Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 icon

Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002



НазваниеПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
О.Т. Поглазова
Дата конвертации12.02.2013
Размер222.96 Kb.
ТипПрограмма
источник

Окружающий мир

1 класс

УМК “Гармония»


2 часа в неделю


Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002


Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.


Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».


С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ.


^ К концу 1 класса обучающиеся должны:


знать: правила культурного поведения в школе, в обществен­ных местах, на транспорте; правила безопасного перехода улиц, обхода городского транспорта, поведения у водоема, при встре­че с опасными животными; правила сбора ягод и грибов;

отличительные признаки предметов живой и неживой природы, изделий человека; дикорастущих и культурных ра­стений, деревьев, кустарников, травянистых растений, хвой­ных и лиственных деревьев; 2—4 представителя растений пришкольного участка, леса, поля, сада, огорода, комнат­ных растений, ядовитых; 2—4 представителя съедобных и несъедобных грибов; группы животных: дикие и домашние; млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и их отличительные признаки; 2—4 пред­ставителя каждой группы животных; наиболее распростра­ненные местные растения и животные родного края; 2—3 представителя местных растений и животных, занесенных в Красную книгу;


уметь: различать объекты природы и рукотворные объек­ты; объекты живой и неживой природы; дикорастущие и куль­турные растения; деревья, кустарники и травянистые расте­ния, хвойные и лиственные; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся;

сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать предметы окружающего мира; объединять растения и живот­ных в группы, называя их внешние общие признаки; давать словесные описания растений, грибов, животных, называя их отличительные признаки;

наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их вне­шние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особен­ности строения, среду обитания; вести простейшие наблюде­ния за животными и растениями;


осознать: что в окружающем мире огромное разнообра­зие существ живой природы и каждое из них по-своему кра­сиво и полезно природе; что растения, грибы, животные — живые существа, требующие бережного к ним отношения и заботы; что собирание цветущих растений, лесных ягод, гри­бов не должно наносить ущерба природе; что среди растений, грибов и животных есть опасные для жизни человека; важ­ность сохранения разнообразия растений, грибов, животных.


Тип урока: (сокращения, используемые в таблице)

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок



№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К













КЗ

- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


-научить соблюдать основные правила личной гигиены;




















ЭК

- дать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;


-приобщить к участию в деятельности сверстников по защите природных объектов;




















СПК

- продолжить знакомство с правилами поведения в различных ситуациях;

- формировать умение обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь

на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;







^ Школа и ученик

(8 часов)

Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение на дорогах.

Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

^ Опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном учас­тке. Обязанности ученика. Режим дня и правила личной ги­гиены школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности уро­ка «Окружающий мир». Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Ус­ловные знаки как источник информации о правилах поведе­ния (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).

ИК

Познакомить:

-функции условных обозначений учебника;

- понятия «объекты и явления»;

- режим дня школьника;

- основные правила личной гигиены;

- группы дорожных знаков;

- правила перехода дороги, безопасного обхода городского транспорта;

- сигналы светофора вспомнить;

Учить:

-объяснять значение понятий «объекты и явления»;

- анализировать рисунок, отвечать на вопросы, обозначать предметы условными знаками;

- составлять режим дня, расписание уроков;

- доказывать ответы;

- руководствоваться правилами в реальных ситуациях (на дороге, в школе);







1

Мир велик и прекрасен

ФСУН Загадки, беседа, работа с учебником, коллективная практическая работа (составление коллажа из подготовленных заранее картинок)




2

Город, в котором мы живем

ФСУН Фронтальная беседа, работа со стихотворением, работа в тетради, игра «Верно – неверно»




3

Мы теперь не просто дети

ОНЗ Загадки, работа с учебником, работа в парах




4

Режим дня школьника

ОНЗ Беседа. загадки, разучивание физминутки, составление режима дня




5

Динь, динь, динь! – звенит звонок

ОНЗ Игра «Доскажи словечко», беседа, работа со стихотворением, работа в тетрадях




6

Расписание уроков

ОНЗ Беседа, экскурсия по школьным кабинетам, составление расписания в рисунках





7

Веселый светофор

ФСУН Работа со стихотворением, беседа, , работа с учебником, игра «Светофор», практическая работа в тетрадях




8

Правила поведения в общественных местах

ФСУН Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»,загадки, стихи, беседа, разыгрывание ситуаций




^ Окружающий мир и его изучение

(6 часов)

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.

Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.

ИК

Познакомить:

- источники знаний об окружающем мире;

- органы чувств человека;

- приборы и устройства;

- правила поведения в природе;

Учить:

- рассказывать о работе органов чувств;

- пользоваться различными источниками информации;

- разделять на группы объекты живого и неживого в природе, объекты, сделанные человеком;

- выполнять правила поведения в природе;

- осознанию, что в окружающем мире огромное разнообра­зие существ живой природы и каждое из них по-своему кра­сиво и полезно природе;








9

Как мы познаем тайны мира

ФСУН Игра – практическая работа «Угадай-ка!», работа с учебником, самостоятельная работа в тетради, кроссворд





10

Источники информации

ФСУН Загадки, беседа, фронтальная работа, работа в парах (тетрадь)





11

Природа и рукотворный мир

ФСУН Работа со стихотворением, игра «Найди лишнее!», работа с учебником, в тетради, самопроверка





12

13

Живая и неживая природа


ФСУН Проблемные вопросы, игра «Загадай – отгадаем!», работа с учебником, в тетрадях, взаимопроверка




14

Обобщающий урок по теме «Окружающий мир и его изучение»

ОСЗ Загадки, беседа, работа в тетрадях, кроссворд, викторина.




^ Разнообразие и красота растений

(20 часов)

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

Особенности времен года.

Правила поведения в природе.

^ Использование доступных источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире.

Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.



ИК



Познакомить:

- многообразие растений;

-группы растений (несколько примеров);

- особенности и значение крестьянского труда;

- правила бережного отношения к растениям;



Учить:

- анализировать и сравнивать предметы;

- распределять представителей растений по группам;

-словесно описывать растения;

- наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их вне­шние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особен­ности строения, среду обитания; вести простейшие наблюде­ния за растениями;

- выполнять правила поведения в природе;

- осознанию, что в окружающем мире огромное разнообра­зие существ живой природы и каждое из них по-своему кра­сиво и полезно природе;









15

Многообразие растений

ОНЗ ИГРА «Собери картинку», проблемный вопрос, работа с учебником, в тетради





16

Дикорастущие и культурные растения

ФСУН беседа по проблемным вопросам, загадки, работа в парах




17

18

Растения сада и огорода

ФСУН кроссворд, беседа, работа с учебником, индивидуальная работа в тетрадях, самопроверка





19

Зерновые культуры

ФСУН загадки, работа с гербарием, самостоятельная работа в тетрадях, взаимопроверка





20

Осенний урожай

ФСУН игра «Лишний предмет», «Узнай по описанию», коллективная работа с учебником, в тетрадях





21

Деревья, кустарники, травы

ФСУН загадка, игра «Собери растение из его частей», работа по учебнику в парах




22

Деревья твоего двора

ФСУН игра «Деревья», «Каждому дереву его листву», кроссворд, «Знаете ли вы…»





23

Листвы прощальная краса

ФСУН работа со стихотворением, признаки осени, выбор правильного ответа





24

Цветущие растения

ФСУН беседа, игра «Загадай растение», работа по учебнику в парах, фронтальная проверка





25

Декоративные и комнатные растения

ФСУН беседа, проблемный вопрос, выбор правильного ответа, коллективное заполнение таблицы в тетради





26

Разнообразие ягод

ФСУН загадки, сообщения детей, игра «Собери картинку – расскажи о ягоде»





27

Ядовитые ягоды

ФСУН игра «В лес по ягоды», выбор правильного ответа, кроссворд, «Знаете ли вы…»





28

Лекарственные растения

ФСУН беседа, сообщения детей, игра «Лесная аптека», разбор ситуаций





29

Красная книга растений

ФСУН знакомство с КРАСНОЙ КНИГОЙ, загадки, проблемные вопросы





30

Растения родного края, занесённые в красную книгу

ФСУН составление красной книги родного края




31

Обобщающий урок по теме «Разнообразие и красота растений!

ОСЗ викторина «Мир растений»




32

Резерв









33

Резерв









34

Резерв









^ Разнообразие грибов

(4 часа)

Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание)

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.

ИК

Познакомить:

- группы съедобных и несъедобных грибов;

- строение шляпочного гриба;

- значение грибов для человека;

Учить:

- различать грибы;

- называть и показывать части гриба;

- осознанию, что в окружающем мире огромное разнообра­зие существ живой природы и каждое из них по-своему кра­сиво и полезно природе;







35

Многообразие грибов

ОНЗ загадка, блиц – опрос, работа со схемой, игра «узнай по описанию»




36

Классификация грибов

ФСУН проблемные вопросы, экологическая задача, работа по учебнику в парах




37

Обобщающий урок по теме «Разнообразие грибов»

ОСЗ творческое задание в учебнике, тест с выбором ответа (коллективная работа)




38

Резерв







^ Разнообразие и красота животных

(28 часов)

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Охрана природных богатств.


^ Красная книга России (отдельные представители).

Правила поведения в природе.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.


Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.

Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.

Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.

ИК



Познакомить:

- группы животных (дикие и домашние, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) и их отличительные признаки;



Учить:

-различать группы животных, называя некоторые отличительные признаки;

- вести простейшие наблюде­ния за животными;

- высказываться о своих наблюдениях;

- словесно описывать животное;


- осознанию, что в окружающем мире огромное разнообра­зие существ живой природы и каждое из них по-своему кра­сиво и полезно природе;









39

Мохнатая азбука

ОНЗ беседа, загадки, фронтальная работа, работа в тетрадях самостоятельная – анализ и обсуждение




40

41

Верные друзья и помощники

ФСУН игра «Кто лишний?», ответы на вопросы, загадки, игра «Бегает, прыгает, летает»




42

Дикие животные

ФСУН работа со стихотворением Б. Заходера «Звонкий день», сообщения детей, работа в парах




43

44

45

Млекопитающие

ОНЗ рассказ Ю. Дмитриева, ответы на вопросы, работа в тетради, народные приметы, дополнительные сведения, работа в парах, коллективная работа




46

47

В семье друзей пернатых

ФСУН рассказ Ю. Дмитриева «Какие бывают птицы», игра «Как меня зовут», «Кому что по вкусу», работа в тетради




48

Человек и птицы

ФСУН игра «Узнай птицу», «Бывает или нет», птицы – метеорологи, работа в парах, обсуждение




49


Маленькие непоседы

ФСУН разгадывание ребусов, чтение рассказа – беседа о прочитанном, загадки, игра «Верно – неверно»




50


Жуки

ФСУН стихотворение С. Маршака «Зеленая страница», беседа, сообщения детей, работа с учебником




51


Бабочки

ФСУН рассматривание различных иллюстраций бабочек, практическое задание (в тетради), «Это интересно»




52


Пчелы

ФСУН кроссворд, дети в роли пчел рассказывают о разной работе, работа с поговоркой




53


Муравьи

ФСУН стихотворение Б. Заходера «Муравей», работа по содержанию, ситуации для обсуждения, работа в тетрадях




54

55

В подводном мире

ФСУН стихотворение С. Маршака «Синяя страница», игра «Путаница», игра «Засели жителя», работа в тетрадях




56

57

Пресмыкающиеся

ОНЗ игра «Угадай по описанию», подбор литературных произведений, практическая работа (тетрадь), «Это интересно»




58

59

Земноводные

ОНЗ разгадывание ребусов, рассказ животных о себе (подготовленные дети), работа с учебником




60

61

Динозавры

ФСУН сообщения детей, рассматривание иллюстраций, проблемные вопросы




62

Красная книга животных

ФСУН игра «Выбери правило вежливости», работа со стихотворениями, игра «Путешествие по Красной книге»




63

Животные родного края, занесенные в красную книгу

ФСУН составление Красной книги родного края




64

Обобщающий урок по теме «Разнообразие и красота животных»


ОСЗ викторина «В мире животных»




65

Проверь свои знания

КП фронтальная работа по вопросам, самостоятельная работа в тетради




66

Резерв
















Похожие:

Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Поглазовой О. Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О. Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2009)....
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 20
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта...
Программа «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 iconУчебник для 3 класса (1 часть). Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005; Поглазова О. Т. Рабочая тетрадь. 1 ч. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы