О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд icon

О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд



НазваниеО состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд
Дата конвертации13.10.2012
Размер134.96 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /методическая работа/-_.doc
2. /методическая работа/Trebovkosnascheniyukabinetovbashkirskogo.doc
3. /методическая работа/_______.doc
4. /методическая работа/analiz2 (1).doc
5. /методическая работа/inctruksia.doc
6. /методическая работа/metod.doc
7. /методическая работа/metod_covet.doc
8. /методическая работа/ruk_hmo.doc
9. /методическая работа/statyaMinatulaeva.doc
10. /методическая работа/~$uk_hmo.doc
Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса
К оснащению кабинетов башкирского языка и литературы
Единые требования к ведению тетрадей по родным языкам
Анализ учебно-методической работы по национальному образованию мбоу «сош №13» за 2009-2010 учебный год
Должностная инструкция руководителя школьного методического объединения учителей родных языков
Методические рекомендации и требования к кабинету родных языков
3. Обязанности и права членов методсовета школы
Документация руководителя шмо учителей родных языков
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд

О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в РД

Одним из величайших достижений гуманистической мысли прогрессивного человечества в XX веке можно считать признание абсолютной ценностью родной язык и культуру любого этноса.

В современных условиях система образования многонационального государства несет ответственность за сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории. Образование сегодня одновременно является средством обеспечения и отражением языкового и культурного разнообразия.            Статусу и роли языков на международном уровне посвящены многочисленные декларации, рекомендации и соглашения. Многие из них непосредственно касаются обсуждения вопросов обучения на родном языке. Анализ основных нормативных актов ООН, ЮНЕСКО показывает наличие широкого международного согласия относительно вопросов изучения языков и обучения на родном языке и их важности в системе образования. Языковые права этнических меньшинств в области образования реализуются через обучение в школе на родном языке, обеспечение доступа к языку более крупного сообщества и к языку национальных систем образования, а также изучение международных языков.

Анализ концептуальных, законодательных, нормативных документов РФ по образованию показывает, что государственная национальная образовательная политика направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан. Закон РФ «Об образовании» закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона.

Образовательная политика в республике определяется Концепцией развития образования РД, разработанной в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Конституции РД, Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы российского образования. В основе национально-региональной системы образования РД лежат принципы сохранения единого образовательного пространства в Российской Федерации путем организации учебного процесса на основе федерального базисного учебного плана с учетом специфики республики и преемственности развития на основе консолидации и взаимопроникновения региональных структур (дошкольное воспитание, начальное общее образование, среднее общее образование, среднее полное и специальное образование, профессиональное средне-специальное образование и т. д.).

Для Дагестана, где проживает около 30 национальностей, представляется принципиально важной реализация в учебном процессе предметов национального регионального компонента Базисного учебного плана, ибо речь идет о сохранении уникальных языков малых народов.

Родной язык и литература, будучи самостоятельными учебными дисциплинами в учебных планах образовательных учреждений РД, играют огромную роль в обучении и воспитании, формировании духовно богатой и гармонично развитой личности с высокой нравственностью, активного члена гражданского общества – носителя и творческого продолжателя культурно-духовных ценностей народа.

Таким образом, одним из основных направлений Концепции образования РД является – обеспечение права обучения и воспитания на родном языке, создание во всех ОУ (начиная с дошкольных) оптимальных условий для изучения родных языков. Многолетняя практика подвердила правильность избранной в Дагестане языковой политики в образовании с точки зрения языка обучения и языка изучения: в сельских однонациональных школах с I по IV класс языком обучения считать родной язык; с V-XI класс в однонациональных школах и с I по XI класс в школах со смешанным национальным составом учащихся – языком обучения считать русский язык. Учебный процесс в таких школах осуществляется соответственно языку обучения по дифференцированным программам и учебникам.

В настоящее время в республике работает около 4 тыс. учителей родных языков и литератур, 900 из которых являются учителями городских школ. Свыше 300 учителей родных языков имеют высшую квалификационную категорию. Среди них есть учителя, которые проявляют большую инициативу, творчество в своей работе и добиваются хороших результатов в учебно-воспитательной работе.

В последние годы Министерством образования и науки РД, подведомственными учреждениями, органами управления образованием районов и городов оптимизирована работа по повышению уровня обучения школьников родным языкам в общеобразовательных учреждениях РД. Предприняты серьезные меры по улучшению состояния преподавания родных языков и литератур в общеобразовательных учреждениях РД. В целях совершенствования изучения родных языков в ОУ МОН РД издан приказ от 17.09.07г. № 892 «О мерах по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных учреждениях РД». Предусмотренные этим приказом меры и выполняются в настоящее время. Это:

- усиление контроля за преподаванием и уровнем знаний учащихся по родным языкам;

- дополнение списка учебных дисциплин, обязательных для проверки при проведении государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, предметом «Родной язык»;

- проведение инспекционных проверок управлений образованием и образовательных учреждений в части создания условий и организации преподавания родных языков;

- активизация работы Экспертного совета в целях обеспечения учебно-методической базы преподавания предметов национально-регионального компонента;

- проведение республиканских предметных олимпиад по родным языкам и литературам;

- организация с 2007-2008 учебного года и проведение республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка»;

- формирование примерных учебных планов общеобразовательных учреждений РД, опираясь на накопленный опыт, высказываемые педагогами замечания и предложения;

- повышение эффективности и качества курсов повышения квалификации учителей родных языков и литератур;

- активизация работы по изучению, обобщению и распространению опыта лучших учителей родных языков, уделяя при этом использованию инновационных методов преподавания, достижению высокого уровня знаний учащихся, успехов во внеклассной работе по предмету;

- обеспечение организационной и методической помощи в подготовке и проведении школьных, городских, районных, республиканских олимпиад школьников по родным языкам и литературам.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что одним из приоритетных направлений образовательной политики МОН РД является повышение роли национальных языков в организации образовательного процесса, утверждение языковых приоритетов образования в обществе.

В целях реализации национально-регионального компонента, в частности, исполнения законодательства РФ в области образования, в части создания условий и организации преподавания родных языков Министерством образования и науки РД предпринят ряд мер.

В первую очередь они касаются разработки и утверждения Примерных учебных планов, учитывающих особенности двух типов общеобразовательных учреждений с однонациональным и многонациональным составом учащихся (приказ МО РФ от 9.07.2008г. № 734).

Вторым важнейшим направлением реализации НРК является разработка и издание учебников родных языков и литературы на 11 языках народов Дагестана для сельских школ, на 6 языках для городских школ. В 2008 году уже вышли в свет 430 тысяч экземпляров на 11 языках народов Дагестана. В частности, изданы иллюстрированные буквари высокого полиграфического качества на аварском, агульском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, рутульском, русском, табасаранском, татском и цахурском языках. Учебные пособия на азербайджанском, ногайском и чеченском языках мы ввозим из соседних республик.

    Третье направление – работа с педагогическими кадрами. В целях решения этой проблемы создана рабочая группа по разработке Республиканской программы по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, заключаются договоры между МОН РД и ДГУ, ДГПУ о совместной деятельности по подготовке педкадров.

Педагогические колледжи ежегодно выпускают свыше 900 специалистов для работы в начальных классах, в том числе и с преподаванием на родном языке, а также около 100 преподавателей родных языков и литературы.

Не менее важным направлением реализации национально-регионального компонента является систематическое повышение квалификации учителей родных языков и литератур. ДИПКПК ежегодно проводит курсы повышения квалификации около 400 учителей.

Кафедра родных языков и литератур вышеназванного института активно осуществляет исследование путей повышения эффективности преподавания родных языков и литератур, куда входит решение следующих задач:

- определение содержания, форм методической работы, принципов и программ подготовки преподавателей к работе со стандартами образования;

- изучение новых теоретических идей, педагогических новаций, передовой школьной практики для дальнейшего совершенствования содержания образовательно-воспитательного процесса;

- определение содержания методической учебы учителей и руководителей образовательных структур с учетом диагностики трудностей, с которыми они сталкиваются в практической работе;

- изучение состояния преподавания родных языков и качества знаний учащихся в школах РД, оказание методической помощи учителям родных языков и литератур;

- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и новых педагогических технологий;

- разработка учебно-методической базы по родным языкам и литературам.

Решению архиважной задачи - улучшению качества преподавания, росту профессиональных компетенций специалистов, формированию и развитию инновационного потенциала учителя - полностью подчинена новая модульно-рейтинговая система повышения квалификации учителей родных языков и литератур, которая повлекла переход системы ПК на более содержательные и мобильные программы и технологии обучения.

Модульное построение программы позволяет педагогу выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и добиться более высокой результативности в повышении квалификации. Модули размещены в интернете на сайте института (…..), создан депозитарий программ и программных модулей повышения квалификации, предоставляющий возможность специалистам дистанционно повышать свою профессиональную квалификацию.

Продолжается работа по обогащению институтского сайта информацией, необходимой для профессионального развития учителей родных языков и литератур: материалами по обобщению опыта, в том числе и фото и видеоматериалами, открытыми уроками, внеклассными мероприятиями, а также объявлениями о предстоящих семинарах, конференциях, конкурсах и т. д.

Практические занятия на базе школ-лидеров постепенно становятся доминирующей формой проведения курсов повышения квалификации. Почти на всех курсах ПК посещаются открытые уроки в базовых школах, осуществляется обмен опытом, что, по словам самих же слушателей, плодотворно сказывается на процессе дальнейшего преподавания предмета.

Анализ качества знаний учащихся по родным языкам свидетельствуют, что учителя многих школ не владеют в должной мере методикой обучения школьников родным языкам. Сегодня нужны учителя, способные работать по новым образовательным технологиям обучения для достижения высокого уровня знаний учащихся. В связи с такой потребностью образовательной системы кафедрой уже 2 год продолжается работа по теме «Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения родному языку и литературе в школе». В учебный план курсов включены занятия по образовательно-педагогическим технологиям языка и литературы и более того на курсах наглядно демонстрируется использование ИКТ на практике, на уроках родного языка и литературы. Проводятся открытые уроки с использованием Интернет ресурсов и интерактивной доски, организуются просмотры мастер-классов творчески работающих учителей и победителей конкурса ПНПО и «Лучший учитель родного языка ».

Небходимо отметить активизацию работы кафедры по обеспечению учебно и научно-методической базы образовательного процесса по родным языкам литературам, что является важным условием для дальнейшего совершенствования и качественного улучшения преподавания предметов. За последние годы преподаватели издали и довели до учителей и учащихся несколько учебных пособий, которые используются на курсах, на уроках, во внеклассной работе. Среди них:, «Тесты по лезгинскому языку для 5-9 классов», «Тесты по лезгинскому языку для 10-11 классов», «Тематические словари» на 6 языках, «Методика изучения лирических произведений на уроках даргинской литературы»).

Для пропаганды передовых идей в области образования и распространения педагогического опыта лучших учителей родных языков за последние 2 года изучены и обобщены 12 опытов работы.

В целях совершествования научно-методического уровня преподавателей и качества знаний учащихся по родным языкам и литературам под руководством МОН РД кафедрой родных языков и литератур ДИПКПК проведены республиканские НПК: в феврале 2010 г. - «Актуальные проблемы изучения и преподавания родных языков и литератур в образовательных учреждениях РД», приуроченная к Международному дню родного языка и в ноябре - «Наследие Й. Казака в контексте диалога культур», посвященная 180-летию со дня рождения дагестанского классика, результаты которых широко используются для повышения эффективности курсов ПК специалистов и создания учебно-методической базы.

Таким образом, с уверенностью можно констатировать тот факт, что в преподавании родных языков наблюдается тенденция качественного обновления содержания образования и подготовки квалификации кадров, отвечающих требованиям глубокой специализации.


Определенная работа проводится по повышению статуса родных языков, усилению интереса учащихся к родным языкам, повышению их качества знаний, а также поддержке творчески работающих специалистов. Учащиеся образовательных учреждений имеют возможность принять участие в ежегодных районных, городских, республиканских смотрах художественной самодеятельности «Очаг, мой Дагестан», в рамках которых существует номинация «Исполнение песни на родном языке», в конкурсе на лучшего чтеца стихотворения на родном языке, а учителя - в конкурсе «Лучший учитель родного языка», который способствует созданию условий для профессионального роста педагогических кадров и дальнейшему совершенствованию практики и выявлению, поощрению творчески работающих работников образования и пропаганде, распространению позитивного педагогического опыта.

Определенное влияние на повышение престижа родных языков оказывают олимпиады по родным языкам и литературам, количество участников которых увеличивается с каждым годом. Если в 2007-2008 учебном году было 385 участников, в 2008-2009 учебном году – 511, то в 2009-2010 учебном году их стало уже 556 человек.

Проведение олимпиады направлено на повышение качества подготовки учащихся, стимулирование новаторского подхода педагогических работников к преподаванию родных языков и литератур, формирование национальной интеллектуальной элиты, повышение мотивации учащихся в изучении образовательной области «Родной язык и литература», предоставление возможности для самореализации и развития способностей учащихся. Очевиден тот факт, что сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, районе, городе, республике и уровень профессиональной компетентности учителя.

К тому же олимпиада как одна из наиболее массовых форм внеурочной работы по родному языку и литературе помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах республиканского уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Следовательно, должен быть усилен контроль со стороны райуправлениями обра­зованием и руководства школ за работой учителей с детьми повышенного интеллекта, с такими детьми должна проводиться индивидуальная, дифференцированная работа по индивидуальному учебному плану.

Методические рекомендации к олимпиадным заданиям, впервые разработанные в прошлом уч. году, способствовали устранению главной причины неуспешности участников олимпиады – разрыва в требованиях к олимпиадным заданиям первого (школьного), второго (районного - городского) и третьего (республиканского) этапов Всероссий­ской олимпиады школьников как по уровню сложности, так и объему зада­ний.

В перспективе запланировано создание республиканской системы очной, заочной и дистанционной подготовки школьников и педагогов, используя сетевые взаимодействия. Вместе с тем для организации всего комплекса олимпиадных мероприятий уже создана информационная среда.

В целом, в Республике Дагестан созданы благоприятные условия развития и расцвета национальных культур.

По переписи 2002г., в Дагестане проживают представители 28 языков. В школах республики изучается 14 родных языков. В вузах Дагестана открыты аварские, даргинские, кумыкские, лезгинские, табасаранские, лакские, ногайские, азербайджанские, агульские, рутульские, цахурские отделения. Газеты и журналы выходят на 13 языках. В республике 7 национальных театров и 1 филармония, функционирует национальная библиотека им. Р.Гамзатова.

По нашим наблюдениям, перспективы языков народов Дагестана – дальнейшее их развитие. Налицо существенный рост научного потенциала в вузах, ДНЦ РАН, в педколледжах, НИИ, за рубежом изучаются наши языки. Сегодня разрабатываются научные грамматики, составляются словари, изучаются бесписьменные языки. Улучшается содержание учебного материала для школ, педколледжей и вузов. Появились и появляются новые поколения учебников, учебных пособий, дидактических материалов, даже мультфильмы на родных языках.

Вместе с тем, несмотря на предпринятые в последние годы МОН РД серьезные меры по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных учреждениях РД и коренному изменению отношения к ним, все же в изучении и преподавании родных языков продолжают существовать ряд нерешенных вопросов, особенно в городских школах. Во многих из них изучение родных языков заканчивается стихийно к 8-9 классам, а в некоторых - в начальных классах; занятия проводятся вне расписания; а аттестаты не выставляются оценки; не выделяются помещения под кабинеты; учителя с трудом проходят курсы ПК.

Состояние преподавания, уровень знаний учащихся по родным языкам и литературам не соответствуют требованиям Госстандартов и учебных программ. Это во многом объясняется такими факторами, как малое количество часов в неделю на изучение родного языка и литературы, нехватка учебников, недостаточное обеспечение ОУ учебно-методической литературой, наглядными пособиями, ТСО и художественной литературой на родных языках для внеклассного чтения. Ситуация усугубляется нехваткой специалистов по многим языкам, особенно, в городских школах.

В сельских школах, которые занимаются по первому учебному плану, такого негатива нет. Однако в последнее время в некоторых сельских школах наблюдается переход от первого учебного плана ко второму, что не может не вызвать тревогу, связанную с будущим родных языков.

Недостаточен внутришкольный и инспекторский контроль за состоянием обучения учащихся по родным языкам и литературам. Невысок интеллектуальный и инновационный потенциал специалистов.

Именно поэтому необходимо сплоченно и систематически работать в этом направлении, обеспечивая конструктивное взаимодействие цепи звеньев «школа – органы УО – ДИПКПК – МОН РД» и тем самым содействовать сохранению и развитию многоязычия Дагестана, в частности, в системе образования. Ибо языки являются самым эффективным средством сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.

Самое главное, все меры, предпринимаемые МОН РД, муниципальными органами управления образования, всеми общеобразовательными учреждениям для популяризации родных языков, должны способствовать не только повышению качества образования и обновлению его содержания, но и более глубокому пониманию лингвистических и национально-культурных традиций народов Дагестана, укреплению солидарности, основанной на взаимопонимании, толерантности и диалоге.





Похожие:

О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconОбучение на родных языка (данные в %) Изучение родных языков (данные в %)
В общеобразовательных учреждениях особое внимание уделяется созданию условий для национального возрождения народных традиций, изучению...
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconДокументация руководителя шмо учителей родных языков
Должностная инструкция руководителя школьного методического объединения учителей родных языков
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconСочинение по заданной теме; викторина; перевод текста
В соответствии с приказом отдела образования №316 от 14 декабря 2012 года, в целях выявления одаренных детей и повышения престижа...
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconПлан работы рмо учителей родных языков и истории и культуры Башкортостана муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан на 2012-2013 учебный год
Методическая тема: Повышение качества знаний на основе внедрения инновационных технологий
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconПлан работы рмо учителей родных языков и истории и культуры Башкортостана муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан на 2011-2012 учебный год
Методическая тема: Повышение качества знаний на основе внедрения инновационных технологий
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconПлан работы методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год
Тема: «Совершенствование и повышение качества преподавания иностранных языков в процессе модернизации образования»
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconИнформация о состоянии преподавания предмета «Казахского языка» в гу «Пешковская сш» оофр» за 2010 / 2011 учебный год
Предмету,лингвистическое и литературное развитие учащихся; выявление факторов, обуславливающих повышение и понижение качества оброзования...
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconО мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области»
В целях реализации Закона Ульяновской области от 02. 11. 2011 №180-зо «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в...
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconСведения по изучению в школах родных языков кмнс, национальной культуры, искусства, спорта по состоянию на 01. 01. 2011г

О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconНациональное образование. Организация преподавания родных языков в 2010-2011 учебном году
В 2010-2011 учебном году в двух школах обучаются на башкирском языке 82 ученика, что составляет 51,57 от общего количества учащихся...
О состоянии и мерах по улучшению качества преподавания родных языков и литератур в рд iconПубличный доклад «О состоянии и результатах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения Горловская средняя общеобразовательная школа»
Доклад призван способствовать улучшению качества информирования всех заинтересованных в работе школы сторон, повышению их взаимопонимания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы