Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 icon

Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002



НазваниеПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
О.Т. Поглазова
Дата конвертации12.02.2013
Размер425.71 Kb.
ТипПрограмма
источник

Окружающий мир

3 класс

УМК “Гармония»


Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002


Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.


Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».


С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ.

В 3 классе полученные в 1 и 2 классах знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представление о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших предков.

В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойства веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.

Требования к уровню образованности обучающегося (3 класс)


К концу 3 класса учащиеся должны:


знать:

основные сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель, капель; листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелетные и оседлые птицы); наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть); понятия «тело», «вещество», «организм», «прошлое и настоящее», «исторический источник», «предки»; правила гигиены при работе с почвой, безопасного поведения в природе в разные сезоны, правила личной гигиены, здорового образа жизни;


причины перехода воды в разные состояния, круговорота воды и веществ в природе; условия, необходимые для развития растений и животных, значение (функции) органов растения, последовательность развития цветкового растения; строение организма человека и функции его органов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;


отличие деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина и ремесленника;


уметь:

характеризовать погодные явления в разные времена года; сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудий труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизнедеятельности человека с течением времени (в течение года, столетий);


наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе; проводить простейшие фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; определять пульс; наблюдать за развитием растения; пользоваться термометром, лупой, условными обозначениями предметов и явлений;


выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины, негативные последствия деятельности человека; оценивать нравственно-эстетические нормы поведения в природе и обществе; видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;


осознать: значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле;

значение растений и животных в природе и в жизни человека; необходимость знания правил безопасного поведения в природе;

окружающий мир изменяется с течением времени; изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;

человек, изучая законы природы, преобразует ее, изобретает более совершенные приборы, устройства и орудия, облегчающие труд; деятельность человека может приводить к загрязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия

природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств и создания произведений искусства; необходимость и важность природоохранных мероприятий;

быт и культура наших предков в прошлом зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время; земледелие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси и до наших дней; опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но научиться жить в гармонии с природой.


^ Сокращения, используемые в таблице


Содержательные линии (НРК):

ХК – художественная культура

СПК – социально-правовая культура

КЗ – культура здоровья

ЭК – экологическая культура

ИК – информационная культура


^ Тип урока:

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок


Индивидуальная работа с учащимися

1. Отработка навыка чтения при работе с научной статьей.

2. Отработка умения делать выводы, обобщать.

3. Разноуровневые задания при проверке знаний учащихся.

4. Творческие задания.

5. Практические упражнения и наблюдения за объектами окружающего мира.

6. Работа со справочной литературой.




№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К

^ Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.)

Как человек познает природу. Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.

Природа как важнейшее условие жизни человека.

^ Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь).

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменение быта и культуры и др.).

Наблюдения - источник знаний о природе и способ ее изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность в жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.



ИК


ЭК


КЗ


СПК


ХК

- познакомить с основными погодными явлениями (облачность, осадки, радуга, ветер);

- познакомить с правилами работы с термометром;

- познакомить с правилами ведения дневника наблюдений;


- дать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- научить наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе;

- научить проводить простейшие фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений;

- научить пользоваться термометром, условными обозначениями явлений;

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;


-приобщить к участию в деятельности сверстников по защите природных объектов;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








1.

Земля – наш общий дом

1. ПЗЗ

Коллективная работа, работа в парах, задания «Изучай родной край» - инд. работа.





2.

Разнообразие изменений

2. ФСУН

Беседа, «Составь пары», групповое задание (придумать цепочку изменений).





3.

Времена года

3. ФСУН

Ответы на вопросы, работа с отрывным календарем, инд. работа в тетради.





4.

Природные явления и погода

4. ОНЗ

Фронтальная работа, инд. а в дневниках наблюдений, кроссворд «Осадки».





5.

Необычные природные явления

5. ФСУН

Сообщение учителя, работа со стихами, беседа, загадки, коллективное составление рассказа о градинке.





6.

Температура и ее измерение

6. ОНЗ

Проблемный опыт, беседа, работа со стихами, работа с моделью термометра.





7.

Экскурсия на пришкольный участок

7. ФСУН

Коллективные и индивидуальные наблюдения.





8.

Прогноз погоды

8. ОСЗ

Работа с дневниками наблюдений, рассказы учеников




^ Осенние изменения в природе и в жизни человека

(4 ч.)

Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений).

Природа как важнейшее условие жизни человека.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве.

Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

ИК


КЗ


СПК


ХК

- вспомнить основные сезонные явления в неживой и живой природе осенью (ветер, дождь, град, гроза, листопад)

- познакомить с перелетными и оседлыми птицами;

- вспомнить сезонные изменения в жизни растений и животных

- познакомить с правилами безопасного поведения в природе осенью;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

- научить характеризовать погодные явления в осенний период;

- учить выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;

- научить выполнять правила безопасного поведения в природе осенью;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








9.

Осень в природе

9. ФСУН

Загадки, блиц – турнир по разгадыванию народных названий месяцев, беседа





10.

Осень в природе

10. ФСУН

Проблемная ситуация, наблюдения (по вопросам), беседа, сообщения детей, кроссворд





11.

Осень в жизни человека

11. ОСЗ

Беседа, работа в парах, работа с пословицами и поговорками





12.

Обобщающий урок



12. КП

Проверочная работа №1 (рабочая тетрадь №1, страница 56)

П.Р. – проверить прочность усвоения знаний (осенние месяцы, этапы осени, изменения в неживой и живой природе), умение пользоваться условными обозначениями характеристик погоды, обобщать наблюдения и делать по ним выводы.

^ Тела и вещества (4 ч.)

Твердые, жидкие, газообразные вещества.

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Простейшие. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

ИК


КЗ

- познакомить с понятиями «тело», «вещество»


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- учить проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;








13.

Тело и вещество. Три состояния вещества.

13. ОНЗ

Наблюдения в классе, работа с таблицами, классификация




14.

Строение вещества

14. ОНЗ

Демонстрация простых опытов, групповая работа




15.

Удивительные открытия

15. ФСУН

Проблемный вопрос, практическая работа




16.

Обобщающий урок

16. ОСЗ

Блиц – опрос, самостоятельная работа по вариантам (а и б) – (рабочая тетрадь №1, страница 57)

С.Р. – выявить уровень сформированности знаний о телах и веществах, о строении веществ, о трех состояниях веществ.

^ Свойства воздуха и воды (10 ч.)

Разные состояния воды. Вода в природе.

Почва, ее значение для жизни.

Природа как важнейшее условие жизни человека.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Значение воздуха для живого. Физические свойства воздуха. Состав чистого воздуха. Различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате. Источники загрязнения воздуха. Важность проветривания помещений. Чистый воздух и здоровье. Меры по охране воздуха от загрязнения.

Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Соленая и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды: в природе, в быту, в городе. Значение воды для здоровья. Необходимость бережного использования воды.

Роль воды в жизни наших предков и ее использование.

Почва и ее значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и ее плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Правила гигиены при работе с почвой. Круговорот веществ в почве. Разрушение плодородного слоя почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Роль растений в защите почвы от разрушений. Меры по охране почв от загрязнения.

Старинные орудия обработки почвы. Культуры, возделываемые нашими предками. Появление новых сельскохозяйственных культур. Современные сельскохозяйственные машины. Удобрения. Сохранение и повышение плодородия почвы.

ИК


КЗ


ЭК


СПК


ХК

- познакомить с наблюдаемыми свойствами воздуха, воды, почвы, (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть);

- познакомить с причинами перехода воды в разные состояния, круговорота воды и веществ в природе;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с наиболее важными экологическими объектами в масштабах своего города, административного района;

- иметь представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

- познакомить с основными признаками, характеризующими экологическое состояние родного края;

- уточнить и дополнить нормы поведения в природе, обеспечивающие бережное к ней отношение;

- познакомить с видными деятелями Среднего Урала, посвятившими свою жизнь защите природы;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- учить проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам;

- учить выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины, негативные последствия деятельности человека;

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-приобщить к участию в деятельности сверстников по защите природных объектов;

-научить выполнять экологические правила поведения в природе;

-научить правильно использовать информацию об экологической ситуации при практической заботе о чистоте воздуха в городе;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








17.

Воздух и его состав

17. ОНЗ

Загадки, работа с моделями, беседа, работа в парах





18.

Свойства воздуха

18. ОНЗ

Практическая работа, проблемные вопросы, беседа





19.

Движение воздуха

19. СФУН

Практическая работа, блиц – опрос





20.

Вода и ее свойства


20. ФСУН

Практическая работа, беседа, сообщения учеников





21.

Очистка воды

21.ФСУН

Практическая работа, проблемные вопросы, работа в парах





22.

Превращения воды

22. ПЗЗ

Практическая работа, работа со схемами, проблемные вопросы





23.

Круговорот воды в природе

23. ФСУН

Работа со стихотворением, моделирование, инд. работа с учебником





24.

Почва ее состав и свойства

24. ФСУН

Проблемный вопрос, моделирование, практическая работа, беседа





25.

Обитатели почвы

25. ФСУН

Беседа, кроссворд «Обитатели почвы», сообщения детей





26.

Почва – кормилица

26. ФСУН

Историческая справка, беседа, работа с иллюстрациями, поговорки и пословицы





27.

Обобщающий урок

27. КП

Проверочная работа (рабочая тетрадь №1, страницы 58 – 59)

П.Р. – проверить уровень усвоения начальных знаний о строении вещества, о свойствах воздуха, воды, почвы, о процессах превращения воды,

Проверить знание правил экологически грамотного поведения в быту, в природе.

^ Зимние изменения в природе и в жизни человека

(6 ч.)

Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.


Праздники зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов. Зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель. Опасность снежных заносов., гололедиц, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время.

Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

ИК


КЗ


СПК


ХК

- вспомнить основные сезонные явления в неживой и живой природе зимой (иней, снегопад, метель, ледостав, спячка, линька и т.д.)

- вспомнить сезонные изменения в жизни растений и животных;

- познакомить с правилами безопасного поведения в природе зимой;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- научить характеризовать погодные явления в зимний период;

- учить выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;

- научить выполнять правила безопасного поведения в природе зимой;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








28.

Экскурсия по городу

28. ОСЗ

Наблюдение за погодными явлениями в нашей местности





29.

Зимние явления

29. ФСУН

Работа со стихотворением, беседа, загадки, практическая работа, сообщения детей





30.

Растения зимой

30. ФСУН

Беседа, загадки, моделирование опытов, проведенных самостоятельно дома





31.

Зима в жизни животных

31. ФСУН

Работа в парах, беседа, рассматривание иллюстраций, поговорки и пословицы, дополнительный материал (сообщения детей)





32.

Зима в жизни наших предков

32. ОНЗ

Ролевая игра по группам (каждая группа обыгрывает определенный фрагмент текста: стихотворение П. Вяземского, солнцеворот, колядование, гадание, помощники)





33.

Январь – середина зимы

33. ПЗЗ

Кроссворд «Календарь», беседа «Народный календарь», приметы январской погоды, сообщение детей, работа в парах (Собери примету)






^ Организм человека и его здоровье (11 ч.)

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. ^ Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.


Роль знаний о своем организме. Здоровый образ жизни. Организм человека. Функции внешних и внутренних органов. Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Функции суставов и свойства костей. Скелета. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и ее роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Традиционная пища наших предков и ее изменение с течением времени. Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Как лечились наши предки. Нервная система и ее назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня и природы для сохранения и укрепления нервной системы.

ИК


КЗ


СПК


ХК

- познакомить с понятием «организм»;

- повторить правила личной гигиены, здорового образа жизни;

- познакомить со строением организма человека и функциями его органов, профилактическими мерами предупреждения заболеваний, вредными и полезными привычками;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- научить распознавать строение организма человека и функции его органов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

- научить определять пульс;

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








34.

Организм человека

34. ОНЗ

Беседа, работа с иллюстрацией, работа с поговорками, мини КВН






35.

Надежная опора и защита

35. ФСУН

Проблемный вопрос, практические задания, беседа, крестословица «Отлично», мини – викторина






36.

Мышцы и их назначение

36. ФСУН

Практическая работа, беседа, кроссворд, дополнительный материал






37.

Органы дыхания

37. ФСУН

Беседа, работа в парах, мини КВН, сообщения детей.






38.

Питание и органы пищеварения

38. ФСУН

Проблемный вопрос, работа с моделями, воображаемое путешествие по пищеварительной системе, шутливый кроссворд, беседа






39.

Кровь и кровообращение

39. ФСУН

Проблемный вопрос, беседа, практическая работа (измерение пульса), разыгрывание сцен приемы у детского врача, мини КВН






40.

Органы очистки организма

40. ФСУН

Проблемный вопрос, практическая работа, беседа, мини КВН






41.

Органы чувств

41. ФСУН

Беседа, работа с учебником, мини КВН, ответы на вопросы учебника (работа в парах)






42.

Нервная система и ее роль в организме

42. ФСУН

Проблемный вопрос, проверка слуховой памяти (практическая работа), беседа, сообщения детей,






43.

Как лечились наши предки

43. ОСЗ

Рассказ учителя, сообщения детей о лекарственных травах, используемых для лечения в семье.






44.

Обобщающий урок

44. КП

Проверочная работа (рабочая тетрадь №2, страницы 54 – 55)

П.Р. – проверить уровень усвоения знаний строения организма человека и функций его органов.

^ Развитие животных и растений (10 ч.)

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни.

Животные: разнообразие, особенности размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Растения – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

ИК


КЗ


ЭК



- познакомить с условиями, необходимыми для развития растений и животных,

- познакомить со значением (функциями) органов растения, последовательностью развития цветкового растения;

- познакомить со стадиями развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- дать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;


- научить наблюдать за развитием растения;

- научить характеризовать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-приобщить к участию в деятельности сверстников по защите природных объектов;

-научить выполнять экологические правила поведения в природе;








45.

Весна в неживой природе

45. ФСУН

Загадки, беседа, составление таблицы, работа в парах





46.

Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны

46. ФСУН

Сообщения детей о народных праздниках, народный календарь, беседа





47.

Размножение животных

47. ОНЗ

Беседа, работа со схемами, коллективная работа





48.

Развитие рыб и земноводных

48. ФСУН

Работа с таблицей (работа в парах) – фронтальная проверка, беседа





49.

Чудесные превращения

49. ФСУН

Восстановление схем, мини КВН, сообщения детей





50.

Растение – живой организм

50. ФСУН

Повторение по вопросам, составление схемы, беседа, кроссворд





51.

Развитие цветкового растения

51. ФСУН

Работа с моделью растения, практическая работа, работа со стихотворениями, работа со схемой, беседа





52.

Стебли и листья растений

52. ФСУН

«Выступление стебля», наблюдение, работа с иллюстрациями, беседа, работа со схемой





53.

Размножение растений

53. ФСУН

Проблемный вопрос, крестословица, беседа, составление схемы, дополнительный материал





54.

Растение – единый организм. Обобщающий урок



54. ОСЗ

Сообщения (по выбору учащихся), работа с моделями, мини викторина

Сообщения (о жизни и развитии цветковых растений) – выявить уровень сформированности умения прослеживать цикличность и последовательность событий, делать обобщающие выводы; аргументировать свои предположения.

^ Весна – утро года (3 ч.)

Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.


Особенности погодных условий в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Таяние снега, ледоход. 22 апреля – День Земли. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Значение птиц для человека. Появление потомства у диких и домашних животных. Сокодвижение, развертывание листьев, цветение растений. Особенности ухода весной за комнатными растениями. Весенние заботы полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.

ИК


КЗ


СПК


ХК

- вспомнить основные сезонные явления в неживой и живой природе весной (ледоход, оттепель, капель; сокодвижение, гнездование и т.д.)

- вспомнить сезонные изменения в жизни растений и животных;

- познакомить с правилами безопасного поведения в природе весной;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

- научить характеризовать погодные явления в весенний период;

- учить выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;

- научить выполнять правила безопасного поведения в природе весной;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;


-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;








55.

Экскурсия (наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе)

55. ОСЗ

Экскурсия – наблюдение весенних изменений в природе




56.

Весенние изменения в природе

56. ФСУН

Проблемный вопрос, работа с приметами, пословицами, поговорками, составление схемы, беседа





57.

Весна в жизни людей

57. ОСЗ

Беседа, работа со стихотворениями, работа с иллюстрациями, самостоятельная работа (рабочая тетрадь №2, страница 56)

С.Р. – выявить уровень сформированности умения *определять зимние и весенние природные явления;

* сравнивать продолжительность дня и ночи (22 декабря и 21 марта);

* определять температуру с помощью термометра

^ Изменение культуры и быта наших предков

(11 ч.)

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические периоды.

Родной город, регион: основные достопримечательности^ . Важнейшие сведения из истории родного кра.


Важность исторических знаний для людей. Наука история. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источник знаний о быте и культуре народа. Как стать знатоком истории. Старинный уклад жизни (семья, род, племя, народ; старейшина, совет старейшин, вождь). Природа в жизни и верованиях наших предков. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Возникновение городов на Руси. Старинный город – крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Городские постройки. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Обучение грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Церковно – приходская школа. Старинная школьная форма, принадлежности, учебники. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

ИК


КЗ


ХК


СПК

- познакомить с понятиями «прошлое и настоящее», «исторический источник»;

- выявить отличие деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина и ремесленника;


- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с художественными достопримечательностями места жительства и их особенностями;

- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;


- научить характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудий труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизнедеятельности человека с течением времени (в течение года, столетий);

- учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;


-научить составлять короткий рассказ об особенностях жизни на Среднем Урале в результате посещения музея;

-учить выражать свои переживания художественными средствами;


-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;








58.

Что и как изучает история

58. ПЗЗ

Работа с заголовком, проблемные ситуации, работа с иллюстрациями, самостоятельная работа с учебником, беседа





59.

Природа в жизни наших предков

59. ФСУН

Работа с заголовком, комментированное чтение, выполнение заданий в тетради (коллективное и в парах), самостоятельное чтение, беседа






60.

Уклад жизни на Руси

60.ПЗЗ

Эвристическая беседа, проблемные вопросы, работа с заголовком, самостоятельная работа с текстом, беседа





61.

Жизнь на селе в старину

61. ФСУН

Работа с иллюстрациями, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, мини КВН





62.

Старинный город

62.ФСУН

Создание проблемной ситуации, работа с иллюстрациями, комментированное чтение, работа в парах





63.

Занятия горожан в старину

63. ФСУН

Работа с подзаголовком, работа с иллюстрациями, беседа о ремеслах, самостоятельное чтение, беседа, дополнительные сведения





64.

Торговое дело на Руси

64.ОНЗ

Создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, работа в парах (рабочая тетрадь), беседа





65.

Одежда наших предков

65. ПЗЗ

Старинная загадка, работа с иллюстрациями, коллективная работа в тетрадях, беседа, сообщения детей





66.

Учение на Руси

66. ПЗЗ

Работа с иллюстрациями, сообщения детей, загадки, инсценирование





67.

Обобщающий урок

67. ОСЗ

Беседа, самостоятельная работа (рабочая тетрадь №2, страницы 58 – 59)


С.Р. – выявить уровень сформированности знаний старинных предметов быта и орудий труда, занятий крестьян и ремесленников в прошлом

68.

Экскурсия по городу

68. ОСЗ

Экскурсия по окрестностям города, где сохранились старинные постройки, прогулки по историческому центру













Похожие:

Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Поглазовой О. Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О. Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2009)....
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 20
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconУчебник для 3 класса (1 часть). Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005; Поглазова О. Т. Рабочая тетрадь. 1 ч. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы