|
![]() областного тура олимпиады по окружающему миру для выпускных классов начальной школы (2002/2003 учебный год) Задание 1 Выберите правильный ответ и обведите кружком соответствующую букву. 1. Какие грибы появляются ранней весной? А Маслята Б. Сыроежки В. Строчки Г. Опята 2. Какого обитателя водоемов называют санитаром? A. Бобра Б. Щуку B. Карася Г. Ондатру 3. Что представляет собой банановое дерево? A. Высокое дерево Б. Кустарник B. Трава 4. Днем похожа на тростник, По ночам ревет как бык. А Сова Б. Выпь В. Филин Г. Кулик 5. Какая рыба вьет гнездо? A. Карп Б. Колюшка B. Карась Г. Камбала 6. Когда Земля находится ближе к Солнцу? A. Летом Б. Зимой B. Весной Г. Осенью 7. О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»? A. Газ Б. Нефть B. Каменный уголь 8. Какое полезное ископаемое заставляет нас сколь- зить на мокрой тропинке? A. Слюда Б. Вода B. Нефть 9. Является ли стебель частью побега? A. Да Б. Никогда B. Иногда 10. Клубень картофеля — это... A. ... стебель Б. ... корень B. ... плод 11. Где дом названных ниже животных? (Соедините стрелками.) A. Городской усач деревья Б. Перловица B. Кивсяк Г. Канюк трава Д Вяхирь Е. Веретеница ломкая Ж. Актиния вода 3. Стерх И. Голубянка К. Златоглазка Л. Медведка почва М. Тритон Задание 2 Решите экологическую задачу. 1. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки красавицы, а самец серый, невзрачный. ![]() ________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Б. Ель, кедровка, соболь, брусника, сыроежка. ________________________________________________________________________________________________ В. Сосна, пушица, вех ядовитый, борец, ондатра . 2. Прутья тальника обглоданы с одной стороны, весной они оживут. А кора самого крупного ствола объедена вкруговую. Эта талина засохнет. Почему заяц «рубит сук на котором сидит»? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Иногда стрекозы залетают далеко от водоема на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоема эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Зайцы и кролики — близкие родственники. Однако их детишки сильно разнятся. Чем и почему? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4 Найдите и подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не подходит к ключевому A. Низменность, возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф. Б. Склон, возвышенность, подошва, холм, вершина. B. Запад, горизонт, север, масштаб, юг, восток. Задание 5 Ответьте на вопросы.
_________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________ 5. Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось. Что это за растение, и зачем ему такая «защита»? ________________________________________________ Задание 6 Отгадайте ребус. ![]() Задание 3 Из трех предлагаемых списков выберите один, в котором находятся организмы из одного сообщества. Назовите это сообщество. А. Сосна, клест-сосновик, брусника, кубышка _. ![]() ![]() _______________________________________________ Задание 7 Узнайте лекарственное растение по описанию. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток. ________________________________________________ 2.В лесной чаще пробирался клещ. Вот он взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на ее конце в ловчей позе — четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе. _______________________________________________________ 3. Божья коровка сосредоточенно грызла молодой побег. Синица заметила жука и запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела на ближайший черно-красный цветок и стала невидимой для врага. _____________________________________________________ Задание 8 Подчеркните названия насекомых. Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка. ![]() Объясните поговорку «Где щуки нет, там ёрш — хозяин». ________________________________________________ Задание 10 Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе (подчеркните и дайте правильный ответ).
________________________________________________________________________________________ |