|
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 2012 год Рекомендации региональной предметно-методической комиссии по работе жюри II этапа олимпиады по математике При проведении II-го (муниципального) этапа олимпиады по математике в 2012 году мы рекомендуем использовать пятибалльную систему оценок. При пятибалльной системе решение всякой задачи независимо от уровня ее сложности оценивается целым числом баллов от 0 до 5. Средний балл за задачу – 2,5 – отделяет граничные случаи – «задача скорее решена, чем не решена» (3 балла) и «задача скорее не решена, чем решена» (2 балла). Однако советуем, по возможности, избегать этих граничных оценок, оставляя их для того случая, когда решение действительно оказывается на границе «скорее правильного» и «скорее неправильного». Главный признак этого случая – сомнения, которые возникают у самого проверяющего: к какому граничному случаю отнести данное решение. Однако в любом случае 3 балла (и больше) выставляются, когда главная идея решения (или одна из них, если задача допускает несколько решений) отчетливо прослеживается. Если же идея решения задачи отчетливо не прослеживается или сопровождается такими ошибками в рассуждениях и выкладках, которые сильно искажают ее суть, то ставится не более 2 баллов. С неграничными случаями проще: 5 баллов ставится за правильное решение, в котором не за что снять целый штрафной балл; 4 балла ставится за правильное решение, в котором есть за что этот штрафной балл снять. 0 баллов ставится при отсутствии решения или заметного продвижения в решении, когда не за что начислить даже один поощрительный балл; 1 балл ставится в качестве поощрительного, когда есть за что его поставить. Если в решенной задаче мало снять только один штрафной балл, то можно снять и два, оценив решение в 3 балла; и если в нерешенной задаче мало начислить один поощрительный балл, то можно выставить за решение и 2 балла. Но в том и другом случае стоит подумать, нельзя ли обойтись без этого. Дело в том, что обилие средних оценок при пятибалльной системе затрудняет дифференциацию участников и более объективное определение призеров. Здесь стоит заметить, что тот участник олимпиады по математике, кто правильно решил две задачи и набрал 8 – 10 баллов, имеет больше шансов на успех в следующих олимпиадах, чем тот, кто набрал 8 – 10 баллов в качестве поощрительных за нерешенные задачи. Наконец, рекомендуем такое разделение труда между членами жюри, при котором они проверяют не работы, а задачи: одну и ту же задачу во всех работах по параллели проверяет один и тот же член жюри. Это разделение труда позволяет не тратить лишнее время на согласование оценок (член жюри согласовывает свои оценки только с председателем или со старшим по параллели). Оно же обеспечивает в каждой параллели одинаковый уровень требовательности со стороны жюри ко всем работам. Поэтому оптимальный состав жюри такой, при котором число проверяющих в каждой параллели равно числу задач, что, впрочем, возможно лишь при некотором «среднем» числе участников олимпиады. Кроме того, следует назначать старших по параллелям (классам) с компетенциями заместителей председателя по этим параллелям. Время выполнения олимпиадных заданий – 4 астрономических часа. 8 класс 8.1. Вдоль забора растут 8 кустов малины. Число ягод на соседних кустах отличается на 1. Может ли на всех кустах вместе быть 225 ягод? 8.2. На доске было написано натуральное число N. Маша подсчитала произведение его цифр и получила число М. Потом Маша подсчитала произведение цифр числа М и получила 1001. Докажите, что Маша ошиблась. 8.3. Точки Е и F – соответственно середины сторон ВС и CD квадрата ABCD. Отрезки AE и BF пересекаются в точке К. Что больше: площадь треугольника AKF или площадь четырехугольника KECF? 8.4. Найдите наименьшее натуральное число, произведение цифр которого равно 1080. 8.5. В левом нижнем углу доски 7 х 7 стоит фишка. Два игрока по очереди передвигают фишку на одну из соседних по стороне клеток. Проигрывает тот игрок, после хода которого фишка попадает в клетку, в которой она уже побывала. Кто выигрывает при правильной игре? 9 класс 9.1. Пусть S(N) – сумма цифр натурального числа N. Найдите все N, для которых ![]() 9.2. Решите в целых числах систему уравнений: ![]() 9.3. Какое из чисел больше: 21997 или 5850? 9.4. Квадратный трехчлен ![]() ![]() 9.5. В левом нижнем углу доски 7 х 7 стоит фишка. Два игрока по очереди передвигают фишку на одну из соседних по стороне клеток. Проигрывает тот игрок, после хода которого фишка попадает в клетку, в которой она уже побывала. Кто выигрывает при правильной игре? 10 класс 10.1. Пусть S(N) – сумма цифр натурального числа N. Найдите все N, для которых ![]() 10.2. Решите в целых числах систему уравнений: ![]() 10.3. Какое из чисел больше: 21997 или 5850? 10.4. Квадратный трехчлен ![]() ![]() 10.5. Кузнечик прыгает по плоскости так, что длина каждого следующего прыжка вдвое больше длины предыдущего прыжка. Сможет ли кузнечик когда-нибудь вернуться в начальную точку? 11 класс 11.1. Трапеция ABCD с основаниями BC и AD описана около окружности. Известно, что ![]() ![]() 11.2. 72 последовательных натуральных числа разбили произвольным образом на 18 групп по 4 числа, в каждой группе посчитали произведение чисел, у каждого из 18 полученных произведений посчитали сумму цифр. Могут ли все полученные суммы цифр быть равными? 11.3. Даны два квадратных трехчлена, имеющие корни. Известно, что если в них поменять местами коэффициенты при х2, то получатся трехчлены, не имеющие корней. Докажите, что если в исходных трехчленах поменять местами коэффициенты при х, то получатся трехчлены, имеющие корни. 11.4. Существуют ли такие натуральные числа х и у, что ![]() 11.5. К некоторому натуральному числу справа последовательно приписали два двузначных числа. Полученное число оказалось равным кубу суммы трех исходных чисел. Найдите все возможные тройки исходных чисел. |