\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" icon

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии"



Название"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии"
Дата конвертации18.09.2012
Размер54.7 Kb.
ТипУрок
источник
1. /Урок-упражнение.docx"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии"

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии"

В связи с особенностями работы с иностранными учащимися (наличие языкового барьера, особенностей менталитета) существует необходимость в применении большого количества наглядного материала, и материала с использованием языковых параллелей. Разработанная система с применением карточек с дифференцированными заданиями позволяет облегчить запоминание, более наглядно и индивидуально подходить к изучаемому материалу для каждого ученика. Применение стихотворных материалов, загадок, ребусов, кроссвордов помогает более детальному запоминанию материала, помогает активизировать творческое, логическое и операционное мышления.

В ходе практических работах учащийся учится наблюдать, сопоставлять, вникать в сущность изучаемых явлений, выделять главное, предполагать свойства вещества и самостоятельно делать выводы. Направление и активизация деятельности учащихся на освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний.

Независимо от варианта проведения занятий можно выделить следующие основные задачи, решаемые на этапе обучения химии и биологии;

- создание мотивации к изучению предметов;

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе;

- создание в представлении учащихся образа химии как интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;

- формирование у учащихся элементарных практических умений;

- подготовка учащихся к восприятию нового предмета, сокращение и облегчение адаптационного периода;

- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту;

- обучение на основе межпредметной связи, используя знания учащимися ключевых понятий;

- формирование общеучебных умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;

- развитие у обучающихся теоретического, творческого, логического и операционного мышления.

Приоритет данной разработки в том, что с небольшими изменениями (с учетом специфики учебного заведения и способностями учащихся) ее можно использовать учителям, работающим по разным учебникам и разным программам, в том числе и при работе с иностранными учениками, так как она очень актуальна и доступна для понимания.


Урок химии в 8-м классе "Химические уравнения" (урок-упражнение)




1.''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла. (химическая реакция)

2.Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один. (реакция соединения)

3.Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое. (реакция разложения)

Цель:

  • обеспечить закрепление умений в составлении уравнений химических реакций, определении типов химических реакций;

  • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты (типы химических реакций);

  • ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль при выполнении самостоятельной работы;

  • развивать рефлексивную культуру, воспитывать умения общаться друг с другом.

На мотивационно-ориентировочном этапе, исходя из темы урока, учащимся предлагается сформулировать цель самостоятельно.

На доске делается запись:

  • Знать: типы химической реакции

  • Уметь: расставлять коэффициенты в уравнении и определять тип реакции

Урок начинается с актуализации знаний. В течение двух минут каждый учащихся задает любые вопросы по теме “Химические уравнения. Типы химических реакций”. В это же время пишется на доске общие схемы типов реакций. По окончании работы дается определения по схемам.

  • А+В=С (соединения) (загадка 2.)

  • С=А+В (разложения) (загадка 3.)

  • АВ+СД=АД+СВ (обмена)

  • АВ+С=АС+В (замещения)

Схемы на доске позволяют вспомнить материал тем учащимся, у которых в большей степени развита зрительная память. Те, у кого слуховая - еще раз воспринимают материал, произнесенный вслух.

На операционно-исполнительном этапе по возможности проводится групповая работа. В группу включаются обучающиеся с различными учебными возможностями: высокими, средними и низкими. Как правило, это группа из 4-х человек. Ребята сидят за двумя партами, развернувшись лицом друг к другу. Каждой группе предлагается карточка, в которой написаны исходные вещества и продукты реакции. Например,

 

CuO +H2O

СaO + HNO3

 

 

Cu + H2O

SO3 + NaOH

 

 

K2 O

Mg + H2 SO4

 

Предлагается набор карточек, которые необходимо положить в пустые прямоугольники. Карточки содержат правильные и неправильные ответы:

http://festival.1september.ru/articles/503798/full.gif

Задание:

1. Составьте уравнения, расставив коэффициенты.

2. Определите тип химической реакции. Какой признак вы положили в основу классификации?

3. Назовите продукты реакции.

Цель данной работы в формировании умений применять знания, а степень овладения этими знаниями позволяет судить о качестве усвоения обучающимися учебного материала и направлять процесс их обучения. Такой прием позволяет сосредоточить максимум внимания на активизации мыслительной деятельности. Многократное использование карточек на различных этапах урока позволяет отрабатывать умения правильно составлять формулы и уравнения, расставлять коэффициенты, прогнозировать продукты реакции и исходные вещества. Задания позволяют развивать познавательные процессы, а это, в свою очередь, связано с успешностью обучения.

Задания можно разнообразить. Эти же схемы можно использовать для упражнений на развитие внимания. Например, предложить подчеркнуть одной чертой формулы оксидов, двумя - оснований, волнистой - кислот. Задания на установление признаков классификации реакций позволяет развивать умения сравнивать, а результатом сравнения становится классификация. Обучающиеся с низкими учебными возможностями получают консультации от обучающихся с высокими учебными возможностями. Во время общения многократно проговаривается материал, развивается речь. Обучающиеся учатся контролировать свою деятельность, осуществляют коррекцию. На данном этапе урока учитель выступает в роли консультанта.

Затем предлагается индивидуализированная самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Обучающимся предоставляется право выбора любого варианта. Здесь же можно предложить творческие задания по составлению цепочек превращений и записи соответствующих реакций с определением их типа.

На оценочном этапе учащиеся возвращаются к цели урока: что они должны знать и уметь. Обсуждается итог урока и высказываются суждения о реализации своих возможностей на уроке: “Как я усвоил тему?”, “Как я реализовал себя в ходе урока?”

Самостоятельная работа сдается на проверку учителя, на полях ученик может сделать рисунок - ощущения от работы на уроке:

Задание на дом:

  1. Составить 5 схем уравнений реакций, правильно расставить коэффициенты в реакции и назвать их тип.

  2. Составить сочинение или сказку по определенному типу реакции.




Похожие:

\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconТема самообразования: «Активизация познавательной деятельности младших школьников»
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном уровнеразвития педагогической теории и...
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconИнформация по кадрам мбоу сош с. Мазейка
Активизация познавательной деятельности путем использования различных методов и приемов на уроках химии
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconДоклад «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках черчения»
Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи,...
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconОбобщение и распространение педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне
Вует в работе семинаров, педсоветов. Обобщила опыт по проблемам: развитие процессов понимания на уроках химии, использование интерактивных...
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconМо учителей гуманитарного цикла моу большекрепинская сош
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconМо учителей гуманитарного цикла моу большекрепинская сош
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель
Отдел образования, физической культуры и спорта управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconАктивизация познавательной деятельности на уроках немецкого языка
В целях активизации речемыслительной деятельности учащихся при изучении иностранного языка целесообразно использовать следующие игровые...
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconКукина Галина Александровна Активизация познавательного интереса учащихся на урок
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии через использование элементов новых педагогических технологий
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconРайонное методическое объединение учителей биологии и химии в него входят 13 человек
Вотинова Марина Петровна- учитель биологии и химии моу посш и по совместительству учитель химии в моу босш. Стаж работы 1 год. Тема...
\"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии\" iconФормирование учебно-познавательной компетентности на уроках биологии
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы