Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка icon

Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка



НазваниеОбучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка
страница1/2
Н.М. Бетенькова
Дата конвертации12.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 класс

УМК “Гармония»


Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Обучение грамоте и развитие речи» (УМК «Гармония»).

Авторы Н.М. Бетенькова, Д. С. Фонин.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004

Предлагаемая программа обучения грамоте представляет со­бой курс начального систематического изучения родного языка, ко­торый «создает у ребенка общую ориентировку в языке и его зако­нах» (Д. Б. Эльконин), обеспечивает основательное изучение практи­ческой фонетики и графики, начал орфографии, развития коммуника­тивно-речевой деятельности учащихся (говорения, слушания, чтения, письма). При этом обучение первоначальному чтению и письму рас­сматривается не только как цель, но и как важнейшее средство языко­вого, нравственно-эстетического развития и культуры речевого пове­дения первоклассников.

Обучение грамоте основывается на испытанном временем совре­менном варианте звукового аналитико-синтетического метода с уче­том идей К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина и осуществляется по сле­дующим взаимосвязанным направлениям:

  • знакомство учащихся с основными единицами языка и их зна­чением;

  • формирование механизма плавного слогового чтения с посте­пенным переходом к беглому смысловому чтению;

  • освоение учащимися графических и каллиграфических навыков, формирование у них орфографической зоркости;

  • развитие речи и культуры речевого поведения первоклассни­ков;

  • начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.

Данная система обучения грамоте в отличие от ныне действующих имеет ряд особенностей.

Обучение грамоте начинается с осознания детьми членораздель­ности речи, с выделения предложения как важнейшей коммуникатив­ной единицы и слова в его составе. Знакомство с основными речевыми единицами и слого-звуковой анализ слова предшествуют и письму, и чтению как особый этап, как их общая и необходимая предпосылка. Ос­воение звукового анализа начинается с простейших односложных слов и переходит к анализу слов более сложной слоговой структуры при обязательном использовании схемы - модели и громкого проговаривания. При этом проговаривание анализируемого слова должно быть четким, в нормальном, слегка замедленном темпе, не нарушающим акцентноритмическую структуру слова. При звуковом анализе слов дети должны выделить последовательность каждого звука в слове, опреде­лить их места по отношению к другим, уметь характеризовать звуки по их существенным признакам, чему способствует введение артикуляционно-обоснованных условных знаков, отражающих наиболее об­щие свойства звуков (гласность-согласность, твердость-мягкость, глу­хость-звонкость):

Конечной целью обучения звуковому анализу слов является ов­ладение первоклассниками умением самостоятельно, без опоры на схему, последовательно выделять каждый звук слова на слух, называя его существенные признаки.

Со слогом учащиеся знакомятся в конце обучения звуковому ана­лизу, когда осуществляется переход от анализа трех-четырехзвуковых слов к анализу слов более сложной структуры. Слог осознается деть­ми как минимальная произносительная единица, как способ произ­несения звуков в слове по порциям-частям, «слагаемым» из звуков. Учитывая то, что деление слов на слоги — это естественный процесс произнесения слова по частям, удобный для говорящего, слогораздел в большинстве слов осуществляется по закону восходящей звучности, с гласным в конце слога: ли-мо-ны, по-кра-ска. Однако для удобства произношения при чтении и письме слоги могут заканчиваться и на сонорный согласный: зай-ка, чай-ка, рам-ка, бел-ка, а иногда и на дру­гие согласные, допускающие длительное произношение: ка-пус-та, кош-ка. Именно так ребенку удобно читать первые букварные слова и членить их при произношении на части, проговаривая при звуковом анализе и письме. Важной составной частью работы в этот период яв­ляется ознакомление с ударением, его смыслоразличительной ролью, с ритмической структурой русских слов, что необходимо для форми­рования грамотного письма и чтения.

Знакомством с понятиями «слог» и «ударение» заканчивается под­готовительный период как особый этап, предваряющий обучение пер­воначальному чтению и письму.

Обучение чтению и письму проводится раздельно-параллельно, так как письмо и чтение не зависят друг от друга, но каждое из них по-своему зависит от осознания звукового состава слов. Письмо всецело зависит от овладения звуковым анализом каждого записываемого сло­ва, а для чтения достаточно осознать членораздельность речи и зву­ковую структуру простейших трех-четырехзвуковых слов.

Навыки чтения и письма различны по своим темпоритмическим возможностям. Действие письма требует большего времени для сво­его формирования. К тому же чтение и письмо требуют различных пси­хических операций, не повторяющих друг друга во взаимообратном порядке.

Письмо слов строится на основе абстрагирования (отбрасывания несущественных признаков звуков: высоты, тембра, громкости и т. д.) и обобщения существенных признаков в фонемы с обозначением фо­нем буквами.

Чтение строится на основе конкретизации, т. е. узнавания в буквах конкретных речевых звуков и их послогового проговаривания.

Раздельно-параллельное обучение чтению и письму направлено на выявление основных отличительных задач уроков чтения и письма и наи­более результативное их осуществление. Вместе с тем такое обучение не препятствует проведению комбинированных уроков, тем более что уроки чтения и письма в данной системе, как правило, объединены те­мой и содержанием.

Раздельно-параллельное обучение подкрепляется новым поряд­ком введения букв. По-новому, в сравнении с другими азбуками, осу­ществляется знакомство со звуком [й] и способами его обозначения буквами Й, Е, Ё, Ю Я. Учитывая то, что звук [й] употребляется только вместе с гласными и может находиться перед ними ([йа] — Я, [йэ] — Е, [йо] — Ё, [йу] — Ю) или после них ([ай], [ой], [эй], [уй]), буквы Я, Е, Ё, Ю и Й изучаются взаимосвязанно и в несколько этапов.

В начале букварного периода (Азбука Ч. 1) дети учатся слышать два звука в названиях букв Я, Е, Ё, Ю, осваивают их роль в обозначении мягкости предшествующих согласных.

Затем, в первой половине букварного периода, знакомятся со зву­ком [й] и с его обозначением буквой Й.

В середине букварного периода, в теме «Новая работа знакомых букв» (Азбука Ч. 2), проводится блоковое компактное изучение букв Я, Е, Ё, Ю для обозначения двух звуков. При этом каждая из названных букв изучается путем одновременного сопоставления ее функций как показателя мягкости согласного и как обозначение звука [й] перед глас­ными.

Вся вторая половина букварного периода отводится на закрепле­ние разных способов обозначения звука [й] буквами Я, Е, Ё, Ю и Й.

Кроме того, вместо обычного линейного однократного последо­вательного введения букв в Азбуке предлагается троекратное пред­ставление всех букв с различной целевой установкой.

^ Первое введение (начало букварного периода).

Общее представление всех букв с целью разграничения понятий «звук» и «буква», создания общей ориентировочной основы чтения и письма, раскрытия перед детьми перспективы дальнейшего обучения.

^ Второе введение (первая половина букварного периода).

Конкретное изучение всех букв попарно на уроках чтения с целью отработки слогового способа чтения слов, предложений и небольших связных текстов. Написание наиболее частотных букв алфавита на уро­ках письма.

^ Третье введение (вторая половина букварного периода).

Повторное введение всех букв на уроках чтения с целью углубле­ния и систематизации знаний о их функциях (буквы Я, Е, Ё, Ю как два звука; слабые позиции звуков в слове и др.). Совершенствование на­выка слогового чтения и постепенный переход к беглому чтению пред­ложений и текстов. Обучение написаню всех остальных букв алфавита на уроках письма.

Такое, впервые примененное, троекратное введение букв алфа­вита в сочетании с раздельно-параллельным обучением не сдержи­вает процесс обучения чтению уроками письма, позволяет детям не­однократно повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале, читать слова и тексты на диапазоне всех букв алфавита в течение почти всего периода обучения грамоте. (При раздельно-параллельном обучении изучение букв на уроках чтения заканчивается к концу второй четверти, а освоение письменного шрифта, формирование каллиграфических и графических навыков осуществляется на протяжении всего букварного периода.)


Обучение первоклассников чтению начинается с раскрытия «сек­рета» слияния звуков прямого слога в устной речи. Это осуществ­ляется путем наблюдения детьми за своей артикуляцией во время про­изношения. Раскрытый в устной речи способ слияния звуков в слоге переносится затем с акта речи на акт чтения, что помогает осознанно овладеть общим принципом чтения прямого слога — читать слог как единый произносительный комплекс с ориентировкой на букву глас­ного.

При чтении слов дети осваивают следующий алгоритм действий:

  • найти гласные в слове и по ним определить границы между сло­гами;

  • при чтении прямого слога готовиться сразу к двум звукам и про­износить слог одним толчком воздуха;

  • слоги со стечением согласных произносить слитно, на одном дыхании, «не причитывая» друг к другу отдельных букв;

  • при произношении слова выделять ударный слог силой голоса, постепенно сокращая паузы между слогами.

Такая поэтапность в формировании технического навыка чтения обеспечивает плавный переход к осознанному беглому чтению. Одна­ко, осознанность как главное качество чтения определяется не столько технической стороной, сколько уровнем развития мышления и речи учащихся, их познавательными интересами, поэтому вся работа учи­теля на уроке чтения должна направляться на создание мотивационной основы чтения, развитие у учащихся внимания, памяти, вообра­жения, эмоций и нравственно-эстетических чувств.

Обучение первоначальному письму проводится в прописях с раз­линовкой в одну линию, что позволяет обучать детей письму без пе­реучивания с 1 по 11 класс. Для облегчения определения учащимися высоты строчных и заглавных букв в тетрадях 1 —4 проведены пунк­тирные линии (первая и вторая) на высоте 5 мм и 10 мм. Кроме того, на некоторых страницах прописей оставлены 1—2 строки без вспомога­тельной пунктирной линии. Работа на них способствует развитию гла­зомера учащихся и постепенно приучает к письму в обычных школьных тетрадях. Наклонных линий в прописях нет. Наклонное письмо обес­печивается правильным положением тетради во время письма с на­клоном влево.

В основу обучения детей письму положен упрощенный школьный рукописный шрифт, введенный еще в начале 70-х гг. Однако широко рекомендуемое пособиями по обучению письму нижнее соединение со всеми овальными буквами в словах авторы считают неправильным как не соответствующее характеру русского письма. Из 33 букв алфа­вита 22 буквы начинаются сверху, 8 букв — с середины и только 3 бук­вы — Л, М, Я — имеют нижнее начало. Нижнее соединение является искусственным и приводит к искажению букв, особенно овальных.

При соединении букв в слове вводится единое правило: все со­единительные линии вести от конца написанной буквы к точке начала следующей, т. е. вверх или в середину, кроме Л, М, Я, начинающихся снизу. Нижнее соединение с другими буквами не практикуется.

В обучении первоначальному письму внимание детей направля­ется на формирование основных умений:

  • найти точку начала письма каждой буквы;

  • правильно определить направление движения руки при письме букв;

  • воспроизвести форму буквы в соответствии с заданным образ­цом;

  • провести соединительный штрих от конца написанной к точ­ке начала следующей буквы.

Усваивая эти умения, дети при письме обращают внимание преж­де всего на воспроизведение правильного контура очередной буквы и на смысл того, что они пишут.

Последовательность введения букв на уроке письма имеет свою специфику. Если на уроках чтения буквы, как правило, представляют­ся детям парами, то на уроке письма пишется только одна, наиболее часто употребляемая, буква каждой пары. Таким образом, письмо не сдерживает работы по чтению, а освоение рукописного шрифта про­должается в течение всего букварного периода.

Важной особенностью данной системы является гибкое ис­пользование метода копирования по образцам бледного шрита. Жирным шрифтом в прописях выделен только демонстрационный образец буквы. Под ним печатается целая строка букв, выполненных бледным шрифтом. Это дает учителю возможность по-разному дози­ровать копирование. После анализа образца дети могут копировать несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятель­но без копирования под строкой образца. При этом образец достоянно находится перед глазами ученика и помогает ему корректировать свои действия.

В обучении письму активно используются подкладные нелинован­ные листы бумаги. Сначала, после анализа образца на доске, дети на нелинованном листе бумаги воспроизводят контур новой буквы в увеличенном виде, закрепляя правильное движение руки при письме. Затем, после анализа выявленных учителем недостатков, переходят к работе в прописи, дифференцированно используя копирование по образцам бледного шрифта.

Тетради-прописи содержат систему постепенно усложняющихся заданий и упражнений, способствующих развитию каллиграфических, графических и общеречевых умений и навыков учащихся. Важное ме­сто при обучении письму отводится слоговому принципу русской гра­фики: упражнениям в четком слоговом проговаривании слов перед их записью, составлению звуковых и слогоударных схем слов и предло­жений, списыванию и письму под диктовку по заданному учителем ал­горитму с обязательным контролем написанного.

Предусматривается также усиление целенаправленной рабо­ты по развитию орфографической зоркости 1, то есть умению на­ходить «ошибкоопасные» места. С точки зрения фонологической кон­цепции русского правописания орфографическая зоркость — это уме­ние определять сильную и слабую позицию каждого звука в слове по их признакам, т. е. устанавливать, какой из звуков находится в сильной позиции и «не опасен» при письме, а какой — в слабой, а значит, «опа­сен» при письме, так как допускает разные буквенные обозначения од­ного и того же звука. Целенаправленное формирование орфографичес­кой зоркости на основе введения понятий «сильная» и «слабая позиция» звуков в слове (термины заменяются выражением «опасное при пись­ме место») закладывает у детей знание общего принципа орфографи­ческого действия при письме буквенных орфограмм, является важной частью нового содержания работы в период обучения грамоте.

Таким образом, данный комплект обеспечивает не только усвоение некоторых традиционно изучаемых в первом классе правил (большая буква в начале, точка в конце предложения, сочетания ЖИ-ШИ и др.), но и дает учащимся возможность обнаруживать подавляющее число ор­фограмм гласных и согласных до начала изучения детьми грамматики и правил орфографии.

Задания в прописях выполняются, как правило, шариковой ручкой с синей или фиолетовой пастой. Однако на первом этапе обучения же­лательно обеспечить детей еще и ручкой с зеленой пастой для обозна­чения орфограмм и пунктограмм (большая буква в начале предложе­ния, в именах собственных, ударных сочетанияхЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, знаки в конце предложения). Контурные рисунки прописей могут быть использованы для штриховки и раскрашивания их учащимися в классе и дома.

Обучение первоклассников чтению и письму пронизывает работа по развитию речи и культуры речевого поведения. Первая учеб­ная неделя сентября отводится на ознакомление с понятием «речь», определение главных требований к речи (быть понятной и вежливой), выделение основных правил общения в школе и на уроке (соблюдать тишину, не выкрикивать, говорить так, чтобы тебя слышали и др.). Уча­щиеся практически знакомятся со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения (можно сказать о чем-либо по-деловому, не выражая своих эмоций, а можно словами нарисовать картину, передавая свои чувства и отношение). Назначение этих уро­ков — помочь детям:

— осознать необходимость изучения речи;

—- формировать умение выбирать нужные слова с учетом ситуа­ции общения (с кем, когда, где, зачем говоришь);

  • познакомить учащихся с различными позициями говорящих в зависимости от их роли в общении (учитель, ученик, старший, млад­ший, знакомый, незнакомый);

  • ввести в активный словарь достаточное количество слов рече­вого этикета. На протяжении учебного года дети собирают слова речевого этикета в «шкатулку вежливых слов» (см. Азбука: Ч. 1, С.9).

Коммуникативно-речевое развитие учащихся в период обучения грамоте проводится на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом. На их основе идет целенаправленное развитие и со­вершенствование связной речи.

С первых страниц азбуки большое внимание уделяется развитию произносительной культуры первоклассников (дикция, сила голоса, интонация, темп речи и др.). В этих целях в азбуке помещены много­численные скороговорки, чистоговорки, загадки и другие произведе­ния малых фольклорных жанров. Все это совершенствует произноси­тельную культуру детей, стимулирует речевую активность школьников, развитие связной речи, чуткости к «звуковым красотам родного языка» (К.Д.Ушинский).

Лингвистическому развитию учащихся способствуют также поме­щенные в азбуке упражнения с синонимами, антонимами, омонима­ми, задания по словообразованию и словоизменению. В период обу­чения грамоте вся эта работа проводится без введения специальной терминологии.


^ В целях начального литературного и художественно-эстети­ческого развития первоклассников в азбуке помещен ряд доступных для детей произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Бальмонта, В. В. Бианки, В. И. Чарушина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др. Чте­ние этих произведений дает возможность учителю развивать у детей способность восприятия произведений различных жанров, обогащать опыт жизненных и читательских переживаний учащихся, формировать воссоздающее и творческое воображение, эстетическое восприятие красоты родного языка, воспитывать потребность в слушании и чте­нии литературных произведений, интерес к чтению.

В работе с текстами азбуки используются различные приемы: чте­ние текста учителем или читающими учениками, хоровое чтение уча­щихся вместе с учителем, чтение учащихся индивидуальное и в парах, заучивание наизусть небольших стихотворений, загадок, скорогово­рок, обучение пересказу прочитанного, рассказыванию по аналогии, беседы, первичное знакомство со средствами художественной выра­зительности и др.


Основные требования к занятиям, умениям и навыкам учащихся к концу обучения грамоте

Речевые. Различать устную и письменную речь. Соблюдать пра­вила вежливого поведения и речевого общения на уроках и вне урока, уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с това­рищами.

Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках, данных в «Азбуке» и «Прописях».

Читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение це­лым словом при темпе чтения вслух не менее 25 слов в минуту.

Интонационно правильно читать повествовательные, восклица­тельные и вопросительные предложения.

Пересказывать небольшие тексты и выразительно читать наизусть стихи.


^ Языковые, фонетико-графические. Уметь членить речь на пред­ложения, устанавливать в них количество и порядок слов.

Последовательно выделять все звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные, непарные), характеризовать их признаки и обозначать условными знаками на схеме.

Четко произносить слова по слогам, выделять ударный слог и бе­зударные гласные во всех частях слова.

Правильно называть все буквы алфавита, определять количество звуков и букв в словах.

Правильно писать все строчные и заглавные буквы.

Определять роль гласных в обозначении твердости-мягкости со­гласных.

Обозначать звук [й] буквами Й или Я, Е, Ё, Ю.


Орфографические. Правильно оформлять начало и конец пред­ложения, соблюдать пробелы между словами, писать большие буквы в именах собственных.

Уметь писать ударные слоги ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Находить в словах при письме гласных и согласных «опасные мес­та» по их существенным признакам и обозначать их точкой под соот­ветствующими буквами.

Писать под диктовку и списывать с рукописного текста (12—15 слов) с предварительным анализом.


Гигиенические. Соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме. Правильно сидеть за партой при письме и чтении. Знать упражнения для проведения физкультминуток.



Тип урока: (сокращения, используемые в таблице)

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок



^ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

4 часа в неделю



№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К













СПК

- продолжить знакомство с правилами поведения в различных ситуациях;

- формировать умение обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь

на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;



















ЭК

- показать на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано;

- формировать умение выполнять экологические правила поведения в природной среде;



















ХК

- познакомить с наиболее известными произведениями уральских писателей;

- формировать умение выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;



















КЗ

- повторить основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;


- учить выполнять основные санитарно-гигиенические нормы и правила








^ Подготовительный период (22 часа)

Звуки гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Слово и его значение. Различение слова и предложения.

Употребление большой буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление пробела между словами.

^ Развитие речи. Речь устная и письменная, ее значение и требо­вания к ней. Правила общения и речевого этикета на уроке и в школе. Практическое знакомство со стилями речи: «об одном и том же по-раз­ному». Предложение и слово. Слово в составе предложения. Форми­рование правильного звукопроизношения, речевого и фонематичес­кого слуха учащихся. Работа над интонацией, темпом, тембром и си­лой голоса.

^ Подготовка к чтению. Звуки речи. Гласные и согласные, соглас­ные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на схемах. Звуковой анализ двух-четырехзвуковых слов.

Слог как минимальная единица произношения. Слогообразующая роль гласных. Ударение и его смыслоразличительная роль.



ИК



Познакомить:

- зачем нужна речь;

- правила хорошей речи;

- нормы речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание);

- что такое устная и письменная речь;

- признаки предложений;

- слогообразующая роль гласных;

- смыслоразделительная роль ударения



Учить:

- делать звуковой анализ слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками;

- графически оформлять предложение и слово;

- отличать гласные и согласные звуки;

- определять согласные звуки твердые и мягкие;

- определять согласные звуки звонкие и глухие;

- делить слово на слоги;

- определять ударные звуки на слух









1

Введение в урок обучения грамоте

ОНЗ знакомство с классной комнатой, с учебником (рассматривание форзаца, беседа по картинкам), беседа о государственной символике РФ, чтение стихотворения читающими детьми, обобщающая беседа по уроку




2

Как мы здороваемся и прощаемся

ФСУН

Игры «Давайте познакомимся», «Пересадки», игра – эстафета «Назови свое имя», работа со стихотворением А. Кондратьева, практические упражнения




3

Зачем нужна речь

ФСУН беседа, работа в парах по азбуке, коллективное рассказывание сказки «Теремок», моделирование, загадки




4

Правила хорошей речи

ФСУН работа в парах по азбуке (схема – модель), беседа по картинкам азбуки, игра – упражнение «Пожалуйста», сказка «Про голос»




5

Об одном и том же по-разному

ОНЗ «Шкатулка вежливых слов», ролевая игра «Диктор (прогноз погоды)», работа по азбуке, упражнения, моделирование деловой и «картинной» речи




6

Речь устная и письменная. Помощники речи: жесты и мимика

ОНЗ проблемная ситуация, работа со стихотворением, игра «пересадки», работа по азбуке, загадки, анализ лиц детей (иллюстрация)




7

8

Предложение и слово

ОНЗ работа по тексту сказки «Репка», выделение предложений из потока речи, графическое обозначение предложения, стих о восклицательном знаке, работа со скороговоркой




9

Звуки вокруг нас, закрепление понятий «предложение», «слово»

ФСУН упражнение «Живое предложение», работа по азбуке, рассматривание рисунков, определение звуков




10

11

12

Звуки речи

ОНЗ фронтальная работа, работа по азбуке, звуковой анализ слов, рассказывание учащимися эпизодов из сказки «Колобок», работа со скороговоркой, заучивание стихотворения наизусть




13

14

Гласные и согласные звуки

ОНЗ беседа, наблюдение над произношением звуков, условные обозначения, игра «Назови звук», звуковой анализ слов с опорой на схемы, упражнение «Запомни»




15

16

Согласные звуки твердые и мягкие

ОНЗ звуковой анализ слов, сравнение согласных звуков, наблюдение над произношением звуков, условные обозначения, игра «Твердый – мягкий», составление схемы «Звуки речи»




17

18

Согласные звуки звонкие и глухие

ОНЗ устный диктант, звуковой анализ на доске, работа по азбуке, игра «Звонкий – глухой», упражнение «Найди пару», работа с омонимами, речевая гимнастика, упражнение «Что будет?»




19

Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

ОНЗ звуковой анализ, наблюдение над произношением слов, схема слога, хоровое чтение, игра «Слог – хлопок»,




20

Слог

ФСУН самостоятельный подбор слов по числу слогов, работа со скороговоркой




21

Ударение

ОНЗ игра «Стук – постук», упражнения в составлении схем слов самостоятельно - самопроверка




22

Повторение изученного

ПЗЗ сказка «Ударение рассердилось», игра «Стук – постук», самостоятельный звуковой анализ слов по рисункам, хоровое чтение




^ Основной период

(72 часа)

Звуки гласные и согласные; буквы их обозначающие. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Слово и его значение. ^ Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слов. Использование словарей русского языка.

Разграничение понятий «звук» и «буква».

Первое введение букв для гласных и согласных. Наблюдение над способом слияния звуков в прямом слоге при произношении. Пере­нос способа слияния звуков в слоге с устной речи на акт чтения.

Второе введение букв и конкретное их изучение. Буквы гласных как основные ориентиры чтения и показатели твердости-мягкости со­гласных. Сонорные согласные и буквы для их обозначения. Согласные глухие и звонкие, парные и непарные и их буквы. Отработка плавного слогового чтения слов, предложений, текстов. Нахождение «опасных» мест при обозначении гласных.

Третье попарно-блоковое введение букв с целью углубления, зак­репления и систематизации фонетико-графических знаний. Звук [й] и способы его обозначения буквами Я, Е, Ё, Ю. Разделительные Ь и Ъ знаки. Знакомство с признаками «опасных мест» при обозначении соглас­ных, парных по глухости-звонкости.

Закрепление у детей навыков "плавного слогового чтения на диа­пазоне всех букв алфавита и постепенный переход к осознанному бег­лому чтению слов и предложений.

Совершенствование звукопроизношения и развитие фонемати­ческого слуха, культуры речевого поведения, диалогической и моно­логической речи.

Многозначные слова, антонимы, синонимы (без терминов). Груп­пировка слов по разным основаниям.

Составление предложений, их распространение и сокращение. Работа над интонацией. Логическое ударение.

Работа с текстом. Озаглавливание текстов. Пересказ. Коллектив­ное и индивидуальное составление детьми рассказов из жизненного опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин и т. д. Заучивание стихотворений по выбору учащихся.


^ Раз

витие

ИК



Познакомить:

- механизм слияния звуков прямого слога в речи;

- роль букв (а, я. о, ё, у, ю, э, е, ы,и) в обозначении твердости и мягкости согласных звуков;

- признаки «опасных» мест для гласных и парных по звонкости-глухости согласных звуков;

- непарные мягкие согласные;

- работа Ъ и Ь



Научить:

- находить и называть гласные звуки;

- отличать печатную букву от рукописной;

- находить и называть согласные звуки и их буквы;

- переносить этот способ с акта речи на акт чтения;

- проводить звуковой анализ слов;

- различать на слух звуки и обозначать их буквами;

- правильно произносить и выделять согласный [й], различать согласный звук [й] и гласный [и] на слух, обозначать звук [й] буквой Й;

- читать слова и предложения с изученными буквами;

- воспринимать текст, понимать его содержание;

- работать с текстами, отвечать на вопросы;









23

24

Гласные звуки и их буквы

ОНЗ звуковой анализ слов на доске, стихотворение – рифмовка, рассматривание «Звукограда» и «Буквограда» на форзаце учебника, игра «Покажи букву», хоровое чтение по азбуке




25

26

Согласные звуки и их буквы

ОНЗ звуковой анализ слов на доске, игра «Покажи букву», речевая гимнастика, беседа «Садовые и лесные ягоды», загадки, работа в парах, игра «Колокольчики», упражнение «Паровозик»




27

28

Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

ОНЗ стихотворение – рифмовка, игра «Колокольчики», договаривание прочитанных слогов до целых слов, речевая гимнастика, слуховой диктант, подчеркивание в текстах букв




29

30

Звук [о] и его обозначение буквами О, Ё

ОНЗ работа с сигнальными карточками, стих – рифмовка, речевая гимнастика, слуховой диктант




31

32

Звук [у] и его обозначение буквами У, Ю

ОНЗ стих – рифмовка, слуховой диктант, хоровое чтение, речевая гимнастика, чтение – угадывание, подчеркивание букв в тексте




33

34

Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е

ОНЗ упражнение «Подбери слова», стих – рифмовка, хоровое чтение, составление предложений по данному началу, слуховой диктант, загадки




35

36

Звуки[и], [ы] и их обозначение буквами И, Ы


ОНЗ игра «Один – много», речевая гимнастика, чтение – угадывание, хоровое чтение, слуховой диктант




37

38

Звуки [л-л'], [м-м'], буквы Л, М


ОНЗ работа по слоговой таблице, загадки, хоровое и индивидуальное чтение, выразительное чтение




39

40

Звуки [н-н']. Буква Н, н


ОНЗ хоровое и индивидуальное чтение, чтение словосочетаний, речевая гимнастика, таблица, работа в парах, беседа о героях любимых книг, загадки




41

42

Звуки [р-р'] и буква Р, р


ОНЗ хоровое чтение алфавита, звуковой анализ, речевая гимнастика, чтение слогов различной структуры, работа со скороговоркой




43

44

Звук [й] и его обозначение буквой Й, й

ОНЗ наблюдение за различиями звуков, чтение столбиков слов по цепочке, речевая гимнастика, хоровое и индивидуальное чтение




45

46

Звуки [х-х'], буква Х,х


ОНЗ упражнение в узнавании звуков, речевая гимнастика, выразительное чтение, работа со скороговоркой




47

Звуки [с-с'], [з-з'], буквы С, З


ОНЗ чтение столбиков слов с доски по цепочке и хором, упражнение с сигнальными карточками, игра «Доскажи словечко», чтение в парах




48

49

Чтение слов и предложений с буквами С,З


ОНЗ игра «Поймай звук», дидактическая игра «В слове слог договори, слово снова повтори», чтение слов с доски, шутливые загадки, составление схемы




50

51

Звуки [к-к'], [г-г'], буквы К, Г


ОНЗ выборочное чтение, чтение с доски, хоровое чтение, загадки, чтение в парах, работа со скороговоркой, разучивание стихотворения




52

53

Звуки [т-т'], [д-д'], буквы Т, Д


ОНЗ хоровое чтение «песенки молотка», индивидуальное и хоровое чтение, чтение столбиков слов цепочкой и в парах, речевая гимнастика, работа со скороговоркой




54

55

Звуки [в-в'], [ф-ф'], буквы В, Ф


ОНЗ загадки, индивидуальное и хоровое чтение с доски, конкурс «Внимательный читатель», работа в парах, самостоятельное чтение




56

57

Звуки [п-п'], [б-б'], буквы П, Б


ОНЗ игра «Живой алфавит», игра «Капитаны» (работа в парах), речевая гимнастика, хоровое и индивидуальное чтение, игра «Учитель – ученик»




58

59

Звуки [ш] [ж], буквы Ш, Ж


ОНЗ работа со слоговой таблицей, чтение цепочкой, слуховой диктант, составление слов, «Звуковые загадки», чтение столбиков слов в парах




60

61

Звук [ц] и буква Ц, ц

ОНЗ загадка, чтение по цепочке, чтение скороговорок в парах, самостоятельное устное описание розы, хоровое плавное чтение, чтение гнезд родственных слов




62

63

Мягкий знак как показатель мягкости

ОНЗ чтение по цепочке, упражнение «Четвертый лишний», хоровое чтение, работа по ленте букв, самостоятельное чтение





64

65

Звуки [ч], [щ] и буквы Ч, Щ


ОНЗ чтение слов по цепочке с доски, слуховой диктант, хоровое чтение чистоговорки, индивидуальное чтение





66

67

Новая работа знакомых букв


ОНЗ знакомство со 2 часть азбуки, чтение в парах, хоровое чтение, упражнение «Кто больше», загадки




68

69

Буквы Е, Ё и их работа


ОНЗ хоровое чтение, орфографическое проговаривание слов, выборочное чтение, скороговорки, работа в парах




70

71

Буква Ю для обозначения слияния [йу]

ОНЗ чтение по цепочке с доски, выборочное чтение, хоровое, упражнение «У или Ю», загадки, упражнение «Послушай, повтори»




72

73

Звуки [з-з'], [с-с'], их обозначение буквами З, С


ОНЗ нахождение «опасных» мест при письме гласных, речевая гимнастика, игра «Кто больше», дидактическая игра «Есть ли опасное место?», выразительное чтение, загадки




74

75

Звуки [г-г'], [к-к'], буквы Г, К


ОНЗ выборочное чтение, скороговорка, чтение в парах, по цепочке, пословицы, беседа о гостеприимстве




76

77

Звуки [д-д'], [т-т'], буквы Д, Т


ОНЗ хоровое чтение, слуховой диктант, упражнение «Исправь ошибки», чистоговорка, чтение столбиков слов




78

79

Звуки [б-б'], [п-п'], буквы Б, П


ОНЗ работа на слух, хоровое чтение, чтение по цепочке, чтение басни, работа по содержанию, шепотное тихое чтение, загадки




80

81

Звуки [ф-ф'], [в-в'], буквы Ф, В


ОНЗ упражнение «Доскажи словечко», выразительное чтение, скороговорка, чтение по цепочке, разговор о любимых стихах и рассказах




82

83

Звуки [ж], [ш], Ж, Ш


ОНЗ загадка, чтение по слоговой таблице, выразительное чтение диалога в парах, хоровое чтение, индивидуальное чтение стихотворения




84

85

Твердые звуки [ж], [ш], [ц], буквы Ж, Ш, Ц

ОНЗ слуховой диктант, загадки, упражнение «Дочитай словечко», игра «Кто больше?», скороговорка, беседа по содержанию стихотворения




86

87

Звуки [щ], [ч], буквы Щ, Ч


ОНЗ хоровое и индивидуальное чтение, чтение в парах рифмовки, игра «Замени первый звук», беседа о считалках




88

89

Звук [э], буква Э, э


ОНЗ чтение алфавита с выделением (хлопками) букв гласных звуков, чтение в парах, по цепочке, индивидуальное




90

91

Разделительный Ъ и Ь знаки

ОНЗ звуковой анализ, схема – помощница, чтение в парах, по цепочке, выборочное чтение, скороговорки, загадки




92

Азбука и алфавит

ОСЗ игра «Живые буквы», игра «По порядку становись!, индивидуальное чтение, работа в парах, выразительное чтение




93

Азбука мудрости

ОСЗ чтение пословиц и поговорок, беседа по их содержанию, комбинированное чтение, чтение текста учителем, беседа




94

Азбука вежливости

ОСЗ составление детьми с помощью учителя «Азбуки хороших слов», беседа, чтение наизусть любимых стихотворений



  1   2




Похожие:

Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconПояснительная записка по умк «перспектива»
Умк «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. В умк «Перспектива»...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconДокументи
1. /ГАРМОНИЯ 1 КЛАСС/изобразительное искусство/пояснительная записка.doc
2. /ГАРМОНИЯ...

Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconЛитературное чтение 2 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
Кубасовой О. В., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconТехнология 2 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconТехнология 4 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconТехнология 3 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconТехнология 1 класс умк «Гармония» 1 час в неделю Пояснительная записка
...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconПояснительная записка. Представляем методическую разработку раздела «Фонетика» по умк «Гармония»
Представляем методическую разработку раздела «Фонетика» по умк «Гармония», под редакцией М. С. Соловейчик
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconМатематика 1 класс умк «Гармония» 4 часа в неделю Пояснительная записка основа
В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между...
Обучение грамоте 1 класс умк “Гармония Пояснительная записка iconПрограмма по умк «Гармония» 2012 г. Пояснительная записка
Охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы