Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе icon

Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе



НазваниеРоль и место педагогического совета в воспитательном процессе
Дата конвертации21.12.2012
Размер114.64 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Педсоветы/1. Rol i mesto pedsoveta.doc
2. /Педсоветы/2. Formi pedsoveta.doc
3. /Педсоветы/3. Scenarii pedsoveta.doc
4. /Педсоветы/Oglavlenie.doc
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе
Белая К. Ю. Педсовет-деловая игра
Сценарии педагогических советов (Белая К. Ю.) Предлагаем вам несколько сценариев педагогических советов, составленных слушателями модульных курсов «Система методической работы в доу»
Содержание роль и место педагогического совета в воспитательном процессе

Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе

(Белая К.Ю.)


Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения.

Организация деятельности педсовета предполагает активное участие всех членов коллектива в обсуждении вопросов повестки дня. Именно поэтому педсовет является коллективным органом управления ДОУ.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются решения для их устранения, идет обмен опытом.

В последнем разделе повестки дня в рубрике «разное» могут рассматриваться проблемы трудового этикета и распорядка работы, санитарного состояния помещений, разрешения конфликтных ситуаций, поощрения или взыскания, различной информации и др. Таким образом, на педсовете затрагиваются вопросы, связанные с работой всего коллектива.

Тематика педагогических советов обозначается в годовом плане дошкольного учреждения. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей.

Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.


Условное разделение педагогических советов


По формам организации


  1. Традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проведенный с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним.

  2. Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов. В его ходе председатель может предложить участникам, например, решить кроссворд или ситуативную задачу по теме педсовета либо применить метод «игрового моделирования».

  3. Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.


По видам


  1. Тематический, посвященный одной из годовых задач коллектива.

  2. Итоговый, определяющий результаты работы за полугодие или год.

Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы конкретным людям и ограничены сроками.

В какой бы форме ни проводился педсовет — решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах, к оформлению которых предъявляются определенные требования.

Часто задается вопрос: «Сколько решений должно приниматься на каждом педсовете?» А ответ очевиден: все зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Заключительное слово — важнейший этап работы педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, в характере их рассмотрения, в поведении педагогов на собрании, в отношении к нему проявляется уровень руководства ДОУ.


В детских садах на педагогических советах ведутся протоколы. Это — обязательная отчетная документация, и к ее оформлению предъявляется ряд определенных требований.

Книга протоколов педагогических советов пронумеровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью дошкольного образовательного учреждения. В ней фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и отсутствующие. Повестка дня пишется подробно, а затем кратко излагается ход обсуждения, предложения и замечания участников и решения по каждому из вопросов. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, каждому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников. Необходимо досконально проанализировать свою деятельность, чтобы прийти на заседание с соответствующими вы­водами (что в работе с детьми не удается, почему, как выявленные недостатки можно исправить и т.д.).

Старший воспитатель и заведующий помогают педагогам сравнить результаты анализа знаний, умений и навыков детей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе. Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую карту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше показать методику выявления знаний, умений и навыков детей. Возможны и взаимопроверки воспитателей, где каждый анализирует состояние дел у своего коллеги.

Заведующий и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: регламент, повестку. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по обсуждаемой тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми).

Воспитателям предлагаются задания, которые помогут подготовиться к заседанию. Например: «Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно разделив всех на три подгруппы:

  • с устойчивыми навыками;

  • с частично сформированными, но неустойчивыми;

  • с полным отсутствием тех или иных навыков.

Перечислите причины такого разного уровня и предложите систему работы с детьми второй и третьей подгрупп».

Еще одно задание: «Обходя с детьми помещение для игр, предложите им назвать и показать любимые предметы. Подумайте, что осталось без внимания, почему? Как пробудить у них интерес к тому или иному виду деятельности? Насколько рационально обору­дование в вашей группе?»

Подобные задания помогут создать на педагогическом совете обстановку для творчества, поиска истины.

Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки. Поэтому ушли в прошлое скучные, заранее подготовленные доклады, которые лучше включать в другие формы работы, например теоретический семинар.

Можно подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оценить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые актуальные, которые и будут включены в повестку дня педагогического совета.

Для этого составляется таблица, которая помогает определить приоритетные темы на весь учебный год (табл. 1). Однако нужно помнить, что проблемы воспитания, так же как и развития, обуче­ния, должны обсуждаться в равной степени на каждом педсовете.


Таблица 1


Перечень вопросов к обсуждению на педсовете

Очень интересно


3

Интересно и актуально


3

Не возражаю


3

Не интересно и не актуально


1

Возражаю


0

Баллы




















После определения темы рекомендуется создать рабочую группу, которая продумает форму педсовета, организует помещения, составит список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Здесь важно представить и опыт работы, и публикации, и методический материал. Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за 2—3 недели до проведения педсовета.


Советуем руководителям хотя бы один раз в пять лет проводить в своем учреждении тематический педсовет «Самообразование основа успешной работы». В его повестку можно включить не только отчеты воспитателей по самообразованию, но и советы по организации, работе с литературой, внедрению опыта коллег. Важно связать самообразование с аттестацией педагогов.

С помощью таблицы 2 можно выделить признаки, отличающие успешно подготовленный и проведенный педсовет.

Таблица 2


п/п

Признаки успешного проведения педсоветов

Комментарии

Оценка

1

Актуальность темы







2

Связь между темами в течение года







3

Подготовка к педсовету







4

Содержание основного доклада







5

Содержание выступлений педагогов







6

Отношение педагогов к обсуждаемым проблемам (внимание, реплики, вопросы)







7

Заключительное слово руководителя







8

Оценка организационных моментов, актуальность и действенность принятых решений








Ежегодно в каждом коллективе проводится педсовет по теме «Подведение итогов работы за год». Его подготовке следует уделять серьезное внимание, чтобы все сотрудники включались в анализ достигнутых успехов и неудач.

Подготовка заключительного педсовета начинается задолго до его проведения, поскольку нужно проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год. Механизм анализа может быть разным: самоанализ результатов деятельности воспитателями, специалистами; выборочная диагностика; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей. Желательно обеспечить участие в подготовке и проведении педсовета каждого педагога, специалиста.

Все материалы обрабатываются, систематизируются и могут быть оформлены как итоговая справка к сообщению на педсовете. Она же составляет первую часть будущего плана работы на следующий учебный год, поэтому многие данные для наглядности лучше объединить в таблицы.

Анализ конечных результатов прошедшего года может включать следующие разделы.

  1. Состояние здоровья воспитанников:

  • заболеваемость детей и сотрудников в течение года;

  • суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы;

  • результаты физкультурно-оздоровительной работы, закаливания;

  • организация рационального питания и др.

Далее приводятся общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

  1. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития детей и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

  2. Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы (результаты диагностики их развития); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1—3 классы. Общие выводы и резервы повышения эффективности данной работы.

  3. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; их заявки на методическую помощь в следующем году (по карте педагогического мастерства); систему методической работы в ДОУ; научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

  4. Система работы с родителями (по результатам анкетирования); выполнение планов совместной деятельности ДОУ и школы; результаты сотрудничества с другими организациями. Общие выводы.

  5. Итоги административно-хозяйственной работы; оценка материально-технического обеспечения и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Можно использовать «Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (М., 1996. С. 82).


Накануне заседания можно предложить специальную анкету.

  1. Какие положительные стороны в работе нашего детского сада вы отмечаете?

  2. В чем заключаются отрицательные явления? Как, по-вашему, их можно изменить?

  3. Какие проблемы необходимо включить в план работы на следующий учебный год?

  4. В подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие?

  5. Какую тему самообразования вы намерены освоить в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?

Родителей можно привлечь к оценке работы педагогического коллектива также через анкетирование, использовав в нем первые два вопроса, приведенные выше. Попробуйте сравнить, как ответили на них педагоги и родители.

Важную роль в подготовке и проведении итогового педсовета сыграет оформление выставки (например, «Как мы прожили этот учебный год»), на которой можно представить фотографии интересных моментов из жизни детского сада.

На таком педсовете руководители получают полное представление о проблемах и путях их решения. Конструктивное и деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование с педагогами, специалистами. Это поможет сформулировать проект решения, который будет корректироваться в ходе педсовета.


Порядок проведения педсоветов:


  1. сентябрь – октябрь (1 неделя) – тематический педсовет по I годовой задаче;

  2. декабрь-январь – итоговый педсовет (итоги работы за I полугодие);

  3. февраль-март – тематический педсовет по II годовой задаче;

  4. май-июнь – итоговый педсовет (итоги работы за год, о плане работы на летний период)




Похожие:

Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconТемы самообразования классных руководителей
Методы и приемы педагогического общения в современном учебно-воспитательном процессе
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconПрограмма развития информатизации муниципального общеобразовательного учреждения
Повышение квалификации педагогического коллектива и учащихся в области использования икт в учебно–воспитательном процессе
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение "Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени В. Н. Ролдугина"
Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей...
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconПрограмма «Семья и школа: грани сотрудничества» Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы
Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родите­лей...
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconРуководство деятельностью Педагогического совета осуществляет его председатель. Председателем Педагогического совета является директор школы, он назначает своем приказом секретаря Педагогического совета
Создание в школе атмосферы творческого сотрудничества в педагогическом поиске учителей, учащихся, родителей
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconВоспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы Классные руководители
При создании концепции воспитательной системы класса необходимо учитывать: интересы, способности, потребности школьников; возможности,...
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе icon«Современные образовательные технологии и их значение в учебно – воспитательном процессе»
Раскрыть сущность понятия педагогическая технология и его практическое применение в учебном процессе
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconУроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. В. А. Сухомлинский
«Внеклассная работа по предмету: её роль, цель и содержание в учебно- воспитательном процессе»
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconКомпетенции педагогического совета
В состав педагогического совета по должности входят педагогические работники бюджетного учреждения, заведующий бюджетным учреждением,...
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconПротокол №1 заседания педагогического совета
Охватывает: воспитание в процессе обучения
Роль и место педагогического совета в воспитательном процессе iconАналитический отчёт педагога-психолога моу сош №2р п. Дергачи
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы