Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей icon

Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей



НазваниеЦель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей
Л.М.Зелениной
Дата конвертации30.01.2013
Размер146.74 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
1. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/4 классПоясн записка по русскому языкуРамзаева.doc
2. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/Рабочая программа по математике.doc
3. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/Рабочая программа по окружающему миру..doc
4. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/Рабочая программа по труду.doc
5. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/Темат план по русскому тематическое Зеленина.doc
6. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/Тематическое планирование планирование 4 класс..doc
7. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/рабочая прграмма по изо.doc
8. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/рабочая программа по литер. чтению.doc
9. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/рабочая программа по наглядной геометрии.doc
10. /Рабочая программа 4 класс УМК Школа России/рабочая программа по рус. яз.Зеленина.doc
Цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи
Учебник «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова, С. И. Волкова 4 кл. (1и 2 часть) /Москва «Просвещение»
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей
Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Основные задачи
П/п № Наименование разделов и тем
П/п № Наименование разделов и тем
Программа для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2008 г
Учебник: «Родная речь» 1и2 ч. 4класс. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова /Москва «Просвещение»
Пояснительная записка. Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» разработана на основе авторской программы Т. В. Жильцовой, А. А. Обуховой /Москва «вако», 2004г
Учебник «Русский язык» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 4кл.(1и 2 часть). /М. «Просвещение»

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./ и авторской программой А. А. Плешакова «Окружающий мир», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ/М.: Просвещение, 2008г.

УМК «Школа России».

Учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса (1-4). А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова./ М.: Просвещение, 2009г.


Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю­щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов­ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведе­ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле­ние подготовки к изучению естественнонаучных и общест­воведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправлен­но создаются условия для развития у учащихся познаватель­ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо­собностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв­лений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул­ки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо­гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы, работы в парах, группах. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение

- практических занятий – 19 часов,

- экскурсий – 4 часа.

Программа предусматривает проведение следующих видов контроля:

- тестовые работы,

- фронтальные опросы,

- блиц-опросы,

- словарные и графические диктанты,

- самостоятельные работы (сообщения, работа по карточкам).


Учебно-тематический план.

4 класс (68 ч)




Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

самостоятельные

работы

практичес-кие

работы

1

Земля и человечество

10




5

3

2

Природа России

10




8

8

3

Родной край – часть большой страны

14

3

8




4

Страницы всемирной истории

5




2

6

5

Страницы истории Отечества

20

1

8

2

6

Современная Россия

9




2






Итого


68

4

33

19



Содержание тем учебного курса.

Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. Д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, луга, пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательности родного края.

Практические работы: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия.

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.


Требования к уровню подготовки учащихся

Земля и человечество.

Знать:

- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;

- способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта.

Природа России.

Знать:

- природные зоны России;

- некоторые современные экологические проблемы.

Уметь:

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины отрицательных изменений в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;

- владеть элементарными приёмами чтения географической карты.

Родной край – часть большой страны.

Знать:

- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества.

Уметь:

- различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой природоведческой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Страницы всемирной истории.

Знать:

- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории;

- особенности исторической карты;

- исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время.

Уметь:

- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

Страницы истории Отечества.

Знать:

- важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Уметь:

- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

- владеть элементарными приёмами чтения исторической карты.

Современная Россия.

Знать:

- государственную символику и государственные праздники современной России;

- что такое Конституция;

- основные права ребёнка.

Уметь:

- приводить примеры народов России;

- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса (1-4). А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова./ М.: Просвещение, 2008г.

  3. Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

  4. Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО

  5. DVD-диск «Астрономия для детей» (диск 1)

  6. DVD-диск «Самые умные вопросы по географии» (диск 2)

  7. DVD-диск «Самые умные вопросы по истории» (диск 3)

  8. DVD-диск «Хочу все знать» (диск 4)

  9. DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 5)

  10. Карты: физическая, карта природных зон, Новосибирской области, исторические.

  11. Коллекции гербариев.

  12. Коллекции полезных ископаемых.

  13. Ресурсы интернета.



Список литературы



Литература для учащихся:

  • Основная:

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2007

  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2007

  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 4 класс. – М.: Вита Пресс, 2007

  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004




  • Дополнительная:

  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005


Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

  2. Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

  3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

  4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

  5. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

  6. Ресурсы интернета.

  7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997

  8. Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО

  9. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004




Похожие:

Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconЦель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Задачи курса
Рассмотрено Согласовано Утверждена приказом на педагогическом Заместитель директора по увр директора школы совете школы Гололобова...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconЦель: воспитание эколочически грамотного,социально активного школьника,ответветственного за состояние окружающей среды,бережно относящегося к богатствам природы

Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconАдаптация человека к окружающей среде
Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconНа 2012-2013 учебный год в моу «сош с. Малый Узень»
Цель: воспитание социально – адаптированного человека, т е человека, приспособленного к требованиям времени
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconОриентацию помещения относительно частей света
Дом – это взаимоотношения человека и среды интерьера и экстерьера, человека и вещей. Цветовое оформление домашней среды обитания...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconПлан воспитательной работы 11 класса моу «сош с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области» Классный руководитель : Кочнева Ольга Александровна 2011- 2012 учебный год
Цель воспитания: воспитание человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации; воспитание...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconУрок №33. Тема: Отряд Воробьинообразные: биологические особенности, многообразие
Цель: расширить представление учащихся о многообразии птиц: отряды воробьиных; показать их приспособленность к среде обитания и образу...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconПлан воспитательной работы моу «Бегуницкая сош» Волосовского района Ленинградской области на 2012 2013 учебный год
Цель: воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям современного общества
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconОтчет по практической работе
Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей iconЛичностные результаты
Надлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;...
Цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей icon1. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
В изменение среды обитания организмов г приспособленность организмов к среде обитания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы