Платные дополнительные услуги в школе icon

Платные дополнительные услуги в школе



НазваниеПлатные дополнительные услуги в школе
Дата конвертации07.12.2012
Размер268.94 Kb.
ТипЗакон
источник
1. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/151.doc
2. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/153.doc
3. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/155.doc
4. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/Materialy_k_konfliktnoi_komissii.doc
5. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I 'Об образовании' (с изменениями.rtf
6. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 08.05.2010 N 83-ФЗ.rtf
7. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финан.rtf
8. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006яг. Nя.rtf
9. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ и Минфина РФ от 18 сентября, 7 октября 2003.rtf
10. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. N 31ю-31ин-40_31-09 'О.rtf
11. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 12 мая 1995яг. Nя724_7-16 'О денежных ср A20A.rtf
12. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 'Об усилении.rtf
13. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57 'О внебюджетных.rtf
14. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин_04 'О соб.rtf
15. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 23 августа 2000 г. N 22-06-922 'О соблюд.rtf
16. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. N 31-52-122 'О лиценз.rtf
17. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. N 181 'О внесении.rtf
18. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 'Об утвержден.rtf
19. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 'Об утверждении П.rtf
20. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ 'О внесении изменений и.rtf
21. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Аренда школьного имущества.docx
22. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Большая политика АУ.docx
23. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Бюджетное послание Президанта РФ.docx
24. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Государственное задание для малокомплектных школ.docx
25. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О финансирование общеобразовательных учреждений.docx
26. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О финансовом обеспечении выполнения задания учредителя АУ.docx
27. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О чём говорит действующее законодательство.docx
28. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Платные дополнительные услуги в школе.docx
29. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Правовые аспекты реорганизации.docx
30. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Развитие бюджетной сети в перспективе.docx
31. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Расходы школ на цели образования.docx
32. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Совершенствование правового положения автономных учреждений.docx
33. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Тестирование/тест к семинару с ответами.doc
34. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Тестирование/тест к семинару.doc
Приказ №362, Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 года №57, и
Приказ №2276 г. Саратов
Приказ №2295 г. Саратов
График заседания региональной конфликтной комиссии
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-i "Об образовании" Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-фз
Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2006 г. N аф-157/02)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N аф-213/03 "О подготовке и направлении модельных методик"
Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части
Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения
Письмо Минобразования РФ от 12 мая 1995 г. N 724/7-16 "О денежных средствах, поступающих в общеобразовательное учреждение от родителей обучающихся"
Письмо Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях"
Письмо Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений"
Письмо Минобразования РФ от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"
Письмо Минобразования РФ от 23 августа 2000 г. N 22-06-922 "О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях"
Письмо Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. N 31-52-122 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"
Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. N 181 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505"
Правила оказания платных образовательных услуг (утв постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.)
Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
Закон от 7 июля 2003 г. N 123-фз "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
Аренда школьного имущества
«Большая» политика ау несколько слов о том
Бюджетное послание президента российской федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах
Государственное задание для малокомплектных школ
О финансирование общеобразовательных учреждений
О финансовом обеспечении выполнения задания учредителя ау
О чём говорит действующее законодательство?
Платные дополнительные услуги в школе
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах
Развитие бюджетной сети в перспективе
Расходы школ на цели образования
Закон №83-Ф3 вступает в силу с 01. 01. 2011, за исключением положений, для которых ст. 33 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Изучение экономико-финансовых компетенций руководителя оу
Изучение экономико-финансовых компетенций руководителя оу

1Платные дополнительные услуги в школе

Практика привлечения школами внебюджетных средств ширится. Эта работа должна вестись в рамках действующего законодательства (образовательного, гражданского, налогового), быть полезной потребителю. Привлечение и расходование школами внебюджетных средств должны быть общественно прозрачны, а ещё лучше, если в управление этой деятельностью включаются органы общественного самоуправления школы (школьные, управляющие, попечительские советы).

Предположим, школа привлекла (заработала) заметные внебюджетные средства. Каковы механизмы управления ими? Кто решает, на что и когда их потратить? Здесь есть два основных варианта: первый — когда все соответствующие решения принимает, по традиции, директор; второй — когда решения (или, как минимум, их согласование) находятся в компетенции коллегиального органа государственно-общественного управления школой. Второй вариант —коллегиальный» — директору может показаться более хлопотным, но, в конечном итоге, он оказывается не столь обременительным и более эффективным.

Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами — иные, не бюджетные, источники финансирования) в последние годы во многих случаях стало нормой жизни.

Последние изменения в российском законодательстве уточнили само понятие этого источника финансирования, признав их доходами бюджета соответствующего уровня. В законодательных актах, регулирующих это направление деятельности бюджетного образовательного

учреждения, используется понятие «приносящей доход деятельности» вместо «доходов от предпринимательской деятельности». В соответствии с положениями Бюджетного кодекса (БК) РФ, доходы школы от оказания платных образовательных услуг, аренды в других возмездных сделок, не могут быть отнесены к внебюджетным средствам, а являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета.

В соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объёме учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений И отражаются в доходах соответствующего бюджета; расходуются они с учётом требований законодательства, предъявляемым к расходованию бюджетных средств.

Внебюджетные средства

Обобщающее Понятие «внебюджетные средства» определяет характер источников поступления ресурсов. Очевидно, что внебюджетные средства (в первую очередь родительские и благотворительные) должны активно привлекаться именно в школах, ибо государственные вузы уже научились довольно эффективно зарабатывать внебюджетные деньги. Однако в школах соответствующая практика пока широко не распространена. Руководители региональных и муниципальных образовательных администраций на вопрос «Какую роль играют дополнительные средства в финансировании общеобразовательных учреждений в вашем регионе?» отвечают следующим образом: эти средства существенно дополняют бюджетное финансирование (21,7 /о); практически не влияют на финансовое положение школы (74,1%.)

Многие школы, по старинке и инерции, ведут себя весьма пассивно, не проявляя инициативы и предприимчивости; некоторые школы привлекают родительские средства, но делают это с нарушением закона (откуда и возникает острая ныне тема «поборов с родителей»). Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что в сфере школьного образования до сих пор сильны традиционные установки на отсутствие всякой активной экономической деятельности. Непосредственные потребители образовательных услуг школы — ученики и их родители — нередко всё ещё не рассматриваются как активные участники в педагогической и экономической жизни школы. По старинке считается, что вся жизнь школы — и педагогическая, и экономическая — должна детерминироваться и обеспечиваться исключительно государством. Есть, однако;-надежда, что прозвучавшие в последнее время с самого высокого уровня государственные установки, равно как и общий вектор правительственной модернизации экономики образования, будут содействовать качественному изменению ситуации, — таким образом, что параллельно с ростом бюджетных ассигнований на образование школы начнут более активно вести законную и приносящую доход самостоятельную экономическую деятельность.

В образовательном отношении бюджетные и внебюджетные деньги обладают разным качеством. А именно, если гипотетический рост или эффективное экономическое упорядочение бюджетного финансирования в очень малой мере влияет на изменения в существе и качестве образования, то внебюджетные средства значительно более «образовательно эффективны». Так, результаты мониторинга экономики образования, проводимого ежегодно Государственным университетом — Высшей школой экономики, подтвердили, что расходы семей на обучение детей различаются в зависимости от выбранной образовательной траектории. Ориентация на получение хорошего образования прослеживается в самом выборе образовательного учреждения, который обходится семьям довольно дорого. Это вполне естественно, ибо если бюджет, по существу, платит «просто на школу» («на образование», «на реализацию госстандарта», «на детей», то есть весьма абстрактно), то конкретный потребитель платит и будет Платить только за то конкретное, что ему нужно. Именно поэтому активизация платёжеспособного спроса семей и соответствующий рост внебюджетных доходов школы с необходимостью начнут оказывать осязаемое конструктивное влияние собственно на содержание образовательного предложения.

Стабильность финансового обеспечения образовательного процесса

Сегодня можно с уверенностью сказать, что система образования всё больше впитывает рыночные формы ведения хозяйства. И дело не только в том, что бюджетные средства крайне ограничены, а в том, что школы осваивают новую для себя миссию — удовлетворение потребностей в образовательных услугах. Выявление и учёт запросов различных категорий заказчиков становятся обязательным условием деятельности школы.

Можно ли сказать, что, открывая собственный лицевой счёт, школа сразу же становится богатой, свободной, самостоятельной и избавляется от всех проблем? Конечно, нет, лицевой счёт — лишь необходимое звено в системе формирования многоканального, многоуровневого финансирования. Школа в данном случае только открывается для привлечения доходов. Наряду с открытием лицевого счёта в школьном экономическом механизме сегодня должно обязательно поэтапно решаться несколько задач.

Первая задача — готовность школы предложить дополнительные образовательные услуги, способные удовлетворить потребности потребителя, т.е. образовательные услуги и продукты сверх определённых государственным (муниципальным заказом) образовательным стандартом, которые готовы купить потребители; формирование правовой, организационно-технологической базы данного процесса.

Вторая задача — сформировать баланс между правами и обязанностями. Школа в рамках своей основной деятельности, направленной на реализацию уставных задач в соответствии с лицензией должна выполнить обязательство (муниципальный заказ) — обеспечить доступность качественного комплекса бесплатных образовательных услуг. Школа должна реализовать требования государственного стандарта общего образования; а учредитель — обеспечить полноценное ресурсное обеспечение в обмен на выполнение обязательств.

Для большинства школ систе^йа многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью, и иного пути они не предполагают.

В этой модели помимо разного уровня бюджетных средств источником финансовых средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы — средства, получаемые от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции по договорам, гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования; средства, возмещающие расходы во созданию товарной услуги — образовательной деятельности.

Отнесение государственных и муниципальных образовательных, учреждений к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к чёткой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент включает много взаимосвязанных функций, включая планирование и использование финансовых ресурсов, контроль исполнения и решения текущих и стратегических задач. Для менеджера образовательной системы любого уровня умение разбираться в вопросах экономики и финансового управления имеет сегодня определяющее значение.

Управление финансами включает финансовое планирование с такими элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционной программы (как составная часть программы развития), организации управленческого учёта и контроля.

Финансовое управление - совокупность правил и методов выработки финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения возникают тогда, когда нужно найти финансовые ресурсы, т.е. ответить на вопрос: где взять деньги? Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег.

Финансовому или инвестиционному решению предшествует формирование правовой базы, которая становится основой управленческого решения, определения компетенции, прав и ответственности руководителей и общественных органов управления школы.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и расходовать внебюджетные средства. Это право закреплено основным законодательным актом РФ, регулирующим хозяйственную деятельность — Гражданским кодексом РФ и законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Бюджетные образовательные учреждения — некоммерческие организации, и, в соответствии со статьёй 50 Гражданского кодекса РФ, могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании» (статья 41), школы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства:

• доходы, полученные за счёт оказания платных дополнительных образовательных услуг

и иных предусмотренных уставом школы услуг;

• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц,

в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Эта норма нашла своё отражение и в региональных законодательных актах, регулирующих деятельность системы образования в субъектах Федерации.

Платные образовательные услуги, их оказание и доходы от них, по сути, восполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Право привлекать эти источники формирования дохода предоставляется школе в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага и услуги, не распределять возможную прибыль между участниками.

Привлечение внебюджетных источников не влечёт снижения размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного ученика, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Правовая база

Формирование рынка образовательных услуг получило правовое обоснование с принятием в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», определившего принципы и порядок проведения образовательной деятельности и оказания образовательных услуг на платной основе. Закон прямо устанавливает договорную основу взаимоотношений государственной (муниципальной) образовательной организации и учащегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) (ст. 45). В то же время в нём прямо не говорится о заключении договоров государственными и муниципальными образовательными учреждениями при оказании ими платных образовательных услуг. Рассмотрение в совокупности соответствующих норм этого Закона позволяет утверждать, что такая Государственные и муниципальные образовательные учреждения, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности, могут её вести в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий.

Оказание дополнительных услуг не может ухудшить качество предоставления основных образовательных услуг, которые школа обязана оказывать для населения бесплатно.

Дополнительные образовательные или иные услуги в соответствии со статей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» могут оказываться только с согласия их получателя. Отказ получателя от предоставления дополнительных услуг не может быть причиной уменьшения объёма предоставленных ему основных услуг. Поэтому уставы школ должны предусматривать исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), которые школы могут осуществлять за счёт средств, полученных от иной приносящей доход деятельности; источников многоканального и многоуровневого финансирования школы.

Правовая база организации платных образовательных услуг должна быть закреплена в уставе школы. В нём необходимо отразить все предполагаемое источники поступления финансовых и иных ресурсов, виды деятельности, помимо основной, уточнить компетенцию школы и её руководителя по использованию поступивших внебюджетных средств и формированию за их счёт собственности.

Особенно отметим важность установления в Уставе рамок компетенции с учредителями. Ведь именно учредитель решает, есть ли возможность реализовать заложенное в законодательстве право на многоканальное финансирование школы. Иначе говоря, привлечение внебюджетных средств должно быть уставной деятельностью. Поскольку Устав школы утверждает учредитель (муниципальный орган управления образованием), то, следовательно, школа должна иметь его разрешение на оказание платных услуг. Все виды платных образовательных услуг должны быть указаны в Уставе школы в полном объёме. Если необходимо дополнить этот перечень, разрабатывается дополнение к уставу.

Важность участия общественного органа управления в реализации приносящей доход деятельности рекомендуем закрепить в Уставе школы; например раздел Устава, устанавливающий полномочия Управляющего совета, дополнить пунктами:

«Управляющий совет участвует в разработке и согласовывает: локальные акты школы, регулирующие привлечение и использование средств от приносящей доход деятельности; программы развития школы и финансовые планы реализации; смету доходов и расходов от приносящей доход деятельности; программу привлечения средств от приносящей доход деятельности.

Локальные акты, регулирующие внебюджетные потоки и их распределение, создаются заранее или при необходимости отрегулировать отношения по поводу распределения средств («Положение о Фонде развития школы», «Положение о платных дополнительных образовательных и иных услугах», «Положение о благотворительных средствах»), («Положение об Управляющем (Попечительском) Совете»). Это документы конкретизируют отдельные положения Устава.

В «Положении о платных дополнительных образовательных и иных услугах» чётко определяется, что школа вправе оказывать дополнительные услуги при выполнении ряда регламентов: получении государственной лицензии на соответствующий вид образовательной деятельности; образовательная услуга оказывается в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые разрабатывает, утверждает и реализует школа; виды платных дополнительных образовательных услуг согласуются с Управляющим советом и т.д.

Школа может дать право оказывать дополнительные платные образовательные услуги сторонним организациям или физическим лицам; для этого с ними надо заключить договор аренды и проверить наличие: для физических лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя; а для юридических лиц — свидетельства о,государственной регистрации и лицензии на оказываемый вид деятельности.

Целесообразно поделить источники получения школой дохода на два направления: деятельность, обусловленную учебным процессом; иную деятельность.

Эта классификация определена тем, что первое направление нуждается в лицензии на право вести образовательную деятельность, что обязательно для юридических лиц, которыми по статусу являются все образовательные учреждения, да и льготу по налогу на добавленную стоимость получает только школа, имеющая лицензию на право вести образовательную деятельность.

По второму направлению (торговля, издательское дело, туристические услуги) лицензию или разрешение нужно получать не всегда: например, на сдачу в аренду помещений или оборудования необходимо только согласие собственника в письменной форме.

Экономинедошмеханизм

Любому финансовому, хозяйственному решению предшествует формирование системы экономической организации (экономического механизма). Создание экономического механизма даёт руководителю школы право принять экономическое (хозяйственное) решение, которое предполагает финансовое управление.

Начиная любую эконамциведдакдеятель-ность, необходимо решить урр основные задачи: что делать? Как делать? Для кого? В первую очередь надо определяться с набором возможных образовательных услуг, учитывая специфику государственного/муниципального образовательного учреждения.

Деятельность по привлечению использо-ванию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании учащихся, воспитанников; научно-методической деятельности; обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Другая разрешённая деятельность,приносящая доход и не относящаяся к названным видам основной деятельности, относится к прочей деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

• обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов);

• тестирование школьников;

• репетиторство;

• обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

• переподготовка и повышение квалификации;

• углублённое изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.; • прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

• создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательное процесса:

• учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделе-

ниями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг и др.;

• предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

• предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

• изготовление товаров народного потребления;

• проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок;

• долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

• предоставление помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса

в аренду (субаренду), пользование;

• взносы юридических и физических лиц — благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Для успешной внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области: стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим персоналом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров определяет важнейшие количественные и качественные ограничения внебюджетной деятельности, предельный контингент учащихся, и, соответственно, потенциальные объёмы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется Образовательная деятельность.

Территориальное размещение школы определяет внешние условия её функционирования — демографическую ситуацию, ёмкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и её специализацию, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структуру образования в регионе, социальную мобильность населения, связи с другими регионами в сфере образования.

Информационные ресурсы становятся фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в том числе коммерческих. Библиотека может оказывать услуги по ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг. Помещения можно сдавать в аренду. Методическая база становится источником получения доходов от реализации методических материалов, даёт возможность расширить спектр и повысить качество образовательных услуг, способствует привлекательности учебного заведения.

Выбор предметных областей предоставления дополнительных платных услуг, естественно, определяется запросами потребителей. Наиболее надёжный механизм его выявления — социологический опрос родителей.

Маркетинг

Составив представление о социальном заказе на платные дополнительные образовательные услуги и о реальных возможностях школы, попытайтесь составить общую схему дополнительного образования в вашей школе. Для этого ответьте на вопросы: какие формы трудового договора, соответствуют этому основанию (например, призыв работника на военную службу). Таким образом, прекращение действия трудового договора — это, прежде всего, процедурная обязанность его сторон исполнить волю законодателя при возникновении юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает завершение трудовых отношений. При этом стороны обязаны соблюсти предписанный законом порядок увольнения.

Расторжение трудового договора в отличие от прекращения его действия связано не

с исполнением воли законодателя, а с волей одной или обеих сторон договора по своему субъективному усмотрению завершить трудовые отношения в установленных законом случаях.

При этом обязательным условием для правомерного расторжения трудового договора является предупреждение одной его стороны в установленный законом срок другой стороны о своём намерении закончить трудовые отношения. Для расторжения трудового договора по воле работодателя характерны для этого увольнения, во-первых, запрет законодателя на завершение трудовых отношений в период отсутствия работника на рабочем месте в указанных ТК РФ случаях; во-вторых, обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с увольнением работников, в случаях отмеченных в ст. 82 ТК РФ. Причём для признания расторжения трудового договора правомерным закон обязывает его стороны неукоснительно соблюдать определённые процедурные правила ,(см., например, ст. 80, 81, 84.1 ТК РФ).

Для случаев, связанных с возможностью увольнения директора школы, характерными признаками будут те, что присуще расторжению трудового договора как по воле работника, так и по воле работодателя.

Расторжение трудового договора по воле (инициативе) работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) допустимо в порядке, установленном в ст. 80 ТК РФ. Однако в отношении руководителя организации правило ч. 1 ст. 80 ТК РФ о минимальном сроке предупреждения работодателя за две недели о предстоящем увольнении не применяется, поскольку в ст. 280 ТК РФ установлено, что руководитель организации имеет право досронно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц. Поэтому, если в трудовом договоре не будет содержаться условие, предусматривающее меньший, чем в законе, срок отработки перед увольнением по собственному желанию, то в силу ст. 280 ТК РФ директору школы будет необходимо предупредить о своём, намерении завершить трудовые отношения учредителя (собственника) не менее чем за один месяц.

В отношении расторжения трудового договора по воле работника, что применимо и к руководителю организации, в п. 22 постановления Пленума ВС РФ № 2 разъяснено следующее. При рассмотрении споров о расторжениия о инициативе работника трудового договора, заключённого на неопределённый срок, а также срочного трудового договора (п. 3 ч: 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ) судам необходимо иметь в виду следующее:

а) расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника;

б) трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника и до истечения двухнедельного срока (одномесячного для руководителя) предупреждения об увольнении по соглашению между работником и работодателем.

Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжать работу (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом;

в) исходя из содержания ч. 4 ст. 80 и ч. 4 ст. 127 ТК РФ работник, предупредивший работодателя о расторжении трудового договора, вправе до истечения срока предупреждения (а при предоставлении отпуска с последующим увольнением — до дня начала отпуска) отозвать своё заявление, и увольнение в этом случае не производится при условии, что на его место в письменной форме не приглашён другой работник, которому в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора (например, в силу ч. 4 ст. 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашённым в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прегйнего места работы). Если по истечении срока предупреждения трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, действие трудового договора считается продолженным (ч. 6 ст. 80 ТК РФ).

Встречаются случаи ошибочного отнесения увольнения директора школы по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ к расторжению, а не к прекращению в связи с истечением срока действия срочного трудового договора, который, как правило, заключается с руководителем организации на основании ст. 275 ТК РФ. Такой ошибочный вывод делается в связи со следующими неоднозначно понимаемыми нормами, регулирующими увольнение работника по данному основанию. Во-первых, из содержания п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ следует, что увольнение работника по данному основанию допустимо (но не обязательно), так как трудовые отношения могут продолжаться, если ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Во-вторых, из ст. 79 ТК РФ следует, что о прекращении трудовых отношений работник должен быть предупреждён работодателем в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Таким образом, в процедуре увольнения как бы присутствуют признаки, характерные для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

При этом учтём, что законодатель не возлагает на работника обязанность предупредить работодателя о своих намерениях прекратить трудовые отношения. Следовательно, он может, во-первых, без предупреждения работодателя не выйти на работу при наступлении определённых в договоре событий (например, при выполнения обусловленного договором объёма работ) и таким образом прекратить трудовые отношения, либо в последний день работы потребовать произвести оформление его увольнения. Во-вторых, продолжать выходить на работу, что автоматически в силу закона трансформирует срочный трудовой договор в договор на неопределённый срок. Другими словами, кроме случая, когда действие срочного трудового договора, заключённого на время исполнения обязанностей отсутствующего работника» автоматически прекращается в связи с выходом его на работу, в иных случаях, указанных в ст. 79 ТК РФ, когда работодатель обязан своевременно предупредить работника о завершении трудовых отношений как бы присутствует его воля к расторжению трудового договора.

Но такой допускаемый некоторым работниками вывод не учитывает, что уже при заключении трудового договора его стороны по ободному волеизъявлению связали прекращение трудовых отношений с достижением определённого ими результата или наступления события (например, истечение срока прохождения альтернативной гражданской службы и т.п.). Поэтому именно на работодателя, а не на работника возложена обязанность предупредить, что условия их соглашения о завершении трудовых отношений в указанный в договоре срок сохраняются. В противном случае работодатель рискует, что срочный трудовой договор станет договором с неопределённым сроком действия иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

В случае доказанности того, что неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую работу, суд в соответствии с ч. 8 ст. 394 ТК РФ взыскивает в его пользу средний заработок за всё время вынужденного прогула. Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула исчисляется в порядке, предусмотренном статьёй 139 ТК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК РФ, определяются Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 7 ст. 39 ТК РФ).

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачёту. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя (независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет), пособия по временное нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачёту при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, о компенсации морального вреда. Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Исходя из ст. 237 ТК РФ, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Эти разъяснения ВС РФ нужно учесть при всех разногласиях, возникших при расторжении трудового договора и с руководителем школы. Кроме того, нужно учесть, что кроме общих оснований расторжения трудовых отношений, указанных в ст. 81 ТК РФ, которые распространяются на руководителя организации, также как и на любого работника, существуют и специальные основания, применяемые непосредственно к руководителям. К ним в ч. 1 ст. 81 ТК РФ отнесены следующие: смена собственника имущества организации (п. 4); принятие необоснованного решения, повлёкшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9); однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 10), а также основания, предусмотренные в самом трудовом договоре (п. 13).

Обратим внимание читателей на понятие «необоснованное решение». Под необоснованным решением следует понимать решение, не основанное на предписаниях нормативно-правовых актов, перечень которых дан в ст. 5 ТК РФ, а в части, касающейся конкретного работника, учитываются ещё и положения, закреплённые в заключённом с ним трудовом договоре.

Для единообразного применения специальных оснований увольнения руководителя организации Пленум ВС РФ в п. 32 постановлении № 2 разъяснил судам следующее. Увольнение по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи со сменой собственника имущества организации допустимо, в частности, в отношении руководителя организации. При этом следует учитывать, что расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Руководители не могут быть уволены по этому основанию при изменении подведомственности (подчинённости) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Кроме этого, руководителям школ нужно учесть, что Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) определяет следующие характерные только для учреждения требования, отличающие его от иных организационно-правовых форм и видов, в которых могут создаваться юридические лица:

• их учредители должны иметь право собственности или иное вещное право (ст. 216) на передаваемое учреждению в управление обособленное имущество (ст. 48);

• права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, им приобретённое, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, где сказано, что за учреждением имущество может быть закреплено только на праве оперативного управления. При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом

и иными правовыми актами или решением собственника (ст. 299).

В связи с этим учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за учреждением либо приобретённое им за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296).

Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации, государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (см. абзац о национализации п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Здесь следует отметить, что ст. 181, ТК РФ гарантирует руководителю организации при расторжении с ним трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации выплату ему новым собственником компенсации в размере не ниже трёх средних месячных заработков.

Пленум ВС РФ в п. 48 постановлении № 2 также разъяснил судам, что расторжение трудового договора по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допустимо, в частности, в отношении руководителей организации и при условии, что им было принято необоснованное решение, которое повлекло № 3-П. Теперь в них слово «расторжение» заменено на «прекращение» без различия, имеющихся в ст. 278 ТК РФ оснований для увольнения руководителя организации. Поэтому в ст. 279 ТК РФ теперь говорится, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии его виновных действий (бездействия) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трёхкратного среднего месячного заработка.

Обращает на себя внимание несоответствие между правилами ст. 279 ТК РФ, содержанием п. 2 ст. 278 ТК РФ и мотивировкой этого основания, изложенной в постановлении КС РФ № 3-П. Так, в п. 2 ст. 278 ТК РФ не предусмотрено требование о необходимости указывать причину расторжения с руководителем организации трудового договора, а также о зависимости этого основания увольнения от виновности руководителя, на что и указал КС РФ. Это положение явно не стыкуется с требованием ст. 279 ТК РФ о выплате ему компенсации только при отсутствии его виновных действий (бездействия).

Предположим, что в соответствующих документах не указана причина увольнения, а изложена только формулировка, содержащаяся в п. 2 ст. 278 ТК РФ, из которой не ясно, связано ли расторжение трудового договора с виной руководителя или нет. В таком случае, исходя из правил бухгалтерского учёта и налоговой отчётности, у работодателя возникнут проблемы с обоснованием правомерности выплаты денежных средств, предназначенных для компенсации досрочного прекращения трудовых отношений. И наоборот, отражение в документах об увольнении причины, указывающей на виновное действие (бездействие) руководителя организации, позволит в случае возникновения спора доказать правомерность невыплаты компенсации, предусмотренной трудовым договором или ст. 279 ТК РФ.

В свою очередь, п. 3 ст. 278 ТК РФ неразрывно связан с п. 13 ст. 81 ТК РФ, где указано основание увольнения руководителя организации, предусмотренное трудовым договором, которое должно быть отражено в трудовой книжке работника. Причём таких причин, которые могут стать основанием для увольнения директора школы, может быть неограниченное количество, что зависит только от результата его предварительных переговоров с учредителем (собственником) и оттого, даст ли он согласие о включении их в трудовой договор. При этом следует обратить внимание, что законодатель не ограничил этот перечень только дополнительными основаниями для увольнения директора школы по инициативе работодателя, т.е. расторгающими трудовой договор, к которым можно было бы отнести невыполнение по его вине, например:

• утверждённых в. установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности школы;

• решений учредителя (участников) или иных органов, осуществляющих контроль и надзор за образовательной деятельностью учебного заведения и т.д.

По соглашению сторон в трудовом договоре с руководителем могут быть предусмотрены различные случаи его расторжения или прекращения, как по инициативе самого работника, так и вследствие наступления обстоятельств, не зависящих ни от воли директора школы, ни от воли учредителя (собственника). Однако в любом случае эти дополнительные основания увольнения директора школы, предусмотренные в трудовом договоре, для того чтобы их можно быть считать правомерными и, следовательно, бесспорными, должны быть сформулированы так, чтобы их однозначно могли понимать как руководитель организации, так и её учредитель (собственник). Что же касается дополнительных договорных причин расторжения трудового договора по воле работодателя, то наличие в трудовом законодательстве п. 2 ст. 278 Т РФ, как универсального основания для досрочного прекращения трудовых отношений с директором школы по любым причинам, позволит на практике свести до минимума либо вообще исключить их из текста трудового договора. НО

1 Народное образование 8/2009

Марк Мусарский, стр. 142-158




Похожие:

Платные дополнительные услуги в школе iconПлатные образовательные услуги. Из опыта работы
Нужно ли в школе организовывать платные дополнительные услуги? Многие, отвечая на этот вопрос, будут ратовать за социальное равенство,...
Платные дополнительные услуги в школе icon1 Школа может осуществлять приносящую доход деятельность: а Платные образовательные услуги
Школа обязана довести до организаций или граждан, имеющих намерение заказать, либо заказывающих платные дополнительные услуги для...
Платные дополнительные услуги в школе icon5. Платные дополнительные образовательные услуги Лицея
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью удовлетворения образовательных потребностей граждан
Платные дополнительные услуги в школе iconЦели и задачи платные дополнительные образовательные и медицинские услуги предоставляются с целью
Платные дополнительные образовательные и медицинские услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения прав граждан на...
Платные дополнительные услуги в школе iconЗакон РФ "об образовании" от 10. 07. 1992 n 3266-1 (действующая редакция) Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений
Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений
Платные дополнительные услуги в школе iconВыдержка из Устава моу «Губинская оош»
Школа реализует дополнительные образовательные программы и оказывает платные дополнительные образовательные услуги не в рамках и...
Платные дополнительные услуги в школе iconЗаявление Прошу оказать дополнительные платные образовательные услуги

Платные дополнительные услуги в школе iconЗаявление Прошу оказать дополнительные платные образовательные услуги

Платные дополнительные услуги в школе iconИтого 3982,6
Смета расходов на дополнительные платные образовательные услуги «Адаптационная группа»
Платные дополнительные услуги в школе iconДокументи
1. /платные услуги/Д О Г О В О Р 5-летки.docx
2. /платные...

Платные дополнительные услуги в школе iconДополнительные платные образовательные услуги в 2012-2013 учебном году предоставляют следующие учителя

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы