Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах icon

Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах



НазваниеПравовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах
Дата конвертации07.12.2012
Размер163.68 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/151.doc
2. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/153.doc
3. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/155.doc
4. /семинар пушнова/Апелляционная комиссия по итоговой аттестации/Materialy_k_konfliktnoi_komissii.doc
5. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I 'Об образовании' (с изменениями.rtf
6. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 08.05.2010 N 83-ФЗ.rtf
7. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финан.rtf
8. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006яг. Nя.rtf
9. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ и Минфина РФ от 18 сентября, 7 октября 2003.rtf
10. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. N 31ю-31ин-40_31-09 'О.rtf
11. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 12 мая 1995яг. Nя724_7-16 'О денежных ср A20A.rtf
12. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 'Об усилении.rtf
13. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57 'О внебюджетных.rtf
14. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин_04 'О соб.rtf
15. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 23 августа 2000 г. N 22-06-922 'О соблюд.rtf
16. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Письмо Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. N 31-52-122 'О лиценз.rtf
17. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. N 181 'О внесении.rtf
18. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 'Об утвержден.rtf
19. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 'Об утверждении П.rtf
20. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Нормативно-правовая база/Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ 'О внесении изменений и.rtf
21. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Аренда школьного имущества.docx
22. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Большая политика АУ.docx
23. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Бюджетное послание Президанта РФ.docx
24. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Государственное задание для малокомплектных школ.docx
25. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О финансирование общеобразовательных учреждений.docx
26. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О финансовом обеспечении выполнения задания учредителя АУ.docx
27. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/О чём говорит действующее законодательство.docx
28. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Платные дополнительные услуги в школе.docx
29. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Правовые аспекты реорганизации.docx
30. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Развитие бюджетной сети в перспективе.docx
31. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Расходы школ на цели образования.docx
32. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Справочный материал/Совершенствование правового положения автономных учреждений.docx
33. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Тестирование/тест к семинару с ответами.doc
34. /семинар пушнова/Семинар 1-2.11.10/Тестирование/тест к семинару.doc
Приказ №362, Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 года №57, и
Приказ №2276 г. Саратов
Приказ №2295 г. Саратов
График заседания региональной конфликтной комиссии
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-i "Об образовании" Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-фз
Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2006 г. N аф-157/02)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N аф-213/03 "О подготовке и направлении модельных методик"
Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части
Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения
Письмо Минобразования РФ от 12 мая 1995 г. N 724/7-16 "О денежных средствах, поступающих в общеобразовательное учреждение от родителей обучающихся"
Письмо Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях"
Письмо Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений"
Письмо Минобразования РФ от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"
Письмо Минобразования РФ от 23 августа 2000 г. N 22-06-922 "О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях"
Письмо Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. N 31-52-122 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"
Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. N 181 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505"
Правила оказания платных образовательных услуг (утв постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.)
Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
Закон от 7 июля 2003 г. N 123-фз "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
Аренда школьного имущества
«Большая» политика ау несколько слов о том
Бюджетное послание президента российской федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах
Государственное задание для малокомплектных школ
О финансирование общеобразовательных учреждений
О финансовом обеспечении выполнения задания учредителя ау
О чём говорит действующее законодательство?
Платные дополнительные услуги в школе
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах
Развитие бюджетной сети в перспективе
Расходы школ на цели образования
Закон №83-Ф3 вступает в силу с 01. 01. 2011, за исключением положений, для которых ст. 33 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Изучение экономико-финансовых компетенций руководителя оу
Изучение экономико-финансовых компетенций руководителя оу

1Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах


В связи с проведением реформ в сфере образования (комплексные проекты модернизации образования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях осуществляется реструктуризация сети образовательных учреждений, которая сводится к сокращению числа образовательных учреждений путем ликвидации и(или) реорганизации.


— Что такое реорганизация, каковы ее цели?

— Реорганизация образовательного учреждения — это изменение организационно-правовой формы или правового статуса учреждения при сохранении правопреемственности. Реорганизовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру, управление при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.

Реорганизация юридического лица (статьи 57—60 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц и т.д.).

Следует отметить, что переходят права и обязанности, которые не только признаются или оспариваются сторонами, но и те, которые на момент реорганизации не выявлены, однако существуют независимо от указания на них в передаточном акте.

В ответ на депутатский запрос от 3 апреля 1998 года по вопросам, входящим в компетенцию Министерства образования РФ, министр образования сообщал о том, что реорганизация образовательных учреждений осуществляется исключительно в интересах повышения качества образования и подготовки специалистов в соответствии с образовательными потребностями молодежи и требованиями региональных рынков труда.

Реорганизация никогда не снижает, а напротив, как правило, повышает статус образовательных учреждений (университет, колледж), ни в какой мере не содержит в себе элементов приватизации и не ведет к снижению числа обучаемых и численности профессорско-преподавательского состава.

— Как принимается решение о реорганизации и определяется ее порядок?

— Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 1 статьи 57 ГК РФ). Порядок реорганизации образовательного учреждения должен быть описан в обязательном порядке в его уставе и в договоре между учредителем и образовательным учреждением (при наличии такого договора).

Министерство образования и науки РФ неоднократно указывало в своих инструктивных и методических документах на то, что при подготовке и регистрации учредительных документов образовательных учреждений допускаются нарушения: в уставах образовательных учреждений не регламентируются вопросы ликвидации и реорганизации образовательных учреждений.

— Какие формы реорганизации предусмотрены законодательством, в чем их особенности?

— Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании» предусмотрено пять форм реорганизации образовательного учреждения:

• слияние;

• присоединение;

• разделение;

• выделение;

• преобразование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим создается новое юридическое лицо, к которому по передаточному акту переходят все имущественные права и обязанности каждой из реорганизованных организаций. Реорганизуемые учреждения при слиянии прекращают свою деятельность как самостоятельные юридические лица.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому к последнему по передаточному акту переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. Свое существование прекращает та организация, которая была присоединена. Соответственно, присоединившееся образовательное учреждение теряет свой государственный статус и самостоятельность как юридическое лицо.

При реорганизации в форме разделения создаются два или более новых юридических лица, а прежнее учреждение прекращает свое существование. При разделении образовательного учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. К каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается изменение организационно-правовой формы либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей и наоборот). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного образовательного учреждения в соответствии с передаточным актом.

Как бы то ни было, при любой из форм реорганизации правопреемство является универсальным, поскольку оно предполагает переход не только прав, но и обязательств.

Иные способы изменения правового статуса образовательных учреждений не являются реорганизацией (например, изменение типа существующего бюджетного образовательного учреждения на автономное образовательное учреждение или изменение собственника учреждения). Образовательное учреждение может быть реорганизовано только в некоммерческую образовательную организацию (пункт 1 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»).

Такие виды реорганизации юридических лиц, как разделение или выделение, могут осуществляться по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование — только с их согласия.

Исключением являются сельские дошкольные образовательные или общеобразовательные учреждения, реорганизация которых в любой форме допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых такими учреждениями (часть 5 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»).

Следует помнить, что представители работников того образовательного учреждения, которое подлежит реорганизации, имеют право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации юридического лица (статья 53 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ).

— Расскажите подробнее о процедуре реорганизации образовательного учреждения...

— Процедура реорганизации проходит в несколько этапов. Вначале учредителю следует определить перечень мероприятий, необходимых при реорганизации, а образовательному учреждению составить план с определением ответственных лиц, сроков и процедуры контроля над реализацией принятого решения.

Учредитель принимает правовой акт о реорганизации (постановление, распоряжение, приказ) следующего содержания:

• принятие решения о реорганизации образовательного учреждения;

• наименование реорганизуемого (или) создаваемого образовательного учреждения, форма реорганизации;

• орган исполнительной власти, в чьем ведении будет находиться новое образовательное учреждение;

• поручение органам исполнительной власти и самому образовательному учреждению провести определенные мероприятия (уведомление кредиторов и удовлетворение их претензий, составление передаточного акта или разделительного баланса, подготовка учредительных документов или изменений в действующие документы, изменение или расторжение трудовых договоров, перезаключение хозяйственных договоров, др.).

Особенностью реорганизации образовательных учреждений является необходимость проведения экспертной оценки последствий принятых решений. Решение о реорганизации или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной (муниципальной) собственностью, связанное с изменением назначения использования имущества, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) последствий принятого решения (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Заказчиком экспертизы выступает сам учредитель. Порядок проведения такой экспертизы определяется нормативно-правовым актом субъекта РФ или муниципального образования.

Экспертное заключение должно содержать:

• обоснование необходимости реорганизации образовательного учреждения;

• указание на то, каким образом будет реализовано право на образование детей;

• варианты трудоустройства увольняемых работников;

• прогноз социальных последствий в сфере образования.

В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реорганизации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о реорганизации образовательного учреждения признается недействительным с момента его вынесения.

После принятия решения о реорганизации в образовательном учреждении производится инвентаризация имущества и денежных обязательств (статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Инвентаризация необходима для подготовки передаточного акта, являющегося обязательным документом в случае реорганизации образовательного учреждения в формах слияния, присоединения и преобразования, либо разделительного баланса — при реорганизации в формах разделения и выделения. Порядок инвентаризации бюджетного учреждения предусмотрен приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Образовательное учреждение в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В данном случае под принятием решения следует понимать не локальный акт учреждения о необходимости проведения реорганизации и сопутствующих мероприятий, а подготовку отдельного акта (решения), обладающего самостоятельными реквизитами (номером и датой). На основании этого уведомления налоговый орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (статья 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Такие уведомления на практике публикуются в «Вестнике государственной регистрации», который был учрежден для реализации положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц». Учредителями журнала «Вестник государственной регистрации» являются Федеральная налоговая служба и ООО «Информационное агентство "Валаам"».

В журнале «Вестник государственной регистрации» публикуются сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством о государственной регистрации (приказ ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Данный журнал способствует обеспечению всех заинтересованных лиц сведениями из ЕГРЮЛ, сведениями о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ и исполнении юридическими лицами обязанностей по публикации сведений, предусмотренных законодательством РФ.

В случае реорганизации образовательного учреждения учредителем (уполномоченным им органом исполнительной власти) принимаются дополнительные меры по уведомлению кредиторов: в обязательном порядке в письменной форме адресно (т.е. с направлением уведомления о реорганизации в адрес каждого кредитора) уведомляются все кредиторы реорганизуемого образовательного учреждения (пункт 1 статьи 60 ГК РФ). Кредитором называется лицо, имеющее по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (статья 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности [банкротстве]»).

В отношении кредитора должник обязан совершить определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия (пункт 1 статьи 397 ГК РФ). Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является образовательное учреждение, и возмещение убытков (пункт 2 статьи 60 ГК РФ). Завершить расчеты с кредиторами и передать материальные ценности необходимо до составления передаточного акта или разделительного баланса. Какое-либо оставшееся имущество передается учредителю.

Для регистрации реорганизации образовательного учреждения в налоговые органы по месту нахождения юридического лица необходимо подать следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по установленной форме (форма № Р12001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей») с соблюдением правил статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) решение о внесении изменений в учредительные документы реорганизуемого лица;

5) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (форма № 13001, утвержденная указанным постановлением Правительства РФ);

6) изменения в учредительные документы (в форме отдельного документа либо в форме учредительных документов в новой редакции);

7) договор о слиянии (либо присоединении) в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) в случае реорганизации в форме присоединения — заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма №16003);

9) документ об уплате государственной пошлины (квитанция/платежное поручение);

10) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимых сведений в соответствии с законодательством;

11) передаточный акт или разделительный баланс.

Необходимость в подготовке документов, перечисленных в пунктах 4—6, продиктована тем, что в процессе реорганизации в любой из предусмотренных законом форм в учредительные документы реорганизуемого юридического лица вносятся соответствующие изменения. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Документы представляются в налоговый орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения налоговым органом.

Реорганизация образовательного учреждения считается завершенной:

• в форме преобразования — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность;

• в форме слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность;

• в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность;

• в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;

• в форме присоединения — с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

— Возможна ли ликвидация организаций, реорганизованных с нарушениями?

— Статья 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона и иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

— В каких случаях сохраняют свою силу устав, лицензия, свидетельство о госаккредитации реорганизованных учреждений?

— В соответствии со статьей 34 Закона РФ «Об образовании» устав, лицензия на занятие образовательной деятельностью и свидетельство о государственной аккредитации не утрачивают силу и продолжают действовать до окончания срока, на который были выданы документы, если реорганизация образовательного учреждения осуществляется в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, а также в случае создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) образовательного учреждения.

В остальных случаях реорганизации образовательного учреждения (слияние, разделение) лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают юридическую силу (пункт 2 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»), следовательно, учредителю (уполномоченному им лицу) необходимо будет вновь готовить пакеты документов для регистрации устава образовательного учреждения, получения лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

— Каковы особенности реорганизации филиалов образовательных учреждений?

— Как и филиалы любой из существующих форм юридических лиц, филиал образовательного учреждения не является юридическим лицом, поэтому его реорганизация производится в ином порядке, нежели реорганизация самого образовательного учреждения. В то же время, поскольку информация о филиале в полной мере находит свое отражение в уставе образовательного учреждения, закономерно, что последний при реорганизации филиала должен быть подвергнут внесению в него изменений. В данном случае механизм внесения таких изменений полностью отражен выше. Решение о реорганизации филиала образовательного учреждения принимается учредителем образовательного учреждения (статья 55 ГК РФ).

— Как защищены права работников реорганизуемых учреждений?

— При реорганизации необходимо соблюдать требования трудового законодательства. Процедура реорганизации образовательного учреждения не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, однако реорганизация образовательного учреждения может сопровождаться сокращением штата работников или их численности.

Статья 75 ТК РФ устанавливает, что при реорганизации образовательного учреждения к вновь возникшим юридическим лицам переходят в том числе трудовые обязательства перед работниками и обязательства по обеспечению реализации права граждан на бесплатное и общедоступное образование.

Решение о сокращении численности или штата работников принимает орган или должностное лицо, которым соответствующее право предоставлено уставом или правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Когда решение о сокращении принято, работодатель должен определить, кто из педагогических работников подлежит увольнению с учетом преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ). Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для его увольнения по сокращению штата не имеется.

О предстоящем высвобождении работник предупреждается персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 180 ТК РФ). Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата работодатель предлагает другую имеющуюся работу (вакантную должность) в том же учреждении, соответствующую квалификации работника. При наличии свободной вакансии педагогическим работникам предлагается работа, которая засчитывается в педагогический стаж. Работника следует ознакомить с исчерпывающим перечнем вакансий в образовательном учреждении. Если педагогический работник дает письменное согласие на перевод на предложенную вакантную должность, издается приказ о его переводе.

Работнику может быть предложено увольнение в порядке части 3 статьи 77 ТК РФ (т.е. с формулировкой «по собственному желанию»), поскольку увольнение сотрудников в порядке сокращения штатов нерентабельно для работодателя. В таком случае работник вправе как согласиться, так и отказаться от подобного предложения.

В случае возникновения конфликтной ситуации (работник настаивает на увольнении в порядке сокращения штатов, а работодатель предлагает работнику оформить заявление на увольнение по собственному желанию) работник вправе обратиться за защитой своих прав в Федеральную инспекцию по труду и занятости, в прокуратуру либо в суд. Бремя доказывания претензий возлагается на работника.

— Какие еще нормы предусмотрены трудовым законодательством для реорганизуемых учреждений?

— Коллективный договор образовательного учреждения сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации (часть 5 статьи 43 ТК РФ).

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (части 6 и 7 статьи 43 ТК РФ).

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (статья 75 ТК РФ).

— Регламентированы ли как-либо вопросы преемства образовательной деятельности реорганизованных учреждений?

— В действующем законодательстве не содержится требований об обязательном преемстве образовательной программы, количестве классов или групп, дополнительной деятельности и др. Данные вопросы находятся в ведении самого образовательного учреждения.

1 Администратор образования 7/2010, стр. 82-90




Похожие:

Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconНормативно – правовая база аттестации. Нормативно – правовые акты, регулирующие организацию и проведение аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПорядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений министерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
И, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПорядок создания, реорганизации, изменение типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений I. Общие положения
Настоящий Порядок устанавливает процедуру создания, реорганизации, изменение типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПриказ №сэд-26-01-04-80 «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; приказом Министерства...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПостановление 31. 12. 2010 №764 г. Алейск Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений
Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconУтверждаю Совет депутатов Хлевенского муниципального района Решение №321 от 09. 08. 2007 года Положение «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений в Хлевенском муниципальном районе»
Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»,...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПриказ №50-од в целях совершенствования процедуры аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений
О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconУважаемые коллеги, председатели территориальных и первичных организаций Профсоюза!
Ции педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПриказ №2391 г. Барнаул Об аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящие должности краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2010 году
Ных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26. 06. 2000 №1908, п и организованного...
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПорядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений министерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Правовые аспекты реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений в вопросах и ответах iconПоложение о Главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также руководящих работников областных государственных образовательных учреждений,
Целью создания гак является проведение аттестации: педагогических работников образовательных учреждений области на высшую или первую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы