненной ситуации, которая изображена в 4-й части концерта? Правдива ли музыка, созданная композитором на старинный народный текст? Почему современные композиторы обращаются к народным истокам? (Ответы учащихся). (Слайд №11)


^ Использованные материалы:


1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. «Советский композитор», 1988г.

2. Программа по музыке 5 – 8 классы под руководством В. В. Алеева, Т.И. Науменко,

Т.К. Кичак, Москва, Дрофа 2008г.

3. Музыка в 4 – 7 классах, «Просвещение», 1986г.

4. Хрестоматия музыкального материала для 6 класса.

5. Фонохрестоматия 2 диска /В.В. Алев – М.: Дрофа, 2009 г.

6. Учебник для 6 класса /Т.И. Науменко, В.В. Алев, 9-е изд. стереотипное - М.: Дрофа, 2008 г.


Интернет-ресурсы:


1. Биография и портрет Салманова В. – [http://www.belcanto.ru/salmanov.html]

2. Мартынов Е. Песня «Лебединая верность» - [http://musicmp3spb.org/song/lebedinaya_vernostj.html]

3. Салманов В. «Увели нашу подружку» - [http://onlinemusic.org.ua/download-563078.html]

4. Стихотворение «Белые лебеди» - [http://lovestih.ru/?p=4724]

5. Фото «Лебеди» - [http://img-fotki.yandex.ru/get/4712/83915072.0/0_79237_d9140d07_XL]

6. Фото «Пара лебедей» - [http://www.clipart.net.ua/showimg.php?id=1519]

Толкунова В. Песня «Сказки гуляют по свету» -

[http://www.noty-pesni.ru/minusa-drugix-pesen/skazki-gulyayut-po-svetu/]




Похожие:

Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconМетодическая разработка урока. Тема : «В чем сила музыки»
Развитие потребности самореализации учащихся через самостоятельное прочтение рассказов, слушание музыки, выявление главной мысли
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconТема урока: «Музыка Моцарта» Эпиграф. «Мелодия- душа музыки» П. И. Чайковский
Цели: Помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается...
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconУрок музыки в 1 классе счастной Н. В., учителя музыки сш №6 тема: «настроение, созданное звуками»
Цель урока: сформировать представления о возможностях звуков в передаче настроения
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconПрограмма «К вершинам музыкального искусства» Тема года: Мир музыкальных образов. Тема I четверти: Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки
Автор М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева, программа «К вершинам музыкального искусства»
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconЭтическое занятие. 10,11 класс. Тема: «Ценность семейных отношений». Классные руководители: Брюхно Галина Владимировна, Ларионова Елена Владимировна Цель
Предварительная подготовка. Написание эссе на тему «Проблемы современной семьи». На эту тему создается презентационное представление...
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconУрок музыки. Тема: «Музыка весны»
Кулакова Анна Рейнгольдовна, учитель музыки 2 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской...
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconПатутина Елена Владимировна в данной школе работает с 1989 года. За время работы Елена Владимировна показала себя творчески работающим педагогом, грамотным, высококвалифицированным специалистом
Елена Владимировна умело направляет методическую работу в школе, организуя эффективные отношения участников образовательного процесса,...
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconГладышенко Галина Владимировна умк «21 век» первая Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на урок
Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации...
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconПлан работы гмо учителей музыки на 2011-2012 учебный год
Методическая тема гмо: «Инновационные технологии обучения учащихся на уроках музыки»
Глинова Елена Владимировна 2012 г. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урок iconКазурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы