Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка icon

Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка



НазваниеРабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Дата конвертации15.10.2013
Размер201.85 Kb.
ТипРабочая учебная программа
источник


МБОУ «Парцинская СОШ»


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС___________/Н.В Чиркова Директор___________/М.И. Cтепашкин

Протокол № 1 от 29.08.2011 Приказ № 71 от 30.08.2011


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

для 8 класса

(составитель Бормотова Вера Юрьевна)


2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

  • ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Цели и задачи курса:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей

среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.


^ Календарно - тематическое планирование по географии в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов)



п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Вид деятельности на уроке

Дата проведения урока

по плану

фактическая

^ Введение (1 час)

1

Что изучает география России? Урок объяснения нового материала



Фронтальный опрос. Вопросы на повторение.







^ РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12часов)

Географическое положение России (4часа)

2

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения. Комбинированный урок



Вводная беседа, работа с картой







3

Сравнение географического положения России и положения других государств. Комбинированный урок



Фронтальный опрос, работа с картой







4

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Комбинированный урок



Фронтальный опрос, работа с картой







5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Комбинированный урок



Фронтальный опрос, работа с картой







^ Границы и административно-территориальное устройство России ( 8 часов)

6

Государственная территория России

1 ч

Работа с картой







7

Российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Комбинированный урок.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос.







8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Комбинированный урок

1 ч

Работа с картой.







9

Сухопутные и морские границы России

1 ч

Тест.







10

Россия на карте часовых поясов. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







11

Этапы и методы географического изучения территории. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







12

Особенности административно-территориального устройства России. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







13

Обобщение по теме «Россия на карте мира»

1 ч

Контрольное тестирование









^ ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

14

Геологическая история и геологическое строение территории России. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос







15

Рельеф России. Комбинированный урок.

1 ч

Тест.








16

Как и почему изменяется рельеф России. Комбинированный урок.

1 ч

Фронтальный опрос







17

Стихийные природные явления на территории нашей страны. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







18

Человек и литосфера. Комбинированный урок

1 ч

Сообщения







19

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. Комбинированный урок.

1 ч

Фронтальный опрос







20

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1 ч

Контрольное тестирование







^ Климат и климатические ресурсы (7 часов)

21

Факторы, определяющие климат России. Урок объяснения нового материала

1 ч

Опорный конспект







22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Комбинированный урок

1 ч

Тест.







23

Сезонность климата. Комбинированный урок

1 ч

Эвристическая беседа







24

Типы климатов России. Комбинированный урок

1 ч

Таблица «Климатические пояса России»







25

Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Комбинированный урок

1 ч

Эвристическая беседа







26

Климат и человек. Комбинированный урок

1 ч

Схема «Оценка природных условий для проживания человека»







27

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование







^ Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

28

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Практическая работа







29

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1 ч

Конспект-таблица «Воды России»







30

Водные ресурсы и человек. Урок - семинар

1 ч

Фронтальный опрос







31

Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона. Комбинированный урок

1 ч

Практическая работа







32

Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование







^ Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

33

Образование почв и их разнообразие. Урок объяснения нового материала

1 ч

Фронтальный опрос







34

Закономерности распространения почв. Комбинированный урок

1 ч

Практическая работа







35

Почвенные ресурсы России. Комбинированный урок

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос







36

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

1 ч

Контрольное тестирование







^ Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

37

Растительный и животный мир России. Урок – творческая мастерская

1 ч

Фронтальный опрос







38

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Комбинированный урок

1 ч

Тест







39

Итоговый урок

1 ч

Контрольное тестирование







^ Природное районирование (9 часов)

40

Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные природные комплексы. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос







41

Природно-хозяйственные зоны России. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Фронтальный опрос







42

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Комбинированный урок

1 ч

Опорный конспект







43

Леса. Урок – творческая мастерская

1 ч

Опорный конспект







44

Лесостепи, степи и полупустыни. Комбинированный урок

1 ч

Схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»







45

Высотная поясность. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос

Схема «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»







46

Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







47

Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон. Урок- презентация.

1 ч

Творческое задание







48

Обобщение по теме «Природное районирование»

1 ч

Контрольное тестирование







^ Население России ( 8 часов)

49

Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Тест







50

Продолжительность жизни. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







51

Этнический, языковой и религиозный состав населения. Комбинированный урок

1 ч

Тест







52

Городское и сельское население. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







53

Размещение населения России. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос








54

Миграции населения в

России. Комбинированный урок

1 ч

Тест







55

Люди и труд. Комбинированный урок

1 ч

Фронтальный опрос







56

Обобщение по теме « Население»


1 ч

Контрольное тестирование







^ Хозяйство России (12 часов)

57

Что такое хозяйство страны. Урок объяснения нового материала

1 ч

Фронтальный опрос







58

Как география изучает хозяйство. Урок объяснения нового материала

1 ч

Мини конспект







^ Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

59

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Мини конспект







60

Природно-ресурсный потенциал России. Комбинированный урок

1 ч

Анализ стат. данных по таблице







61

Сельское хозяйство. Урок объяснения нового материала.

1 ч

Анализ текста, составления схемы







62

Земледелие. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК

1 ч

Вопросы после параграфа







63

Животноводство. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК

1 ч

Составление типовой схемы « Основные направления скотоводства»







64

Лесное хозяйство. Охота. Комбинированный урок

1 ч

Составление блок-схемы «Использование леса в России»







65

Рыбное хозяйство. Урок объяснения нового материала

1 ч

Мини конспект







66

Географический фактор в развитии общества. Беседа

1 ч

Вопросы после параграфа







67

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

2 ч

Контрольное тестирование Контрольная работа







68

^ Список источников:

Учебно-методический комплект:

  • В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство» М: Дрофа 2009 г.

  • В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  • Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  • Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия для учителя:

  • Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.

  • Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.

  • Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.

  • Интернет - ресурсы.

  • Мультимедийные обучающие программы:

  • География 8 класс. Природа России.

  • Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

  • Интерактивные географические карты.

  • Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Дополнительная литература для учителя, учащихся:

  • Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.






Похожие:

Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 7 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 9 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 6 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (базовый уровень) 2004 г., (под редакцией...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии для 11 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии для 9 класса Составитель Яковенко О. П год Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая программа по географии, 6-9классы, основная ступень, базовый уровень, на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / составитель С. В....
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка icon2012-2013 учебный год. Составитель: Учитель географии Толшев В. И. Ельники 2012г. Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы