|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Введение.................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы темы "Движения плоскости"........................6 § 1. 1. Отображение и преобразование множеств............................................6 § 1. 2. Движения плоскости..............................................................................10 § 1. 3. Два вида движений. Аналитическое выражение движения...............21 § 1. 4. Классификация движений плоскости...................................................27 Глава 2. Методические основы темы "Движения плоскости"......................32 § 2. 1. Анализ различных школьных учебников геометрии по теме "Движения плоскости"..............................................................................................32 § 2. 2. Анализ содержания темы "Движения плоскости"..............................37 § 2. 3. Обязательные результаты обучения по теме "Движения плоскости"..................................................................................................................39 § 2. 4. Тематическое планирование темы "Движения плоскости"................40 § 2. 5. Описание методики изучения темы "Движения плоскости".............42 § 2. 6. Методика решения задач по теме "Движения плоскости".................44 Глава 3. Применение ЭВМ при изучении движений плоскости в школьном курсе геометрии.........................................................................................................50 § 3. 1. Компьютер как средство обучения.......................................................50 § 3. 2. Компьютерное тестирование по теме "Движения плоскости"..........52 § 3. 3. Описание приложения...........................................................................56 Заключение.........................................................................................................57 Список используемой литературы...................................................................59 Приложение.......................................................................................................61 Введение В геометрии применяются различные методы решения задач – это синтетический (чисто геометрический) метод, метод преобразований, векторный, метод координат и другие. Они занимают различное положение в школе. Основным методом считается синтетический, а из других наиболее высокое положение занимает метод преобразований (в частности, движения плоскости) потому, что он тесно связан с алгеброй, физикой, химией, биологией, техникой и т. д. Это сближает математику с данными областями наук. Методы геометрических преобразований позволяют решать большой класс задач элементарной геометрии: задачи на доказательство, построение, вычисление, нахождение геометрических мест точек. Можно с уверенностью говорить о том, что изучение движений плоскости является неотъемлемой частью школьного курса геометрии. В процессе изучения данной темы учащиеся развивают свое логическое мышление, алгебраическое вычисление, аккуратность при построении чертежей, в результате у учащихся повышается интерес к такой дисциплине как геометрия. Поэтому необходима методика изучения движений плоскости, позволяющая учащимся научиться решать разнообразные задачи с помощью движений плоскости. Этим и определяется актуальность выбранной темы: «Движения плоскости и их изучение в школьном курсе геометрии». Объект исследования данной работы – это процесс изучения учащимися геометрии. Предметом исследования является изучение движений плоскости в школьном курсе геометрии. Цель работы – разработать методику изучения движений плоскости в школьном курсе геометрии. Гипотеза: изучение движений плоскости в школе будет более эффективно, если:
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи: 1) Исследовать теоретические основы темы "Движения плоскости"; 2) Провести анализ различных школьных учебников геометрии по теме "Движения плоскости"; 3) Провести анализ содержания темы "Движения плоскости"; 4) Разработать календарно - тематическое планирование по изучению темы "Движения плоскости"; 5) Описать методику обучения учащихся теме "Движения плоскости" в 9 классе; 6) Описать методику решения задач по теме "Движения плоскости"; 7) Разработать пакет компьютерных тестов по теме "Движения плоскости". Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) Анализ программы по математике, учебных пособий, методических материалов, касающихся движений плоскости; 2) Анализ предметной области геометрии, интернет - сайтов, сравнение и обобщение. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулированы гипотеза, объект, предмет, задачи и методы исследования. В первой главе описаны теоретические основы темы "Движения плоскости", а именно, понятия отображений и преобразований множеств, понятие "движения плоскости", примеры движений плоскости, два вида движений, аналитическое выражение движения, классификация движений плоскости. Во второй главе описаны методические основы темы "Движения плоскости", а именно, проведен анализ различных школьных учебников геометрии по данной теме, рассмотрены обязательные результаты обучения по данной теме, разработано специальное тематическое планирование с учетом компьютерного тестирования, описана методика изучения темы "Движения плоскости", описана методика решения задач по данной теме. В третьей главе представлено применение ЭВМ при изучении движений плоскости в школьном курсе геометрии, а именно, компьютер как средство обучения, компьютерное тестирование по теме "Движения плоскости", а также описаны приложения. В заключении содержатся выводы по работе. Глава 1. Теоретические основы темы "Движения плоскости" § 1. 1. Отображение и преобразование множеств 1. 1. 1. Пусть Х, Y – непустые множества и G ![]() ![]() ![]() ![]() Тройка (G, Х, Y) = Г, где G ![]() i – х проекций для всех (х, у) ![]() Пример. Зададим на плоскости прямоугольную систему координат {O, ![]() ![]() X = {x ![]() ![]() ![]() Y = {y ![]() ![]() ![]() ![]() Тогда X × Y = {(x, y) | M (x, y) – точка прямоугольника ОАСВ}. Пусть Ğ ![]() G = {(x, y) | M (x, y) ![]() np1G = {x ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 1 Рис. 2 1. 1. 2. Частным случаем соответствия является функция. Соответствие f = (G, X, Y) называется функцией, если для каждого x ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Если область определения функции f совпадает с множеством Х: np1G = X, то говорят, что f есть отображение множества Х в множество Y. Пишут: f: X → Y или Х ![]() Следовательно, всякая функция f = (G, X, Y) является отображением своей области определения np1G в множество Y. Элемент у = f (x) называют образом элемента х, а х – прообразом элемента у в отображении f. Говорят также, что х переходит в у при отображении f. 1. 1. 3. Отметим важнейшие частные случаи отображений f: X → Y. 1) Если х1 ≠ х2 ![]() ![]() ![]() 2) Пусть f (X) – образ множества Х в отображение f, т.е. f (X) = {f(x) | x ![]() ![]() 3) Отображение f называется биекцией или взаимно однозначным отображением Х на Y, если оно одновременно инъективно и сюръективно. Пример 1. Пусть (О) – окружность с центром О, [AB] – ее диаметр (рис.2). Обозначим через f соответствие между окружностью (О) и прямой (АВ), установленное по следующему закону: Каждой точке М ![]() Подмножество G ![]() f: (O) → (AB); оно не инъективно (f (M) = f (N) при M ≠ N, см. рисунок) и не сюръективно (f ((O)) = [AB] ≠ (AB)). Вместо окружности (О) возьмем ее полуокружность F с концами в точках А и В. Ортогональное проектирование f точек М ![]() Пример 2. Дан треугольник АВС и точки В1 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 3 Рис. 4 Замечание. Из определений в п0 1. 1. 3 следует, что всякое отображение f: X→ Y можно рассматривать как сюръекцию f: X→ f (X). Точно также инъекция f: X → Y приводит к биекции f: X → f (X). В примере 1 мы имеем сюръекцию f: (O) → [AB] и биекцию f: F → [AB]. 1. 1. 4. Пусть дана биекция f: X → Y (рис.4). Мы можем построить другое отображение g: Y → X по закону: g (y) = x, если y = f (x). Получим биективное отображение Y на Х, которое обычно обозначают не через g, а через f -1 и называют отображением, обратным к f. Имеем: f -1(y) = x. 1. 1. 5. Преобразованием множества Х ≠ Ø называется всякая биекция f этого множества на себя: f: X → X. При этом всякое подмножество F ![]() ![]() Элемент х (подмножество F) называют неподвижным или инвариантным элементом (подмножеством) в преобразовании f, если f (x) = x (соответственно: f (F) = F). Замечание. Иногда всякую сюръекцию Х на Y называют преобразованием множества Х в множество У. § 1. 2. Движения плоскости 1. 2. 1. Говорят, что преобразование плоскости сохраняет расстояния, если расстояние между любыми двумя точками А и В плоскости равно расстоянию между их образами А / и В /, т. е. АВ = А / В /. Определение. Преобразование плоскости, сохраняющее расстояние, называется движением (или перемещением). Наиболее простым примером движения является тождественное преобразование плоскости, т. е. преобразование, при котором каждая точка плоскости переходит в себя. Определение. Упорядоченную тройку точек А, В, С плоскости, не лежащих на одной прямой, называют репером и обозначают так: R = (А, В, С). Точки А, В и С называются вершинами репера, причем точка А называется ее началом. Репер называется аффинным, если треугольник АВС произвольный, и ортонормированным, если угол А прямой, а АВ = АС = 1. Пусть на плоскости дана система координат О ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() 1. 2. 2. Рассмотрим некоторые примеры преобразований плоскости П. Пример 1. Возьмем вектор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Возьмем в плоскости П ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Формулы (а) выражают координаты x/, y/ точки M/ = f (M) через координаты х, у точки М в одном и том же репере R. Обратно, если дан ортонормированны репер R = {O, ![]() ![]() (а) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 5 Рис. 6 Итак, преобразование f – перенос, ![]() Из формул (а) следует: а) перенос f на вектор ![]() ![]() б) перенос f на вектор ![]() ![]() в) перенос f любую прямую а, данную в репере R уравнением: Ах + Ву + С = 0, переводит в параллельную ей прямую а/, уравнение которой в репере R: Ax/ + By/ - (Ax0 + By0 – C) = 0. Если вектор переноса ![]() ![]() ![]() (x0 = λB, y0 = - λA), то f (a) = a. Пример 2. Две точки М, М/ называются симметричными относительно прямой d, если d ![]() Если на плоскости дана прямая d, то мы можем определить отображение f: П→ П по закону: f (M) = M/ ![]() Отражение от прямой d будем обозначать той же буквой d и писать: d(M)= = M/. Замечание. Ось симметрии d не является осью в обычном смысле, так как отражение от прямой d вполне определяется заданием этой прямой, без указания положительного направления на ней. Возьмем ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() х/ = х, (б) у/ = - у. Если M ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Если М ![]() ![]() ![]() ![]() Следовательно, преобразование f есть отражение от оси (Ох). В отражении от прямой d имеем: а) каждая точка прямой d инвариантна; б) М ![]() ![]() в) прямая d инвариантна; г) b ![]() ![]() д) c ǁǁ d ![]() (а), (б) ![]() Пример 3. Пусть на ориентированной плоскости П даны направленный угол АВС, величина которого α, и точка О. Определим отображение f: П → П по закону: 1) f (O) = O; 2) если f (M) = M/ (M ≠ O), то: а) ρ (O, M) = ρ (O, M/); б) угол МОМ/ имеет величину α заданного угла АВС и одинаково с ним ориентирован (рис. 7). ![]() Рис. 7 Так мы получаем преобразование плоскости, которое называется поворотом (или вращением) плоскости вокруг точки О на угол α. Точка О называется центром поворота, а величина α направленного угла АВС называется углом поворота. Заметим, что если f и f / - два поворота вокруг точки О соответственно на угол α и α/ = ![]() ![]() ![]() Следовательно, угол α поворота f вокруг точки О всегда можно выбрать так, что | α | ≤ π, и, значит можно считать α = ![]() Если α ≠ 0, М ≠ 0, то f (M) ≠ M. Если α = 0, то f (M) = M ( ![]() ![]() Возьмем на плоскости ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() ![]() ![]() ρ (O, M) = ρ (O, M/) = ![]() Из формул: ![]() получим: x/ = x cos α – y sin α, (в) y/ = x sin α + y cos α. Формулы (в) выражают координаты х/, у/ точки М/ = f (M) через координаты х, у точки М в одном и том же репере R. Обратно, если дан ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() Из формул (в) получаем: f (O) = O, x/ 2 + y/ 2 = x2 + y2 ![]() М/ = f (M) ≠ 0. Пусть φ = ( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Итак, преобразование f, определяемое формулами (в) в репере R, есть поворот плоскости вокруг точки О на угол α. Пример 4. Точки М, М/ плоскости П называют симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка [MM/]; точка О считается симметричной самой себе. Отображение f: П→ П по закону: f (M) = M/ ![]() ![]() ![]() х/ = - х, (в/) у/ = - у. Любая прямая (MN), уравнение которой в репере R = {O, ![]() ![]() Ax + By + C = 0, переходит в прямую (M/ N/), параллельную прямой (MN), имеющую в репере R уравнение Ax/ + By/ - C = 0 (рис. 8). ![]() Рис. 8 Рис. 9 Пример 5. Если d – осевая симметрия, g – перенос плоскости на вектор ![]() ![]() ![]() ![]() Возьмем ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() d: ![]() ![]() ![]() ![]() (*), (**) ![]() ![]() ![]() Формулы (г) выражают координаты х/, у/ точки М/ = f (M) через координаты х, у точки М в репере R. Обратно, если дан ортонормированный репер R = {O, ![]() ![]() ![]() ![]() Из свойств осевой симметрии и переноса плоскости следует, что в скользящей симметрии f = g ![]()
1. 2. 3. Теорема 1. Пусть R = (A, B, C) и R/ = (A/, B/, C/) – произвольные ортонормированные реперы плоскости σ. Тогда существует одно и только одно движение, которое репер R переводит в репер R/. При этом движении любая точка М с данными координатами в репере R переводит в точку М/ с теми же координатами в репере R/. □ 1) Докажем сначала, что существует движение, которое репер R переводит в репер R/. Построим отображение g: σ → σ следующим образом. Произвольной точке М с координатами х, у в репере R поставим в соответствие точку М/ с теми же координатами в репере R/. Ясно, что А (0, 0)R ![]() ![]() Отображение g: σ → σ является взаимно однозначным отображением плоскости на себя, т. е. является преобразованием плоскости σ. Докажем, что g сохраняет расстояние. В самом деле, пусть М1 и М2 – произвольные точки плоскости, которые в репер R имеют координаты М1 (х1, у1)R и М2 (х2, у2)R. Тогда М1М2 = ![]() М/1М/2 = ![]() 2) Докажем теперь, что g – единственное движение, которое переводит репер R в репер R/. Допустим, что это не так, т. е. существует другое движение f, такое, что R/ = f (R). Тогда на плоскости существует такая точка М, что образ М1 этой точки в движении g не совпадает с образом М2 той же точки в движении f. Так как А ![]() ![]() Итак, g – единственное движение, которое репер R переводит в репер R/. При этом движении точка М (х, у)R переводит в точку М/ (х, у)R/. ■ 1. 2. 4. Пользуясь этой теоремой, выясним, в какие фигуры переходят в движении прямая, полуплоскость, отрезок, луч и угол. 10. Движение переводит прямую в прямую, а параллельные прямые – в параллельные прямые. □ Выберем ортонормированный репер R и рассмотрим его образ R/ в данном движении. Тогда R/ также ортонормированный репер. Пусть прямая d в репере R определяется уравнением Ах + Ву + С = 0. Образ d / этой прямой (т.е. множество образов всех точек прямой d) в репере R/ определяется тем же уравнением, поэтому является прямой. Рассмотрим теперь параллельные прямые d1 и d2 и их образы d/1 и d/2. Если предположить, что прямые d/1 и d/2 имеют хотя бы одну общую точку М/, то прообраз М этой точки лежит как на прямой d1, так и на прямой d2. Таким образом, прямые d1 и d2 имеют общую точку М; это противоречит условию. ■ 20. Движение переводит полуплоскость с границей b в полуплоскость с границей b/, где b/ - образ прямой b. □ Пусть α – данная полуплоскость с границей b, а α/ - образ полуплоскости α в движении g. Если прямая b в репере R имеет уравнение Ах + Ву + С = 0, то по теореме (Если в аффинной системе координат прямая d задана уравнением Ах + Ву + С = 0, то полуплоскости с границей d определяются неравенствами Ах + Ву + С > 0 и Ах + Ву + С < 0) полуплоскость α определяется неравенством Ах + Ву + С > 0 (или Ах + Ву + С < 0). (1) Множество α/ в репере R/, где R/ = g (R), определяется тем же неравенством (1). Отсюда следует, что α/ - полуплоскость с границей b/, где b/ = g (b). ■ Отношение λ, в котором точка С делит отрезок АВ называется простым отношением трех точек А, В, и С и обозначается так: λ = (АВ, С). Докажем следующее важное свойство. 30. Движение сохраняет простое отношение трех точек прямой. □ Пусть в репере R три произвольные точки одной прямой имеют координаты А (х1, у1), В (х2, у2), С (х, у). Если λ = (АВ, С), то ![]() Если R/ - образ репера R, то образы А/, В/, С/ точек А, В, С в репере R/ имеют координаты А/ (х1, у1), В/ (х2, у2), С/ (х, у). Равенства (2) показывают, что точка С/ делит отрезок А/ В/ в отношении λ, т.е. (А/ В/, С/) = λ. Таким образом, (АВ, С) = (А/ В/, С/). ■ Точка С лежит между точками А и В тогда и только тогда, когда (АВ, С) > > 0, поэтому из свойства 30 следует утверждение. 40. Движение сохраняет отношение «лежать между». Если (АВ, С) > 0, то точка С лежит на отрезке АВ, а если (АВ, С) < 0, то точка С лежит на прямой АВ, но вне отрезка АВ. Отсюда и из свойства 30 следует утверждение. 50. Движение переводит отрезок АВ в отрезок А/ В/, где А/ и В/ - образы точек А и В. При этом середина отрезка АВ переходит в середину отрезка А/ В/. 60. Движение переводит луч в луч, а угол – в угол. 70. Движение переводит угол в равный ему угол. □ Пусть ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Отсюда и из свойств 10 как следствие получаем утверждение. 80. Движение переводит взаимно перпендикулярные прямые во взаимно перпендикулярные прямые. 1. 2. 5. Пусть О – некоторая точка плоскости, h – луч, исходящий из этой точки, а α – полуплоскость, границе которой принадлежит луч h. Тройка О, h, α называется флагом и обозначается так: (О, h, α) (рис. 10). Очевидно, при движении флаг переходит в флаг. ![]() Рис. 10 Рис. 11 Теорема 2. Пусть (О, h, α) и (О/, h/, α/) – произвольные флаги. Тогда существует одно и только одно движение, которое флаг (О, h, α) переводит в флаг (О/, h/, α/). □ Введем в рассмотрение ортонормированные реперы (О, Е1, Е2) и (О/, Е/1, Е/2) такие, что Е1 ![]() ![]() ![]() ![]() Е/1 = g (E1), то h/ = g (h). Но Е/2 = g (Е2), поэтому α/ = g (α). Таким образом, движение g переводит флаг (О, h, α) в флаг (О/, h/, α/). Пусть f – произвольное движение, которое переводит флаг (О, h, α) в флаг (О/, h/, α/). Так как h/ = f (h), то Е1 = f (E1). Далее, углы Е1ОЕ2 и Е/1О/Е/2 прямые, поэтому движение f луч ОЕ2 переводит в луч О/Е/2, а следовательно, Е/2 = f (Е2). Таким образом, движение f переводит репер (О, Е1, Е2) в репер (О/, Е/1, Е/2), поэтому f совпадает с g. ■ |
![]() | Параличи (paralyses; греч paralysis расслабление) расстройства При некоторых формах П. отсутствие произвольных движений сочетается с наличием непроизвольных автоматизированных защитных движений,... | ![]() | Задача физ уголка развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения «Детство: начиная со средней группы – самоконтроль за развитием двигательных качеств» |
![]() | Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию | ![]() | Галилео-Галилей Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения... |
![]() | Е. Л. Мокина 2010г. Модифицированная образовательная программа Элементарным критерием культуры движений является техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное... | ![]() | С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным... |
![]() | А б в г ... | ![]() | Тема: «Больше уважения правилам движения» Цели и задачи: Образовательные Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику, пространственную ориентировку, координацию движений, речь |
![]() | Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение... | ![]() | Виды спорта зимней Олимпиады в Сочи Олимпийских игр 2014. Сюда входят три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.... |
![]() | Физкультурные минутки в начальной школе В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое... |