Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград icon

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград



НазваниеСредняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград
страница1/6
Дата конвертации18.09.2012
Размер1 Mb.
ТипПрезентация
источник
  1   2   3   4   5   6
1. /sbor 4.docСредняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии


Сборник методических материалов № 4


Из опыта работы


Белград

2011


Содержание


Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания. Михайлова М.А., учитель истории и обществознания


Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в начальной школе. Старова Ю.В., учитель начальных классов


Использование современных информационных технологий на уроках английского языка. Болдырева О.И., учитель английского языка


Урок «Явление электромагнитной индукции» с использованием ИКТ. Дербенцева Л.Е., учитель физики и информатики


Презентация как средство обобщения знаний на уроках английского языка. Корчагина И.А., учитель английского языка


Использование элементов фольклора на уроках русского языка и чтения в начальных классах. Краснова Т.В., учитель начальных классов


Урок-игра в 8-м классе по теме "Авария с выбросом радиоактивных веществ". Яковлева Н.Н., учитель ОБЖ


Организация проектной деятельности как условие успешного литературного образования школьников. Шестопалова Л.В., учитель русского языка и литературы


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка через самостоятельные задания. Евсюкова З.Г., учитель русского языка и литературы


Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. (Для самостоятельного изучения темы. 9 класс) Старов С.Н., учитель химии и биологии


Как подготовить и провести родительское собрание. Хромина Н.Н., учитель начальных классов, засл. учитель РФ


«Имя, знакомое всем!» (Сценарий праздника, посвященный 105-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто.) Томалак Н.В., учитель начальных классов


Цветущие растения нашего города. Наконечный Н.В., засл. учитель РФ, зам. директора по УВР


Использование информационно-коммуникативных технологий

на уроках истории и обществознания.


Михайлова М.А.,

учитель истории и обществознания


Современное общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Это составляет основу процесса информатизации, информация становится стратегическим ресурсом общества, превращается в товарный продукт.

Процесс модернизации российского общества определяет приоритетные направления в системе образования, которые изложены в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации.

Информатизация направлена на изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе. Информационно-коммуникативные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при изучении истории.

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Применение ИКТ позволяет существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.

В зависимости от целей урока информационные технологии применяю на уроках:

- изучения нового материала;

- обобщения и систематизации знаний;

- при выполнении практических работ, творческих заданий;

- при контроле знаний и умений.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса приемы:

- актуализация знаний;

- объяснение нового материала;

- закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний;

- контроль знаний и умений.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии:

1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;

2. повышают интенсивность обучения;

3. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

4. обеспечивают объективность оценивания результатов;

5. увеличивают долю самостоятельной работы.


Варианты использования ИКТ разнообразны:

1. Мультимедийные презентации:

В процессе изучения исторического материала мультимедийная презентация позволяет решать важнейшие задачи - зрительное восприятие, отображение образа в сознании и в конечном итоге формирование образного мышления. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Компьютерные презентации позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря.

За время работы мною накоплено и систематизировано большое количество материала. Источники пополнения компьютерных презентаций разнообразны: личные, созданные учениками, коллегами и из интернета. Система мультимедийных презентаций по истории Древнего мира /5 класс/ и истории средних веков /6 класс/, обществознание 8-9 классы, тематические презентации /Эпоха Ивана Грозного, международные отношения и внешняя политика, по военной тематике, по искусству/.

2. Создание опорных конспектов, схем, таблиц, диаграмм.

Применять компьютерную презентацию можно как в течение всего урока, так и на отдельных его этапах. В процессе преподавания истории задача сформировать умение анализировать, проводить сравнение может быть решена при помощи таблиц, схем, диаграмм. Например, схемы «Государственное устройство России в XVII в.» и «Государственное устройство России в XVIII в.», позволяют увидеть изменения и сделать вывод о реформировании политической системы при Петре I. При характеристике общественного развития таблицы «Социальная структура общества в середине XIX в.» и «Социальная структура общества в начале XX в.» позволяют учащимся определить изменившийся социальный состав и сделать выводы о процессе модернизации в России. Диаграммы и графики позволяют продемонстрировать процесс экономического развития.

3. Применение на уроках электронных учебных пособий.

История особый предмет, в процессе изучения которого, зрительное восприятие играет большую роль. Наглядно представить происходящее событие, погрузиться в историческую эпоху позволяют мультимедийные ролевые сюжеты, флеш-фильмы, тематические диски. Например, электронная версия «История государства Российского» Н.М. Карамзина, "Классика. История России" собрания сочинений И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского, серия тематических дисков «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Сталинградская битва», «Битва за Москву», «Курская битва» и др.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных CD или в Интернете. Например, электронные энциклопедии. В своей работе я использую исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», CD «Династия Романовых. Три века российской истории», CD «Золотое кольцо России», CD «Московский Кремль». Большую помощь в подготовке к урокам оказывают электронные энциклопедические словари и справочники, например, CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

4. Применение Интернет - ресурсов на уроках истории.

Благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам, энциклопедиям, словарям. При помощи Интернет возможно познакомиться с новыми методиками и технологиями обучения истории и обществознания, получить методическую помощь, использовать на уроках разработки уроков и мультимедийные презентации, размещенные на образовательных сайтах.

В процессе педагогической деятельности мною используются образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В своей работе я использую следующие методические сайты: сайт издательства «1 сентября» - и его раздел «История», сайт «Я иду на урок истории» и сайт «Архив учебных презентаций». Здесь я нахожу большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе я нахожу на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов).

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

5. Проектная деятельность учащихся.

В соответствии с новыми направлениями Концепции образования необходимо создать условия для самостоятельного творческого поиска. Проектная деятельность учащихся с использование ИКТ – как новая форма учебной деятельности, позволяет наиболее полно реализовать эту задачу. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему, прививаются навыки научно-исследовательской и практической деятельности: развивается умение самостоятельно осуществлять поиск информации, используя разнообразные источники, обрабатывать ее при помощи компьютерных технологий и кратко излагать материал. В этом учебном году учащиеся 9 класса разрабатывали проект «Международные отношения в межвоенный период». Вопросы внешней политики достаточно сложны и требуют более глубокого изучения. Учащиеся получили задание, самостоятельно подбирали материал, систематизировали его, обобщали информацию и на основе полученных знаний создали презентацию по теме, которую успешно защитили в классе.

Таким образом, проектная деятельность с использованием информационных технологий позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

6. ИКТ во внеклассной деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии успешно применяются во внеклассной работе: игры, конкурсы, викторины, классные часы. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок интересным, красочным, ярким, эмоционально насыщенным и добиться главной цели – повышения мотивации в обучении, прочного усвоения материала и лучших результатов учебной деятельности. В качестве примера можно привести викторины по истории древнего мира «Древний Восток» и истории средних веков «Путешествие в Средневековье». Эти викторины созданы по аналогу телевизионной викторины «Своя игра». В период проведения в школе недели гуманитарных дисциплин шестиклассники были поделены на команды, и каждая получила задание создать компьютерную презентацию по теме «Удивительный мир средневековья». Ребята увлеченно и творчески подошли к выполнению задания и представили различные работы: «Культура средневековья», «Интересные события в истории», «Путешествие в прошлое» с использованием анимации.

Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов: прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов.


Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в начальной школе.


Старова Ю.В.,

учитель начальных классов


«Здоровье - способность человека

сохранять соответствующую

возрасту устойчивость в условиях

резких изменений количественных

и качественных параметров

триединого потока

сенсорной, вербальной и

структурной информации».

И. И. Брехман.

1. Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Сам термин «здоровье» в словаре С.И.Ожегова рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Ребёнка можно назвать здоровым, если:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном – честен, самокритичен;

  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Наше общество подвергается сегодня информационной атаке. Каждое десятилетие объём информации удваивается, а каждые семь лет обновляется на 50%, поэтому категория «объём знаний» перестаёт играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?». По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми, 25-30% имеют отклонения при поступлении в школу; 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе.

2. Факторы влияющие на здоровье.

На здоровье школьника влияют две группы факторов.

Первая группа – это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т.д.)

Вторая группа – это управляемые факторы. Под этими факторами подразумевается организация здоровьесохраняющего характера обучения и оздоровительно - профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей.

Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни (ЗОЖ) во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами тому, что дети приходят с ослабленным здоровьем. Кроме того – перегрузка учебного процесса – 40% учебных программ рассчитаны на «продвинутых» детей.

В целях улучшения здоровья обучающихся, профилактики заболеваний направлением в работе школы стала валеологизация учебно–воспитательного процесса.

Задача этого направления имеет три взаимосвязанных аспекта:

  • Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждении и роста желания следовать ЗОЖ.

  • Обучающий, состоящий в обучении детей нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек с рекомендациями по их устранению.

  • Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний.

3. Важная проблема образовательного процесса.

Учитывая вышесказанное, основной целью начального образования является – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. А значит, работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

«Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!» [Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие общнобразовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003.-272 с.].

В связи с этим, я одной из главных задач поставила внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.



Профилактическое

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА



Учебное

Коррекционное



Психологическое

Валеологическое




ФАКТОРЫ, НЕ ПОДДАЮЩИЕСЯ УПРАВЛЯЕМЫЕ

НАШЕМУ УПРАВЛЕНИЮ ФАКТОРЫ



СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ



В ХОДЕ В ХОДЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВНЕКЛАССНОЙ И

ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ



  1. Программа МППП МППП

(связь медицинских, педагогических Спец.мед.группа

и психологических блоков) Организация питания

  1. Построение уроков, Дни Здоровья

использование интерактивных форм Спортивные секции

организации учебного процесса Работа с родителями

  1. Зарядка Кружок «Разговор о

  2. Расписание правильном питании»

  3. 2 часа физкультуры

  4. Физкультминутки на уроках

  5. Профилактика зрения

  6. Уроки на свежем воздухе

  7. Валеологические упражнений

4. Здоровьесберегающие технологии, как средство решения проблемы.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Принципы здоровьесберегающих технологий:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.

  2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на уроках, занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок-субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

  4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, переход от поэтапных действий к автоматизированным.[справочник классного руководителя №10. октябрь.2007].

  5. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение« по единицам, а не по элементам», принцип целостности.

  6. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным, он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.

  7. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: в 2 раза снижается уровень общей заболеваемости, число случаев обострения хронических заболеваний, пропуски по болезни. [справочник классного руководителя «10.октябрь.2007].

  8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

  9. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

  10. Комплексное закаливание детей.


В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.

Достоверно, что школа, давая знания детям, очень часто приносит огромный вред их здоровью. К окончанию четвёртого класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые впоследствии переходят в хронические. Поэтому педагоги, психологи, медики и, конечно, родители задаются вопросом: как сделать урок здоровьесберегающим? А может, сегодня пора задуматься об уроке здоровьеразвивающем?

Задача оздоровительных пауз:

- дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.


Оздоровительные моменты на уроках:

  • Валеологические упражнения

Цель:

  • отдых центральной нервной системы

  • профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 



Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»


Для снятия напряжения необходимо:

  1. начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, затем дважды в другом;

  2. зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости;

  3. нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, затем расслабиться;

  4. широко зевнуть несколько раз;

  5. расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону;

  6. поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить;

  7. расслабить запястья и поводить ими;

  8. сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук;

  9. сделать три глубоких вдоха;

  10. мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону;

  11. расслабить лодыжки;

  12. сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх.




  • Массаж

Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. Как же сделать, чтобы благотворное действие массажа наиболее полно влияло на здоровье и самочувствие каждого ребенка? Я решила обучить каждого ребенка самомассажу. Разные виды самомассажа подобрала с учетом возраста, возможностей детей и бытовых условий. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям. Каждому виду массажа определено время в режиме дня.

Самомассаж и массаж активных точек

Цель:

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице, ушах, а также пальцах рук.





Н
Проведение массажа




  1. Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

  2. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).

  3. При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:

- вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

- растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик.
а лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (разработки А.А.Уманской). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой).

Массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

  • Упражнения на дыхание;

Дыхание является важнейшей функцией организма. Оно находится в тесной взаимосвязи с кровообращением, обменом веществ, мышечной деятельностью и осуществляется при непосредственном участии центральной нервной системы.

Дыхательные упражнения:

  1. нетрадиционные методы рисования («Веселый ветерок»);

  2. погаси свечу (быстро, медленно), (дуй, да не гаси);

  3. чей шарик больше? (за 30 сек);

  4. у кого самый веселый ветерок? (дуть в бутылочку «Калейдоскоп»);

  5. «Веселая дорожка» (дуть на полосы бумаги);

  6. «Чей кораблик впереди» (с водой);

  7. «Резвый шарик» (с водой);

  8. мыльные пузыри;

  9. голосовое дыхание.

  • Физкультминутки, динамические паузы

В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.

  • Гимнастика для глаз

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановление бинокулярного зрения

Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз оказывают общеукрепляющие влияние на организм ослабленного ребенка, осуществляют профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

"Письмо носом"



  • Минутки релаксации

  • Укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;

  • Приобретения уверенности в себе;

  • Гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;

  • Повышения работоспособности;

  • Достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко.

В качестве предупреждения дезадаптаций, а также одну из методик работы с дезадаптированными детьми, предлагается применение приема релаксации как методики комплексного восстановления здоровья человека [Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 229 с. ].

Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя. Эта группа упражнений на произвольное расслабление предполагает использование способности детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста, а первые два можно применять в любые возрастные периоды. Эти игры используют воображение ребенка. Они учат расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам релаксации, которыми пользуются взрослые.

Это такие упражнения на расслабление, как “Порхание бабочки”, “Водопад”, “Цветок”, “Необычная радуга”, “Куклы”, “Полет высоко в небо”, “Отдых на море” и др.

Да, сохранить, укрепить здоровье ребёнка сегодня необходимо. Но это сегодня, а завтра?

Думаю, что наша задача сегодня - научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки надо строить, ставя перед собой и учениками именно эти цели.

  • Место использования форм здоровьесберегающих технологий:

Упражнения нужно проводить с учётом разного времени и разных этапов урока;

Урок будет нести радость, будет здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим, если ребята вместе с учителем будут предполагать и сомневаться, искать и находить ответы на вопросы. Удивительно, но дети забывают о том, что идёт урок, - они вместе проживают, тот отрезок времени, в течение которого они учатся, познают новое и взрослеют. Ведь когда ребёнок совершенно свободно чувствует себя в классе, когда ему интересно общаться с учителем и он хочет идти вперёд сам-это ли не несёт ему здоровье.

«Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.» [Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004,296с.(Психология. Педагогика. Управление.)].

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель: сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения самых элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьсбережения (на уровне первоначального умения).

  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно через представления педагогом элементарных правил здоровьесбережения (показ валеологических упражнений, физкультминуток, просмотр здоровьесберегающих наглядных пособий). Всё это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

  1. Этап углублённого изучения.

Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

  • Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. На этом этапе метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублённо познать основы здоровьесбережения.

  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель: умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.


Использование современных информационных технологий

на уроках английского языка.


Болдырева О.И.,

учитель английского языка


В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность учащимся приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности ресурсы глобальной сети Интернет.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Поэтому в обучении английскому языку школьников, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет. Существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.

В настоящее время использование персонального компьютера и компьютерной сети Интернет вызывает значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность на уроке организовать самостоятельную работу каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари.

Компьютер позволяет предъявлять на экране элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Для подготовки к ЕГЭ использую “Английский язык. Экспресс-подготовка к экзамену” и другие обучающие программы. Широко использую на уроках компьютерные презентации.


Хочу привести пример использования ИКТ на уроке в 9 классе по теме «Dream holiday destination».

Цель: развитие навыков поискового чтения с целью извлечения конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развитие навыков аудирования, письма и говорения.

1 этап Учащиеся должны послушать рассказ учителя о стране и занести в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, деньгах, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Рассказ учителя сопровождается показом презентации на экране. Дети отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи.

2 этап Учащиеся делятся по группам. Они должны посетить сайт http://www.lonelyplanet.com и найти информацию о стране / месте, куда они бы хотели поехать. Информацию они должны занести в таблицу.

3 этап Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде презентации выполненной при помощи Power Point.

Итак, применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.


Заключение

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.


Литература

Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. - ИЯШ, №3. 1999.

Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. - ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. - М., 2007.

Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). - СПБ., 2001.

Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. - ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.

Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. - Якутск, 2004.

Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. - Якутск, 2006.

Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога. - М., 2005, с. 152-159.

Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. - ИЯШ, №5, 2005

Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. - ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.

Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. - СПБ., 2004.

Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. - ИЯШ, №3, 1997

Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. - ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.

Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. - ИЯШ, №2. 2002.

Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. - ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.

Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. - ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.


Урок «Явление электромагнитной индукции»

с использованием ИКТ.


Дербенцева Л.Е.,

учитель физики и информатики


«Уча других, учусь сама».


В своей учительской практике я внедряю и распространяю педагогическую систему «Модель учителя»: Учитель – это гуманист, исследователь, творец. Новые технологии проектирования, обучения и воспитания – это ли не путь для формирования всесторонне развитой личности, способной жить и творить в быстро изменяющемся мире. И моя задача формировать научные знания, технические умения, единую картину мира при изучении информационных процессов, информационной деятельности человека. Инновации сегодня приобретают устойчивый творческий характер. Новое, оригинальное всегда меня привлекало. Способы внедрения технологий различны. Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся», стараюсь увлечь учащихся предметом. Интегрированные уроки показывают значимость обсуждаемых вопросов, способствуют возникновению желания расширить свои знания. В этом можно убедиться на примере разработки ниже представленного урока.


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconПоложение об областном конкурсе проектов, методических материалов
В. П. Поляничко при поддержке министерства образования Оренбургской области проводится областной конкурс проектов, методических материалов,...
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconДополнение к Уставу государственного общеобразова-тельного учреждения –средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Республике Корея

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconРабочая программа по предмету «Математика» Составила: учитель начальных классов Тихонова О. В. 2011 2015 учебный год Пояснительная записка
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Великобритании
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconДокументи
1. /сборник методических материаловдля ПДО/О методике работы ПДО.docx
2. /сборник...

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconКонкурс контрольно-измерительных материалов и методических рекомендаций по организации контроля при обучении химии «Химический тренажер -2011»
Моу «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2» Яковлевского района Белгородской области
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconПоложение о методическом консилиуме школы при Посольстве России в Республике Мадагаскар Общие положения
Методический консилиум – это структурное подразделение школы, объединяющий преподавателей учебных дисциплин, относящихся к различным...
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconБогачева Алефтина Федоровна, учитель русского языка и литературы Сборник методических материалов Управления образования Артемовского городского округа «Чтение в системе социокультурного развития личности». урок
Сборник методических материалов Управления образования Артемовского городского округа «Чтение в системе социокультурного развития...
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconРабочая программа по «Литературному чтению» Составила: Тихонова О. В., учитель начальных классов 2011 2015 учебный год
Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при Посольстве РФ в Великобритании
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconКонкурс методических материалов по дополнительному образованию детей (по эколого-биологической направленности)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconПротокол № от Приказ № от
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России», с учетом методических...
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии Сборник методических материалов №4 Из опыта работы Белград iconПоложение об окружном этапе Всероссийского конкурса методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»
«Растим патриотов России» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с программой Федерального агентства по образованию, реализуемой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы