Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 icon

Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004



НазваниеПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
О.В. Кубасова
Дата конвертации12.02.2013
Размер376.2 Kb.
ТипПрограмма
источник

Литературное чтение

3 класс

УМК «Гармония»


Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Литературное чтение» (1 – 4) (УМК «Гармония»)

автор – кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004


Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.


Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:


1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.


В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.


Реализовать перечисленные выше задачи поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.

В учебнике для 3 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге содержится богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в 3 классе:

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

«Много хватать – свое потерять»

«Тайное всегда становится явным»

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

«Ежели вы вежливы…»

«Каждый свое получил»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Снег летает и сверкает»

«За доброе дело стой смело»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«Весна идет, весне дорогу!..»

«Любовь – волшебная страна»

«Чудесное - рядом».

^ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Навык чтения

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скорость 70-80 слов в минуту.

Работа с текстом и книгой

Обучающиеся должны уметь:

- понимать содержание текста и подтекста произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

- выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

- работать с толковым словарем;

- использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

- давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

- определять тему и главную мысль произведения;

- соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

- озаглавливать иллюстрации и тексты;

- составлять простой план произведения;

- пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

- развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

- ставить вопросы к прочитанному;

- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

^ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Обучающиеся должны уметь:

- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

- использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

- накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

^ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Обучающиеся должны:

- уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картинки (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

- уметь подготовить творческий пересказ;

- уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

- принимать участие в конкурсах чтецов;

- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.


^ Тип урока: (сокращения, используемые в таблице) Подготовительные упражнения (возможные варианты)

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями 1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков 2. Читай целыми словами.

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний 3. Читай слитно.

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний 4. Читай внимательно.

КП – контрольно-проверочные уроки 5. Угадай слова.

К – комбинированный урок 6. Читай правильно.

7. Найди и исправь ошибки.

8. Читай до первой ошибки.

9. Сложи слова.

10. Читай первый раз медленно, четко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее.


Индивидуальная работа с учащимися

Работа над увеличением скорости чтения (Усцов Артем, Колосова Вика, Васильев Олег, Тренихина Лариса, Киш Юля, Червень Толя).

Работа над правильностью и осознанностью чтения.

Развивать интерес к чтению.

Работа над развитием речи (Медведев Саша, Усцов Артем, Рудакова Катя, Васильев Олег, Кудрявцев Юра).


№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К




^ Труд человека кормит, а лень портит (11 ч).


Круг чтения и опыт

читательской

деятельности

Произведения

художественные,

научно-

популярные.

Произведения

устного народного

творчества.

Произведения

представителей

русской

литературы

(А.С.Пушкин,

В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев,

А.А. Фет,

И.А. Крылов,

Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов,

С.А. Есенин,

В.В. Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственых переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств (изобразительное искусство, музыка).

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

^ Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ^ Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонации, соответствующих смыслу текста.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Письмо.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).


Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».


КЗ


ХК


СПК


ЭК


ИК

- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- познакомить с наиболее известными произведениями уральских писателей;


- продолжить знакомство с правилами поведения в различных ситуациях;


- показать на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано;


- вспомнить средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

- познакомить с планом подробной характеристики героев;

- вспомнить понятия тема и главная мысль произведения;

- вспомнить понятие план и способы его составления;

- познакомить со способами составление пересказа от другого лица или по измененному плану;


-учить соблюдать основные правила личной гигиены;


- формировать умение выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;


- формировать умение обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь

на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;


- формировать умение выполнять экологические правила поведения в природной среде;


- научить понимать содержание текста и подтекста произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

- учить выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

- продолжить работу с толковым словарем;

- учить использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

- научить давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

- определять тему и главную мысль произведения;

- соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

- озаглавливать иллюстрации и тексты;

- составлять простой план произведения;

- пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

- развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

- ставить вопросы к прочитанному;

- научить самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.








1.

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»

ФСУН

Подготовит. упражнения

Ответы на вопросы, выборочное чтение, чтение по ролям, картинный план




2.

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, ответы на вопросы, пересказ части, картинный план




3.

Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин «Бревно»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, словесное рисование, заучивание наизусть, связь с жизнью, работа над значением слов




4.

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, выразительное чтение, смысл выражений «утро вечера мудренее», «будто воды в рот набрали»




5.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа с выражением «держи ухо востро», чтение «до первой ошибки», предсказывание дальнейших событий.




6.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

ФСУН

Объяснение названия, ответы на вопросы, чтение по ролям, составление рассказа «Как я берегу свое время и время окружающих»




7.

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа с пословицами, выразительное чтение




8.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Восстановление картинного плана




9.

Африканская сказка «Лентяйка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Сравнение сказки с другими, ответы на вопросы




10.

Грузинская сказка «Голубой ковер»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа с о сносками, пересказ, рисование ковра




11.

Р. Сеф «Странное дело»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, выбор картинок







^ Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч).


Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь – семилетка», «Морской царь Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро «Мальчик с пальчик».








12.

Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, рисование юбки, тест, составление советов




13.

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Деление на части, анализ по частям




14.

Русская народная сказка «Дочь – семилетка»,

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Рисование ответов на вопросы




15.

Русская народная сказка «Морской царь Василиса Премудрая»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, чтение по частям.




16.

Русская народная сказка «Морской царь Василиса Премудрая»

ФСУН

Выборочное чтение, ответы на вопросы, рисование морского царя, исправление ошибок в рисунках




17.

Армянская сказка «Золотое яблоко»;

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Восстановление картинного плана, ответы на вопросы, придумывание небылицы




18.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Чтение «до первой ошибки»




19.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

ФСУН

Пересказ части, рисование сапог







^ Много хватать – свое потерять

(3 ч).


Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча».








20.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, восстановление плана, выразительное чтение по ролям, рисование портрета водяного




21.

Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками,

^ ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ ВОЛШЕБНЫЙ ХАЛАТ, ТО…




22.

Дж. Родари «Солнце и туча».

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Характеристика героев







^ Тайное всегда становится явным (6 ч).


В. Драгунский «Тайное всегда становиться явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».








23.

В. Драгунский «Тайное всегда становиться явным»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Случаи из жизни, исправление ошибок в тексте




24.

Н. Носов «Огурцы»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Фрагменты к рисункам, «озвучивание картинок», характеристика героев




25.

В. Осеева «Почему»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, тест, чтение по ролям




26.

Шведская сказка «Принцесса лгунья»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, исправление ошибок, рисование девушки-звезды, характеристика Петра




27.

Л. Пантелеев «Честное слово»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, составление плана, чтение по ролям




28.

Обобщающий урок

ОСЗ

Урок - викторина







^ Унылая пора! Очей очарованье!..

(4 ч).


К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали…»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…»; А. Майков «Осень».








29.

К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Олицетворение, заучивание наизусть.

Выборочное чтение, пересказ отрывка




30.

Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали…»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, олицетворения, сравнения, работа над выразительным чтением




31.

К. Паустовский «Барсучий нос»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Анализ по частям, пересказ от лица барсука




32.

А. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…»; А. Майков «Осень».

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ощущение настроения, работа над выразительностью чтения







^ Ежели вы вежливы…

(3 ч).


С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».








33.

С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выборочное чтение, отношение к героям; подбор произведений к разделу




34.

В. Осеева «Волшебное слово».

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Чтение по ролям, прогнозирование событий, работа с пословицами







^ Каждый свое получил

(15 ч).


Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарчкая «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».








35.

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Сравнить сказки. Сочинить собственную




36.

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Чтение по ролям, выборочное чтение




37.

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, тест, чтение по ролям




38.

И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение




39.

Индийская сказка «Мак»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, прогнозирование событий, картинный план, подробный пересказ




40.

Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, рисование волшебных предметов, пересказ от лица девочки




41.

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, словесное рисование, значение слов, ответы на вопросы




42.

Б. Заходер «Серая Звездочка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, чтение по ролям, выбор правильного ответа




43.

Английская сказка «Хромая Молли»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, портрет эльфа, пересказ от лица Молли




44.

Чешская сказка «Златовласка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, характеристика героев, звукоподражание




45.

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, чтение по частям




46.

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

ФСУН

Выборочное чтение, чтение по ролям, рисование феи, составление рассказа




47.

Л. Чарчкая «Живая перчатка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками




48.

Л. Чарчкая «Живая перчатка»

ФСУН

Выбор эпизода, озаглавливание, пересказ




49.

Ю. Мориц «Песенка про сказку»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение







^ Жизнь дана на добрые дела

(6 ч).


Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки простого Карандаша».











50.

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, выборочное чтение




51.

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, чтение по ролям, пересказ от лица пятой горошины




52.

Х. К. Андерсен «Ель»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Рисование ели, составление рассказа от лица елки о ее юности




53.

Е. Пермяк «Некрасивая елка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, чтение по ролям, мудрые мысли




54.

Е. Клюев «Сказки простого Карандаша»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, портрет Простого Карандаша, книжка со сказкой







^ Снег летает и сверкает… (9 ч).


С. Есенин «Береза»; М, Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»; Саша Черный «На коньках»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; Е. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…».











55.

С. Есенин «Береза»;

М, Пришвин «Деревья в лесу»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение наизусть, рассказ о зимнем лесе




56.

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»;

А. Пушкин «Зимний вечер»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, определение настроения, словесное рисование




57.

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»;

А. Блок «Ветхая избушка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выразительное чтение




58.

И. Суриков «Детство»;

А. Александрова «Снежок»;

Саша Черный «На коньках»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, словесное рисование, ответы на вопросы, заучивание наизусть




59.

В. Драгунский «Кот в сапогах»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, связь с жизнью




60.

Н. Носов «Бенгальские огни»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Чтение «до первой ошибки»




61.

Н. Носов «Бенгальские огни»

ФСУН

Ответы на вопросы, «Радиотеатр»




62.

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; Е. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Сравнения, олицетворения.

Заучивание наизусть для конкурса чтецов «Стихи о зиме»







^ За доброе дело стой смело (5 ч).


Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Л. Толстой «Два товарища»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик – Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».











63.

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение, выбор ответов




64.

Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик – Огонек»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Пересказ с опорой на картинный план. Прогнозирование событий, портрет феи огня




65.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Беседа о герое




66.

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, выборочное чтение




67.

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, выразительное чтение







^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (13 ч).


В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «…Бы»; М. Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка – птичка»; испанская сказка «Птица – Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».














68.

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Рассказ о бабушке, выбор ответов, жизненные ситуации




69.

Б. Емельянов «Мамины руки», Л. Яковлев «Альбом для фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки», О Дриз «Книга»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выборочное чтение, рисование нарядного переплета старинного семейного альбома, «умные, добрые руки»?




70.

Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «…Бы»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выборочное чтение, выбор ответов, чтение по ролям, фантазирование на тему




71.

Н. Артюхова «Трудный вечер»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, ответы на вопросы, связь с жизнью




72.

М. Зощенко «Золотые слова»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выбор ответов, «золотые слова»?




73.

Черногорская сказка «Милош находит мать»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Беседа о прочитанном




74.

Адыгейская сказка «Девочка – птичка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, придумывание счастливого конца




75.

Испанская сказка «Птица – Правда»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками




76.

Испанская сказка «Птица – Правда»

ФСУН

Ответы на вопросы, рисование по описанию, поиск сравнений




77.

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, ответы на вопросы, рисование бабочки




78.

Л. Петрушевская «Сказка о часах»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Чтение по ролям




79.

Русская народная сказка «Подземные царства»;

Г. Виеру «Мамин день»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, рисование волшебного дара, троекратное повторение







^ Весна идет, весне дорогу!.. (6 ч).


Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; В. Железников «Три ветки мимозы»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Весна» («Песни жаворонков снова…»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась…»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»; Е. Благинина «Черемуха».














80.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится», М. Пришвин «Капля и камень»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, рисование иллюстраций,




81.

В. Железников «Три ветки мимозы»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Характеристика героев, «Я на месте героя»




82.

И. Северянин «Отчего?»,

Г. Новицкая «Подснежник»,

В. Берестов «Мать-и-мачеха»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, озаглавливание, ответы на вопросы, словесное рисование




83.

Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Весна» («Песни жаворонков снова…»)

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, ответы на вопросы,




84.

К. Паустовский «Стальное колечко»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, ответы на вопросы, рассказ о Варе, картины весны




85.

А. Майков «Ласточка примчалась…»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»;

Е. Благинина «Черемуха»







ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, словесное рисование, работа с иллюстрациями







^ Любовь – волшебная страна (9 ч).


Н. Вагнер «Сказка»; Х.К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым…»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».











86.

В. Берестов «…Вечер», Н. Вагнер «Сказка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, придумывание концовки сказки




87.

Братья Гримм «Рапунцель»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, ответы на вопросы




88.

Французская сказка «Красавица и чудовище»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, чтение по частям, работа в печатной тетради




89.

Х.К. Андерсен «Ромашка»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выбор ответов, печатная тетрадь




90.

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Деление на части, чтение по ролям, печатная тетрадь




91.

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, ответы на вопросы, прогнозирование событий,





92.

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола»

ФСУН

Выборочное чтение, печатная тетрадь




93.

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, печатная тетрадь, выразительное чтение эпизода




94.

А. Фет «Облаком волнистым…»*; Я. Полонский «Песня»;

И. Тургенев «Воробей»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительно чтение, ответы на вопросы







^ Чудесное – рядом (8ч).


Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»; В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Б. Заходер «Что красивее всего?»; В. Бианки «Музыкант»













95.

Р. Сеф «Чудо»;

А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»,

К. Паустовский «Заботливый цветок»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Выразительное чтение, олицетворение, обложка книги, рассказ кипрея о себе самом




96.

В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»,

Н. Абрамцева «Радуга»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Заучивание наизусть, рассказ о радуге, печатная тетрадь




97.

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»,

М. Пришвин «Дятел»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, печатная тетрадь, рассказ о наблюдениях за животными




98.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа с обложками, предисловием, работа со сносками, выбор ответов




99.

О. Дриз «Счастье»,

Б. Заходер «Что красивее всего?», В. Бианки «Музыкант»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Ответы на вопросы, работа со сносками, составление плана




100.

Белорусская сказка «Музыка – чародейник»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, выборочное чтение




101.

И. Пивоварова «Волшебная палочка», итальянская сказка «Тайна Флорио»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Работа со сносками, печатная тетрадь, выразительное чтение отрывка




102.

И. Мазунин «Давайте дружить»,

Ю. Ким «Летучий ковер»

ФСУН

Подготовит. упражнения.

Беседа о чудесах













Похожие:

Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / О. В. Кубасова. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 201
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 20
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Русский язык» 1 4 класс (умк «Гармония») Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2005
Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы