Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История icon

Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История



НазваниеHttp://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История
Дата конвертации29.01.2013
Размер68.57 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /социальная психологи/Aktivnye_metody_obuheniq.doc
2. /социальная психологи/Aktivnye_metody_socialqnogo_obuheniq.doc
3. /социальная психологи/Andreeva.doc
4. /социальная психологи/Brejnstorming.doc
5. /социальная психологи/Diskussionnye_metody.doc
6. /социальная психологи/Kommunikativnaq_struktura_maloj_nruppy_1.doc
7. /социальная психологи/Konflikt_v_socialqnoj_psihologii.doc
8. /социальная психологи/Varianty_opredeleniq_mesta_socialqnoj_psihologii.doc
9. /социальная психологи/социально-психологический тренинг.doc
Психолого-педагогические основы активных методов обучения
Смолкиным А. М
Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
Брейнсторминг: как сделать его эффективным?
Дискуссионные методы
Социальная психология
Конфликт. Основные понятия
Варианты определения места социальной психологии: («границы» с социологией и психологией)
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История

http://fceri.ooi.ru/pcy.html

Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы.

История

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом Это понятие ввел в обиход М. Форверг.


Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.


Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.


Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.


В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.


В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенно в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.


Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.


Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.


В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.


Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.


Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы , руководителями предприятий и организаций.


Цель

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.


Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.


Особенности работы тренинговой группы

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.


Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.


Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.


Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.


Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведен экспериментировать с ними.


В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.


Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.


Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.


В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.


Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.


Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.


Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.


Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются: — содержательный план работы;

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.


Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.


Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.


Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.








Похожие:

Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconКалендарно-тематическое планирование. «История». 5 класс
История народов, государств и цивилизаций. Всемирная, всеобщая и отечественная история. Социально-экономическая, политическая, культурная...
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconМинистерство образования республики беларусь
Что такое история. Понятие «всемирная история». Историческая периодизация. Понятие «цивилизация» и его определение. Основные тенденции...
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconДокументи
1. /Иванов А.Н. - Притчи и истории для тренера и консультанта (Психологический тренинг)...
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconДокументи
1. /тренинг/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /тренинг/10-Тренинг...

Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconДокументи
1. /Тренинг и контроль/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /Тренинг...

Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconДокументи
1. /История/История ЕГЭ.Важно!!!!!!!!!/chast_s__primery_zadaniy_raznyh_tipov._ix-xvi_veka_.doc
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconСоциально-гуманитарные предметы История Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconДокументи
1. /История/~$рточки.doc
2. /История/История...

Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconЦели и задачи учебной дисциплины
На ступени среднего полного образования она реализуется в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история»
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconСеминар для школьных психологов социально-психологический тренинг для старшеклассников
Актуализация вопроса о необходимости обеспечения школьников психологическими знаниями
Http://fceri ooi ru/pcy html Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История iconСоциально-психологический тренинг
Один из видов активного обучения, где принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии собственного поведения и поведения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы