Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории icon

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории



НазваниеРабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Дата конвертации17.10.2012
Размер359.41 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Дмитриева М.В.

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ ГПЛИ

Уварова О.Е.

«__»________________200___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ ГПЛИ Шатух О.Н.

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 9 классе


Дмитриевой Марины Владимировны,

учителя

высшей квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________200_ г.

2009-2010 учебный год


^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


ЛИТЕРАТУРА


Для учащихся

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь

  2. 5.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.

  3. 6.Бурцева В.В. Словарь иностранных слов.

  4. 7.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.

  5. 8.Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка.

  6. 9.Тихонов А.Н. и др. Комплексный словарь русского языка.

  7. 10.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи.

  8. 11.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка

  9. 12.Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический.

  10. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дро­фа, 2006.

  11. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы
    и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  12. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тет­радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

  13. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

  14. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -
    М.: Дрофа, 2006.



Для учителя

  1. Программа под редакцией Н. Шанского,

  2. учебник «Русский язык. 9 класс» С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др - М.,2006

  3. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие.-М.: Вако, 2004

  5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/Л. А. Тростенцова. -
    М.: Просвещение, 2004.

  6. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.:
    Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для
    учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  8. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. /
    И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  9. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/Т. Ю. Угроватова. М.: Просвещение,
    2005.

  10. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина,
    0, А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.



^ ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с
языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

  • комплексный анализ текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • тест;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 15 часов.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

ИКТ

Домашнее задание

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1.

Вводный урок о русском языке.

дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Групповая,

индивидуальная

Знать основные средства художественной изобрази тельности, находить их в тексте.

Уметь использо вать ИВС в текстах - собственного сочинения

презентация




2-6

Повторение материала, изученного в 8 классе.

Цель: повторить опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства связи, главные и второстепенные ч. пр., односоставные двусоставные предложения

Репродуктивная

Тренинг,

Тест, работа с учебником

групповая

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочета ниях, главные и второстепенные члены предложения,

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.

«Фраза» презентация




7

Развитие речи: понятие об аннотации

дать понятие об аннотации, научить составлять .

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

работа с учебником

Индивидуальная

парная

Знать отличительные черты аннотации как одного из основных видов информационной переработки текста

Уметь редактиро вать текст в жанре аннотации.

«Фраза»




8

Контрольное изложение

выявить сформированность навыков в постановке знаков препинания,

пунктуационного и синтаксиче­ского разбора

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная













9

Сложные предложения. Виды сложных предложений

Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных предложений.

Проблемное изложение.

Тест, работа с учебником

Индивидуальная

парная

Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений

Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений.







10

Союзные сложные предложения. ССП. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам

Цель: расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях).

проблемная

Проблемные задания

групповая

Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Уметь создавать тексты-повествования с использованием в них ССП

«Фраза»




11

Знаки препинания в ССП.

Цель: расширить знания о сложносочиненном предложении, со вершенствовать пунктуационные – навыки.

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Практикум, работа с книгой

групповая

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно

Отражение в уст ной и письменной форме результатов своей деятельности .

«Фраза»




12

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

Цель: сформировать понятия об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом.

Объяснительно-иллюстративная,

Практикум, работа с книгой

групповая

Уметь видеть выразительные возможности ССП с общим второстепенным членом.

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

«Фраза»




13

Знаки препинания в ССП.

Цель: обобщить и систематизировать материал о ССП,

поисковая

Практикум

тест

групповая

Уметь определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП.

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку .

«Страна Линвиния»




14

Контрольный диктант с грам­матическим заданием

выявить сформированность навыков в постановке знаков препинания,

пунктуационного и синтаксиче­ского разбора

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная

Отражение в письменной фор­ме результатов своей деятельно­сти










15.

Развитие речи: портретный очерк.

дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очер­ка, формировать навык редактиро­вания

Объяснительно-иллюстративная

работа с книгой

Индивидуальная

парная

Знать основные элементы портретного очерка. Уметь создавать текст пуб­лицистического стиля

Уметь редактиро­вать написанное.







16.

Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений

углубить понятие о СПП, средствах связи главного предло­жения с придаточным, упражнять­ся в расстановке знаков препина­ния, в составлении схем СПП, употреблении в речи

Частично поисковая

Работа с книгой, проблем­ные зада­ния

Индиви­дуальная, парная

Знать отличительные при­знаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и состав­лять схемы СПП.

Уметь составлять мини-тексты (рас­суждения), исполь­зуя в них СПП.







17.

Подчинительные союзы и союз­ные слова в СПП.


упражняться в различении союзов и союзных слов, совер­шенствовать пунктуационные на­выки и навыки синтаксического разбора СПП

Частично поисковая

Работа с книгой, проблем­ные зада­ния.

Индиви­дуальная, парная

Знать отличительные при­знаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксиче­ский разборы СПП, правильно использовать их в речи.

Создание текста определенного функционально-смыслового типа.

«Фраза»




18.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения -

Частично поисковая

Работа с книгой, проблем­ные зада­ния.

Индиви­дуальная, парная

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного.

Уметь выделять(находить)средства связи в СПП, анализировать языковые явления .

«Фраза»




19-20

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

дать понятие о видах при­даточных предложений и отличи­тельных особенностях придаточ­ных определительных; совершен­ствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП с придаточными определительны­ми

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Работа с книгой, проблем­ные зада­ния

Парная

коллективная

Знать виды придаточных предложений, отличитель­ные особенности СПП с придаточными определи- ' тельными. Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными определи­тельными, вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи.

Уметь производить анализ изучаемых, синтаксических единиц с т. з. уме­стности их упот­ребления в тексте, употреблять в соб­ственном высказы­вании синонимич­ные данным син­таксические конст­рукции.

«Фраза»




21

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

дать понятие об отличи­тельных особенностях придаточ­ных изъяснительных.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой,

Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить анализ изучаемых, синтаксических единиц с т. з. уме­стности их упот­ребления в тексте,

«Фраза»




22

Сложноподчиненные предложения с придаточны­ми обстоятельственными

дать понятие об отличи­тельных особенностях придаточ­ных обстоятельственных.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, проблем­ные зада­ния

Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить анализ изучаемых, синтаксических единиц с т. з. уме­стности их упот­ребления в тексте.

«Фраза»




23

Контрольное тестирование по теме «Виды СПП»

Контроль за усваиванием материала.

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная













24

Придаточные предложения образа действия и сте­пени

дать понятие об отличи­тельных особенностях придаточ­ных обстоятельственных действия и сте­пени

частично поисковая




Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными действия и сте­пени




«Фраза»




25

Придаточные предложения места и времени

дать понятие об особенностях придаточ­ных обстоятельственных места и времени

частично поисковая




Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными места и времени




«Фраза»




26-27

Придаточные предложения условные, причины и цели

дать понятие об особенностях придаточ­ных обстоятельственных условия. причины и цели

частично поисковая




Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными условия. причины и цели




«Фраза»




28-29

Придаточные предложения сравнительные, усту­пительные, следствия

дать понятие об особенностях придаточ­ных обстоятельственных сравнит., усту­пит., следствия

частично поисковая




Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными сравнит., усту­пит., следствия




«Фраза»




30

Придаточные присоединительные

дать понятие об особенностях придаточ­ных обстоятельственныхприсоед.

частично поисковая




Парная коллективная

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными обстоятельственными




«Фраза»




31

Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения »

Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического - раз бора, употребления в речи СПП




Зачет, тест
















32-34

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными



















«Фраза»




35-36

Контрольный диктант с грам­матическим заданием

выявить сформированность навыков в постановке знаков препинания,

пунктуационного и синтаксиче­ского разбора

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная

Отражение в письменной фор­ме результатов своей деятельно­сти








































37

^ Бессоюзное сложное предложе­ние (6 ч). Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП.

повторить основные при­знаки БСП, отработать прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработать пунктуа­ционные навыки, навыки синтак­сического разбора

Частично поисковая

Проблем­ные зада­ния

Парная, групповая

^ Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможно­сти БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы построения БСП, употребле­ния в речи.

Уметь находить в тексте БСП и оп­ределять их худо­жественную роль, выразительные возможности.

«Фраза» презентация




38-39

^ Двоеточие в БСП.


изучить правила поста­новки двоеточия в БСП и сформи­ровать соответствующий пунктуа­ционный навык

Частично поисковая

Проблем­ные зада­ния

Парная, групповая

^ Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации.

Уметь находить в тексте БСП и оп­ределять их худо­жественную роль, выразительные возможности.

«Фраза» презентация




40-41

Тире в БСП.


изучить правила постанов­ки тире в БСП, сформировать соот­ветствующий пунктуационный на­вык, навык синтаксического разбора

Частично поисковая

Проблем­ные зада­ния

Парная, групповая

^ Знать правила постановки тире, выразительные воз­можности БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные правила пунктуации

Уметь создавать мини-тексты худо­жественного стиля с использованием выразительных средств

«Фраза» презентация




42

Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП.

Цель: упражняться в постановке знаков препинания в БСП

Репро­дуктивная

Тренинг, тест

Индивидуальная

парная

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.

Уметь анализировать, сопоставлять,

классифицировать языковые единицы

«Фраза». «Лингвиния»




43-44

Контрольный диктант с грам­матическим заданием

выявить сформированность навыков в постановке знаков препинания,

пунктуационного и синтаксиче­ского разбора

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная

Отражение в письменной фор­ме результатов своей деятельно­сти








































45-47

Сложные предложения (СП) с разными видами связи

дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; начать отработку пунктуа­ционных навыков

Поиско­вая

Проблем­ные зада­ния

Парная, групповая

Знать отличительные осо­бенности сложных предло­жений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Знать средства, подкрепляющие смысловые отно­шения, объеди­няющие СП. Уметь анализиро­вать трудные случаи языковых явлений

«Фраза»




48

Урок-зачет по теме «Сложное предложение».


выявить уровень усвоения темы «Сложное предложение» с точки зрения знания теории, при­обретения пунктуационных навы­ков, навыков синтаксического разбора, лингвистического анализа текста, правильного употребления в речи

Поиско­вая

Контроль. Компью­терная про­грамма «Фраза»

Индиви­дуальная

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы по­строения СП, употребления в речи, производить пунк­туационный и синтаксиче­ский разбор.

Уметь производить лингвистический анализ текста, соз­давать тексты раз­ных стилей и жан­ров с употреблени­ем в них разных видов сложных предложений.







49-50

Развитие речи: изложение с элементами сочинения по тексту

совершенствовать навык подробного изложения и рассуждения на тему -

Поиско­вая

Работа с книгой

Индиви­дуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопросы

Уметь самостоятельно редактиро вать и творчески перерабатывать собственный текст.







51

Повторение изученного в 9 классе.

Повторение и обобщение изученного.

Частично поисковая

Тест. Работа с книгой

Парная, групповая







«Фраза»




52

Контрольный диктант с грам­матическим заданием

выявить сформированность навыков в постановке знаков препинания,

пунктуационного и синтаксиче­ского разбора

Репро­дуктивная

Контроль

Фрон­тальная

Отражение в письменной фор­ме результатов своей деятельно­сти










53

^ Общие сведения о языке (3 ч). Роль языка в жизни человека и общества.

Цель: помочь осознать основные функции языка в обществе, научить составлять конспект .

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой

Парная

Знать основные функции языка в обществе. Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни общества

Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения -







54-55

Стили речи, их особенности.

познакомить с отличительными особенностями стилей.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой

групповая

Знать особенности каждого стиля речи.

Уметь писать сочинение разных стилей

презентация




56

^ Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (10 ч). Фонетика. Орфография.


систематизировать знания по фонетике, повторить орфогра­фию

Репродуктивная

Прохожде­ние мате­риала бы­стрым тем­пом

Индиви­дуальная, парная, групповая

Знать звуки речи, соотно­шение звука и буквы, связь фонетики с графикой и ор­фографией, основные орфо­эпические нормы. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.

^ Знать основные выразительные средства фонетики. Уметь применять их в собственной речевой практике, оценивать собст­венную и чужую речь с т. з. орфо­эпических норм.

«Фраза»




57-58

^ Морфемика. Словообразование. Орфография.


систематизировать знания по морфемике и словообразова­нию, повторить орфограммы этих разделов

Репродуктивная

Прохожде­ние мате­риала бы­стрым тем­пом

Индиви­дуальная, парная, групповая

^ Знать виды морфем: ко­рень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в мор­фемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообра­зованию в практике право­писания.

^ Знать основные выразительные средства словооб­разования. Уметь применять их на письме и в собственной рече­вой практике.

«Фраза»




59-62

^ Морфологи я и орфография

систематизировать знания о частях речи, повторить орфографию

Репродуктивная

Прохожде­ние мате­риала бы­стрым тем­пом

Индиви­дуальная, парная, групповая

Знать грамматическое зна­чение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числи­тельного, основные морфо­логические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

^ Знать основные выразительные средства морфоло­гии. Уметь применять их на письме и в собственной рече­вой практике.

«Фраза»




63-66

Синтаксис простого предложе­ния. Пунктуация.


систематизировать знания о простом предложении, повто­рить пунктуацию

Репродуктивная

Прохожде­ние мате­риала бы­стрым тем­пом

Индиви­дуальная, парная, групповая

Знать опознавательные признаки простого предло­жения, главные и второсте­пенные члены предложе­ния, односоставные пред­ложения, вводные слова. Уметь правильно расстав­лять знаки препинания, про­изводить пунктуационный разбор предложения, анали­зировать языковые единицы

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, ис­пользовать в речи основные вырази- . тельные средства синтаксиса.

«Фраза» презентация




67-68

Итоговый диктант по темам: «Обобщение изученного», «Сложное предложение».


выявить уровень орфогра­фической и пунктуационной гра­мотности

Репродуктивная

Контроль

Фрон­тальная

Овладеть орфографически­ми и пунктуационными на­выками на уровне ОС.

Уметь осуществ­лять речевой само­контроль, оцени­вать выполненную письменную работу с т. з. ее правильно­сти, находить грам­матические и рече­вые ошибки, недо­четы, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты









^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен


знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;


аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

^ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • основные единицы языка и их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

  • основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;

уметь

  • опознавать основные единицы языка, определять их особенности;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;

  • выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;

  • соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;

аудирование и чтение

  • понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);

  • читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);

  • пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

говорение и письмо

  • пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;

  • создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;

  • вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;

  • осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);

  • переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;




Похожие:

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа поляковой Елены Владимировны учителя начальных классов высшей квалификационной категории проектная деятельность
Г сентября г
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по русскому языку в 9а классе Бессмольной Елены Вячеславовны, учителя высшей квалификационной категории
Основная и старшая школа. М.: Баласс, 2004. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа поляковой Елены Владимировны учителя начальных классов высшей квалификационной категории школьный театр «Петрушка»
Г сентября г
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа поляковой Елены Владимировны учителя начальных классов высшей квалификационной категории кружок: «Страна Фантазия. Первые шаги в мире информатики»
Г сентября г
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 9а классе Бессмольной Елены Вячеславовны, учителя высшей квалификационной категории
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по географии в 6 классе учителя высшей квалификационной категории Мачильской Елены Николаевны
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией В. П....
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе учителя квалификационной категории Рассмотрено на заседании
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дро-фа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconЭкспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации
Ивановны учителя математики высшей квалификационной категории и Текучева Павла Викторовича – учителя математики высшей квалификационной...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа дунаевой Ольги Викторовны учителя начальных классов высшей квалификационной категории проектная деятельность
Г сентября г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы