|
Билет № 16. Вопросы: 1. Общая характеристика философии нового времени. Философия Бэкона и Гоббса. Индуктивизм в истории философии. "Парадокс индукции" (Юм) основные принципы его решения Кантом. 2. Основные концепции истины: общий обзор. Спор платонизма и интуицизма: логико-математические и гноссеологические аспекты. Ответы: 1. Открывается новый период в развитии философской мысли. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Философия нового времени характеризуется углублённым изучением природы, и отчасти, усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Философия Бэкона: он вступил на путь опыта и обратил внимание на необходимость наблюдения и опытов для обнаружения истины. Считал, что философия должна носить практический характер. Высшая цель науки - господство человека над природой. Ученый должен применять индуктивный метод познания (идти от наблюдения единичных фактов к широким обощениям). Нука имеет своим источником небесные сферы или землю. Она состоит из 2 видов знания - один из них внушается Ьогом, а другой ведёт своё начало от органов чувств. "Открыл" новую нууку - методологию эксперементального естествознания. Опыт может дать достоверное знание, если сознание свободно от ложных "призраков" (призраки рода, пещеры, рынка, театра). Философия Гоббса: реальны только тела, а их атрибуты - величина, движение и свойства - субъективны. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма (всё знание из деятельности органов чувств) Рассматривал Бога как источник начальной энергии мироздания. Геометрия превращается в стержневой научный метод. Гоббс проводит аналогию между государством и машиной. "Парадокс индукции". Достоверное знание может быть только логическим, а предметы иссследования не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Поскольку опыт нельзя обосновать логически опытное знание не может быть достоверным. В опыте нам дано сначала одно впечатление, а потом другое. Однако логически не доказуемо, что первое явление есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Ведь после этого не значит поэтому. Отсюда Юм делает вывод о невозможности познания объективного характера причинности. 2. Основные концепции истины: 1. Классическая концепция. Истина - это знание, соответствующее своему предмету. Истина характеризует отношение знания к реальности, к некоторому её фрагменту, составляющему предмет познания. Знание истино, если оно соответствует своему предмету. Платон, Аристотель. 2. Семантическое определение истины. Указывает условие, при котором высказывание может считаться истиным. 3.Когерентная теория истины. Истиность знания связывается с его самосогласованностью, непротиворечивостью. 4. Прагматическая теория истины. Истиность связывается с практической полезностью. Билет № 17. Вопросы: 1. Эволюция британского эмпиризма: от Локка к Юму. 2. Диалектика как метод и учение о мире. Ответы: 1. Эволюция проходит через 3 этапа. На первом он утверждает: источником наших знаний о бытии является опыт (Бэкон, Гоббс, Локк). Это утверждение сочетается с материалистическим пониманием бытия. На втором этапе он делает следующий шаг: мы познаём внешний мир лишь настолько, насколько он дан нам в опыте; мир дан нам только, как совокупность наших ощущений и помимо наших ощущений он не существует (Беркли). Здесь эмпиризм соединяется с феноменализмом, субъективным идеализмом. На третьей стадии эмпиризм приводит к выводу, что наше сознание существует лишь постольку, поскольку оно дано нам во "внутреннем" опыте, т.е. в наших представлениях о нём; помимо этих представлений никакого сознания нет. Следовательно нет ни внешнего мира, ни человеческого сознания (Юм, Милль). Это ведёт к абсолютному скептицизму. 2. Диалектика - методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. В настоящее время диалектика понимается как метод мышления, как система общих методлогических принципов, согласно которым надо раскрывать единство противоположностей в явлениях, рассматривать явление в изменении, движении, развитии, взаимосвязи. Билет № 18. Вопросы: 1. Рационализм Декарта и Спинозы. 2. Общий обзор идеалистических систем в классической философии. Ответы: 1. Декарт поставил на 1 место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данныфх интелекта. Рационализм - философское воззрение, признающее разум источником познания и критерием его истиности. Стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врождённых идей, которые во многом определяют результаты познания. Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Она характеризуется как вещь но не в обычном, а в метафизическом смысле - как сущее вообще, которое самодостаточно. Под субстанцией Декарт имел ввиду Бога. Декарт установил 2 принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механическое, явления внутреннего мира необходимо рассматривать с точки зрения ясного самосознания. Декарт разделил мир на 2 рода субстанций - духовную и материальную. Материальныя субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами - мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретённые в опыте. Метод научного познания Декарта - рационалистический. Учение Декарта развил Спиноза, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма (всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции). Бог отождествляется с природой. Единая субстанция обладает 2 познаваемыми атрибутами – протяжением и мышлением. 2. Для идеализма характерно стереть грань между бытием и сознанием (принцип тождества сознания с бытием). Идеалисты рассматривают бытие как «свойство» которое присуще прежде всего сознанию, и полагают, что бытие сознания лежит в основе всякого иного бытия. Субъективный идеализм доказывает зависимость внешнего мира от человеческого сознания. Объективный идеализм утверждает существование высшей духовной реальности или субстанции, которая составляет основу всякого бытия – как окружающей человека действительности, так и самого человека с его сознанием. |
![]() | Контрольная работа №2 по философии Вариант №2 Историческое развитие социальной философии Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Одними из основополагающих направлений философии... | ![]() | Документи 1. /1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ/1. Предмет и методы философии.doc 2. /1.... |
![]() | Вопросы по философии Основные этапы исторической эволюции предмета философии (античность, средневековье, Новое время, современная философия) | ![]() | Список экзаменационных вопросов Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта |
![]() | И. В. Бестужев-Лада Ретроальтернативистика в философии истории Возникает вопрос: нельзя ли инструментарий исследований будущего обратить в прошлое с целью расширить диапазон оценок в философии... | ![]() | Документи 1. /Философия - Экзамен/_интернет- экзамен.doc 2. /Философия... |
![]() | Пленэр. От философии к психоанализу. Выпуск 2(2)/2012 оано дпо «Челябинский институт психоанализа» А. И. Лучанкин, д ф н., профессор умит (председатель, рецензент по направлению «философия») | ![]() | Реферат по философии на тему: «идеальное государство платона». студентка ф-та Гиму группы 293 ... |
![]() | Уроков Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества | ![]() | Кафедра философии Институт Канта Кафедра философии и Институт Канта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта приглашают Вас принять участие во... |
![]() | Сознание и познание проблема познаваемости мира Философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и«понятие», «учение») |