
ФИЛИАЛ ОАО “ФСК ЕЭС” – КАРЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ПЕРЕГОВОРОВ И ДОКУМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА КАРЕЛЬСКОГО ПМЭС
г. Петрозаводск 2008г.
УТВЕРЖДАЮ: Главный инженер КПМЭС ________________ О.В.Севостьянов «___» ________________ 2008 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ПЕРЕГОВОРОВ И ДОКУМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА КАРЕЛЬСКОГО ПМЭС
Петрозаводск 2008
СОДЕРЖАНИЕ 1. | ОБЩАЯ ЧАСТЬ. | 4 | 2. | ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ (ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ). | 5 | 3. | ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ОПЕРАТИВНОМ ЖУРНАЛЕ. | 8 | 4. | ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ. | 9 | 5. | ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ДОПУСК К РАБОТАМ НА ОТКЛЮЧЕННОЙ ВЛ И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ОПЕРАТИВНОМ ЖУРНАЛЕ. | 11 | 6. | ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ДОПУСК ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ВЛ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ (НА ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЯХ) И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ОПЕРАТИВНОМ ЖУРНАЛЕ. | 14 | 7. | ОПЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ. | 16 | 8. | ЖУРНАЛ ЗАВОК НА ВЫВОД ИЗ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ. | 22 | 9. | ЖУРНАЛ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ, АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ. | 23 | 10. | ЖУРНАЛ ВВОДА ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТУ | 23 | 11. | ЖУРНАЛ РАСПОРЯЖЕНИЙ. | 24 | 12. | ЖУРНАЛ УЧЕТА РАБОТ ПО НАРЯДАМ И РАСПОРЯЖЕНИЯМ. | 24 | 13. | ЖУРНАЛ ДЕФЕКТОВ И НЕПОЛАДОК С ОБОРУДОВАНИЕМ. | 26 | 14. | ЖУРНАЛ УЧЕТА ВЫДАЧИ КЛЮЧЕЙ. | 28 | 15. | КАРТА УСТАВОК РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ. | 30 | 16. | ЖУРНАЛ ОСМОТРА И ОПРОБОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ | 29 | 17. | СУТОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ. | 29 | 18. | БЛАНКИ И ПРОГРАММЫ ОПЕРАТИВНЫХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ. | 30 | 19. | ИНСТРУКЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ. | 30 | 20. | ГЛАВНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДСТАНЦИИ. | 30 | 21. | СХЕМЫ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ. | 32 | 22. | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПОДСТАНЦИИ. | 32 |
|
|
| 23. | ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. | 32 | 24. | СРОКИ ХРАНЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. | 33 |
| Приложение №_1_ Перечень рекомендуемых сокращений, используемых в оперативной документации Приложение №_2_ Перечень документации на рабочем месте оперативного персонала подстанций КПМЭС (образец) Приложение №_3_ Примерный перечень оперативной документации на рабочем месте оперативного персонала подстанций КПМЭС Приложение №_4_ Примерный перечень оперативной документации на рабочем месте ДИ КПМЭС |
|
|
|
|
| Приложение №5 Порядок записей в оперативном журнале при выводе-вводе в ремонт оборудования ПС |
|
| Приложение №6 Формы суточной сводки и образец их ведения |
| Приложение №7 Регламент оперативных сообщений при ТН Приложение №8 Порядок выдачи разрешения на подготовку рабочих мест и допуск на ВЛ и оборудование ПС КПМЭС Приложение №9 Примерная форма ведения оперативного журнала ПС Приложение №10 Примерная форма ведения оперативного журнала ДИ КПМЭС Приложение №11 Форма журнала осмотра и опробования оборудования и образец его ведения Приложение №12 Форма суточной ведомости осмотров и опробований оборудования и образец ее ведения Приложение 13 Условные графические обозначения (знаки) положений коммутационных аппаратов
ОБЩАЯ ЧАСТЬ «Инструкция по ведению переговоров и документации оперативно-диспетчерским персоналом КПМЭС» составлена на основании Стандарта ОАО «ФСК ЕЭС» «Правила ведения переговоров и документации оперативно-диспетчерским персоналом ОАО «ФСК ЕЭС» (далее – Правила). Инструкция определяет единый порядок ведения оперативных переговоров, оперативной документации и схем в КПМЭС. Инструкция составлена на основании "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" (ПТЭ), Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (МПОТ), Стандарта ОАО РАО «ЕЭС России» «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем» и нормативно-технических документов, утвержденных Минпромэнерго РФ, с учетом требований инструкций и положений для оперативного персонала, действующих в электроэнергетической отрасли. Знание инструкции обязательно для оперативного персонала подстанций, дежурных инженеров КПМЭС, уполномоченных работников КПМЭС, имеющих право выдачи разрешения на подготовку рабочих мест и допуск бригад для работ, и административно-технического персонала, в компетенцию которого входят вопросы оперативного обслуживания и оперативно-диспетчерского управления сетевыми объектами КПМЭС. У оперативного персонала должна находиться оперативная и технологическая документация. К оперативной документации относятся журналы, схемы, бланки в которых оперативный персонал делает записи, либо с записями в которых он обязан ознакомиться под роспись. Остальная документация, которую оперативный персонал использует в процессе своей работы (инструкции, положения, правила и т.д.) относится к технологической. Перечни оперативной и технологической документации для оперативного персонала каждой подстанции утверждаются главным инженером предприятия. Допускается иметь общий перечень с выделением в нем оперативной документации. Примерные Перечни оперативной документации приведены в Приложениях №2, 3, 4. Перечень рекомендуемых сокращений, используемых в оперативной документации, приведен в Приложение №1. Все журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны и подписаны начальником подстанции или службы. Записи в журналах должны быть четкими и разборчивыми, вестись в хронологическом порядке, не иметь помарок и подчисток. Записи на полях и между строк не допускаются. Ошибочные записи аккуратно зачеркиваются одной линией с подписью лица, допустившего ошибку. Если пропущена запись, то ставится реальное время записи. Пишется слово «Пропущено» и текст. Оперативно-диспетчерский персонал перед приемкой смены обязан ознакомиться под роспись с записями, сделанными за время его отсутствия, в следующих журналах: оперативном, распоряжений, релейной защиты, автоматики и телемеханики. В технологические схемы должны своевременно вноситься все изменения; информация об изменениях в технологических схемах должна доводиться до сведения оперативного персонала с записью в соответствующих журналах. Оперативная документация и схемы должны регулярно просматриваться административно-техническим персоналом (начальником подстанции или специалистом по оперативной работе - ежедневно) с целью принятия необходимых и своевременных мер к устранению дефектов и нарушений в работе электрооборудования подстанций и линий электропередачи, а также недостатков в деятельности подчиненного персонала. Порядок оформления оперативной документации при выводе в ремонт, вводе в работу оборудования ПС приведена в приложении № 5.
ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ (ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ) Оперативные переговоры - переговоры оперативно-диспетчерского персонала одного или разных уровней диспетчерского управления, в т.ч. переговоры с допускающим бригады к работам на линиях электропередачи (далее ВЛ), при которых передаются и принимаются распоряжения и разрешения, а также сообщения о состоянии или изменении состояния схемы и режима работы электрических сетей (ВЛ и оборудования, устройств РЗА и ПА, ТМ и связи) и о принимаемых мерах по ликвидации технологических нарушений. Перед началом переговоров с любым телефонным абонентом оперативно-диспетчерский персонал КПМЭС обязан представиться с указанием места своего нахождения (объекта), должности и фамилии. Пример: подстанция 90 – ДЭМ Литвиненко. Право ведения оперативных переговоров предоставляется оперативно-диспетчерскому персоналу ПС, дежурному инженеру КПМЭС, уполномоченному работнику ПМЭС, имеющему право выдачи разрешения на подготовку рабочих мест и допуск бригад для работ (начальник ПС и др.), соответствующими распорядительными документами КПМЭС. Право ведения оперативных переговоров с оперативно-диспетчерским персоналом КПМЭС имеют диспетчерский персонал ЦУС СЗ, ОАО «СО-ЕЭС» и его филиалов (ОДУ, РДУ), диспетчерский персонал ЦУС РСК и персонал предприятий-потребителей, согласно спискам, утверждаемым или подписываемым ежегодно техническими руководителями этих организаций. Право на получение оперативной информации (переговоры) о состоянии оборудования и режиме работы энергообъектов КПМЭС имеют: Генеральный директор МЭС Северо-Запада; Главный инженер МЭС Северо-Запада и его заместители; Директор КПМЭС; Главный инженер КПМЭС, и его заместители; Директор по оперативному управлению - Главный диспетчер МЭС; Начальник СДУ ЦУС МЭС Северо-Запада; Сотрудники СДУ ЦУС МЭС Северо-Запада, ДС ФСК; Руководители технических подразделений КП МЭС; Ответственные дежурные КПМЭС, МЭС Северо-Запада и ФСК; Работники Департамента технического аудита ОАО «ФСК ЕЭС». Списки лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров, должны составляться ежегодно и выдаваться на рабочие места оперативно-диспетчерского персонала. Корректировка списков осуществляется непосредственно после допуска к самостоятельной работе нового оперативно-диспетчерского персонала. Оперативный персонал КПМЭС обязан вести оперативные переговоры только с лицами, указанными в списках. Передача оперативной информации посторонним лицам запрещается. Управление электроэнергетическим режимом энергосистемы осуществляется посредством диспетчерских команд и распоряжений, а также путем выдачи разрешений. Диспетчерская команда дается диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу подстанции и содержит указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (конкретного действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплутационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой. Диспетчерское распоряжение дается вышестоящим диспетчерским центром нижестоящему диспетчерскому центру, субъекту электроэнергетики или потребителю электрической энергии с управляемой нагрузкой в виде документа, определяющего содержание, порядок и сроки осуществления действий, связанных с управлением технологическими режимами работы и эксплутационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой. Производство оперативных переключений в электроустановках подстанций, находящихся в оперативном управлении вышестоящего диспетчера, производятся по его "команде", а в электроустановках, находящихся в его оперативном ведении, - с его "разрешения". Оперативные команды (распоряжения) отдаются четко, конкретно, в повелительной форме, а разрешения в утвердительной форме. Исключается из оперативного употребления все излишние добавления характера просьбы, пожелания и т.п. как «Прошу», «Пожалуйста», «Нужно», «Следует» и т.п. При телефонных оперативных переговорах персонал должен придерживаться следующих рекомендаций: Диалог должен быть четким и кратким, состоящим из установленных правилами терминов и определений. При этом должна исключаться возможность неправильного понимания команд, разрешений, сообщений и другой информации. Диспетчерские наименования оборудования, устройств релейной защиты и автоматики должны полностью исключать неоднозначность их понимания и толкования. Применение сокращенных наименований запрещается. Если полученное задание или сообщение не понятно, то оперативный персонал обязан переспросить лицо, давшее задание или сделавшее сообщение, и получить у него соответствующие разъяснения. Оперативный персонал не имеет права приступать к переключениям, если задание в какой-либо части для него неясно или он сомневается в его правильности. Разрешение вышестоящего диспетчера на производство переключений может быть отдано в общем виде. Для координации действий оперативного персонала на разных энергообъектах, задание выдается пооперационно. В этом случае вышестоящий диспетчер указывает пункты программы переключений, бланка переключений, подлежащие выполнению. После получения команды от вышестоящего диспетчера, дежурный подстанции обязан повторить ее с указанием местного времени. О выполнении задания дежурный подстанции сообщает диспетчеру с указанием времени выполнения операций и содержания выполненной операции. Все оперативные переговоры, как в нормальных режимах, так и при ликвидации технологических нарушений, должны быть записаны с помощью автоматических средств звукозаписи на магнитные или иные носители. Начальники подстанций (специалисты по оперативной работе) и представители службы диагностики должны не реже 1 раза в месяц прослушивать записи оперативных переговоров для контроля за их качеством. Звуковые записи оперативно-диспетчерских переговоров, сделанные во время ликвидаций чрезвычайных ситуаций, технологических нарушений в работе энергообъектов, пожаров, а также сообщений о несчастных случаях с людьми, относятся к материалам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке. При нарушении связи допускается передача команды (разрешения) о переключениях оперативному персоналу данной подстанции через оперативный персонал другой подстанции, а также через ДИ КПМЭС, диспетчера СДУ ЦУС МЭС Северо-Запада, которые обязаны записать передаваемую команду (разрешение) с указанием даты и времени в оперативный журнал и на магнитные или иные носители. Вести переговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей, по прямым диспетчерским каналам связи оперативно-диспетчерскому персоналу запрещается. Оперативный персонал подстанции и ДИ КПМЭС должны отдавать рапорт о состоянии схем и режиме работы сетевого оборудования руководителям МЭС Северо-Запада и КПМЭС при посещении ими главного щита управления. 2.19. По указанию соответствующих руководителей подобный доклад представляется и другим лицам. 2.20. При вступлении на смену дежурный персонал подстанции обязан отдать рапорт вышестоящему диспетчеру, ДИ КПМЭС, о принятии смены по следующей форме: - назвать номер ПС и фамилию, -состояние электрической схемы подстанции (нормальная или отклонения от нее), -состояние основного оборудования (в работе, резерве, ремонте), замечания и отклонения в работе оборудования, -состояние релейной защиты и автоматики (отклонения от нормального режима), - основные, производимые на объекте ремонтные работы, - время (для сверки часов). 2.21. Перед сдачей смены (в утренние часы до 07-00) оперативный персонал ПС обязан передать оперативную сводку за сутки ДИ КПМЭС. В сводке указываются сведения об аварийных отключениях, дефектов оборудования, УРЗА и СДТУ, планируемые выводы в ремонт оборудования, ненормальном режиме оборудования, состоянии схемы ПС, о работе за прошедшие сутки, активная нагрузка по линиям 330/ 220/150 кВ за прошедшие сутки, погода. 2.22. ДИ КПМЭС до 07:15 обязан передать оперативную сводку руководству КПМЭС в электронном виде (с 07:00 предыдущих до 07:00 текущих суток). Формы суточной сводки по Карельскому и Кольскому районам приведены в Приложении № 6.
ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ Переключения по выводу в ремонт и вводу в работу оборудования, находящегося в оперативном управлении оперативно-диспетчерского персонала должны производиться, как правило, по заранее разработанным и утвержденным типовым бланкам переключений. Перед началом оперативных действий по производству переключений оперативно-диспетчерский персонал должен четко представлять конечную цель переключений, последовательность выполнения намеченных операций и допустимость их выполнения по состоянию схемы и режиму работы оборудования. Команду (разрешение) о переключении диспетчер отдает непосредственно подчиненному оперативно-диспетчерскому персоналу. Содержание команды (разрешения) о переключении и порядок ее (его) выполнения определяются отдающим его диспетчером с учетом сложности задания, необходимой координации действий оперативного персонала и согласованности изменений в схемах электроустановок. В команде указывается цель переключений и последовательность выполнения операций. Команда (разрешение) отдается на одно задание, включающее операции, направленные на достижение одной цели. Команда, разрешение диспетчера о переключении считаются выполненными, если об этом будет сообщено диспетчеру лицом, получившим их. Оперативному персоналу не допускается исполнять непонятные для него команды, разрешения. Оперативные переговоры, связанные с выводом оборудования в ремонт или вводом его в работу после сообщения о готовности к переключениям ДИ КПМЭС, как правило, выполняются в следующей последовательности: При выводе в ремонт: запрос у старшего оперативно-диспетчерского персонала, в чьем управлении или ведении находится оборудование, разрешения на вывод его в ремонт; согласование вывода в ремонт с оперативно-диспетчерским персоналом, в чьем оперативном ведении находится данное оборудование; производство переключений по диспетчерским командам оперативно-диспетчерского персонала, в чьем оперативном управлении находится оборудование или разрешениям оперативно-диспетчерского персонала, в чьем оперативном ведении находится оборудование; получение у диспетчера СДУ ЦУС МЭС Северо-Запада, персонала диспетчерских подразделений ПМЭС или уполномоченного работника ПМЭС разрешения на подготовку рабочих мест и допуск бригад для работ (с указанием срока их окончания и, при необходимости, особых условий, связанных с проведением работ). При вводе в работу: сообщение старшему оперативно-диспетчерскому персоналу в чьем управлении или ведении находится оборудование, об окончании работ (обратив внимание на удаление людей и приемку рабочего места); сообщение старшего оперативно-диспетчерского персонала о дальнейших действиях в отношении оборудования (ввод в работу, вывод в резерв); производство переключений по диспетчерским командам оперативно-диспетчерского персонала, в чьем оперативном управлении находится оборудование или разрешениям оперативно-диспетчерского персонала, в чьем оперативном ведении находится оборудование; сообщение о действиях с оборудованием (ввод в работу, вывод в резерв) оперативно-диспетчерскому персоналу, в чьем оперативном ведении находится данное оборудование. ОПЕРАТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ Процесс ликвидации технологических нарушений требует от оперативного - диспетчерского персонала всех уровней предельной лаконичности всех сообщений и распоряжений. Необходима также абсолютная точность во всех сообщениях, исключающая возможные недопонимания и ошибки. Успех ликвидации технологических нарушений в большой степени зависит от правильной ориентации оперативно-диспетчерского персонала в создавшейся ситуации и четкости в отдаче команд подчиненному оперативному персоналу. Вышестоящий оперативно-диспетчерский персонал должен быть немедленно информирован об обстоятельствах технологического нарушения на оборудовании, находящемся в его оперативном управлении или оперативном ведении. Сообщение о технологическом нарушении вышестоящему оперативно-диспетчерскому персоналу должно содержать следующую информацию: точное время возникновения технологического нарушения; основные характеристики технологического нарушения (отключившееся оборудование, действие устройств релейной защиты и автоматики, показания приборов); самостоятельные действия персонала (опробование напряжением отключившегося оборудования, осмотр оборудования, производство переключений и т.д.); последствия технологического нарушения и обстановка на объекте (погашение потребителей, перегрузка оборудования, возможность включения оборудования в работу, состояние собственных нужд, пожаротушения, несчастные случаи с людьми); причины технологического нарушения, если они установлены. Вышестоящий оперативно-диспетчерский персонал должен подтвердить, что он принял информацию. При ликвидации или в целях предотвращения технологических нарушений разрешается производить переключения без применения бланков переключений, с последующей записью в оперативном журнале – после ликвидации технологического нарушения. При этом не допускаются отступления от требований правил безопасности. Регламент времени на передачу сведений оперативным персоналом должен строго соответствовать «Регламенту оперативных сообщений о технологических нарушениях, отклонениях от нормальных режимов в работе электрооборудования, изменениях состояния оперативной схемы и несчастных случаях на объектах Карельского ПМЭС». Регламент приведен в Прилож. № 7. При действии устройств РЗА оперативный персонал объекта обязан передать сведения обо всех сработавших защитах и автоматики. 4.8. На каждом рабочем месте дежурного персонала, должны быть регламенты, определяющие порядок передачи информации, и списки лиц, которым они должны сообщать о событиях, с указанием служебных, мобильных, домашних телефонов. |