Задание Прочитайте статью В. М. Полонского icon

Задание Прочитайте статью В. М. Полонского



НазваниеЗадание Прочитайте статью В. М. Полонского
страница1/2
Дата конвертации23.12.2012
Размер450.84 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2
1. /Методология педагогического исследования/Тема 1.doc
2. /Методология педагогического исследования/Тема 2.doc
3. /Методология педагогического исследования/Тема 3.doc
4. /Методология педагогического исследования/Тема 4.doc
5. /Методология педагогического исследования/Тема 5.doc
Тема Методология как отрасль педагогического научного знания
Тема Педагогическая наука и ее особенности. Общая характеристика педагогического исследования
Задание 1 Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом работы В. В. Краевского?
Тема Методологические характеристики работы
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского

Тема 5. Результаты педагогического исследования. Экспертиза диссертации.


Задание 5.1.

Прочитайте статью В.М. Полонского.

Подумайте, что можно считать результатом педагогического исследования?

По каким критериям можно оценивать полученные исследователем-педагогом результаты?


«Успех научно-исследовательской деятельности оценивается, прежде всего, по ее результату (продукту), теоретическим и практическим выводам, полученным в итоге работы. Результат исследования характеризует вклад отдельного ученого или коллектива в теорию и практику образования, позволяет сопоставить исходные и конечные достижения, сравнить эффективность традиционных и инновационных методов, степень достижения поставленных целей. В связи с этим возникает задача выявления характеристик, с помощью которых эти -результаты могут быть описаны и представлены в работе для обозрения другим членам научного сообщества, для их включения в общенаучный фонд.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике в науке» научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Под научным и (или) научно-техническим результатом понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Соответственно применительно к педагогическим исследованиям под научным результатом мы будем понимать продукт научной и (или) научно-методической деятельности, содержащий новые знания или решения в сфере образования и зафиксированный на любом информационном носителе.

Результат исследования, фиксируемый в индивидуальном сознании, должен обрести статус научного факта, представлен во внесубъектных формах в таких видах знания, как гипотеза, концепция, методика и др. Педагогическое исследование в качестве своего результата содержит именно знание, сознательно объективируемое разработчиком для его последующего использования другими людьми в теоретической либо практической деятельности.

Структурно результат можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов: объектного, преобразующего и конкретизирующего.

Объектный компонент характеризует продукт исследования предметно-категориально, т.е. показывает, что получено в итоге работы: концепция, метод, классификация, принцип, рекомендация, алгоритм и т.п. В зависимости от области и направления науки объектный компонент может быть представлен на общенаучном, общепедагогическом или конкретно-научном уровне различными наборами типами знаний (тип, или вид знания здесь – одно из понятий предметной категории, образующих группы значимых для педагогики понятий; отождествляется с «видом» результата исследования).

Преобразующий компонент показывает, что собственно было совершено с объектной частью: уточнение, определение, разработка и т.д. (основных понятий педагогики, изменений или показателей процесса обучения и воспитания, условий развития познавательной деятельности, методики преподавания и т.п.), т.е. характеризует полученный итог как определенный вид движения научной мысли. Собирался ли исследователь разработать новый метод обучения, уточнить или дополнить методику преподавания, определить условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и т.д.

Преобразующий компонент выражается в задачах исследования. Он включает: уточнение, определение, разработку, реализацию, конкретизацию, формирование, освоение, внедрение (понятий, состава, структуры, содержания дидактической системы, концепций обучения и воспитания, определенных педагогических целей, познавательной самостоятельности, значимых коммуникативных умений, целостной профессиональной деятельности, готовности учащихся к труду, профессионально-ориентированных знаний и т.п.).

В ряде случаев объектный и преобразующий компонент совпадают, т.е. объектный компонент одновременно может быть и преобразующим. Например, внедрение может выступать как самостоятельный результат и одновременно быть преобразующим компонентом для других объектов (метод, концепция, стандарт). Такое совпадение синонимическое, фактически это независимые категории, рассматривать которые в каждом случае нужно самостоятельно.

Конкретизирующий компонент результата уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит преобразования объектной части результата педагогического исследования. Это: уточнение места и времени, в границах которых ведется исследование (например, диссертация Н.А. Баранова «Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях воспитательной системы лечебно-профилактического учреждения»; диссертация В.М. Блинова «Гуманистическая концепция профессионально-педагогической подготовки учителя ФРГ (70-е - начало 90-х гг.)» и т.д. Уточнения могут касаться не только отдельных факторов, но и различных их сочетаний: места, времени, условий, методов и средств обучения.

Каждая педагогическая дисциплина располагает своими средствами подведения итогов исследования.

В дидактике, например, ими могут быть как теоретические, так и практические рекомендации: уточнение основных понятий (обучение, учение, преподавание, метод, средство, форма и т.п.); разработка новых методов, средств и форм обучения; выявление закономерностей учебного процесса, принципов проверки и оценки знаний; разработка различных дидактических моделей; изучение специфики работы сельских и городских школ и т.д.

В истории педагогики – закономерности развития педагогических идей, становления учебных заведений; анализ педагогической мысли за определенный период времени; изучение наследия выдающихся педагогов прошлого и т.д.

Теоретические результаты имеют сущностный характер. Чаще всего они представляют собой знание о том, каким был, есть и будет объект, о способах его осмысления и получения знания о нем. Это – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики.

Практические результаты имеют деятельностный характер и, как правило, представляют собой знание, связанное с объектом исследования, способами использования объекта в практической деятельности людей. Это – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. В ряде случаев один и тот же результат может быть отнесен как к теоретическим положениям, так и к практическим рекомендациям в зависимости от его конкретного содержания.

[]

Полученный результат имеет две стороны: содержательную и ценностную.

Содержательная сторона результата характеризует типы и виды полученных знаний, все то, что зафиксировано в его объектной части (компоненте, представляющем предметно-понятийную категорию). Описание содержательной стороны результата включает указание именно вида полученных знаний, что есть в итоге исследования (метод, концепция, алгоритм, рекомендация и т.д.). Важно не только перечислить результаты, но раскрыть их содержание с позиции новизны. При этом получение положений, ранее известных в науке и практике, не засчитывается как новый результат. Характеристика новизны дается с помощью трех уровней, характеризующих место полученных знаний в ряду известных и их преемственность (уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования).

Другая сторона результата – ценностная, характеризует влияние полученных знаний на развитие теории и практики. Ценностная сторона результата описывается с помощью критериев «теоретическая и практическая значимость».

Теоретическая значимость результата исследования показывает, какие изменения произошли или могут произойти в связи с полученными результатами, в какой степени они помогают решать проблемы, которые раньше не ставились или решались частично. Исходя из теоретической значимости, можно объяснить и предсказать возникновение фактов и явлений, которые с прежних позиций было невозможно предвидеть и объяснить; открыть пути для разработки новых методов и подходов, служить отправной точкой для последующих решений в сфере образования.

Теоретическая значимость исследования может быть представлена либо в плане собственно проблем, частных и общих, либо проблем отдельной дисциплины или педагогики в целом. Границы между этими рангами проблем подвижны, однако ведущее значение результата можно установить. Большинство результатов, полученных в последние годы, относятся к частно- и общепроблемной значимости, их решения важны для методики преподавания отдельных предметов, т. е. их теоретическое значение не выходит за рамки исследуемой дисциплины.

Практическая значимость, как и теоретическая, это -ценностная сторона результата. Она указывает на реальные сдвиги, которые достигнуты или могут быть достигнуты в воспитании или обучении учащихся в результате внедрения идей исследования (в зависимости степени влияния полученных выводов на учебно-воспитательный процесс, в целом, частные и общие методики преподавания и обучения, организацию воспитательной работы). Основными признаками и показателями, характеризующими практическую значимость результатов исследования для дидактики, теории воспитания и частных методик будут: число пользователей, заинтересованных в результатах исследований; масштаб внедрения результатов исследования; экономическая и социальная эффективность; готовность к внедрению.

Новый результат не существует сам по себе. Он занимает определенное место в общей системе знаний, связан с другими областями. Место полученных знаний в ряду известных определяется с помощью рубрикатора, отражающего полииерархические и логико-семантические связи между различными областями, разделами и проблемами педагогической науки. Эту роль выполняет рубрикатор «Народное образование. Педагогика». С его помощью обеспечивается однозначное определение рубрики, к которой относится тот или иной результат, а также отнесение каждого результата к минимально необходимому числу рубрик (См.: Полонский В.М. Народное образование. Педагогика. Рубрикатор. – М.: Наука, 1998).

Для научных и практических работников важен не только сам результат, но и способ, с помощью которого он был получен. Требования к описанию результата определяются методом его получения. Представляет ли результат педагогического исследования плод теоретических размышлений, получен эмпирическим путем или с помощью длительных экспериментов?

Новый результат должен быть не только назван, но и теоретически или эмпирически обоснован. Имеется в виду прежде всего его экспериментальное подтверждение. Теоретическая аргументация применяется в тех случаях, когда эмпирическим путем решить исследуемый вопрос сложно из-за длительности эксперимента, большого числа трудно поддающихся учету и контролю социально-педагогических факторов, отсутствия соответствующей материальной базы и т.п.

Результаты научного исследования в зависимости от различных запросов пользователей могут быть представлены и описаны с различной степенью полноты: от ключевых слов, краткой аннотации или реферата, тезисов или полного текста. Форма представления определяется видом предполагаемой деятельности, в которой эти результаты будут использованы. Для поиска информации результат может быть описан в виде ключевых слов или краткой аннотации. Для дальнейшей научной работы или использования в практике требуется развернутое его описание.

Таким образом, полноценное представление результата научно-педагогического исследования требует описания содержательной и ценностной его сторон, новизны, теоретической и практической значимости, места в общей системе знаний, способа получения. Такое описание позволит включить результат в общую систему знаний, определить его место в научной и практической деятельности, использовать полученные знаний другими членами научного сообщества (Полонский, В.М. Методологические характеристики результатов педагогических исследований //Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. научных статей. – М., 2001. – С. 55 – 62).


Задание 5.2.

Проанализируйте представленные ниже положения, выносимые на защиту.

Какие результаты получены авторами исследований?


I. «На защиту выносятся:

1. Продуктивная коллективно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования, рассматриваемая как взаимообогащающая личность и коллектив совместная жизнедеятельность, предусматривающая согласованное целеполагание, осознанную мотивацию. Обеспечивающую творческую активность каждого, единую программу действий, реализуемую на основе объединения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и общего маршрута самодвижения всего коллектива, получение комплексного индивидуально-личностного и коллективного продукта.

2. Модель организации продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, предоставляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, принципы проектирования и организации данного процесса, технология включающая поэтапно реализуемые структурные блоки деятельности (мотивационно-целевой, содержательно-преобразующий, процессуальный, результативно-аналитический), уровни включенности учащихся в коллективно-творческую деятельность, демонстрирующие динамику индивидуально-личностных и коллективных преобразований .выраженных в комплексном продукте.

3. Структура комплексного продукта коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, предусматривающая единство взаимосвязанных индивидуально-личностной и коллективной составляющих, которые включают внутренние продукты (морально-волевые, потребностно-ценностные: сближение ценностных ориентаций и норм поведения, преобразования в характере межличностных отношений и норм поведения, преобразования в характере межличностных отношений, рост интеллектуально-духовного потенциала) и внешние продукты (предметно-вещественные: авторские билингвальные проекты, рефераты. Статьи, репортажи, обобщенные в коллективной рукописной книге, поделки, макеты, рисунки, демонстрируемые на выставках коллективного творчества).

4. Педагогические условия эффективной реализации модели организации продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования:

  • сформированность представлений учащихся о коллективе, коллективной деятельности. сотворчестве, наличие интереса к участию в данной деятельности;

  • обусловленность продуктивной коллективно-творческой деятельности единством и взаимосвязанностью ее компонентов, что позволяет прогнозировать ход и результаты организуемого взаимодействия;

  • педагогически целесообразное включение сочетаемых традиционных и инновационных индивидуальных, микрогрупповых, коллективных форм организации деятельности с опорой на ведущие принципы продуктивного подхода;

  • обеспечение сотрудничества детей и педагогов на основе увлеченности общим делом, осуществление педагогической поддержки профессионально подготовленными педагогическими кадрами;

  • создание благоприятной атмосферы, способствующей положительной мотивации и результативности деятельности, свободному общению в разновозрастном коллективе, творчеству и обмену творческим продуктами»


II. «На защиту выносятся следующие положения:

1. под концептуальными основаниями включения психологического знания в вузовский курс педагогики следует понимать общее представление о включении психологического знания в содержание вузовского курса педагогики, которое отражено в положениях теоретического и эмпирического характера (источники, пути, условия, способы), а также нормативного характера (конкретизация путей, условии и способов включения психологического знания).

2. Включение психологического знания в вузовский курс педагогики важно осуществлять с опорой на источники, отражающие причины объективной необходимости включения психологического знания в курс педагогики, заключающиеся: в соотношении педагогического и психологического знания в сфере науки и в области профессиональной подготовки учителя; в затруднениях учителей и студентов, которые они испытывают при реализации педагогического знания, содержащего психологическое знание; в содержании документов (ГОС ВПО, учебных программах по педагогике).

3. Эффективными ориентирами для включения психологического знания в соответствии с предлагаемой моделью курса педагогики должны быть следующие положения нормативного характера: в целевой блок (1) включается знание о личности, самостоятельности, субъектности; в содержательный блок (2) включается психологическая характеристика знаний, умений, навыков, эмоционально-ценностных отношений, творческой готовности. Личностных ориентаций, деятельности; в логический блок (3) – механизмы усвоения; в коммуникативный блок (4) – специфика педагогического общения, готовность к взаимодействию; в организационный блок (5) – готовность к распознанию индивидуальных, возрастных особенностей и психических процессов.

4. Психологическое знание следует включать в курс педагогики с учетом следующих дидактических условий: 1) включение психологических знаний в курс педагогики в соответствии с его логикой; 2) выявление и использование элементов психологических знаний при раскрытии конкретных педагогических положений эмпирического и теоретического характера; 3) учет направленности Государственного образовательного стандарта на самостоятельный выбор педагогом необходимых психологических знаний и организацию им учебной деятельности обучающихся; 4) ориентация на наличие целей образования требующих обращения к психологическим знаниям для своей конкретизации и реализации в педагогической действительности; 5) реализация личностно ориентированного подхода с опорой на знание личности с различных сторон, в том числе и с психологической.

5. При обращении к психологическому знанию в вузовском курсе педагогики необходимо опираться на способы включения и использования психологического знания: непосредственного, опосредованного, комплексного».


Задание 5.3.

Проанализируйте описание значимых результатов исследования.

Выявите их компоненты – объектный, преобразующий и конкретизирующий (В.М. Полонский).


  1. «Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • рассмотрено и утонено содержание процесса интеграции как средства совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе; представлены в виде алгоритма его теоретические основы;;

  • выявлены особенности подготовки учителя начальных классов, обусловленные спецификой его образовательной деятельности; охарактеризованы общепрофессиональный и предметно-методический виды подготовки студентов к предстоящей педагогической деятельности в начальной школе;

  • сконструирована модель, функционирвоание элементов которой приводит к повышению уровня подготовки студентов к интегрированному обучению в начальной школе; разработаны технологические карты, сопровождающие реализацию модели;

  • определены критерии и выявлены уровни подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В работе представлены учебно-методические материалы; программы тематического модуля «основы интеграции», спецкурсов «Психолого-педагогическая и методическая подготовка урока», «Педагогическая интеграция в начальном образовании», пакеты диагностических методик и интегративных заданий по педагогической практике; справочно-методический комплект: понятийно-терминологический тезаурус, модель и конспекты интегрированных уроков. Подготовленные материалы могут быть использованы в педагогическом процессе педвузов и учителями общеобразовательных школы».


  1. «Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • уточнено понятие «экологическая культура» как феномен, формирующий экологическое сознание, природосообразное поведение и развивающий природоохранную деятельность;

  • определены положения. обусловливающие формирование экологической культуры младших школьников на основе их возрастных особенностей, восприимчивости к своему окружению, эмоционального отношения к живой и неживой природе;

  • как фактор и условие формирования экологической культуры детей обоснована проектная деятельность. Сочетающая в себе виды интеллектуальной, эмоциональной,. Практической. Коммуникативной деятельности, развивающая способность самостоятельно конструировать экологические знания посредством решения практических природоохранных задач;

  • разработаны обязательные, выборочные, добровольные типы проектных заданий, отличающиеся содержанием и способами их решения, ориентированные на индивидуальные возможности, интересы учащихся, определены технологии их выполнения с учетом изменения активности детей от репродуктивного уровня к эмпирическому, от него к креативному.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концепции формирования экологической культуры младших школьников, в которой обоснованы и определены рациональные условия и пути формирования экологической культуры учащихся начальных классов на основе проектной деятельности как формы экологического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны учебно-методическое пособие, программы, а также методические рекомендации по применению метода проектов в экологическом воспитании младших школьников, используемые на практике в начальных классах школ Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Сунтарского улусов Республики Саха (Якутия)».


Соотнесите полученные результаты с целями и задачами исследований.


I. «Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

[]

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. раскрыть сущность процесса интеграции как средства совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

  2. Выявить особенности подготовки учителя начальных классов в педвузе, обусловленные спецификой его образовательной деятельности.

  3. разработать модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов, экспериментально проверить ее результативность.

  4. Определить критерии и провести диагностику уровней подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе».


II. «Цель исследования – разработка педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования экологической культуры младших школьников на основе проектной деятельности.

Сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «экологическая культура».

  2. Определить психолого-педагогические условия использования метода проектов для воспитания экологической культуры у младших школьников.

  3. Обосновать необходимость использования проектной деятельности младших школьников как формы воспитания экологической культуры.

  4. Разработать концепцию формирования экологической культуры младших школьников.

  5. Сформулировать научно-методические рекомендации по использованию в экологическом воспитании младших школьников метода проектов»


Задание 5.4.

Внимательно прочитайте документы, представленные ниже.

Что включает в себя экспертная оценка исследования и его результатов? На что она направлена?

Какие направления экспертизы предлагает В.С. Леднев? (фрагмент I)

Как дополняют предложения В.С. Леднева Н.И. Загузов, А.П. Тряпицына?(фрагмент II)


I. «1.3. Основная структура оценки диссертационных работ

При аттестации научных кадров решающее значение имеет оценка результатов работы. Между тем этот фактически уже общеизвестный вывод еще не дает ответа на ряд важных вопросов (хотя и создает необходимые предпосылки). К их числу относится и принципиальный, стратегический вопрос об основных направлениях оценки диссертационной работы; вопрос, имеющий и большое тактическое значение: что и как в результатах диссертационной работы необходимо проверять и оценивать?

Подчеркнем, что ответ на этот вопрос возможен лишь в опоре на фундаментальное положение о том, что продукт научного творчества двояк: это, во-первых, развитие творческих качеств личности, во-вторых, вклад в развитие системы научного знания.

Из сказанного вытекает следующий важный вывод: проверка итогов диссертации как научно-квалификационной работы, позволяющая судить о степени готовности соискателя к самостоятельной продуктивной научной деятельности, осуществляется (и должна осуществляться), учитывая бинарную природу научно-творческой деятельности, в двух следующих планах:

оцениваются научные результаты диссертационного исследования, в том числе его новизна, теоретическое и практическое значение и др.;

оцениваются научно-исследовательские умения – определять и формулировать проблему исследования, формулировать гипотезы, промерить их (аналитически и экспериментально). формулировать выводы и «вписывать» полученные результаты в теорию объекта.

По этой причине во введении в диссертацию (и в общей части автореферата) должны отражаться две группы компонентов процесса исследования и параметров, характеризующих результаты работы:

первая группа

базовые структурные компоненты процесса исследования: проблема, гипотеза и методы (как способы проверки гипотезы);

параметры, характеризующие названные базовые компоненты и стратегию исследования в целом, – цели, задачи, объект и предмет исследования1;

вторая группа

результаты диссертационного исследования (выводы и положения, выносимые на защиту);

– основные параметры-характеристики диссертационного исследования (прежде всего, его результатов): актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна, достоверность полученных результатов.

Подчеркнем, что оба охарактеризованных подхода к оценке диссертаций являются комплексными и взаимодополняющими». (Требования к диссертациям по педагогическим наукам / автор-составитель В.С. Леднев. – М.. 2003. С. 16 – 17)


II.

Таблица 1

Виды и этапы экспертизы.

Виды \ этапы экспертизы




Каф.

Опп

ВО

ДС

ВАК

Методологическая


-

-

-

-

-

Технологическая

+

+

+

-

-

Праксеологическая (сфера применения)


-

+

+

+

+

Комплексная

-

-

-

+

+


Таблица 2.

Экспертиза диссертации: субъекты экспертизы и оцениваемые признаки





Оцениваемые признаки

Каф

Опп

ВО

ДС

ВАК

1

Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации (результаты, полученные лично соискателем)

+







+




2

Степень достоверности результатов, их новизна и практическая значимость

+

+

-

+

-

3

Ценность научных работ и целесообразность защиты в виде научного доклада

+

-

-

-

-

4

Специальность, которой соответствует диссертация

+

-

-

-

-

5

Полнота изложения в печати

+

-

-

-

-

6

Актуальность избранной темы

-

+

-

-

-

7

Степень обоснованности результатов

-

+

-

-

-

8

Соответствие диссертации требованиям Положения (в т. ч. пунктам 13 или 14)

-

+

+

+

+

9

Значение результатов для теории и практики (науки и производства)

-

-

+

+

+

10

Рекомендации об использовании результатов

-

-

+

+

-

11

Научный уровень диссертации

-

-

-

-

+

12

Качество предварительной экспертизы

-

-

-

+

-

(См: Тряпицына А.П., Загузов Н.И., Писарева С.А. Актуальные проблемы работы диссертационных советов по педагогике // Мир образования – образование в мире, 2002. – № ?)


Задание 5.5. По каким критериям и показателям оценивается диссертация?

Таблица 3.

Сущностное единство критериев анализа и оценки исследовательской деятельности


Научное исследование как процесс.




Научное исследование как результат

Практическая востребованность

Научная и социальная значимость труда

Актуальность

Прогностичность, креативность

Научная новизна

Концептуальность, целостность

Сочетание традиционного и инновационного, этапность обновления педсистемы

Перспективность

Этапы внедрения теории на практике

Фундаментальность

Технологичность

Связь теории с фактологией

Глубина исследования

Качество исследования

Методологическая культура

Материальная обеспеченность

Рациональность

Экономическая эффективность




Личный вклад соискателя




Таблица 4.

Критерии и показатели оценки качества диссертации


Критерии оценки качества

диссертационного

исследования

Показатели оценки качества диссертационного

исследования

Степень новизны

исследования

  • Научное открытие

  • Целостная научная концепция

  • Новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию

  • Новая научная идея в рамках известной научной

концепции

Обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами




  • Оригинальная научная гипотеза, предполагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемы

  • Обоснование теории

  • Уточнение структуры педагогической науки

  • Введение новых понятий или изменение старых трактовок

  • Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме

  • Опровержение устаревших идей и позиций

  • Рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов

Теоретическая значимость исследования


  • Использованы все методы научного мышления при формулировке теории: анализ, синтез, обобщение и т.д.

  • Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержения, их подтверждающие или отрицающие

  • Описаны все элементы изложения теории:

  • аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы,

  • тенденции, этапы, стадии, факторы, условия

  • Сформулированы законы или закономерности,
    общая концепция и система информации в целом

  • Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию –

  • Полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области

  • Изучены связи данного явления с другими

Практическая значимость исследования

  • Очерчена сфера применения теории на практике, в области реальной жизни, где проявляются данная
    закономерность, идея, концепция

  • Создана нормативная модель проекта эффективного применения знаний в реальной действительности

  • Даны рекомендации для более высокого уровня организации деятельности

  • Определены регламентирующие нормы и требования в рамках оптимальной деятельности личности и коллектива в сфере исследования

  • Охарактеризованы соотношения стихийно-эмпирического и научного знаний

  • Научно обоснованы методические рекомендации по теме исследования




Объективность, достоверность исследования


  • Теория построена на достаточно достоверных, проверяемых данных и фактах

  • Концепция обоснована методологически и фактологически, аргументирована с позиции результатов научного поиска (эксперимента) анализа фактического материала

  • Идея получила подтверждение с использованием различных методов исследования и имеет четкую методологическую основу

  • Идея вытекает из анализа практики, опыта деятельности (обобщение передового педагогического опыта)

  • Использованы сравнения данных авторских и предшествующих, создаваемых по сходной, родственной тематике

  • Применена комплексная методика исследования, обеспечена взаимопроверяемость, сопоставляемость данных, полученных разными методами исследования

  • Применены самоанализ и самопроверка результатов исследования



(См: Тряпицына А.П., Загузов Н.И., Писарева С.А. Актуальные проблемы работы диссертационных советов по педагогике // Мир образования – образование в мире, 2002. – № ?)


Вернитесь к материалам задания 2. Проанализируйте сформулированные соискателями положения, выносимые на защиту, при помощи представленных в таблице 4 критериев и показателей.


Задание 5.6.

Завершает анализ диссертационного исследования экспертное заключение, которое готовит рецензент от выпускающей кафедры, эксперт диссертационного совета, оппонент, эксперт ВАК.

Вам тоже предстоит написать экспертное заключение по одному из авторефератов диссертации.

Собирать факты, на основе которых будет писаться заключение, помогут приведенные ниже матрицы.

Матрица 1.

Экспертное заключение о способах обоснования положений диссертационного исследования, выносимых на защиту.

Тема диссертации:

Автор:


Содержание положений, выносимых на защиту

Способы обоснования

Выводы эксперта относительно

обоснованности положений диссертации










Эксперт (ФИО)


Матрица 2.

Экспертное заключение о новизне диссертационного исследования.

  1   2




Похожие:

Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПрактическая работа для 10 класса «Возникновение Древнерусского государства» Задание
Задание: Напишите научную статью «Феодальное государство: возникновение и эволюция»
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconАнализ конфликтных ситуаций Задание
Задание. Прочитайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПамятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconЗадание 3 (№162649)
...
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconЗадание 1 Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами после номеров 1 – 7
Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами после номеров 1 – 7 так, чтобы они грамматически и лексически...
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПеред ответом на вопросы внимательно прочитайте задание на второй странице
Уважаемый участник районной дистанционной олимпиады по физике среди учащихся восьмых классов!
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconРекомендации для учащихся по выполнению задания с 2 на егэ по иностранному языку
Внимательно прочитайте задание и определите тип сочинения («аргументы за и против» или «ваше мнение»)
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconЗадание по теме «Демократия» «Демократия». 10 кл
...
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПервый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
Задание Прочитайте текст и отметьте буквой t (True) правдивые утверждения, а буквой f (False) – ложные
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПамятка «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, определенную конкретной речевой ситуацией». С 1
Внимательно прочитайте задание определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение
Задание Прочитайте статью В. М. Полонского iconПамятка «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, определенную конкретной речевой ситуацией». С 1
Внимательно прочитайте задание определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы